Как понять, что человек уже взрослый
Содержание:
- Первые шаги навстречу зрелости
- Почему человек не становится взрослым?
- Можно ли изменить свой характер?
- Учиться в каком возрасте не поздно?
- Как в современном мире меняется отношение к возрасту
- Жизненный цикл — зрелость
- Современный человек должен уметь обучаться
- Черты характера и их классификация
- Трансактный анализ
- Как быть со взрослыми?
- Кто такой взрослый и зачем им становиться?
- Периодизации развития взрослого человека
- Кто такие кидалты
- Методы лечения ОРВИ
- Как у молодых людей меняется отношение к браку
- Взросление у мужчин
- Как не допустить ситуации, когда близкий человек не взрослеет?
- Детско-родительские отношения в семье
- Социальная отстраненность
Первые шаги навстречу зрелости
К сожалению, большинство барышень уверенны, что для того, чтобы стать взрослее, необходимо больше времени проводить самой или в шумных взрослых компаниях, курить и выглядеть как взрослый человек. Однако это самое большое заблуждение, которое просто необходимо вовремя осознать. Основной признак взросления женщины — это ее характер, манера поведения, возможность контроля своих эмоций, а также чувство ответственности.
Второе, на что нужно обратить внимание, оценка собственных недостатков и достоинств. При этом необходимо научиться трезво оценивать проблематику и находить действительно виновных в данной ситуации. Как ни странно, но чаще всего проблема кроется в нас самих
Как ни странно, но чаще всего проблема кроется в нас самих.
Умение расставить приоритеты, знать собственную цену и принимать решения обдуманно — вот основные критерии психологической зрелости. Например, человек сам выбирает себе друзей и круг общения. При этом эмоционально зрелая личность, находясь в определенном социуме, сможет сделать выводы о том, действительно ли данное общество является подходящим. Огромным плюсом является тот факт, что в отличие от ребенка, такой зрелый индивидуум обладает свободой выбора, но в то же время, тщательно мониторит всю ситуацию.
Конечно, не обойтись и без желания быть материально независимым. Умение обеспечить себе проживание, заниматься любимым хобби и так далее — это главный шаг навстречу взрослой и самостоятельной жизни. Как бы банально ни звучало, но умение справиться с бытом и стандартными проблемами — это еще один шаг. Психологическая зрелость — это не только эмоциональное состояние человека, но и физическое.
Подготовив себя морально к серьезным проблемам и реальной жизни, можно увереннее стать на ноги и материализовать себя в этой жизни. Если девушка владеет своими внутренними ресурсами, эмоциями, чувствами, а также поддержкой окружающих, то можно смело идти навстречу взрослой жизни и не бояться будущего. При этом вопрос в отношении того, как повзрослеть женщине, девушке или парню, уже не будет казаться столь сложным. Уверенность в себе, готовность к поступками и решительность — основной ключ к успеху, развитию личности и взрослой жизни.
Главное вовремя подобрать этот ключ и не остаться навсегда маленьким ребенком в душе. Ведь не внешность выдает возраст, а психологический настрой, мышление и эмоциональная зрелость.
Почему человек не становится взрослым?
Прежде всего – это вина тех взрослых, с которыми воспитывался ребенок. Об этом говорят все психологи: родители, бабушки и дедушки не разрешали ребенку быть самостоятельным. Они принимали за него решения, контролировали абсолютно все происходящее, не вовлекали в семейные дела, оберегали от всяческих потрясений. Все это обычно объясняется родительской любовью, но даже заботы должно быть в меру. Долгая родительская опека не приводит ни к чему хорошему: ребенок взрослеет, но так и не учится принимать самостоятельные решения.
Поэтому психологи и рекомендуют родителям давать больше самостоятельности детям. Конечно, сначала это не будут какие-то глобальные решения: к примеру, просто позвольте ребенку самому выбрать – какие брючки или платьице надеть сегодня в садик.
Обозначьте обязанности сына или дочери. Непременно подчеркивайте, что он все сделал правильно, хвалите и говорите, что малыш становится взрослым. Так в сознании детей закрепляется, что быть взрослым – это труд, ответственность, обдуманные поступки.
Разговаривайте на эту тему. Выясните, что ребенок подразумевает под взрослостью. Объясните, что значит это слово на самом деле.
Детьми понятие «взрослость» чаще ассоциируется со вседозволенностью – позже это может стать проблемой. Поэтому ваши беседы должны носить поучительный характер и раскрывать тот очевидный факт, что взрослым также многое запрещено. Но они на то и взрослые, чтобы понимать: определенные поступки совершать нельзя – например, курить, ходить без шапки зимой и т.д. Это сформирует правильное понятие «взрослости».
Почему человек не взрослеет?
Можно ли изменить свой характер?
Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.
Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.
Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.
Учиться в каком возрасте не поздно?
Лучшим свидетельством тому, насколько важно для мозга обучение, является исследование ирландского нейрофизиолога Элеанор Магуайер. Объектами ее изучения стали лондонские таксисты
Лондон является сложным с топографической точки зрения городом. Да и сама профессия считается здесь достаточно ответственной, поэтому обучаются ей 3-4 года. В основном это время стажеры тратят на изучение планировки города. Элеонор исследовала гиппокамп стажеров, то есть взрослых людей со средним IQ, до начала обучения и после завершения. Как выяснилось, у людей, получивших лицензию лондонского таксиста, гиппокамп увеличился, в нем было больше серого вещества.
Напомню, что гиппокамп является одним из основных центров памяти, от которого также во многом зависит обучаемость. Это еще раз подтверждает, что чем больше человек учится, тем легче ему дается учеба и дольше сохраняется способность к обучению. Это касается абсолютно любого возраста, ведь не зря говорят, что учиться никогда не поздно. Но, не забывайте, что к поддержанию здоровья любых органов, в том числе и мозга, необходимо подходить комплексно. Даже лишний вес может существенно ухудшить умственные способности, о чем я рассказал в статье, посвященной бурому жиру.
Как в современном мире меняется отношение к возрасту
Когда тебе 20, ты в принципе не думаешь о том, какой он — возраст старости. Всё сильно двигается. Думаю, что во многом это связано с довольно поздним браком и рождением ребенка. В современных реалиях рожают уже не в 22 или 24, а в большинстве своем ближе к 30 годам. Появляется целых 10 лет какой-то другой жизни.
Полвека назад к 22 годам уже половина семей была с детьми. Был другой ритм жизни. Но сегодня у молодых это «где-то потом», поэтому оно не становится таким маркером взрослости. У подростков есть условные 10 лет для того, чтобы сделать огромное количество вещей, которых раньше просто не было.
200 лет назад к 30 годам уже умирали, а в 13 женились. Сегодня от того, что ты будешь работать в разных местах и общаться с разными людьми, получаешь не навыки взрослого, а навыки коммуникации, принятия решений, выборов, поддержания собственной идентичности. Речь скорее про взросление внутреннее.
Жизненный цикл — зрелость
Смена жизненного периода приносит трудности не только детям, но и взрослым. Одним из таких периодов, несомненно, является период полового созревания, юности и превращения ребенка, о котором заботятся и которого защищают, в независимого взрослого существа со своим разумом.
Вопрос, который беспокоит многих родителей и качает головы бесчисленного множества молодых людей: «Когда человека можно считать взрослым?».
Как узнать, когда у родителей больше нет права приказывать и запрещать, и когда подростки, которые не думают о собственном будущем, становятся взрослыми со своими собственными ценностями?
Многие ученые в области социологии, психологии и философии постоянно ищут ответы на этот вопрос. Юристы и политики участвуют в попытках решить, в каком возрасте люди несут ответственность за себя и готовы принимать жизненные решения.
Возраст, в котором они могут начать водить машину, выпить стакан алкоголя в баре, вести половую жизнь или вступить в брак, сильно различается от страны к стране и культуре.
Как можно судить о зрелости? В какой момент человек становится взрослым? Первое пиво, водительские права или выпускной?
Современный человек должен уметь обучаться
Мы все понимаем, что к середине 21 столетия, модель накапливания знаний устаревает полностью. И для детей остро будет стоять вопрос не «сколько параграфов я выучил», а «Кто я?». И задача современного образования – сформировать у ребенка способность быстро учиться новому в команде, группе или индивидуально, принимая себя при этом.
Если говорить метафорично, современный учитель и родитель, удовлетворяющий запросы детей, это взрослый с «фонарем осознанности» в руках и умением задавать 4 нужных вопроса:
1. Какой результат хочешь получить?
2. Как поймешь, что результат получен?
3. Что уже удавалось раньше? С чего хочешь начать?
4. К каким выводам пришел? Что хочешь по-другому?
Черты характера и их классификация
Любой человек обладает множеством качеств и свойств, особенностей нервной системы, физиологии, эмоциональной и двигательной сферы. Мы все очень разные, но не все проявления нашей натуры имеют отношение к характеру.
Что такое черта характера
Черта характера – это не просто одно из множества качеств человека, для нее характерен ряд особенностей:
- устойчивость, постоянство;
- проявление в различных видах деятельности и сферах жизни;
- связь с мотивами, потребностями и ценностями личности;
- влияние на формирование стереотипов поведения и привычек;
- социальная обусловленность, то есть связь с нормами поведения в обществе.
Наличие таких устойчивых черт позволяет прогнозировать поведение человека. Узнав характер своего партнера, вы можете с уверенностью сказать, как он поступит в том или ином случае. Это существенно облегчает общение людей.
Классификация черт
Качеств личности, составляющих склад ее характера, огромное количество, и простое перечисление их заняло бы слишком много времени и места. Поэтому со времен древнегреческого философа Платона эти качества пытаются классифицировать, выделяя главные.
Например, австрийский врач и естествоиспытатель начала XIX века Ф. Галль, разрабатывая френологию (науку, позволяющую описать характер человека по строению его черепа), выделил 27 базовых свойств, составляющих склад личности. В их число входили инстинкт размножения, потребность в самозащите, любовь к потомству и т. д. В настоящее время ни врожденные инстинкты, ни физиологические особенности человека к характеру отношения не имеют, хоть и в определенной степени могут влиять на его склад.
После Галля попытки составить классификацию черт характера предпринимались неоднократно, но все время получалось так, что какие-то черты не вписывались в данную классификацию.
В настоящее время принято разделять на типы не черты характера, а сферы их проявления. Традиционно выделяют 4 группы таких особенностей личности:
- Проявляющиеся в отношении к другим людям: индивидуализм и коллективизм, безразличие и чуткость, вежливость и грубость, доброжелательность и агрессивность, лживость и правдивость и т. д.
- Проявляющиеся в отношении к себе: требовательность, самокритичность, самоуважение, самооценка и др.
- Проявляющиеся в отношении к делу: инициативность и пассивность, лень и трудолюбие, организованность и неорганизованность, перфекционизм и т. д.
- Волевые качества: упорство, настойчивость, решимость, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия и собственную слабость.
Но эта классификация тоже не полная, так как в нее не вошли такие индивидуальные особенности человека, которые характеризуют его отношение к вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость, скаредность и т. д.
Чрезмерное акцентуирование отдельных черт характера
Разнообразные особенности характера, смешиваясь, образуют тот уникальный сплав, который называют неповторимой личностью. Если какие-то черты или группа близких качеств чрезмерно доминируют, словно выпячиваются на первый план, нарушая гармоничность образа, то говорят об акцентуации характера. Например, ярко выраженная потребность быть всегда на виду, любовь к «показухе», навязчивая общительность и стремление открыто нарушать общепринятые нормы поведения говорят о демонстративном типе акцентуации. А чрезмерная агрессивность, невыдержанность, склонность к скандалам и истерикам – признаки возбудимого типа акцентуации.
Психологи оценивают акцентуацию как некоторое «уродство» характера. Даже если выделяются положительные черты, поведение человека часто становится неприемлемым, неудобным для окружающих. Так, с чрезмерно, до фанатизма аккуратным человеком сложно сосуществовать, а преувеличенная жизнерадостность и общительность бывают очень утомительны.
Всего насчитывается 12 типов акцентуации характера. Но они свойственны далеко не всем и проявляются в основном у подростков. Во взрослом возрасте акцентуации сглаживаются, но могут быть заметны у каждого третьего.
Трансактный анализ
Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.
Теорию трансактного анализа Э. Берн изложил доступным для читателей языком в нескольких трудах. Многие из них переведены на русский язык и остаются бестселлерами вот уже более полувека. Самые известные его книги: «Игры, в которые играют люди» , «Люди, которые играют в игры», «За пределами игр и сценариев» .
А в книге «Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия» содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, — анализ игр и сценариев, — но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.
Э. Берн
В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.
Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.
Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.
Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а второй что-то отвечает (реакция).
Простой пример трансакции:
– Тебе помочь? (стимул) – Нет, спасибо, я сам. (реакция)
Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?
Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.
Как быть со взрослыми?
Если ваш великовозрастный сын или дочь не хотят работать или учиться, живут на всем готовом и ведут себя как избалованные малыши – выход один. Нужно немедленно перестать опекать такого человека, не давать денег, предложить пожить самостоятельно.
Это категоричное решение дается нелегко – понятно, что вам жалко свое взрослое дитя, но необходимость действительно назрела. Можете, например, подарить себе возможность отдохнуть: съездите на курорт или к родственникам, а дитятко пусть поживет одно и само решает, на что и как ему жить.
Что делать с не желающим взрослеть взрослым ребенком?
Кто такой взрослый и зачем им становиться?
В детстве я считала, что взрослый – тот, кому дозволено курить, пить алкоголь, заниматься сексом, покупать, что пожелаешь; тот, кто не просиживает (о боги!) на скучных и бесполезных уроках, не сдает экзамены; тот, кто делает, что хочет и когда хочет (как круто!). Однако это заблуждения. Взрослый человек – правильно мыслящий человек, который пришел к осознанию того, что не все вертится вокруг него. Он знает (развивает) свои плюсы, в курсе (работает над искоренением) недостатков. Решает возникшие неурядицы, разбирается в любых ситуациях, а не прячется в кокон. Принимает решения и отвечает за последствия.
Зачем становиться взрослым? Чтобы быть самостоятельным, находить силы для преодоления препятствий, уметь договариваться с другими, знать, когда можно и нужно проявить гибкость, пойти на уступки и пресекать манипулирование собой. Жить и радоваться, а не бубнеть на всех подряд и впадать в панику при смене привычных декораций.
Периодизации развития взрослого человека
В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.
Периодизация Ш. Бюллера
Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.
Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта
Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.
23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.
После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.
Периодизация В. Ф. Моргуна
В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.
24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.
50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.
75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.
Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.
Периодизация Г. С. Абрамовой
Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.
18 – 22 года – юность
23 – 30 лет – взросление
30 – 33 г. – переходный возраст
36 – 50 лет – зрелость
51 – 65 лет – пожилой возраст
Старше 65 лет – старость
Кто такие кидалты
Этот термин стал востребованным в последний десяток лет. Кидалт – ребенок в теле взрослого. Он соблюдает социальные приличия: ходит на работу, заводит отношения. Но спектр его увлечений родом из детства.
Еще одно название подобного состояния – «синдром Питера Пена». Кидалты обожают компьютерные игры, комиксы, мультфильмы, книги из серии «Янг Эдалт», бесполезные дорогие игрушки и девайсы.
Каждый может распоряжаться деньгами и временем как угодно. Вы еще докажите, что фильмы Марвел хуже рыбалки. Проблема кидалтов не в увлечениях.
Многие из них не хотят заводить семьи, детей, брать на себя взрослые обязательства. Столкновение с реальной жизнью заставляет их скорее бежать домой, чтобы отдохнуть в красочной виртуальности, где не нужно ничего решать.
Именно это доставляет немало проблем их близким. Или оставляет 30-летних Питеров Пенов в одиночестве.
100%-го способа профилактики не существует. Но давайте поразмыслим логически: всему свое время. Может, стоит дать ребенку перебеситься в 16? Купите уже ему этих глупых книг, смешных футболок и приставку.
На это тяжко смотреть, но пусть насладиться по полной. Сутками в интернете, чипсы на столе и все такое. Возможно, к 30 ему все-таки надоест.
Нельзя пройти этот этап вместо ребенка. Будьте рядом: на расстоянии вопроса, звонка, вытянутой руки. Любите вашего подростка вместе с его свободой. Тогда, шатаясь по Большому Миру, он всегда будет помнить дорогу домой.
Разобраться в том, что такое взросление – не сложно. А вот прожить этот процесс тяжело. Взросление идет через кризис. Помните, как это? Все бесит, все не так, а в голове – вопросы о смысле жизни.
Методы лечения ОРВИ
Если иммунитет не ослаблен, защитные силы организма в состоянии самостоятельно справиться с инфекцией. Большинство симптомов ОРВИ представляют собой как раз защитную реакцию организма на проникновение вируса.
Борьбе организма с вирусом можно помочь, а можно помешать. В последнем случае возможны осложнения и длительное протекание болезни. Поэтому врачи не рекомендуют больным самостоятельно применять медицинские препараты. Применение лекарств должно быть целевым и оправданным, и потому курс медикаментозного лечения должен назначаться врачом.
Не повредят такие домашние средства как обильное питье, полоскание горла (при боли в горле), постельный режим. Помещение, где находится больной, должно часто проветриваться. При проветривании больного желательно переводить в другое помещение – организм должен оставаться в тепле.
Обязательно следует обратиться к врачу, если:
- симптомы ОРВИ сохраняются более 7 дней;
- на фоне других симптомов замечена одышка (затрудненность дыхания);
- имеются сильно выраженные симптомы – высокая температура, острая боль в горле, сильный кашель, сыпь и т.д.
- есть подозрения на осложнения. Типичными осложнениями ОРВИ являются синусит (воспаление придаточных пазух носа), острый бронхит (впоследствии может перейти в пневмонию), средний отит (воспаление среднего уха).
Консультация специалиста
Терапевты и педиатры «Семейного доктора» имеют большой опыт в диагностике и лечении ОРВИ. Вы можете обратиться в любую из поликлиник, а при высокой температуре – вызвать врача на дом.
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Как у молодых людей меняется отношение к браку
Молодое поколение, которое не так сильно торопится рожать детей, с одной стороны, ориентировано на какие-то партнерства, но, с другой, очень рефлексивно к качеству отношений. И это будет только усугубляться. Для них отношения должны быть такими, в которых они чувствуют себя безопасно, комфортно, которые ценны.
Думаю, что причина подобного — родительские семьи. Родителям нынешних 15-летних примерно по 40 лет. И это поколение родителей сильно меняет семью как понятие, в первую очередь — отношение к детям и подросткам. Они задают норму того, как должно быть. Родительские семьи стали более принимающими подростков, более внимательными, стали давать им больше автономии, больше с ними говорить.
Потребитель разных современных порталов, статей про семью — это как раз родители. Это не подростки, которые сейчас читают и думают, как им выстроить свою семью потом. Кто записывается на консультацию к психологу? Они же. У современного молодого поколения хорошие отношения с родителями. Сами подростки говорили об этом в разных исследованиях. Понятно, что есть какие-то неурядицы, но, в принципе, родительская семья для них очень принимающая. Поэтому накладывается весь этот опыт качественных отношений внутри семьи.
Всё это задает тон и ожидание от взаимодействия, отношений, обязанностей. Молодые люди готовы вкладываться в такие отношения
Это куда более высокие требования к партнеру: важно уже не деньги зарабатывать и уметь варить борщ, а важно, как ты умеешь разговаривать и поддерживать. Тот же фильм «Аритмия», где главный герой плакал, — он тоже про это
Про то, что нет альфа-самцов и супергероев. В отношениях можно проявлять уязвимость и эмоции, быть нежным, тискаться с детьми.
Отношения могут быть гетеросексуальные, гомосексуальные, не бинарные, еще какие-то, но по качеству — высокие.
Взросление у мужчин
Как парню повзрослеть психологически, если на протяжении своего детства и отрочества он не видел в семье примеров мужского поведения?
Сложно стать эмоционально зрелым, когда мальчик воспитывается в семье, состоящей из женщин (бабушка и мама, например). Он не видит моделей мужского поведения ни в семье, ни в школе (как известно, мужчин-учителей в школах очень мало).
Игра в спортивной команде, занятия единоборствами под началом мужчины-тренера очень помогают становлению мужских качеств у мальчика. Играя в команде, он учится принимать решения с оглядкой на других, учится подчиняться распоряжениям тренера, терпеть неудачи и преодолевать сложности
Поэтому очень важно познакомить мальчика со спортом
Универсального способа, как мужчине повзрослеть психологически, не существует. Можно состоять в браке и иметь троих детей, но оставлять решение всех важных для семьи вопросов жене (родителям).
Как повзрослеть парню? Во-первых, родителям необходимо делегировать подростку решение важных для него вопросов, таких как выбор высшего учебного заведения, выбор специальности, соответствующей его природным склонностям и навыкам. Приложив усилия к процессу зачисления в вуз, выбору и обустройству помещений в студенческом общежитии, парень будет больше ценить то, что он имеет.
Как не допустить ситуации, когда близкий человек не взрослеет?
По мере взросления ребенка давайте ему все новые и новые обязанности:
- подростку предложите подработать в каникулы и помочь семье;
- не решайте все проблемы за супруга или супругу, который не хочет становиться взрослым;
- предоставьте близкому человеку возможность быть ответственным за свою жизнь и решения.
Это нелегкий труд – быть взрослым, но и в этой поре есть свои прекрасные моменты, поэтому не лишайте близких людей шанса быть взрослыми. Человек становится взрослым только тогда, когда осознает, что нужно быть самостоятельным и ответственным.
Вы можете посмотреть полезное видео, где говорят о том, что значит быть взрослым:
Детско-родительские отношения в семье
Здоровые детско-родительские отношения в семье содержат в себе две составляющие. Любовь является первой составляющей. Отношение к малышу в семье должно базироваться, в первую очередь, на любви к нему, а не на контроле и воспитательных методах воздействия. Ребенку необходимо ощущать, что мама и папа ощущают любовь к нему просто за то, что он существует, а не за его поведение, поступки или хорошие отметки. Любовь родителей является залогом того, что малыш вырастет с нормальным уровнем самооценки, чувством самоуважения и доверием к окружающему миру. Дети, которых просто любят, принимают себя ровно такими, какими они на самом деле являются, что имеет огромное значение во всей его последующей жизни. Ведь если войти во взрослую жизнь, считая свою личность «недостойной» или «плохой», шансы на достойную и успешную жизнь сводятся к нулю.
Второй составляющей детско-родительских отношений является свобода выбора. Предоставить ее ребенку часто намного труднее, чем любовь. Родителям довольно трудно, а порой и очень страшно, позволить малышу самому сделать выбор. Так как они всегда уверены в том, что знают лучше, как поступить, а ребенок хочет сделать по-своему только из чистого упрямства. Однако следует отграничивать свободу выбора от бесконтрольности и вседозволенности.
Даже если малыш и ощущает любовь, чрезмерный контроль со стороны папы и мамы ведет к риску развития разнообразных форм зависимостей. Безрассудная родительская любовь, усиленная тотальным контролем является гремучей смесью. Такой «коктейль» душит и не дает дышать. К подобной гиперопеке склонны женщины с повышенной тревожностью, сверхзаботливостью. Они контролируют любой шаг ребенка, каждое новое увлечение. Вследствие чего малыш может вырасти либо хрупким, и ранимым, не способным противостоять никаким жизненным трудностям или просто постарается любыми путями избежать такой любви. Характер отношений в семье, основанный на тотальном контроле, как утверждает большинство психологов, обуславливает частый побег детей из реальности в «химическую зависимость», главным образом, в наркотическую.
Контроль, помноженный на нелюбовь родителей, способен разрушить детскую личность, что в результате может привести к суициду.
Чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, в соединении с нелюбовью предоставляет возможность для формирования детской личности, но в тоже время ведет к большому риску физической травмы. Такие отношения чаще всего наблюдаются в неблагополучных семьях, таких как семьи алкоголиков или наркоманов. В таких семейных союзах дети получают едва ли не абсолютную свободу выбора, так как они, в принципе, никому не нужны. В таких отношениях у детей существует большая вероятность погибнуть, однако наряду с этим, у детей появляется возможность вырасти самостоятельной, целеустремленной личностью.
С целью воспитательных мер в семейных отношениях родители могут обратиться к различным методам воздействия, таким как поощрение или наказание ребенка, стремление продемонстрировать модели поведения на собственном примере. Похвала родителей будет более действенной при условии, если ребенок находится с ними в теплых дружественных отношениях, и, наоборот, если взаимоотношения между участниками семенного процесса холодные и равнодушные, то похвала не будет нести практически никакого стимула для малыша. Благодаря использованию поощрительных методов воспитания, развитие малыша как личности можно либо ускорить и сделать более успешным, либо затормозить. Не стоит в процессе воспитания злоупотреблять наказанием. Его следует использовать только при условии того, что другим способом поведение ребенка изменить практически невозможно. При возникновении необходимости в наказании для приумножения воспитательного отклика наказание должно следовать непосредственно после проступка. Не следует злоупотреблять очень суровыми наказаниями, так как они могут вызвать у малыша страх и озлобленность. Дети, на которых часто кричат и которых постоянно наказывают, становятся эмоционально индифферентными, обнаруживают повышенную агрессивность.
Психология отношений в семье сводится к тому, что все случающееся с ребенком является целиком заслугой его родителей. Поэтому родители должны усвоить, что после рождения ребенка, у них есть возможность либо помочь ребенку в процессах социализации, становлении личности, обучении и др., либо, наоборот помешать. Отказ от участия в воспитании детей тоже является своеобразным вкладом в его будущее. А вот положительным он будет или плохим, покажет время.
Социальная отстраненность
Ученые считают, что травмы детства являются одной из самых распространенных причин возникновения так называемой социальной тревожности. Чаще всего она оказывается вызванной насилием в отношении ребенка со стороны родителей (унижением, оскорблением, преуменьшением заслуг и достижений, вербальной агрессией), а также эмоциональным пренебрежением (чувством того, что о нем не заботятся, не любят, и он им, в общем-то, не нужен).
Жертвы травм детства, демонстрирующие социальную отстраненность, чаще всего делают это, идя на поводу у своей тревожности и страха. Пациенты, страдающие от социальной тревожности, сообщают о «невероятно сильном и постоянном страхе того, что окружающие наблюдают за ними и осуждают их», и могут идти на самоизоляцию от общества, чтобы избавиться от этого чувства.