Внимание: что это такое, какие есть виды и свойства?

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях. 

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Основные проявления:

  • сужается количество объектов, которое человек может воспринимать единовременно;
  • страдает устойчивость, то есть при наблюдении возникает переключение концентрации на что-то другое – непроизвольное. 

Какие бывают нарушения внимания.

Рассеянность. Проявляется в неспособности концентрироваться на объекте длительное время. Бывает мнимое состояние, когда оно вызвано чрезмерной заботой об одном конкретном предмете

Подлинное же характеризуется тем, что отсутствует возможность переключаться и удерживать произвольное внимание из-за малокровия, патологий нервной системы, травм. Также выделяют еще два дополнительных вида рассеянности: ученая и старческая

Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил. Вторая – возрастная. 
Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами. 
Инертность – малая подвижность. 
Апрозексия. Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители. 

Что такое рассеянность?

Рассеянность – это не общая характеристика внимания, а скорее конкретная. Ученые выделяют два базовых вида этого свойства. Первый возникает как продукт неустойчивости психического процесса. Такая характеристика внимания и памяти свойственна детям младшего школьного возраста, но также может проявляться и у взрослых. Причинами этого явления может стать слабость нервной системы, высокая утомляемость и недосыпание

Если человек не обладает привычкой сосредотачивать свое внимание на работе, то первый вид рассеянности может развиться в таком случае

Иным характером обладает второй вид феномена «рассеянное внимание». Характеристики внимания в данном случае представлены серьезной концентрацией на чем-нибудь одном и незамечанием других окружающих объектов

Такая рассеянность свойственна увлеченным людям – ученым, писателям, фанатам своего дела.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функции

Её определение

Целенаправленность (направленность)

Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.

Избирательность

Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители

Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.

Активность

Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени

Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Виды

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное — активным

Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Непроизвольное внимание возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно

Этот вид внимания фиксирует в сознании те моменты, которые каким-то образом попадают в наше поле зрения, и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, специально на этом не концентрируясь.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию

Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы. Или сосредоточиться на доске, где преподаватель объясняет новую тему

Произвольное внимание человека — это осознанная общая опция, а непроизвольное, соответственно — неосознанная. Эта характеристика внимания необходима для того, чтобы работать, учиться, применять свои знания и навыки в жизни

Но следует заметить, что уже достаточно давно существуют техники, позволяющие помочь человеку освоить какой-то материал или приобрести определенные навыки через непроизвольное внимание. Например, когда в поле зрения человека на его рабочий стол кладется картинка или надпись с нужной информацией, человек непроизвольно, то есть не прикладывая к этому сознательных усилий, ее запоминает

Некоторые психологи еще рекомендуют в этой классификации выделять и третий вид внимания — послепроизвольный. Этот вид имеет характеристики непроизвольного, но возникает после произвольного. Приведем пример: человек, приложив определенные усилия к «вхождению» в тему, затем углубляется в нее и работает уже практически на автомате, непроизвольно.

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н

Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Характеристики свойств внимания 470 руб.
  • Реферат Характеристики свойств внимания 230 руб.
  • Контрольная работа Характеристики свойств внимания 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Непроизвольное внимание

Внимание непроизвольное (первичное, пассивное) – это такой вид, когда человек не прикладывает усилия воли, чтобы быть сосредоточенным, а также не ставит перед собой цели быть таковым. Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения

В его основе – ориентировочная деятельность человека. Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения. В его основе – ориентировочная деятельность человека. Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

  • интенсивность раздражителя: достаточно сильный любой раздражитель, например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и т.д. невольно привлекает человека;
  • контрастность раздражителей: объект больше (или меньше) по величине по сравнению с окружающими, прекращение или начало действия раздражителя невольно привлекает;
  • новизна раздражителя: пока не исчерпан элемент новизны, сосредоточенность можно поддерживать достаточно долго;
  • прерывистость раздражителя: раздражитель, который то появляется, то исчезает, то усиливается, то ослабляется;
  • подвижность раздражителя: раздражитель, который движется, больше привлекает нас, чем неподвижный;
  • структурированность раздражителя: к объединенным в целостную структуру раздражителям взгляд привлекается быстрее и легче;
  • соответствие раздражителя нашем внутреннему состоянию: мы замечаем то или иное явление, когда оно становится созвучным нашим чувствам, потребностям, намерениям и т.п.;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше непроизвольная сосредоточенность;
  • субъективная значимость раздражителя: чем больше субъективная значимость влияния, тем сильнее непроизвольная концентрация;
  • установка: чем больше готовность к деятельности, тем выше эффект;
  • потребности: то, что совпадает с потребностями личности, быстрее привлекает нас;
  • эмоциональная окрашенность раздражителя или деятельности: раздражитель, который несет либо положительную, либо отрицательную эмоциональную окрашенность, невольно привлекает;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, на котором мы должны сосредоточиться, тем легче поддерживается непроизвольная фокусировка.

Рекомендуем ознакомиться: Определение эмпатии в психологии: что это такое и на что влияет в жизни

Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

  1. новизна раздражителя
  2. неожиданность раздражителя
  3. интерес человека
  4. усталость человека

Функции

О внимании мы обычно не задумываемся, пока не появляются реальные проблемы с ним, пока оно успешно справляется со своими функциями. К ним относятся:

быстрое обнаружение нужных нам объектов, источников опасности, важной информации;
поддержание нашей бдительности и помощь инстинкту самосохранения;
способность проводить оперативный поиск;
помощь в анализе, отождествлении, сопоставлении данных, замещении имеющейся информации новой.

Нарушение всего одной функции приводит к расстройствам внимания как такового. Только в условиях работы всех составляющих как общего целого организма можно говорить о полноценности внимания и качестве жизни и деятельности человека.

Для чего нужна внимательность?

Отвечают на данный вопрос функции, осуществляемые вниманием

Важность внимательности можно обозначить на простейших ситуативных примерах из ежедневной деятельности человека, проиллюстрировав произведение о «рассеянном с улице Бассейной». Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий

При некоторых психических расстройствах невнимательной в крайних ее проявлениях выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития. Так, может быть нарушено произвольное внимание

Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий. При некоторых психических расстройствах невнимательной в крайних ее проявлениях выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития. Так, может быть нарушено произвольное внимание.

Психологи выделяют следующие основные функции:

  • бдительность;
  • реакция на сигналы и их обнаружение;
  • функции поиска;
  • избирательность;
  • распределение.

Бдительность важна при обеспечении чувств личной безопасности. Функции поиска также напрямую связаны с внимательностью. Так, развитию этого качества посредством поиска способствует такая простая школьная методика, как работа над ошибками и проверка собственной работы на предмет их наличия

Это не просто развивает внимательность, а формирует непроизвольное внимание

Важна внимательность в сфере интеллектуальной работы. С целью выявления степени его сформированности и развитости, используются различные методики.

Кроме того, в психологии используется такие понятие, как признаки внимания. К их числу можно отнести пантомические особенности поведения: замирание, задержка дыхания или его замедление, проявляющиеся в сосредоточенности на определенном объекте, при интеллектуальной работе

Так, сегодня в числе наиболее изученных – зрительное внимание. Признаком его проявления является созерцание или разглядывание видимых предметов, способность к запоминанию их расстановки или внешних особенностей

Развивают зрительное внимание детей посредством цвета или формы. Развитие слухового внимания основывается на способностях к запоминанию звуков, произношений.

Исторический очерк

Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:

Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны

Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
Джеймс

Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.

Распределение

Распределение внимания — это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст

Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

  1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
  2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации. Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
  3. Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
  4. Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.

Свойства

Свойства внимания в психологии:

Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.

Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.

Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 &plusmn, 2 объекта.

Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному. Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.
Переключаемость внимания , это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением , например, на какой-либо громкий звук.

Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные

Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.

Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.

Распределение

Распределение внимания , это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст

Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

  1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
  2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации. Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
  3. Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
  4. Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания — это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности. В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов

Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы

Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Свойства внимания

Кроме видов, в науке выделяют еще свойства – какое качество внимания у человека, насколько долго или сильно он может сосредоточиться.

Концентрация

Это свойство позволяет человеку сосредоточить внимание на каком-то одном предмете, объекте

Здесь важной характеристикой этого процесса является способность не отвлекаться на все остальное, что находится вокруг

Сконцентрированный человек может со стороны выглядеть отмороженно, когда к нему обращаешься, он не отвечает. В процессе работы при высокой интенсивности концентрации люди могут забыть, что хотели кушать или сходить в туалет. Это необходимое условие успешности выполнения человеком важных дел.

Интенсивность

Качество, которое определяет эффективность работы внимания и других психических процессов одновременно. Здесь в работу впрягаются память, мышление, восприятие. Если у человека большой интерес к работе, она сложная, есть влияние отвлекающих раздражителей, то интенсивность будет больше.

Устойчивость

Другими словами, выносливость внимания

Если при концентрации важна интенсивность, то есть сила этого процесса, то здесь важно время – насколько долго сохраняется внимание на одном предмете, объекте, задании. Эта функция важна в учебной деятельности детей, работе взрослых. Она формируется по мере усложнения задач у человека

Она формируется по мере усложнения задач у человека.

Переключение

Это осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Здесь речь идет о скорости перемещения фокуса, переход от одной деятельности к другой

Этот переход используется для возможности охватить вниманием все важные события, объекты в короткий промежуток времени. Для человека это хороший навык, ведь тогда он будет успевать быть в центре всех событий и новшеств

Объем

Здесь оценивается, сколько объектов человек может одновременно удерживать в зоне осознанности. Объем внимания важен для многоуровневой деятельности, при многозадачности.

У взрослых людей объем достигает 6 объектов, которые одновременно находятся в фокусе внимания. У детей – не больше 2-3

Здесь важно, насколько объекты однородные (тогда их легче осознавать), как они взаимосвязаны между собой. Также немаловажны профессиональные навыки человека

Распределение

Это свойство очень похоже на объем – возможность человека выполнять несколько действий одновременно

Если в объеме можно обойтись без деятельности (смотри себе на несколько объектов и осознавай их), то в распределении речь идет о том, как внимание проявляется в деятельности

Но здесь важно, чтобы эти действия были из разных сфер: легче распределять внимание, выполняя одну умственную, а другую физическую деятельность. Второй вариант – одно действие должно быть доведено до автоматизма. Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения

Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector