Зона ближайшего и актуального развития

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

3113

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1791

Соображения по вакцинации

1706

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

1573

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1346

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1329

«Мир пошёл под нож?

1244

Марафон по 6 приоритетам

1234

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1158

Надо ли жалеть Авериных?

1045

Наша колея в Афганистане

1038

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1036

За кем придут из министерства правды?

878

Взращивание совести по собственной воле

872

Почему столицу переносят в Сибирь?

868

Как повторить экономический скачок 1929-1955 годов? Анализ стратегии

857

Бегущие янки и демократия у нас

851

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

838

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

806

Страна обломовых

773

Кто внушает русофобию Европе. Пламен Пасков

769

Зазнобинские чтения 2-5 сентября 2021

735

Способы в общении

На каждом этапе жизни дошкольнику под силу самому справиться с поставленными задачами, входящими в круг актуального саморазвития. Но всё, что остаётся за гранью этого круга, приходится получать из уровня ближайшего развития.

Если не брать во внимание интерсубъективность, у каждого малыша своя особенность в обучении: кому-то достаточно подсказать и он быстро сообразит, но есть те, кто нуждается в подробном разъяснении материала. На примерах можно рассмотреть разные по масштабности зоны ближайшего саморазвития.. Известно пять форм взаимодействия:

Известно пять форм взаимодействия:

  1. Позиция отстранённости. Помощь наставника незначительна. Учитель может начать действие, а малыш продолжить и завершить.
  2. Равное взаимодействие. Сущность идеи в том, чтобы работать с малышом, но не выполнять совместно с ним задание, а делать параллельно те же действия. Методике характерна соревновательная роль.
  3. Взаимодействие «снизу». Педагог помогает с помощью наводящих вопросов, подсказок. Таким образом, ребёнок приходит к осознанию своих ошибок.
  4. Наставления «сверху». На взрослого полностью ложится обязанность учителя: пояснение материала, предложение способов решения задач.
  5. Совместная работа. Ребёнок и учитель выполняют задание вместе.

Зона ближайшего развития по Выготскому

Концепция зоны ближайшего развития была разработана советским психологом и социальным конструктивистом Львом Выготским. Она была определена как разница между фактическим уровнем развития, определяемым умением независимо решать проблемы, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками.

Выготский считал, что когда ученик находится в зоне ближайшего развития для конкретной задачи, оказание соответствующей помощи даст ему достаточный толчок для её выполнения

Чтобы помочь человеку пройти через зону ближайшего развития, преподавателям рекомендуется сосредоточить внимание на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:

  1. Присутствие кого-то со знаниями и навыками, превышающими знания и навыки ученика.
  2. Социальное взаимодействие с опытным наставником, которое позволяет учащемуся наблюдать, перенимать и практиковать новые навыки.
  3. Вспомогательные мероприятия, организуемые преподавателем или более компетентным коллегой для поддержки обучаемого.

Более осведомленным или опытным человеком часто бывает родитель, учитель или другой взрослый, но это не всегда так. Иногда помочь могут и ровесники с более обширными знаниями. Тем более, в определенные периоды жизни ребенок может даже больше смотреть на сверстников, чем на взрослых. Подростковые годы, когда формирование идентичности и приспособляемость так важны, — лишь один из примеров. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как вести себя и как одеваться. Да и сам Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является неотъемлемой частью процесса обучения. Для того чтобы дети осваивали новые навыки, он предлагал объединять более компетентных учеников с менее компетентными для обмена знаниями и взаимопомощи.

Взгляды Выготского на когнитивное развитие можно сгруппировать в четыре основных момента:

  1. Отношения между учеником и учителем имеют центральное значение для обучения.
  2. Общество и культура влияют на отношение учащегося к обучению и образованию.
  3. Язык является основным инструментом, используемым в развитии и обучении детей, включая передачу социокультурных влияний.
  4. Студенты получают большую пользу от программ, которые возглавляются другими студентами, поскольку они могут использовать социальное взаимодействие для достижения своего потенциального уровня развития.

Определение

Когда у них есть руководство и поддержка, учащиеся могут выполнить задачу, которую не могут выполнить сами. Тем не менее, учащиеся могут потерпеть неудачу, даже если будет оказана поддержка, когда задача полностью когнитивно невыполнима.

Со времени первоначальной концепции Выготского определение зоны ближайшего развития было расширено и изменено. Зона ближайшего развития — это область обучения, которая возникает, когда человеку помогает учитель или сверстник с более высоким набором навыков. Человек, изучающий набор навыков, не может завершить его без помощи учителя или сверстника. Затем учитель помогает ученику овладеть навыком, который ученик пытается освоить, до тех пор, пока учитель больше не будет нужен для этой задачи.

Любая функция в зоне ближайшего развития созревает в определенном внутреннем контексте, который включает не только фактический уровень функции, но и то, насколько ребенок восприимчив к типам помощи, последовательность, в которой эти типы помощи предлагаются, гибкость или жесткость ранее сформированные стереотипы о том, насколько ребенок готов к сотрудничеству, а также другие факторы. Этот контекст может повлиять на диагностику потенциального уровня развития функции.

Выготский заявил, что мы не можем просто смотреть на то, что студенты способны делать самостоятельно; мы должны посмотреть, на что они способны в социальной среде. Во многих случаях учащиеся могут выполнить задание в группе до того, как смогут выполнить его самостоятельно. Он отмечает, что задача учителя — шаг за шагом двигать сознание ребенка вперед (в конце концов, учителя не могут преподавать сложные химические уравнения первоклассникам). В то же время учителя не могут учить всех детей одинаково; они должны определить, какие ученики к каким урокам готовы. Примером может служить часто используемая в школах программа ускоренного чтения . Учащиеся оцениваются и получают уровень чтения и диапазон. Книги с рейтингом ниже их уровня легко читать, а книги выше их уровня бросают вызов ученику. Иногда учащимся даже не разрешается брать книги из школьной библиотеки, которые находятся вне их досягаемости. Выготский утверждал, что главный недостаток стандартизированных тестов заключается в том, что они измеряют только то, на что ученики способны самостоятельно, а не в групповой среде, когда их умы подталкивают другие ученики.

В контексте изучения второго языка ZPD может быть полезен многим взрослым пользователям. Под влиянием этого факта, а также открытия, что взрослые сверстники не обязательно должны быть более способными оказывать помощь в ZPD, определение Выготского было адаптировано, чтобы лучше соответствовать контексту развития взрослого L2.

Важна ли языковая компетенция

Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.

Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.

Основными компонентами данной системы являются:

  • ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
  • операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
  • эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.

Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться

Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.

Определение понятия «зона ближайшего развития»

В процессе развития мы имеем как физические, так и умственные ограничения, которые могут позволить нам усвоить некоторые понятия раньше, чем другие. Эта идея была закреплена в работах советского психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.

Выготский признавал, что на любом конкретном уровне развития существуют:

  • определенные проблемы, которые ребенок может решить без посторонней помощи;
  • определенные проблемы, которые ребенок может решить с чьей-то помощью;
  • некоторые проблемы, которые ребенок не может решить на данном этапе даже с чьей-то помощью.

Большая часть образования фокусируется на втором типе проблем — проблемы, которые находятся в пределах досягаемости возможностей развития ребенка. На языке Выготского проблемы, попадающие в эту категорию, рассматриваются как проблемы, находящиеся в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).

По словам самого Л. С. Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

То есть зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью, но пока не может выполнять самостоятельно. Эти навыки называются «ближайшими», потому что человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике, чтобы спустя время выполнять эти действия самостоятельно.

Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагогам рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:

  • наличие кого-то со знаниями и навыками, выходящими за пределы обучаемого (более осведомленный другой);
  • социальные взаимодействия, которые позволяют ученику практиковать свои навыки;
  • скаффолдинг, или вспомогательные мероприятия, предоставляемые наставником, которые помогают ученику в ЗБР.

Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Более осведомленный другой

Концепция «более осведомленного другого» достаточно самоочевидна: более осведомленный другой – это тот, кто имеет лучшее понимание или более высокий уровень способностей, чем ученик, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Именно он обеспечивает руководство и обучение в зоне ближайшего развития.

Социальное взаимодействие

Хотя кажется, что более осведомленный другой является взрослым учителем, это не обязательно так. В некоторых случаях сверстники ребенка или дети младшего возраста могут быть людьми с большим количеством знаний или опыта.

Например, подростковый период, когда формирование идентичности очень важно. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как себя вести и как одеваться

Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения. Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.

Скаффолдинг

ЗБР неразрывно связана с термином «скаффолдинг»

Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен психологами Брунером, Вудом и Россом для описания процесса обучения ребенка в ЗБР

Скаффолдинг состоит из соответствующей помощи – действий, инструкций, инструментов и ресурсов для выполнения новой задачи или освоении нового навыка. Помощь постепенно уменьшается по мере того, как она становится ненужной. После этого студент сможет выполнить задание снова самостоятельно.

Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения

В роли наставников мы можем оказывать детям помощь в обучении: создавая зону ближайшего развития, мы помогаем детям выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.

Но задумываетесь ли вы, почему ЗБР может быть важной концепцией и для вас самих?

Не многие люди во взрослом возрасте осознают, что на регулярной основе они и сейчас продолжают учиться. Конечно же, мы вышли за пределы стадий развития, намеченных Выготским, и вышли за пределы того места и времени, когда ЗБР могла быть релевантной концепцией. Но тот факт, что все мы в некоторой степени остаемся «учениками», неоспорим. Подумайте о типах обучения, которые вы проходите ежедневно, и о том, как общая концепция ЗБР может изменить ваш подход к этому обучению.

ПРИМЕР:

Саша и Маша переехали в США. Маша совсем не знала английского, Саша же изучал английский язык время от времени в течение примерно десяти лет, поэтому в новой стране мог сам понимать базовые вещи и оставаться понятым. Пока Маша учила основные фразы на английском, Саша дал ей следующий совет: если она не знает английский перевод для слова, нужно попробовать добавить английский конец (и произношение) к русскому слову, и с большой вероятностью англоговорящие люди смогут ее понять.

Это кажется простым советом. Но Маша получила эту рекомендацию, когда еще не усвоила азы языка, хотя и концептуально поняла шаги: взять существительное (например, «функция») и изменить конец «-ция» на «-tion» — функция → function. Маша не могла сделать это естественно, выходило неуклюже, и неизбежно получалось словно искаженное английское слово.

И лишь спустя несколько месяцев она поняла суть метода. Совет просто пришел слишком рано в ее процессе обучения — он был вне ее зоны ближайшего развития.

Можете ли вы вспомнить примеры, когда потерпели неудачу из-за учебного пособия, инструкций или совета от друга, которые получили слишком рано в своем учебном процессе? Это происходит чаще всего при изучении нового навыка — например, обучение вождению машины или катанию на роликах. В этих ситуациях вы, скорее всего, уже вовлечены в последовательный процесс обучения, в котором ваше продвижение зависит от поэтапной градуированной (от простого к сложному) последовательности обучения и учебных пособий.

Сензитивный период

Это психологическое понятие тесно связано с обозначенной теорией. Его суть сводится к простой мысли: любое развитие должно происходить вовремя, особенно когда речь идет о детях.

Нервная система и мозг имеют свои биологические стадии развития. Эволюционно природа заложила, когда тебе научиться ходить, когда писать и читать. В этом возрасте мозг максимально готов обучаться конкретному навыку и освоить его в совершенстве.

Например, сензитивный период развития речи – от 1,5 до 3 лет. Чем дальше, тем овладеть речью будет сложнее. Вспомни, как начинала в зрелом возрасте пытаться учить иностранный язык? Тот еще квест, которому мозг очень противится. А детки, которые родились в семьях с несколькими языками, с легкостью становятся полиглотами.

Жертвой этого явления становятся дети-маугли. В 10 лет обучить дикого ребенка даже ходьбе становится сложно, а совершенное овладение языком становится для него недоступно.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Строительные леса

Концепция ZPD широко используется для изучения умственного развития детей в контексте образовательного контекста. Концепция ZPD рассматривается как строительные леса , структура «опорных точек» для выполнения действия. Это относится к помощи или руководству, полученным от взрослого или более компетентного сверстника, чтобы разрешить ребенку работать в ZPD. Хотя сам Выготский никогда не упоминал этот термин, строительные леса были впервые разработаны Джеромом Брунером , Дэвидом Вудом и Гейл Росс, применяя концепцию Выготского о ZPD в различных образовательных контекстах. По словам Васс и Голдинг, предоставление учащимся самых сложных задач, которые они могут выполнять с помощью строительных лесов, приводит к наибольшим успехам в учебе.

Строительные леса — это процесс, с помощью которого учитель или более компетентный сверстник помогает ученику в его ZPD по мере необходимости и сокращает эту помощь, когда она становится ненужной — подобно тому, как рабочие снимают строительные леса со здания после завершения строительства. «Строительные леса способ, которым взрослый направляет обучение ребенка с помощью целенаправленных вопросов и позитивного взаимодействия». Эта концепция была разработана Мерседес Чавес Хайме , Энн Браун и другими. На основе этой интерпретации ZPD было разработано несколько учебных программ, включая взаимное обучение и динамическое оценивание . Чтобы строительные леса были эффективными, нужно начинать с уровня знаний ребенка и строить оттуда.

Один из примеров использования ZPD детьми — это когда они учатся говорить. По мере развития речи она влияет на то, как ребенок думает, что, в свою очередь, влияет на манеру речи ребенка. Этот процесс открывает ребенку больше возможностей для расширения словарного запаса. По мере того, как они учатся выражать свои мысли более эффективно, они получают более сложную обратную связь, тем самым увеличивая свой словарный запас и свои разговорные навыки. Уэллс приводит пример танца: когда человек учится танцевать, он смотрит на окружающих его людей на танцполе и имитирует их движения. Человек не копирует в точности танцевальные движения, но берет то, что может, и добавляет к этому свою индивидуальность.

В математике «Ближайшее развитие» использует математические упражнения, для которых учащиеся видели один или несколько рабочих примеров. В средней школе есть строительные леса, а в высшем учебном заведении — гораздо меньше. В конечном итоге студенты должны найти библиотечные ресурсы или репетитора, когда они сталкиваются с проблемами, выходящими за пределы зоны.

Другой пример строительных лесов — обучение вождению. Родители и инструкторы по вождению направляют студентов по дороге, показывая им механику работы автомобиля, правильное положение рук на рулевом колесе, технику сканирования проезжей части и т. Д. По мере того, как учащийся прогрессирует, требуется все меньше и меньше инструкций. , пока они не будут готовы двигаться самостоятельно.

Концепцию строительных лесов можно наблюдать в различных жизненных ситуациях и, возможно, в основе того, как все учатся. Человек (обычно) не начинает знать все, что нужно знать о предмете. Сначала необходимо изучить основы, чтобы можно было использовать предыдущие знания для овладения конкретным предметом или навыком.

Использование «зоны ближайшего развития» для гармоничного обучения детей

Пользоваться этой зоной очень легко. Учитель может на обычном уроке поэкспериментировать и, подобно примеру с двумя мальчиками, который рассмотрели выше, дать ученикам усложненные задания. По результатам эксперимента можно составить график или уровень потенциального развития каждого ребенка-ученика, у кого-то он будет выше, у кого-то ниже. Но это даст полную и ясную картину для учителя, поможет составить план индивидуальной работы с каждым ребенком.

Работа по этому плану будет способствовать выходу на приблизительно одинаковый уровень развития всех учеников. С кем-то придется заниматься дополнительно или усерднее, а для кого-то будет достаточной одна демонстрации поэтапного решения задания, после которых и одни, и другие ученики смогут получить знания, то есть обучиться. Так «зона ближайшего развития» помогает на практике.

Такая методика, применяемая именно к «зоне ближайшего развития», поможет ребенку успешно преодолевать барьер от незнания к знанию, делая процесс обучения и развития ребенка максимально комфортным. Так, при использовании методики у ребенка будет значительно возрастать интерес к обучению.

Многие родители, не подозревая, что развитие ребенка требует дополнительного обучения, опыта, стараются раньше, чем это нужно, окружить его лишними занятиями: по английскому языку, письму, чтению и другому. Ребенок, сталкиваясь с невозможностью легкого обучения, получает препятствия на пути познания нового, впадает в крайности. Именно тогда и начинает притупляться интерес к учебе, а, в отдельных случаях, возникает даже высшая стадия потери интереса — отвращение. Именно в этом играет главенствующую роль актуальная зона ближайшего развития, которая позволит не перегрузить ребенка ненужными занятиями, а следовать, прежде всего, его возможностям, корректируя и помогая постепенно и плавно осваивать новое.

Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения

Любой человек в некоторой степени остается учеником, даже если уже давно окончил школу. Сколько бы нам не было лет, всегда возможен вариант получения совета или информации, которую мы еще не готовы воспринимать.

Вы не сможете сразу сконструировать себе пальто, если до этого шили только прихватки, даже если друг даст вам хорошую выкройку. Процесс обучения зависит от поэтапной последовательности.

Если для детей ЗБР, это в большей степени случайное стечение обстоятельств (заинтересованные родители, хорошая школа и грамотные педагоги), то для взрослых это результат осознанного выбора.

Здесь важна мотивационная готовность получать помощь в саморазвитии от других людей. Человек добровольно соглашается сотрудничать в рамках той или иной деятельности.

К сожалению, взрослые часто желают действовать индивидуально либо предпочитают оставаться в зоне актуального развития и не продвигаться вперед. Однако современные реалии требуют постоянного развития: в информационном пространстве все меняется с космической скоростью.

Даже если человек закончил университет с красным дипломом и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности, в один момент может оказаться, что он просто топчется на месте.

Взаимодействие с социумом

Может казаться, что в качестве более осведомленного другого может выступать взрослый учитель, но это не всегда так. В определенной ситуации сверстники или даже те, кто младше, могут обладать более обширными познаниями и опытом. К примеру, в подростковом возрасте, когда особая роль в развитии отводится формированию идентичности. Дети в это время зачастую обращаются к своим сверстникам для получения информации о том, как одеваться и вести себя в обществе.

Выготский указывал, что контакт со сверстниками – существенная часть образовательного процесса. Чтобы дети в будущем смогли освоить определенные навыки, он предложил выделять более компетентных учащихся для взаимодействия с менее опытными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector