Понятие о памяти. значение памяти в жизнедеятельности человека. процессы памяти

Как развивать память?

Следует запастись терпением, потому что любой трудовой процесс требует усилий. Итак, рассмотрим некоторые упражнения для тренировки памяти:

Возвращение внимания. Необходимо удобно разместиться в кресле или на диване, расслабиться. Выберите любой понравившейся предмет, если он небольшой, возьмите в руки. Сосредоточьтесь на нем, от всего абстрагировавшись. Рассмотрите каждую клеточку предмета. Представьте, будто вам поручили его нарисовать в точности

Если чувствуете, что внимание покидает, верните его вновь к предмету, но меняйте угол обзора. Выполнять в течение 10 минут.
Яркая вспышка

Продолжаем работать с предметом, чтобы было интереснее, выберете другой. Итак, отсекаем посторонние мысли и смотрим на него. Как только вы отвлеклись, хоть на немного, тут же закрывайте глаза и визуализируйте его в подсознании, представляя в максимально светлом цвете.
Фрагменты одного целого. Выберите любую яркую, насыщенную, приятную взору иллюстрацию. Рассмотрите ее в течение нескольких минут целиком, воспринимая как одно целое. А затем разбейте картинку на части-квадраты, 4 или 6. И потом, поочередно, всматривайтесь в каждый фрагмент, запоминая мелкие детали, не обращая взор на другие. Затем вновь взгляните на репродукцию, и вы заметите те детали, которых не замечали при первом просмотре.

Мы рассмотрели упражнения для тренировки памяти зрительной. Вообще, их очень много, вы можете самостоятельно подобрать себе комплекс и работать с ним.

Онлайн-программа «Мнемотехники»

На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…

Каким образом развивать память – личное дело каждого, но одно верно для всех – если вы желаете развиваться и достигать успехов на любом поприще, делать это нужно обязательно, и теперь вы знаете как. Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Что такое когнитивные способности
  • 10 необычных способов повысить когнитивные способности
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • 8 научных способов улучшить память
  • Мнемотехники для начинающих
  • Как тренировать память
  • Виды памяти и их особенности
  • Метод интервальных повторений
  • Кривая забывания

Ключевые слова:1Мнемотехники

Онлайн-программа «Мнемотехники»

На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…

Каким образом развивать память – личное дело каждого, но одно верно для всех – если вы желаете развиваться и достигать успехов на любом поприще, делать это нужно обязательно, и теперь вы знаете как. Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Мнемотехники для начинающих
  • Кривая забывания
  • Как тренировать память
  • Метод интервальных повторений
  • Что такое когнитивные способности
  • Виды памяти и их особенности
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • 10 необычных способов повысить когнитивные способности
  • 8 научных способов улучшить память

Ключевые слова:1Мнемотехники

Кривая забывания

Во второй половине 19 века жил ученый по имени Герман Эббингауз. Он посвятил жизнь изучению того, как работает память, и в ходе своих исследований выявил основные принципы ее работы. Также он смог установить, что забывание подчиняется определенным закономерностям (это и есть кривая забывания), и разработал эффективную методику повторений, применяя которую можно добиться полноценного запоминания абсолютно любой информации. В этой статье мы расскажем вам обо всем этом, а также вкратце поговорим о том, как ученому удалось добиться таких впечатляющих результатов. Читать подробнее…

2

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти, которые характеризуются способом запоминания:

Опосредованная

Опосредованная память – это произвольное запоминание информации, когда цели запомнить информацию не стоит, но она сохраняется

Часто это относится к важной информации, особенно к личным событиям жизни

Непосредственная

Непосредственная память – это запоминание информации с помощью заучивания. Этот метод часто используют школьники и студенты, чтобы выучить учебный материал. Этот вид памяти характеризуется приложением усилий и краткосрочностью сохранения информации. Зачастую, как только теряется смысл этой информации она стирается постепенно из памяти.

Виды памяти человека в психологии разделяют на два вида в зависимости от того, как долго хранится полученная информация:

Кратковременная

Кратковременная память позволяет запомнить информацию объемом до 9 единиц, например, слов или цифр, на короткий промежуток времени. Как правило, такая информация сохраняется в памяти не дольше 30 секунд. При этом, запоминается лишь важная информация. Также большую роль играют отвлекающие факторы, они легко стирают информацию.

Долговременная

Долговременная память позволяет помнить неограниченное количество информации долгое время, иногда даже всю жизнь. Долговременная память сохраняет информацию, которая пригодится в будущем, а не только на данный момент. Она позволяет в любой момент вспоминать необходимую информацию. Четкость воспроизведения зависит от частоты использования этой информации. То есть, чем чаще человек пользуется этой информацией, чем прочнее она закрепляется в памяти. Память – это основа нашего сознания, которая позволяет нам развиваться. Благодаря ей мы способны получать новую информацию и использовать ее в будущем. За память отвечает несколько участков мозга, поэтому это сложный процесс, который не позволяет помнить все и всегда, но позволяет запоминать важную информацию.

Классификация по типам и способам запоминания

Каждый человек обладает разными способами обработки данных, которые одинаково важны. В классификации видов запоминания выделяют 4 подтипа:

  1. Сенсорная — считывает информацию, воздействующую на системы органов чувств. Данные, попадая в память, остаются доступными сознанию, но изменить их нельзя. Сенсорная картина мира кажется цельной, но состоит из фрагментов — взаимодействующих частей мозга. В создании воспоминаний участвуют передние ядра таламуса, эмоциональные центры лимбической системы и гиппокампа. Объекты сенсорного восприятия — изображения, звуки, тактильные контакты, запахи. Чтобы восстановить целостную картину воспоминания, достаточно активировать один тип восприятия и мозг дополнит остальные части сам.
  2. Эйдетическая — длительная память, в которой образы хранятся в мельчайших подробностях. Люди, у которых развит этот вид запоминания, могут воспроизводить любые данные, с которыми они сталкивались в течение жизни. Запоминание происходит механически, без дополнительных усилий.
  3. Социальная — запоминание социальных связей. С помощью этого вида обработки информации человек поддерживает отношения с другими людьми: запоминает имена, данные о характере, деятельности, социальном положении. Размер социальной памяти имеет пределы: индивид способен контактировать с ограниченным количеством людей.
  4. Топографическая — запоминание пространства. Этот вид запоминания необходим для обработки данных о жилье, окрестностях, местах отдыха, путешествиях. Человек обрабатывает данные, создавая в воображении карты: графики дорог и метрические свойства. Определяя свое место, он сверяется с внутренней картой. Вначале человек формирует карты-пути, а после дополняет их образами. Топографическое запоминание долговременно, объем и скорость зависят от работы гиппокампа.

Также выделяют кратковременную и долговременную память. Если нужно запомнить краткий объем информации объемом до десяти слов, он сохраняется в кратковременной памяти. Он легко воспроизводится, но быстро забывается. Когда требуется сохранять данные продолжительное время, задействуется долговременную память.

Для перевода информации в категорию долгохранимой требуется волевое усилие. Данные нужно повторить минимум 3 раза, используя разные виды вспомогательных материалов: текст, изображения, звуки. Разные виды памяти в психологии одинаково важны, но именно долговременная позволяет в любой момент воспроизвести воспоминание.

Сочинение №2

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события

Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Что такое память и как она работает

Память позволяет нам снова пережить прошлое

Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.

Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.

Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.

Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти свойства памяти лежат в основе обучения.

Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.

Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.

Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся информация, полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.

Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.

Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения». Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен»

В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием

Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

2.2. Память, мотивы, ценности.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека

Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить. Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ

Внутренняя память человека является объектом исследования во многих странах мира. Кроме того, проводятся многочисленные
эксперименты с разнообразными животными на предмет запоминания слов, предметов, оценки и развитие умственной деятельности животных и птиц. Например, шимпанзе, собаки, крысы, вороны, попугаи и
т.д.

Внешняя память человека представляет особый интерес, поскольку это направление науки, находится на начальном этапе своего
развития. Это, прежде всего, память воды, золота, амулетов и, конечно, память ноосферы.

Определение ноосферы дал Владимир Иванович Вернадский. Ноосфера — это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль
принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Таким образом
ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы.

Эта сфера высшая стадия эволюции биосферы, станов-ление ее связано с развитием общества, которое оказывает глубокое
воздействие на природные процессы, в границах ее разумная человеческая деятельность становился определяющим фактором развития.

Кроме того, к внешней памяти человека можно отнести: блокноты, тетради, магнитофоны, компьютеры, телефоны и другие носители
информации, которых в настоящее время очень много.

Одним из важнейших направлений исследований является воспроизведение информации из внутренних и внешних источников памяти
человека.

ПО ТЕМЕ…

Внучка всемирно
известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что
человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека —
человеком. И, кажется, ей это удалось. Вот кратко ее выводы:

«Фактором, наиболее
часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность, плавание.
Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость — важнейшие условия для полной реализации таланта. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены или
перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

Я часто думаю о
мозге так, будто он — отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала
такое чувство, будто нашла жемчужину.

Между прочим, вы
знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает — «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим
отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой — ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и
понимать не один, а множество планов.

Оказывается, когда
кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав — перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как
вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем. Я
допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой — она читала
прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений — 80%. Как у нее это получалось?

Принято говорить,
что у нас задействованы только 5-7% мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человека работают почти все 100% — но не разом, а как
огоньки елочной гирлянды — по очереди, группами, узорами».

Наталья Бехтерева
всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

Виды памяти

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. Классификация других видов памяти зависит от функции и типов обрабатываемой информации.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Блок 4. Память человека. Искажения.

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», – указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.

Кодирование и хранение информации

Кодирование – познавательный процесс, который начинается еще на этапе физического восприятия материала. Происходит это при участии сенсорной памяти человека. Затем обработанная информация перемещается в кратковременную память – психический процесс, выполняющий перегруппировку полученных сведений. После чего обработанные элементы отправляются в оперативную память – психический процесс, который выполняет анализ и узнавание характеристик.

Хранение (архивизация) – познавательный процесс удержания и переработки закодированной информации, зависящий от участия семантического или эпизодического видов памяти. Но чаще всего их работа выполняется в конгломерате.

Семантическая память – психический процесс хранения понятий, собранных в течение жизни, как некоего алфавита, и правил, с помощью которых он оперирует понятиями. Благодаря этому виду памяти, мы знаем, что такое стул, стол, ваза. Но как связаны эти понятия в данный момент, в конкретном случае для отдельного человека, отражается в эпизодической памяти. Этот психический процесс можно сравнить с неким каркасом, на который накладываются картины нашей жизни.

Эти два вида памяти человека дополняют друг друга и определяют способы организации хранения информации. Предпочитаемым вариантом архивизации оказывается тот, что соответствует материалу по сложности и другим особенностям.

Начнем с вариантов организации хранения, которые, скажем так, формируются извне. Например, пространственная  — подразумевает наличие «опорных точек» и связей в социальной жизни субъекта, с тем, что надо запомнить. Другой пример – линейная память, которую можно сравнить с линейной организацией нумерации и алфавита. И также в памяти мы дни недели можем определять по их номеру, фамилии в телефонном справочнике находить по алфавиту, открывать нужную страницу книги.

Процесс хранения организован и как бы «изнутри», когда значение памяти состоит в том, чтобы провести параллели с уже имеющейся информацией. Например, ассоциативная организация – это запоминание предметов со схожими признаками или характеристиками. Товары – признак для продуктов питания, одежды, обуви. Части речи – характеристика для глаголов, существительных, прилагательных. Имена на букву «К» — признак, а собственно имена – предметы.

Считается, что оптимальным способом организации памяти является иерархический. Напоминает иерархию в классическом понимании: существует ранжирование уровней от главного к подчиненному и на каждом последующем уровне запоминаются более конкретные характеристики. Например, в научной классификации существует иерархия рангов от общего к частному:

  • царство;
  • тип;
  • класс;
  • отряд;
  • семейство и так далее.

Но в памяти не все так однозначно. Гораздо дольше люди анализируют факт, что «воробей — животное». А «воробей — птица» или «собака — животное», напротив, осознается просто. Связано это с привычностью данных понятий и с информацией, накопленной в эпизодической памяти, то есть с нашим опытом.

Что влияет на уровень в целом и в момент проверки

На указанную когнитивную способность влияет группа факторов:

  1. Самочувствие в момент фиксации, диагностики. Если обследуемый устал, плохо себя чувствует, результаты будут неточными. Причина этому кроется в притуплении ощущений, всех сразу. Имеет смысл проводить оценку, когда обследуемый отдохнул, бодр и его ничто не отвлекает от сути исследования.
  2. Гормональный фон. Доказано, при избыточной выработке некоторых специфических веществ, восприятие, а затем и способности к запоминанию и воспроизведению различаются. При гипотиреозе страдают все когнитивные функции, потому образы изначально блеклые. В начальной фазе менструального цикла с ростом эстрогенов раздражители воспринимаются наиболее остро, потому застревают в памяти на более долгий срок, особенно неприятные по характеру предметы и объекты. Особенно запахи. Можно продолжать и далее.
  3. Пол. Женщины изначально имеют лучшую память на запахи. С чем это связано доподлинно неизвестно. Обонятельное восприятие также более острое.
  4. Возраст. С течением лет все органы чувств ослабевают, перестают работать как прежде, потому вероятность зафиксировать объект во всех подробностях, а затем воспроизвести его, невысока. Дополняется процесс ослаблением когнитивных функций, снижением продуктивности мышления, падением уровня памяти в результате естественного старения церебральных структур и снижения скорости передачи нервных импульсов. Профессиональные же навыки не страдают. Потому музыкант отличается столь же развитой музыкальной образной памятью, художник — зрительной и т. д.
  5. Профессиональная подготовка. О ней уже было сказано. Развитость того или иного аспекта зависит от характера повседневной активности, обучения.
  6. Врожденные особенности, частично наследственность.
  7. Наличие или отсутствие соматических, психических заболеваний. Лица, страдающие патологиями головного мозга, имеют несколько худшие когнитивные способности. Если говорить о сложных и тяжелых заболеваниях, они сглаживаются и утрачиваются вообще.
  8. Акцентуация характера, степень внимательности, уровень интеллекта. Личностные особенности также должны учитываться. Шизоиды изначально обладают более высоким уровнем интеллекта, не считая отдельных случаев. То же касается дистимического типа (гипотимного) по Леонгарду. Хотя это и не всегда справедливо. Есть множество исключений.

Наконец целенаправленное стремление и приложение усилий по развитию играет большую роль.

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%.

Гиппокамп, имеющий ключевое значение для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп.

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».  Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в    миндалине – центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector