Общие представления о высшей нервной деятельности

Содержание

Рефлексологическое направление в психологии рассматривает психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на нервную систему животных или человека.

Рефлекс – это ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции.Обычно выделяются условные (приобретенные) и безусловные (врожденные) рефлексы.

Представители данного направления оказали влияние на становление бихевиоризма. Оба эти направления изучали лишь объективно наблюдаемые реакции организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя сознание.

Последние статьи

13.07.2020 Рубрика: Психиатрия

У каждого человека в жизни может наступить ситуация, когда он не может справиться с возникающими психологическими проблемами в его жизни. Этот груз нерешенных задач может повлечь за собой состояния тревоги, депрессии, апатии и более тяжелых нарушений нервной системы, вплоть до панических атак. В одиночку решить эти проблемы иногда становится невозможно, и в таких ситуациях может

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Здоровье и красота

Венозные заболевания стали серьезной проблемой современного общества. На распространение заболеваний влияет множество факторов. Это условия профессиональной деятельности, когда приходится много находиться на ногах или проводить весь день за рабочим столом и малоподвижный образ жизни. Вредны чрезмерные физические нагрузки и наследственная предрасположенность. Усугубляют положение вредные привычки и наличие лишнего веса. При появлении проблем в работе клапанной

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Медицинские учреждения

Стоматолог и челюстно-лицевой хирург с мировым признанием — Доктор Михаил Пелег. Скорая стоматологическая помощь в Майами, штат Флорида. Это отличный выбор, если Вы внезапно столкнулись с проблемами зубного характера. Михаил Пелег – это стоматолог мирового уровня с тридцатилетним стажем. Дантист и челюстно-лицевой хирург Михаил Пелег на сегодняшний день работает в Университетской больнице в Майами и

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Стоматология

Зубные имплантаты являются одним из самых больших достижений современной стоматологии. Это наилучший из всех возможных вариантов замены испорченных зубов. Дентальная имплантация зубов сейчас активно развивается, она облегчает жизнь миллионам людей, позволяя им без проблем жевать, говорить и улыбаться. Однако носители таких протезов сталкиваются с рядом проблем. Ниже вы найдёте несколько советов по уходу за вашими

Читать полностью »

Рефлексология В.М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопси­хологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъек­тивных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения

Менее известный, чем Павлов, этот выдающийся русский ученый стал пионером во многих областях иссле­дований.

В советский период В. М. Бехтерев переходит от так называемой «объективной психологии», сыгравшей в свое время крупную и положительную роль, к рефлексологии. В отличие от Павлова, который в своих классических исследованиях об условных рефлексах последовательно остается в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю.

Бехтерев и Павлов стали непримиримыми противниками после того, как Павлов опубликовал негативный отклик на одну из книг Бех­терева. В то время как исследования Павлова проводились почти исклю­чительно с целью изучения выделений пищеварительных желез, Бехте­рев в основном занимался условными рефлексами в моторике. Он распространил условные принципы Павлова на мускулы.

Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения — например, отдергивание пальца от предметов, грозящих ударом электрического тока, — могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей (например, удара элек­трического тока), но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходным, — так, звук зуммера, звучащего во время удара электри­ческого тока, вскоре заставляет испытуемого отдергивать палец.

Сочетательные рефлексы — это рефлексы, которые возникают не только в результате воздействия безусловных раздражителей, но и в результате действия раздражителей, которые сочетаются с безусловными.

Далее, он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня

Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т.д. Процессам мышления, по мнению Бехтерева, присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры

Эта идея позднее была подхвачена Уотсоном. Бехтерев боролся за применение абсолютно объективного подхода; он искоренял использование психической терминологии или концепции.

Бехтерев изучал вопросы коллектива и личности. Он отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы.

Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Правила образования условного рефлекса. Механизм образования временной связи.

1)наличие
двух раздражителей условного и
безусловного.

2)условный
раздражитель должен предшествовать
безусловный.

3)необходимо
многократное состояние условных и
безусловных раздражителей.

4)безусловный
раздражитель должны быть биологически
более значимыми.

5)безусловный
раздражитель должен быть сильнее чес
условный.

Временная
связь и ее характеристика Физиологической
основой для возникновения условных
рефлексов служит образование функциональных
временных связей в высших отделах ЦНС.
Временная связь – это совокупность
нейрофизиологических, биохимических
и ультраструктурных изменений в мозге,
возникающих в процессе совместного
действия условного и безусловного
раздражителей. И.П.Павлов высказал
предположение, что при выработке
условного рефлекса происходит формирование
временной нервной связи между двумя
группами клеток коры – корковыми
представительствами условного и
безусловного рефлексов. Возбуждение
от центра условного рефлекса может
передаваться к центру безусловного
рефлекса от нейрона к нейрону.
Следовательно, первый путь образования
временной связи между корковыми
представительствами условного и
безусловного рефлексов является
внутрикортикальным. Однако при разрушении
коркового представительства условного
рефлекса выработанный условный рефлекс
сохраняется. По-видимому, образование
временной связи идет между подкорковым
центром условного рефлекса и корковым
центре-безусловного рефлекса. При
разрушении коркового представительства
безусловного рефлекса условный рефлекс
также сохраняется. Следовательно,
выработка временной связи может идти
между корковым центром условного
рефлекса и подкорковым центром
безусловного рефлекса. Разобщение
корковых центров условного и безусловного
рефлексов путем пересечения коры мозга
не препятствует образованию условного
рефлекса. Это свидетельствует о том,
что временная связь может образоваться
между корковым центром условного
рефлекса, подкорковым центром безусловного
рефлекса и корковым центром безусловного
рефлекса. Имеются различные мнения по
вопросу о механизмах образования
временной связи. Возможно, образование
временной связи происходит по принципу
доминанты. Очаг возбуждения с безусловного
раздражителя всегда сильнее, чем от
условного, так как безусловный раздражитель
всегда биологически более значим для
животного. Этот очаг возбуждения является
доминантным, следовательно притягивает
к себе возбуждение от очага условного
раздражения. Если возбуждение прошло
по каким-либо нервным цепям, то в следующий
раз оно по этим путям пройдет значительно
легче (явление “проторения пути”).
В основе этого лежат: суммация возбуждений,
длительное повышение возбудимости
синаптических образований, увеличение
количества медиатора в синапсах,
увеличение образования новых синапсов.
Все это создает структурные предпосылки
к облегчению движения возбуждения по
определенным нейронным цепям. Другим
представлением о механизме формирования
временной связи является конвергентная
теория. В ее основе лежит способность
нейронов отвечать на раздражения разных
модальностей. По представлениям
П.К.Анохина, условный и безусловный
раздражители вызывают распространенную
активацию корковых нейронов благодаря
включению ретикулярной формации. В
результате восходящие сигналы (условного
и безусловного раздражителей)
перекрываются, т.е. происходит встреча
этих возбуждений на одних и тех же
корковых нейронах. В результате
конвергенции возбуждений возникают и
стабилизируются временные связи между
корковыми представительствами условного
и безусловного раздражителей.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Архив

Выберите месяц Июль 2020  (1) Декабрь 2017  (3) Октябрь 2017  (2) Сентябрь 2017  (3) Август 2017  (1) Июль 2017  (1) Апрель 2016  (1) Март 2016  (1) Февраль 2016  (1) Январь 2016  (3) Декабрь 2015  (2) Ноябрь 2015  (8) Октябрь 2015  (8) Сентябрь 2015  (8) Август 2015  (12) Июль 2015  (10) Июнь 2015  (9) Май 2015  (22) Апрель 2015  (18) Март 2015  (20) Февраль 2015  (16) Январь 2015  (7) Декабрь 2014  (8) Ноябрь 2014  (6) Октябрь 2014  (10) Сентябрь 2014  (21) Август 2014  (17) Июль 2014  (12) Июнь 2014  (24) Май 2014  (14) Апрель 2014  (22) Март 2014  (25) Февраль 2014  (34) Январь 2014  (16) Декабрь 2013  (29) Ноябрь 2013  (42) Октябрь 2013  (42) Сентябрь 2013  (42) Август 2013  (29) Июль 2013  (58) Июнь 2013  (38) Май 2013  (25) Апрель 2013  (29) Март 2013  (1) Февраль 2013  (2) Январь 2013  (5) Декабрь 2012  (10) Ноябрь 2012  (26) Сентябрь 2012  (13) Июнь 2012  (1) Май 2012  (1) Апрель 2012  (3) Март 2012  (11) Февраль 2012  (33) Январь 2012  (22) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (40) Октябрь 2011  (7) Сентябрь 2011  (21) Август 2011  (2) Февраль 2011  (3) Ноябрь 2010  (7) Сентябрь 2010  (3) Август 2010  (4) Июнь 2010  (2) Май 2010  (28) Апрель 2010  (9) Март 2010  (35) Февраль 2010  (47) Январь 2010  (67) Декабрь 2009  (75) Ноябрь 2009  (257) Октябрь 2009  (4)

Бодрствование и сон

Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии. Это состояние характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга. В обеспечении состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие возбуждающие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них — ко всем зонам коры больших полушарий. Ликвидация этих влияний приводит к снижению внимания, ухудшению обучения, патологическому сну, потере сознания и т. п.

Сон — специфическое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и т. д. Ослабление реактивности организма зависит от падения чувствительности периферических отделов анализаторов и снижения возбудимости структур переднего мозга из-за ослабления ретикулярных возбуждающих влияний на кору. Одним из главных химических индукторов сна является серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга. Если разрушить эту область и уменьшить содержание серотонина в мозге, то человек лишается возможности сна.

При регистрации электрических сигналов мозга на электроэнцефалограмме можно заметить, что период сна не однороден, а разбивается на несколько циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 мин. Во время полного цикла фаза медленно-волнового (ортодоксального) сна — период медленных низковольтных волн на ЭЭГ — сменяется фазой парадоксального, или быстроволнового, сна. Во время этой фазы наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев. В эту фазу человек видит сны. В течение ночи обычно наблюдается 4-6 полных циклов.

Таким образом, сон представляет собой не просто угнетение деятельности мозга, а такое состояние, когда на фоне снижения сенсорного потока к мозгу в его структурах происходит усиление некоторых обменных процессов, обработка ранее полученной информации и т. п.

Типы высшей нервной деятельности человека

Ещё в IV в. до нашей эры древнегреческий врач Гиппократ, наблюдая за поведением разных личностей, выделил 4 типа темперамента.

  1. Сангвинический – сильный, выдержанный, лабильный.
  2. Холерический – сильный, не выдержанный, вспыльчивый, легко возбудимый.
  3. Флегматический — сильный, спокойный, с низкой лабильностью нервных процессов, инертный;
  4. Меланхолический — слабый, быстро утомляемый, с низкой работоспособностью.

В современном мире концепция о типологических принадлежностях нервной системы как человека, так и животных стала одним из ключевых аспектов учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

В зависимости от этой специфики И. П. Павлов определяет 4 типа высшей нервной деятельности, выделение которых базируется на разнообразных сочетаниях трёх ведущих показателей:

  • силы – интенсивности процессов возбуждения и торможения;
  • уравновешенности — сбалансированности или преобладания интенсивности процессов возбуждения и торможения;
  • подвижности – быстроте замещения процесса возбуждения торможением и наоборот.
  1. Первый тип — «живой», совпадает с сангвиником Гиппократа. Для него характерна повышенная интенсивность нервных процессов, их сбалансированность и чрезвычайная подвижность. Переход одних условных рефлексов в другие протекает быстро.
  2. Второй — «безудержный», отождествляется с гиппократовским холериком. Отличается интенсивностью нервных процессов, преобладанием нервного возбуждения над торможением, их высокой лабильностью.
  3. Третий — «спокойный», совпадает с флегматиком. Выделяется интенсивностью нервных процессов, их сбалансированностью, низкой лабильностью. Не активен, тяжело возбудим, медлителен. Адекватно реагирует на сильные внешние воздействия, уравновешен.
  4. Четвёртый – «слабый», идентичен меланхолику. Проявляется небольшой интенсивностью нервных процессов, их сниженной лабильностью. У этого типа ослаблены и возбуждение, и торможение, но торможение в превосходящей степени. Затруднено формирование условных рефлексов, а длительное или сильное раздражение вызывают быстрое нервное истощение.

В 20-е годы ХХ века, руководствуясь представлением о двух сигнальных системах, формирующих представление человека об окружении, академик И. П. Павлов создал типологию высшей нервной деятельности присущую исключительно человеческой личности.

На основании преобладания той или иной сигнальной системы И. П. Павлов выделил:

  1. Художественный тип – личности с господствующей первой сигнальной системой. Характеризуются образным мышлением, повышенным эмоциональным фоном, развитым воображением. Преобладают среди творческих деятелей.
  2. Мыслительный тип – личности с приоритетом второй сигнальной системы. Они выделяются преобладающим абстрактным мышлением, аналитическим умом, умением систематизировать информацию. Это научные деятели.
  3. Средний тип – человеческое большинство, люди с обеими равномерно развитыми сигнальными системами.
  4. Гениальный тип – лица с чрезвычайно развитыми сигнальными системами. Очень редко встречающийся тип.

Учение о типах высшей нервной деятельности является важным звеном в понимании логики возникновения таких психологических черт личности, как темперамент или характер. Особенности типа высшей нервной деятельности и темперамента являют собой естественное ядро индивидуальной неповторимости личности.

Память

Память — это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях во внешнем мире и реакциях организма на эти события, а также многократно извлекать эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса. Под обучением прежде всего подразумевают механизм приобретения, фиксации информации, а под памятью — механизмы хранения и извлечения этой информации. Человек запоминает не только те раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают. Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт.

Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов. Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов. В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры.

Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.): «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой. В формировании энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация подавляется ингибиторами синтеза ДНК, белков.

Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов (ацетилхолиновых, глутаматных и др.), усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков. По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма, Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.

Сигнальные системы и их задачи

Четыре основных типа нервной деятельности, описанные в предыдущем разделе, применяют и к животным, и к людям. Однако есть и черты, которые присущи исключительно человеку. И.П. Павлов считал, что в основе развития этих качеств находится уровень двух сигнальных систем — первой и второй:

  • к первой СС относится чувственное восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Благодаря им мы выстраиваем свою картину мира. Первая сигнальная система есть у животных и человека.
  • ко второй СС относят речь. Это словесная сигнальная система, тесно связанная со знаками, символами и абстрактным мышлением. Она есть только у человека, хотя у некоторых высокоразвитых животных имеются предпосылки к её развитию. Например, животные или птицы умеют издавать звуки, обозначающие опасность, либо предупреждают криком о занятости территории.

Вторая сигнальная система у человека представляет сложно организованный принцип восприятия слов. При этом слово для нас — не просто некий раздражитель. Оно обозначает прежде всего определённый символ или предмет, имеющий значение или непосредственное отношение к нам. Именно словами мы обозначаем все явления и предметы в окружающем мире, формируя устойчивые абстрактные понятия.

Понимание и сознательное произношение слов появляется у детей, когда они, развиваясь, начинают ассоциировать слова с внешними объектами, пользуясь зрительным, слуховым и другими видами восприятия (компонентами первой сигнальной системы). Именно слово даёт нам возможность мыслить абстрактно, отражая окружающую действительность с помощью устойчивых формулировок и понятий.

Благодаря развитию второй сигнальной системы (речи) люди умеют пользоваться не только разными образами, но и мыслить в соответствии с ними. Образы становятся цельными, осмысленными, содержат информацию на разные темы. Только с помощью слова человек, развиваясь, переходит от восприятия чувственных образов первой СС к понятиям и представлениям, которые обеспечивает вторая СС. Именно она и составляет базис всего человеческого мышления.

В качестве анатомо-физиологических основ речи следует отметить три анализатора: двигательный, слуховой и зрительный. Регулируют речь определённые отделы коры мозга, получающей импульсы от речевого аппарата. Сложнейший анализатор, отвечающий за движение речевого аппарата и произношение слов, находится в лобных извилинах (2 и 3). Он называется центром Брока. Воспринимаем мы речь и понимаем её суть с помощью другого центра — Вернике.

Соотношения двух сигнальных систем у одного и того же человека могут быть различными. В зависимости от этого И.П. Павловым было выделено ещё несколько типов нервной деятельности. Известно, что в восприятии мира могут преобладать либо первая, либо вторая СС. Если в процессе познания мира более активно участвует чувственное восприятие, речь идёт о художественном типе личности. У таких людей преобладает образное мышление, они особенно ярко воспринимают слуховые и зрительные сигналы. Образное мышление характерно для представителей творческих профессий (певцы, музыканты, художники).

При преобладании в восприятии мира второй СС люди становятся учёными, мыслителями или философами. Это личности, для которых характерно более прагматичное логическое мышление. Они без труда выстраивают сложнейшие абстрактные понятия и легко оперируют ими. Бывают и редкие типы людей, когда у одного и того же человека можно наблюдать интенсивное развитие обоих типов восприятия. Они могут успешно заниматься и наукой, и творчеством (например, Леонардо да Винчи).

Эмоции

Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта. У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия). Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector