Диалектика: принципы, законы, категории

Формулировка и содержание закона

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством.

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.

Примеры:

  • Логика: Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия;
  • Химия: Таблица Менделеева: добавление 1 протона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств;
  • Биология: Принцип олигомеризации гомологичных органов.

Древнегреческая диалектика

Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.

Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.

Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.

В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что  познание истины всегда достигается  преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это   учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.

Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.

Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как  базисной категории диалектики  в целом.  

4 закон диалектики

Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития. Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития. Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.

К 4 закону диалектики относят такие законы:

  1. Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
  2. Закон превращения качества в свою противоположность.
  3. Закон Божественного подобия.

12 Создание противоположностей

Есть два метода создания противоположностей. В одном случае противоположность существует в обществе с самого начала, например правые существовали всегда. Дать ей волю или не давать — это вопрос политики. Мы решительно даём ей волю, допускаем широкое высказывание мнений, даём выход для того, чтобы представить её в качестве противоположной стороны, чтобы поднять трудящихся на полемику с ней, на борьбу и сопротивление ей с целью её ликвидации. Другой метод — это когда противоположности не существует в природе, но есть материальные условия ёе становления. То, чего не существует в природе, можно создать искусственно. Однако нужно иметь материальную основу. Спутник взлетает в небо — он искусственный, он летает потому, что человек нашел закономерности. Мы — оптимисты, мы не боимся раскола. Раскол — это объективная закономерность.

Критика и оценки диалектики[править | править код]

Николай Гартманправить | править код

По мнению Н. Гартмана,

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».

Карл Попперправить | править код

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезисантитезиссинтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

Нужно применять диалектические методы к нашим товарищам

Основное положение диалектики есть единство противоположностей. Как же поступать с товарищами, которые допустили ошибки, если признавать это положение? С товарищами, допустившими ошибки, надо, во-первых, вести борьбу, надо полностью искоренять ошибочные идеи; во-вторых, надо помогать им. Во-первых, критиковать, во-вторых, помогать (или: первое — критика, второе — помощь).

С людьми другого рода поступают иначе. Например, в отношении таких людей, как Троцкий, подобных китайским Чэнь Дусю, Чжан Готао, Гао Гану , невозможно придерживаться линии на помощь, потому что они неизлечимы. Или, например, люди, подобные Гитлеру, Чан Кайши, царям, тоже неизлечимы. Их надо только свергать. Потому что они и мы — явления абсолютно взаимоисключающие. В этом смысле они не имеют двух сторон, они имеют только одну сторону, одно качество. С империалистической системой, с капиталистическим строем в конечном счёте дело обстоит подобным же образом. Они в конце концов должны быть заменены социалистическим строем. Так же обстоит дело и в области идеологии. Надо материализмом заменять идеализм, атеизмом заменить теизм. Это относится к стратегической цели. Что касается тактики, то тут дело обстоит иначе, тут допускается компромисс. На каждом тактическом этапе надо хорошо владеть методами борьбы и компромисса.

Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980. — сс. 95-96.

Мир, особенно классовое общество, наполнен противоречиями. Некоторые говорят, что в социалистическом обществе можно «найти» противоречия. Я думаю, что этот подход неверен. Дело не в том, что можно найти или не найти противоречие, а в том, что общество наполнено противоречиями. Нет такого места, где не существовало бы противоречий, нет такого человека, которого нельзя было бы подвергнуть аналитическому разбору. Необходимо вести широкую пропаганду идеи единства противоположностей, диалектики. Я считаю, что диалектика должна из кружка философов шагнуть в гущу широких народных масс. Предлагаю сделать этот вопрос предметом обсуждения политбюро и пленумов центральных комитетов партий разных стран, обсудить этот вопрос в местных партийных комитетах всех ступеней. На практике наши секретари партийных ячеек понимают диалектику. Когда они готовят доклад на собрании ячейки, то обычно помечают в своём блокноте, во-первых, положительное, во-вторых, недостатки. Раздвоение единого — это всеобщее явление, это и есть диалектика.

Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980. — сс. 96-97.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии — Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Античная диалектика

Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика — это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.

Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности — порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.

Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия «диалектика» и «аналитика». Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое — философское понятие, а второе — научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.

Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии — это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий — единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.

В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт «существования» этих двух понятий. Их объединяло третье — «бытие». На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.

Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому «бытие» и «иное», так же связано, как и «покой» и «движение». Сопоставление этих понятий делает их «тождественными», что противоречит само себе по своей сути.

Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего — покоя, движения, бытия, тождества и иного.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ «Диалектика — БСЭ — Яндекс.Словари». Archived from the original on 2013-04-29. Retrieved 2013-04-28.
  2. ↑ «Диалектика // Современная энциклопедия. 2000.». Retrieved 2014-12-19.
  3. Джохадзе Д. В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.
  4. «Энциклопедия». Archived from the original on 2013-05-10. Retrieved 2013-04-30.
  5. Платон. Софист
  6. Диалектика Платона // Асмус В. Ф. Античная философия
  7. «Китай — БСЭ — Яндекс.Словари». Archived from the original on 2013-05-10. Retrieved 2013-04-30.
  8. «КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ». Retrieved 2013-04-30.
  9. ↑ Современная энциклопедия. 2000
  10. Диалектика — статья из Большой советской энциклопедии.
  11. Горнштейн Т. Н. Диалектический метод / Глава четвёртая // Философия Николая Гартмана. (Критический анализ основных проблем онтологии). — Ленинград: «Наука», 1969.о книге
  12. Эварист Санчес-Паленсиа. Диалектическая прогулка в науке. 2012
  13. Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995.
  14. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. Философско-историческое введение // Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995. — С. 608—648
  15. К.Поппер, «Что такое диалектика?»
  16. «… не следует думать также, что именно „борьба“ между тезисом и антитезисом „создает“ синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и создавать новые идеи …»
  17. «Единственной „силой“, движущей диалектическое развитие, является, таким образом, наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом.»

Понимание сущности трех законов

К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).

Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.

Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:

1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;

2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;

  1. Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:

  1. переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
  2. переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
  3. переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).

Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным

Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.

Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.

Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.

Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение языка и действительности
  2. Структурализм в лингвистике
  3. Что важнее: чувства или разум?
  4. Коэволюционная теория развития общества и природы
  5. Нумений из апамеи
  6. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  7. Культурологический подход Шпенглера
  8. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  9. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  10. Право как элемент духовной структуры общества

Приемники инфразвука.(Часть четвертая)

Опубликовано: 24.01.2019

Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …

Вещи и явления всегда стремятся к своей противоположности

Вещи и явления всегда стремятся к своей противоположности. Греческая диалектика. — Средневековая метафизика. — Ренессанс. Это отрицание отрицания. В Китае тоже так. Соперничество ста школ в эпоху Чжаньго — это диалектика. Канонические науки эпохи феодализма — метафизика. Теперь вновь в ходу диалектика. Не так ли, товарищ Фань Вэньлань? Ты ведь разбираешься в этом вопросе? Я думаю, что через 15 лет мы обязательно задерём хвост. Разумеется, мы не будем ослаблять своих усилий только потому, что всё должно идти к своей противоположности. Даже если в будущем появится великодержавный шовинизм, он также пойдёт к своей противоположности. И что страшного в том, что правильные вещи заменят великодержавный шовинизм? В социалистической стране не может быть такого положения, чтобы все люди превратились в великодержавных шовинистов.

Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980. — с. 94.

В словаре Энциклопедии

(от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Примеры меры и скачка

Мера существования воды в качестве жидкости — интервал от 0 до 100 °С;
Мера (как изменение количества, которое не приводит к качественным изменениям):
та доза алкоголя, которая не превращает данного человека из трезвого в пьяного;
рост ребенка, не препятствующий ему надевать данные предметы одежды и обуви;

Скачок (как переход в новое качество):
из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться;
когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы;

Для редактора отдела важно учитывать, что накопление количественных изменений происходит всегда, и, отслеживая их, можно предугадать качественные превращения — то, что в СМИ собственно и называется «событиями».

Диалектика Г.Гегеля

Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он  отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.  

Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития.  Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Теория перманентной революции и теория стадий революции

Кооперативы должны развиваться волнообразно, чтобы, пока одна волна не спала, ей на смену поднималась новая волна. И так, волна за волной, надо двигаться вперед. Между двумя волнами спад, между двумя горами долина.

Руководя, надо действовать рулём, применяться к изменяющимся обстоятельствам. При неблагоприятном положении надо немедленно «тормозить». В определённый момент сдерживать фантазию людей необходимо, когда она особенно сильно разыгрывается. Некоторые спрашивают, нужны ли сомнения, нужны ли правила и ограничения. Конечно, нужны. Нужны и правила, и ограничения, нужны и сомнения. Даже Чжубацзе имел три правила и пять запретов. Перерывы, остановки, торможение, закрытие шлюзов — всё это необходимо. Метод такой: когда у людей начинает задираться хвост, перед ними надо ставить новую задачу. Например, сейчас, когда мы проводим оценку качества работы, нужно, чтобы у людей не было времени зазнаться.

Диалектика в немецкой философии

Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

Диалектика — это… Определение, законы диалектики на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Закон двойного отрицания

Характеристика этого аспекта заключается в факте развития человека. Любая система, стремящаяся к развитию, проходит несколько ступеней. Они ведут к самому последнему этапу, обусловленному копированием некоторых основных черт, заложенных в начале развития. Но как тогда появляется отрицание самого отрицания?

Природа противоречий движет развитие человечества, что обусловлено доминированием одной из двух крайностей на протяжении отдельных временных отрезков. Формирование преимуществ связано с накоплением качественных и количественных перемен обеих сторон. Это и есть первое из двух отрицаний.

Суть второго отрицания выходит из первого. Это означает, что новое отрицание объясняет процесс получения более совершенного знания (как в первой крайности, так и во второй). Эволюция природы вещей делает круг и возвращается к первоначальному и усовершенствованному пониманию. Каждый этап развития заключен в балансировании между двумя крайностями, которые, в свою очередь, обозначают благодетель (скупость — щедрость — расточительство и т.п.). Второе отрицание уже присутствовало на период появления первого, но было в более имплицитной и незаметной форме. Таким образом, открытие второго отрицания не создает ничего принципиально нового, а только раскрывает полную картину действительности.

Этот закон применим во многих сферах бытия, главной характеристикой которых является цикличность и статичность. Предметная сфера применения отрицания достаточно широка, но факт того, что у вещей не бывает только две стороны, значительно сужает область допустимых применений. Выявить отрицание предмета и его противоречивость достаточно сложно на начальной стадии понимания. Логическая составляющая часто тонет в исторической, а отрицание может быть явным из-за взаимодействия со внешними структурами, что делает его субъективным и заметным лишь снаружи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector