Психоанализ зигмунда фрейда. основные идеи

Исследования

Сотни произведенных исследований ученых были направлены на оценку эффективности психического анализа при неврозах с расстройствами личностного характера. Психоанализ эффективен во вних ситуациях, связанных с нарушением личностных взаимоотношений с интимностью. В качестве терапевтического метода, психоаналитическая техника полезна при одноразовой консультации. Психоанализ использовали в качестве инструмента для исследования развития ребенка. Он превратился в метод терапии ментальных нарушений.

С психоанализом были проведены также мета-исследования. Они показали, что эффективность его сравнима с результативностью или превосходят другие психотерапевтические виды, лечение с помощью антидепрессивных препаратов. Одна из обзорных статей заключила, что психотерапия эффективнее отсутствия терапии, стандартного лечения или психодинамической терапии. Исследования Кэрона с его коллегами из Мичигана показали, что благодаря грамотному применению психодинамической терапии можно успешно лечить больных шизофренией.

Интересно, что по научным критериям, психоанализ – не лженаука, поскольку он основывается на самостоятельной очевидности, денотативной валидности. Многие исследователи доказывают эффективность психического анализа, теории, выдвинутой Зигмундом Фрейдом, как и ряд подтвержденных исследований на практике.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой

Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия

Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Инстинкты имеют 2 вида аспектов – физические и психические. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями.

Инстинкт содержит 4 компонента:

1. источник – потребности, желания

2. цель – заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает.

3. импульс – энергия, сила и напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта

4. объект – те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Пример проявления этих компонентов у человека испытывающего жажду:

Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта – жажда, потребность в жидкости).

По мере нарастания жажды возрастают напряжение и энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит в том, чтобы уменьшить это напряжение и ликвидировать жажду. Объектом в данном примере является не только жидкость, но и все действия, направленные на поиск влаги, а также и сам акт потребления жикости.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение и релаксация поочередно сменяют друг друга. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.

Если человек жадно поглощает еду, значит он голоден, если кричит, значит у него что-то болит. Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать стоящие за ним побуждения и желания.

Существует большое разнообразие инстинктов. Фрейд пытался свести их к двум основным группам:

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

… выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем … по истерии». Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно различить …

— поддерживающие жизнь (сексуальные)

— разрушающие жизнь (деструктивные)

Большинство наших мыслей и действий не связаны ни с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния.

По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет свой источник энергии».

— Либидо (лат. желание) – энергия инстинктов жизни

— Агрессивная – энергия деструктивных инстинктов

Обнаружение и канализация психической энергии – одна из основных проблем в понимании личности.

Инстинкт содержит 4 компонента:   1. источник – потребности, желания

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Семья и дети

Десятки лет ученый никак не контактировал с женщинами, можно даже сказать, что он опасался их общества. Такое странное поведение вызывало немало шуток и предположений, что ставило Фрейда в неловкие ситуации. Философ долгое время утверждал, что прекрасно обойдется без женского вмешательства в свое личное пространство. Но Зигмунду все-таки не удалось укрыться от женского очарования. История любви достаточно романтичная: на пути в типографию ученый чуть не попал под колеса кареты, испуганная пассажирка в знак извинений отослала Фрейду приглашение на бал. Приглашение было принято, и уже на мероприятии философ познакомился с Мартой Бейрнайс, которая и стала его супругой. Все время от помолвки до начала совместной жизни Фрейд общался и с сестрой Марты Минной. На почве этого в семье случались частые скандалы, жена была категорически против и убеждала супруга прекратить всякое общение с сестрой. Постоянные скандалы утомляли Зигмунда, и он последовал ее наставлениям.

Марта родила Фрейду шестерых детей, после чего ученый решил полностью отказаться от половой жизни. Последним ребенком в семье стала Анна. Именно она провела с отцом последние года его жизни и после его смерти продолжила его дело. В честь Анны Фрейд назван детских психотерапевтический лондонский центр.

Структура личности

З. Фрейд описал личность человека как совокупность трех взаимодействующих составляющих:

  • Ид/Оно — бессознательное, темные неосознаваемые желания и влечения, не знающие понятий «Добро» и «Зло». Ид вне морали и нравственности и стремится только к удовлетворению влечений. Это врожденная часть, в поле которой действуют два противоположно направленных инстинкта: жизни и смерти. С инстинктом жизни связано половое влечение — либидо, или Эрос. С инстинктом смерти и разрушения — мортидо, или Танатос.
  • Эго/Я — сознание. Эта структура позволяет личности самоидентифицироваться, отделить свое Я от окружающего мира. На территории Эго происходит борьба между влечениями Ид и ограничениями, накладываемыми Супер-Эго.
  • Супер-Эго/сверх-Я — часть личности, приобретаемая после рождения. Супер-Эго определяет идеалы человека, моральные и нравственные нормы, которыми он старается руководствоваться.

Противоречием между мощными стремлениями Ид к удовлетворению влечений и запретами, устанавливаемыми Супер-Эго, Фрейд объяснял развитие невроза.

Конфликт можно разрешить, если с помощью психоанализа осознать то, что оставалось в сфере бессознательного.

У здорового человека Я, Сверх-Я и Оно/бессознательное находятся в относительном равновесии. Для психопатов свойственно преобладание Оно, а защитные механизмы Я ослаблены или отсутствуют. Целью психотерапии является изменение баланса в сторону активизации Я и ослабления бессознательного Оно.

Интересные случаи из практики Фрейда

9. Маленький Ганс

Фрейд работал с пятилетним мальчиком, которого он называл «Маленький Ганс». Малыша привёл к нему отец. Отец хотел, чтобы Фрейд помог Гансу справиться с его страхом лошадей. Малышу было всего лишь пять лет, и у него не было опыта общения с лошадьми, поэтому неудивительно, что он их боялся.

Они были большими и ужасали его. Особенно его приводили в ужас лошади, которые тянули повозки, в немалой степени из-за того, что он был свидетелем аварии с участием одной из таких тележек.

Тогда лошадь была вынуждена тянуть повозку, перегруженную людьми, она не справилась со своей задачей, упала и умерла прямо на глазах мальчика.

Страх мальчика был, прежде всего, обоснован тем, что на его глазах случилась трагическая смерть животного. Однако, Фрейд конечно же нашёл и другие объяснения. Он говорил, что Ганс особенно боялся лошадей с чёрными мордами, якобы они напоминали ему усы отца.

Ему не нравились лошади, которые носили шоры. Фрейд трактовал это как связь с очками отца.

В конце концов, Фрейд диагностировал страх маленького мальчика как особенность его Эдипова комплекса. Лошадь представляла его отца из-за сравнения усы-очки

Маленький Ганс, по словам Фрейда, развил в себе сильную, сексуально окрашенную любовь к своей матери и смотрел на отца как на соперника, отнимающего её любовь и внимание

Его отец, конечно, казался ему больше и сильнее, чем он был на самом деле. Это и привело к развитию страха не только в отношении отца, но и в адрес лошадей.

Поскольку большая часть терапии с Гансом проводилась при участии его отца в качестве посредника, Фрейд решил, что страх лошадей никуда не уйдёт в ближайшее время, потому как терапия зависит от того, кого он боится.

После того, как Фрейд близко побеседовал с мальчиком, он сообщил, что все его опасения верны, и у Ганса действительно развивается Эдипов комплекс.

Однако, не стоит переживать за малыша. Фрейд наблюдал за ним вплоть до 19 лет. Мальчик не только вырос абсолютно нормальным, он даже не мог вспомнить о страхах, мучавших его в пять лет.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

Этапы анализа психики, инструментарий психоаналитика

В психоанализе используют поэтапную работу с человеком, состоящую из 3 ступеней:

 Продуцирование материала. На этом этапе психоаналитик собирает информацию, не пытаясь оценивать или фильтровать

Важно добиться полного откровения клиента, чтобы собрать правдивые данные.
Анализ информации. Собранный материал рассматривается с точки зрения профессиональных знаний, подбирается модель работы с клиентом.
Рабочий альянс с клиентом

Устанавливаются рабочие отношения с клиентом, в которых психолог выполняет направляющую роль.

Для сбора информации в психотерапии используют методы, позволяющие получить истинные данные. К таким методам относятся:

Толкование сновидений. Клиент ведет дневник снов, куда ежедневно записывает все сны, которые может запомнить. Психолог использует записи для дальнейшего толкования.
Проговаривание мыслей. Клиент в течение заданного времени проговаривает все мысли, не пытаясь обдумывать свою речь. Психотерапевт записывает информацию на диктофон, никак не комментируя услышанное при клиенте.
Свободные ассоциации. Классический метод, разработанный Фрейдом и используемый им для характеристики внутренних состояний клиента. Заключается в применении ассоциативного мышления. Клиент слышит ряд несвязанных по смыслу слов, на каждое называя первую ассоциацию. На основе полученной данных делаются предположения о настоящих мотивах человека

Важно, чтобы ассоциации были первыми, клиент не должен задумываться и пытаться угадать, какая ассоциация будет предпочтительнее.

Достоверность получаемой информации зависит от степени доверия между психотерапевтом и клиентом. Правильный тип отношений устанавливается, если возникает феномен переноса: клиент видит в терапевте родительскую фигуру и переносит на него чувства и желания, испытываемые в раннем детстве.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Где применяется психоанализ?

Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».

Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.

В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Основные проблемы психоанализа

Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.

Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Краткая биография Ричарда Вебстера

Будущий британский писатель родился в 1950 в семье методистов. В 1973 окончил Университет Восточной Англии и стал бакалавром лингвистики. Через год принимает решение продолжить образование на факультете клинической психологии. Из-за болезни отца вынужден бросить учебу и приступить к управлению семейным почтовым офисом в Кембридже .

  • В 1977 женится, спустя 7 лет вместе с женой открывает книжный магазин The Orwell Bookshop в Сауфволде. Успешный бизнес был продан из-за развода Ричарда с женой Бод .
  • 1990 год – выпуск работы «Краткая история богохульства», где рассматривает влияние романа С. Рушди «Сатанинские стихи». Публикация книги вызвала широкий резонанс. По утверждению самого автора:

«Сатанинские стихи нанесли вред мусульманской культуре, человечество не должно в произвольном порядке защищать свободу слова и свободу публикации книг, которые причиняют страдания меньшинствам или усилить расовую напряженность» .

1995 – выпуск труда «Почему Фрейд был неправ?», который считается лучшим и наиболее известным среди работ Вебстера. В книге Фрейд рассматривается как личность с комплексом Мессии, также автор приводит аргументы в подтверждение тезиса о психоанализе как лженауке и завуалированном продолжении Иудейско-Христианской традиции.

«Помимо перевода старой доктрины первородного греха на язык современных биологических терминов внутри своей системы, Фрейд также нашел место для одного из наиболее мощных религиозных институтов – института исповеди» .

В дальнейшем Ричарда Вебстера глубоко волновал вопрос ложных утверждений (ложное обвинение, лжесвидетельствование и проч.). В книге «Тайна Брин Эстин» сравниваются обвинения в жестоком обращении с детьми и охота на ведьм в Средние века. Автор предполагает, что изучаемые им обвинения были сфабрикованы и стали явлением массовой истерии.

Ричард Вебстер умер в 2011 году по естественным причинам. Последний год жизни он посвятил работе над скандалом в Casa Pia, учебном заведении в Португалии. Сотрудники учреждения были обвинены в сексуальном насилии над детьми. Вебстер сотрудничал с португальскими властями для выявления «истерии и преувеличения масштабов инцидента» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector