Теория развития л.с.выготского

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат – мозг Ленина, хранившийся в банке.

Отец не читал ей детских стихов – он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.

Психология и культура

Выготский живо интересовался психологией искусства. Он считал, что именно эта отрасль способна оказывать на личность критическое влияние, освобождая аффективные эмоции, которые в обычной жизни не могут быть реализованы. Ученый считал искусство важнейшим инструментом социализации. Личные переживания формируют личный опыт, но эмоции, обусловленные воздействием произведения искусства, формируют опыт внешний, общественный, социальный.

Также Выготский был убежден, что мышление и речь взаимосвязаны. Если развитое мышление позволяет говорить богатым, сложным языком, то есть и обратная взаимосвязь. Развитие речи приведет к качественному скачку интеллекта.

В привычную для психологов связку сознание-поведение он ввел третий элемент – культуру.

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией

Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Работа с детьми

Возможно, именно искренняя доброта, способность глубоко чувствовать других людей и относиться со снисходительностью к их недостаткам привела Выготского в дефектологию. Он всегда утверждал, что ограниченные в чем-то одном способности – это не приговор для ребенка. Гибкая детская психика активно ищет возможности для успешной социализации. Немота, глухота, слепота – это всего лишь физические ограничения. И детское сознание инстинктивно пытается их преодолеть. Главная обязанность врачей и педагогов – помочь ребенку, подтолкнуть его и поддержать, а также предоставить альтернативные возможности для общения и получения информации.

Особое внимание Выготский уделял проблемам умственно отсталых и слепоглухонемых детей как наиболее проблемно социализируемых, и добился большого успеха в организации их обучения

Ранние годы

Лев Семенович Выготский (настоящее имя — Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.

Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.

Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.

После успешного окончания гимназического обучения Лев Выготский собирался изучать филологию в Московском университете, но получил отказ.

Идеи Выготского в современном мире

Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.

И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.

Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.

В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.

Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.

Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.

Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.

Развитие личности в контексте педагогики и психологии

Главным интересом Выготского была проблематика развития психики в онтогенезе, становление личности. Для нормального формирования высших психических функций своевременного развития структур мозга недостаточно. Изучение психологического состояния детей, выросших в условиях, не предполагающих социальной адаптации, показывало, что для полноценного развития личности необходима социальная ситуация развития. Под этим термином Выготский понимал взаимоотношения ребенка и социума. От типа взаимодействия зависит ход развития психики ребенка, его способность преодолевать возрастные кризисы.

Выготский отмечал, что формирование сознания происходит посредством развития речи. Изучая новые слова, понимая множественное значение слов, ребенок приобретает качества личности, присущие только человеку. Культурная среда, окружающая ребенка, влияет на его поведение, меняет деятельность психических функций. Без обучения он получает только часть природных инстинктов, необходимых для выживания, но его психика останется на уровне примата.

В пользу теории Выготского говорят многочисленные случаи с детьми-маугли, выращенными животными. Попадая в социум, они неспособны адаптироваться, у них отсутствует речь и элементарные навыки поведения. Обучение позволяет частично восполнить необходимые психические функции, но полноценное становление личности невозможно.

Психическое развитие невозможно без педагогики — обучение направляет личность, помогая достигнуть максимального раскрытия умственных способностей с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Так сформировался отечественный принцип развития личности: человек — продукт социально-биологического воздействия, в котором влияние социума признано ведущим.

Детство и юность

Лев Семенович Выготский (ранее Выгодский) появился на свет 17 ноября 1896 года в белорусском городке Орша и был вторым из детей зажиточного еврейского финансиста Симхи Лейбовича и его жены — преподавательницы Цецилии Моисеевны. Детство будущий психолог провел в Гомеле, где отец работал помощником управляющего филиала крупного банковского учреждения и параллельно с этим занимался торговлей лесом.

Лев Выготский в молодости

Там Лева вместе с семерыми братьями и сестрами прошел курс домашнего обучения у педагога Соломона Апшиза, который практиковал методы древнегреческого философа Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Общение с этим преподавателем, а также многочисленными родственниками повлияло на будущую биографию мальчика.

В 1913 году, пройдя ступень среднего образования, Лев со знанием эсперанто и древнегреческого, латинского и английского языков успешно сдал вступительные экзамены в Императорском московском университете и никак не мог определиться с будущим, мечтая стать юристом, культурологом или врачом.

В итоге после многочисленных переводов молодой еврей получил диплом историко-философского отделения высшего учебного заведения им. А. Л. Шинявского и некоторое время писал для журналов и работал преподавателем. А в начале 1920-х годов на базе местного педагогического техникума он занялся экспериментами в области психологии, для Всероссийской тематической конференции собрал полученные результаты и опубликовал первый научный доклад.

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Воздействие культуры : — Инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Л. С. Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными материалами / способности для интеллектуального развития — Пиаже фокусируется на двигательные рефлексы и сенсорных способностей.

Л. С. Выготский ссылается на элементарных психических функций —

В конце концов, через взаимодействие в социально-культурную среду, они развились в более сложные и эффективные психических процессов / стратегий, которые он называет высших психических функций .

Например, память у детей младшего возраста этом ограничивается биологическими факторами. Тем не менее, культура определяет тип памяти, мы разрабатываем стратегию. Например, в нашей культуре мы узнаем, заметок, чтобы помочь памяти, но в предварительном общества грамотности другие стратегии должны быть разработаны, например, завязывание узлов в строке помнить, или ношение галька, или повторение имена предков до больших чисел повторяется.

Выготский относится к инструментам интеллектуальной адаптации — они позволяют детям использовать основные психические функции более эффективно / адаптивно, а это определяется культурой (например, памяти мнемоника, карты памяти).

Поэтому Выготский видит когнитивные функции, даже те, проводимого отдельно, как пострадавших от убеждений, ценностей и инструментов интеллектуальной адаптации культуры, в которой человек развивается и, следовательно, социально-культурно детерминирована. Инструменты интеллектуальной адаптации варьироваться от культуры к культуре — как в памяти пример.

Социального влияния на когнитивное развитие

Как и Пиаже , Л. С. Выготский считает, что маленькие дети любопытны и активно участвует в их собственное обучение и открытие и развитие нового понимания / схемы

Тем не менее, Выготский уделять большее внимание социальным вклад в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал собственной инициативе открытия

По словам Л. С

Выготского (1978), много важной обучение на ребенка происходит через социальные взаимодействия с умелым наставником. Репетитор мая модель поведения и / или предоставлять устные инструкции для ребенка.Выготский называет это кооперативная или совместного диалога

Ребенок стремится понять действия или указаний наставника (часто родитель или учитель), то усваивает информацию, используя его, чтобы вести или регулировать свою производительность.

Шаффер (1996) приводит пример молодой девушке, которая дала ей первую головоломку. Одна, она работает плохо при попытке решить головоломку.Тогда отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех встречному / EDGE частей и обеспечивает несколько частей для ребенка, чтобы собрать себя и дает надежду на то, когда она это делает. Когда ребенок становится более компетентным, отец позволяет ребенку работать более независимо. По словам Л. С. Выготского, этот тип социального взаимодействия с участием кооперативных или совместного диалога способствует когнитивного развития.

Для того, чтобы получить представление о теории Выготского на развитие когнитивных, надо понимать, двумя основными принципами работы Выготского: более знающими Другое (МКО) и зону ближайшего развития (ЗБР).

Другие более знающими

Более осведомлены другие (МКО) несколько пояснений, он относится к тому, кто имеет лучшее понимание или более высокого уровня, чем способности ученика, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.

Хотя подразумевается, что МКО является учителем или пожилого возраста, это не обязательно так. Много раз, сверстники ребенка или детей взрослых могут быть люди с более знаний или опыта. Например, кто, скорее всего, узнать больше о новейших подростковых музыкальных групп, как выиграть на последних PlayStation игры, или, как правильно выполнять новейшие танцы увлечение — ребенок или их родители?

В самом деле, МКО не нужно быть человеком вообще. Некоторые компании, для поддержки сотрудников в процесс обучения, в настоящее время с использованием электронных систем поддержки производительности.Электронные репетиторы были также использованы в учебных заведениях, чтобы облегчить и направлять студентов в процессе обучения. Ключ к MKOs том, что они должны быть (или быть запрограммирована) больше знаний по данной теме изучается, чем ученик делает.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Советуем также прочитать:

Сторителлинг
Как развивать мышление ребенка
Зона ближайшего развития
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
Критерии личности
Агностицизм как свобода познания
Метод изучения психологии Вундта
Внимание человека: что это и как оно работает
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector