Что такое воображение

Виды воображения. Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активностисоздания человеком новых образов и осознанности этих образов:

А) Непроизвольное или пассивноевоображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы. Образы во сне

рождаются непреднамеренно характерными длясновидения являются: · чувственная достоверность;

· невероятная причудливость,

· необычность связей и сочетаний образов;

· явная связь с насущными потребностями человека.

Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинация— это тоже пассивное, непреднамеренное воображение.

Галлюцинации бывают:

· слуховые

(больной слышит голоса, музыку, звуки). Это психичексое расстройство часто возникает на почве алкоголизма;

· зрительные галлюцинации

(обычно возникают при таких болезнях как эпилепсия, а также у алкоголиков дошедших до состояния белой горячки).

Грёзы

это пассивное, но преднамеренноевоображение. Это мечты не связанные с волей, направленной на их выполнение.

Б) Произвольные или активное воображение –это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью, в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на:

· воссоздающее, или репродуктивное воображение

– это построение предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.Суть воссоздающего в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что сообщают другие люди,

· творческое воображение– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Роль творческого воображения огромна: создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Ещё один вид творческого воображения – фантазия илимечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы.

Два вида творческой фантазии:

· конкретный (образный):

· абстрактный (логический):

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

В) Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения вообще ничего нового нет. При желании его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения и его продукта нив коем случае не сводится.

Г) Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем — либо уже сделанное (сотворённое).

Процессы и механизмы

В восприятии человек берет информацию из внешнего мира, такую как свет или звуковые волны, и находит в ней смысл, используя память и процессы восприятия.

В воображении это работает наоборот. Образность создается из памяти.

Что не очевидно, так это то, что это важное, увлекательное явление можно исследовать научно. Несмотря на то, что мы не можем читать изображения непосредственно из мозга людей (пока), все еще есть научные средства, чтобы выяснить, что происходит в чьей-то голове

Вещи, принадлежащие к растянутой природе, в первую очередь воспринимаются чувствами тела, где их идеи сочетаются с новыми впечатлениями и тогда появляются фантазии.

Человек не может охватить взглядом бесконечность природы, взгляд фокусируется на каком-то ее фрагменте, например, на стекле в оконной раме автобуса.

Мигающие изображения перед глазами были бы совершенно неуместны, если бы не проецировали лучи света на слова, разрезали их на части и ловили постоянно меняющееся изображение, а затем связывали это со звуками или конкретными словами.

Механизмы воображения:

  • агглютинация , создание нового образа из частей других образов,
  • метафора , это перенос наименования с одной вещи на другую, с рода на вид, с одной вещи на другую по принципу аналогии. Основой для метафоры является сопоставление сходства между предметами и словами,
  • гиперболизация , увеличение или уменьшение объекта и его частей,
  • фиксация , концентрация на особых признаках предмета,
  • типизация , классифицирование признаков нескольких предметов, использование типичных и однородных.

Это, пожалуй, наиболее ясно во сне, где наши умы штампуют всю виртуальную реальность для нас, чтобы испытать нас, когда мы спим.

Но воображение используется в целом ряде когнитивных процессов, включая планирование, гипотетическое мышление, представление вещей в прошлом или будущем, понимание языка, и, конечно, в дизайне и творчестве в технике и искусстве.

Эксперименты, связанные с излучением и поглощением света, отражения и рассеивания его лучей, освещения или затенения объекта, наконец, добрососедства и взаимного влияния цветов, выявили целый ряд ранее неизвестных зрительных иллюзий, влияющих на наш образ понимания изображений, возникающих на сетчатке глаза.

Узнав о его строительстве и принимая во внимание действие объектива, который обращает изображение, в конце концов, стало понято, сколько в нашем мировоззрении зависит от власти, игры света и тени

Виды воображения

Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи psymedcare.ru:

Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.

Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.

Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.

Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.

Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать. Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность. Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость. Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания. Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки. Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

Творческое воображение

Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности. 

Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический. Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов

Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Что же это такое: определение понятия

Суждение о воображение впервые упоминает греческим философом Платоном.

Он считает, что это способность памяти создавать душой красочные образы.

Эта уникальная способность является творческой, благодаря которой душа умеет создавать и описывать не только увиденное, но и придуманное.

Это процесс преобразования представлений человека, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

О воображении (фантазии) мы думаем сегодня в первую очередь в контексте искусства и психологии, считая эту типично человеческую способность почти неограниченной.

Мы говорим о пространственном, звуковом, музыкальном, о пластическом, математическом, техническом, пышном, детском и даже больном воображении, мы находим для него место почти во всех областях человеческого творчества.

Что мы знаем о фантазии?

Это способность человека к неожиданному построению в сознании образов, идей, которые не могут восприниматься посредством органов чувств, а только с помощью воображения.

Это источник различных проявлений человеческой духовной жизни.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Методы развития воображения

Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.

Книги

Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.

В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.

Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!

Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.

Ассоциации

Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?

Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?

Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.

Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.

Творчество

В-третьих,  вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.

Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем  попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.

В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.

Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.

Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.

На десерт, забавное видео как  развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Воображение: функции

Чтобы понять, для чего вообще нужна человеку эта уникальная способность, необходимо разобраться, какие функции имеет воображение. Каждая функция выполняет определённую задачу, которая делает личность интересной, а главное, полноценной. Разберём каждую функцию по отдельности и вкратце её опишем.

Познавательная функция

Основана на получение знаний личностью и применения их на практике. Полученными знаниями индивидуум принимает решения в трудной ситуации, основанной на догадках, а главную роль играет воображение.

Функция прогнозирования

Представление о ситуации в воображаемом мире индивидуума, предназначена для выбора одного из возможных результатов события. Эта функция помогает человеку мечтать и грезить о нереальных мирах.

Функция понимания

Функция даёт возможность по поведению предположить чувства другого человека. Понять его возможные эмоции и принять их как свои, испытывая сочувствие к этому человеку. Эмпатия похожа на функцию понимания, но отличается глубиной осознания внутреннего эмоционального мира другого индивидуума.

Функция защиты

Предугадывая последствия принятых решений, можно избежать проблем. Защитная функция представляет в уме варианты ходов и их последующие влияния на ситуацию в целом. Чем лучше просчитаны ходы, и последствия результатов на как можно большего количества ходов тем точнее будет получен положительный результат.

Функция воспоминания

В сознании личности хранятся воспоминания о минувших событиях. Чем сильнее воображение индивидуума, тем ярче он воссоздаёт в уме вспышки, отрывки и отголоски пережитых событий. Кадры воспоминаний сохраняются в виде образов и представлений реальных событий. Они переосмысливаются подсознанием личности в приемлемые для психики образы.

У людей обычно одна из функций сильнее всех других. И эта функция формирует характер, эмоциональную стабильность в поведении индивидуума.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения

Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector