Психогигиена и немного удачи. как еврейский психиатр виктор франкл выживал в концлагерях

3 основных принципа логотерапии

Три основных принципа или основы логотерапии следующие:

  1. Свобода воли.
  2. Воля смысла.
  3. Смысл жизни.

Свобода воли

Свобода воли развивается через особую человеческую способность, известную как «самоудовлетворение». Это возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, это дает нам свободу от трех источников влияния:

  1. Инстинкты.
  2. Наследие.
  3. Окружающая обстановка.

Человек обладает всеми этими тремя вещами, но они не определяют нас. Мы свободны от этих трех аспектов. Человек свободен быть ответственным, потому что он свободен. 

Из этого экзистенциального анализа человек несет ответственность за реализацию смысла и ценностей. У человека есть призыв осознать смысл своей жизни и те ценности, которые придают ему смысл. Человек является единственным ответственным за этот призыв.

Воля смысла

Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, на значение, которое он должен сначала открыть, и чью полноту он должен достичь. Воля к удовольствию(Фрейд) и воля к власти(Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противостоят самопревосхождению и могут нарушить наше существование.

С точки зрения логотерапии удовольствие и сила — это последствия достижения цели, но не сама цель. Поэтому люди, которые стремятся только к удовольствию или власти, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет силы или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Его цель — найти аргумент — причину — быть счастливым.

Смысл жизни

Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом встать перед жизненными обстоятельствами, с полной свободой, основанной на значении, которое передает это. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Это значение уникально для каждого из нас. Таким образом, наш долг как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть нашу собственную версию этого значения.

Мы делаем это по трем основным каналам, которые относятся к трем категориям ценностей.

  1. Иногда это направляет нас к реализации творческих ценностей.
  2. В других случаях это будет влиять на нас с опытом. Например, когда мы наблюдаем закат или кто-то держит нас за руку.
  3. В других случаях мы столкнемся с ограничениями самой жизни (смерть, страдание).

В любом случае жизнь всегда будет содержать скрытый смысл до конца. Это неотразимый, постоянный призыв открыть и осознать это. Это три основополагающих принципа логотерапии Виктора Франкла. Как мы уже видели, это гуманистически-экзистенциальный взгляд на людей. И это может быть трудно понять, если мы не знакомы с экзистенциализмом. 

Цитаты

«В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.»
«Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.»
«Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.»
«Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает

Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо.»
«Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.»

Карьера

Психиатрия

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал консультационные центры для молодежи, чтобы справиться с большим количеством подростковых самоубийств, происходящих примерно во время табелей успеваемости в конце года. Программа спонсируется городом Вена и бесплатна для студентов. Франкл нанял в центр других психологов, в том числе Шарлотту Бюлер , Эрвина Вексберга и Рудольфа Драйкурса . В 1931 году ни один венский студент не покончил жизнь самоубийством .

После получения степени доктора медицины в 1930 году Франкл приобрел обширный опыт в психиатрической больнице Штайнхоф, где он отвечал за лечение суицидных женщин. В 1937 году он начал частную практику, но нацистская аннексия Австрии в 1938 году ограничила его способность лечить пациентов. В 1940 году он поступил в больницу Ротшильда , единственную больницу в Вене, которая все еще принимает евреев, в качестве главы неврологического отделения. Перед депортацией в концентрационные лагеря он помог многочисленным пациентам избежать нацистской программы эвтаназии, нацеленной на умственно отсталых.

В 1942 году, всего через девять месяцев после женитьбы на своей жене, Франкл и его семья были отправлены в концлагерь Терезиенштадт. Его отец умер там от голода и воспаления легких. В 1944 году Франкла и оставшихся в живых членов его семьи отправили в Освенцим, где его мать и брат были отравлены газом. Его жена умерла позже от тифа в Берген-Бельзене. Сам Франкл провел в общей сложности три года в четырех разных концлагерях.

После войны он стал главой неврологического отделения Венской поликлинической больницы и открыл частную практику у себя дома. Он активно работал с пациентами до выхода на пенсию в 1970 году.

В 1948 году Франкл получил степень доктора философии в Венском университете. Его диссертация, Бессознательный Бог , исследует отношение психологии и религии. В этом Франкл выступает за использование сократовского диалога (дискурса самопознания) с клиентами, чтобы войти в контакт с их духовным бессознательным.

Могила Виктора Франкла в Вене

В 1955 году Франклу было присвоено звание профессора неврологии и психиатрии в Венском университете , и в качестве приглашенного профессора он читал лекции в Гарвардском университете (1961 г.), Южном методистском университете в Далласе (1966 г.) и в Университете Дюкесна в Питтсбурге (1972 г.). ).

На протяжении всей своей карьеры Франкл утверждал, что редукционистские тенденции ранних психотерапевтических подходов дегуманизировали пациента, и выступал за повторную гуманизацию психотерапии.

Американская психиатрическая ассоциация награжден Франкл 1985 Оскар Пфистер премии за вклад в развитие религии и психиатрии.

Человек в поисках смысла

После освобождения он смог вернуться в Вену. Там он возглавил неврологическое отделение поликлинической больницы, а затем в течение девяти дней написал « Человек в поисках смысла» . Книга, первоначально озаглавленная «Психолог из концентрационного лагеря» , была выпущена на немецком языке в 1946 году. Миллионы экземпляров были распроданы на десятках языков.

Английский перевод книги «В поисках смысла» был опубликован в 1959 году и стал международным бестселлером. Франкл видел в этом успехе симптом «массового невроза современности», поскольку название книги обещало решить вопрос осмысленности жизни.

В 1991 году « Человек в поисках смысла» вошел в десятку самых влиятельных книг США по результатам опроса, проведенного для Библиотеки Конгресса и Клуба « Книга месяца» .

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Франкл разработал логотерапию и экзистенциальный анализ, которые основаны на философских и психологических концепциях, в частности, на желании найти смысл жизни и свободу воли . Франкл выделил три основных способа осознания смысла жизни: изменение мира, получение определенного опыта или принятие определенных взглядов.

Основные техники, предлагаемые логотерапией и экзистенциальным анализом:

  • Парадоксальное намерение : клиенты учатся преодолевать навязчивые идеи или тревоги с помощью дистанцирования и юмористического преувеличения.
  • Дерефлексия: отвлечение внимания клиента от симптомов, поскольку гиперотражение может привести к бездействию.
  • Сократический диалог и изменение отношения: задавание вопросов, призванных помочь клиенту найти и реализовать самоопределенный смысл своей жизни.

Его признание смысла в качестве центральной мотивационной силы и фактора психического здоровья является его неизменным вкладом в область психологии. В нем заложены фундаментальные принципы зарождающейся области позитивной психологии .

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия призвана учить пациентов относиться с благоговением к каждому моменту собственной жизни. Именно поэтому Франкл выступал резко против эвтаназии и самоубийств. По его мнению, судьба не будет шутить. Ученый отмечает: «Если бы она (судьба) действительно готовила человеку смерть, она бы нашла способ довести дело до конца» . Потому врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы. Вывод о безысходности ситуации всегда субъективен, даже если он аргументирован вполне объективными фактами.

Три способа найти смысл жизни

Франкл утверждает, что в жизни можно найти смысл тремя способами.

  1. Совершать работу, творить, создавать ценности.
  2. Испытывать чувства, проживать события.
  3. Менять отношение к неизбежным страданиям.

Первый способ вполне очевиден.

Второй и третий требуют дальнейшей проработки

Второй способ найти смысл — значит, пережить что-то такое, как добро, истина и красота, прочувствовать культуру и природу, или, что не менее важно, пережить другого человека в его уникальности, любить его. Мы можем найти смысл в жизни, даже столкнувшись с безнадежной ситуацией, которую нельзя изменить

Франкл сделал вывод, что нет общего для всех ответа о смысле жизни. Каждый должен решить это для себя. Мы находим наш собственный уникальный смысл, основанный на наших обстоятельствах, наших отношениях и нашем опыте. Жизнь, по существу, проверяет нас, и ответ раскрывается в том, как мы реагируем.

Поэтому смысл жизни не обнаруживается на какой-то вершине горы, а раскрывается каждое мгновение в нашем выборе действий и выполнения наших обязанностей.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме Виктор Франкл

  • [frankl.hpsy.ru/biography.php Виктор Франкл. Биография]
  • [www.hpsy.ru/authors/x102.htm Публикации на русском языке]
  • [www.viktorfrankl.org/e/audioE.html Видеоинтервью с Виктором Франклом]
  • [video.yandex.ru/users/wesen715/view/182/?cauthor=wesen715&cid=7 Видеозапись лекции В. Франкла «Социальные кризисы и воспитание ответственности», прочитанной во дворце Культуры МГУ им. М. В. Ломоносова в сентябре 1992 года.]
  • [video.yandex.ru/users/wesen715/view/205/?cauthor=wesen715&cid=7 Лекция Д. А. Леонтьева «Виктор Франкл в борьбе за смысл»]
  • Овчаренко В. И. [sites.google.com/site/psychoanalysisbiography/Home/f/frankl Психоанализ. Иностранные психоаналитики. Франкл Виктор]. Проверено 7 сентября 2009. [www.webcitation.org/65ZoJtO5J Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012].
  • [levi.ru/guests/guests.php?id_catalog=33&id_position=417 Птица Франкл: крыша, она же небо]. О Викторе Франкле и встрече с ним в Москве рассказывает Владимир Леви

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Личная жизнь

Завесу над тайной отношений полов братьям Франкл приоткрыла горничная, позволявшая подросткам раздевать ее и притрагиваться к телу. В старших классах Виктор думал, что, женившись, перестанет спать, чтобы тратить все ночные часы на радости личной жизни.

В конце 1941 года врач женился на медсестре Тилли Гроссер. Женщина вскоре забеременела, но в ситуации нарастания репрессий по отношению к евреям супруги предпочли сделать аборт. Тилли, как родители и брат Виктора, не вернулась из фашистских концлагерей. Любовь к жене и воображаемые разговоры с ней поддерживали Франкла в самые тяжелые моменты заключения. Книга психолога «Доктор и душа» посвящена «мертвой Тилли».

Embed from Getty ImagesТилли Гроссер и Виктор Франкл в молодости

В 1947 году Виктор взял замуж католичку Элеонору Катарину Швиндт, с которой прожил до конца жизни. Супруги уважительно относились к религиям друг друга, вместе посещали костел и синагогу, праздновали Рождество и Пурим.

Дочь, ставшую впоследствии детским психологом, Виктор и Элеонора назвали в честь отца врача Габриэль. Франкл успел поучаствовать в воспитании внуков Катарины и Александра и увидеть правнучку Анну Викторию.

Психолог обожал крепкий кофе и галстуки. Во все поездки брал таблетки кофеина на случай, если в кафе не смогут заварить достаточно крепкий напиток. Галстуками Франкл любовался в витринах магазинов, даже в тех случаях, когда не собирался их купить.

Виктор сочинял музыку (элегии и мелодии в ритме танго). Ученый превосходно разбирался в оправах (на большинстве фото философ запечатлен в очках), ценил юмор и игру слов, а лекции украшал байками и анекдотами.

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» .

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Жизнь

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, Леопольдштадт , на Чернингассе 6, вторым ребенком министра иностранных дел Габриэля Франкла и его жены Эльзы, урожденной Лион. В 1923 году он сдал аттестат зрелости, среди прочего, с трактатом по психологии философского мышления .

Он изучал медицину, а его главными предметами стали депрессия и самоубийство . В дополнение к своей медицинской диссертации в 1930 году он представил философскую диссертацию под названием «Бессознательный Бог в 1948/49 году» . У него был личный контакт с Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером , основателями первой и второй «Венской школы психотерапии». Франкл был исключен из Общества индивидуальной психологии в 1927 году из-за «неортодоксального поведения (вопросы о значении)» Альфреда Адлера. В то время как Адлера интересовал вопрос о значении для предотвращения и предотвращения ущерба, который может возникнуть в результате беспокойства, лишений и жалоб у психически здоровых людей, Франкл поставил вопрос о значении в центр своей работы по предотвращению самоубийств .

1924/1925 Франкл был председателем социалистической средней школы в Австрии. В 1928 году он основал молодежные консультационные центры в Вене (вместе с Вильгельмом Бёрнером ). В 1930 году, во время выпуска, он организовал акцию, чтобы отговорить студентов с плохими оценками от совершения самоубийства.

С 1933 по 1937 год он руководил «павильоном самоубийц» в психиатрической больнице в Вене . В качестве старшего врача он ежегодно лечил до 3000 женщин, подвергающихся риску самоубийства.

После «аншлюса» Австрии в марте 1938 года ему запретили лечить «арийских» пациентов из-за его еврейского происхождения. В 1940 году он взял на себя руководство неврологическим отделением больницы Ротшильдов , единственной больницы в Вене, которая все еще лечила пациентов-евреев. Некоторые из его отчетов этого периода были предназначены для защиты пациентов от национал-социалистической эвтаназии . В 1941 году его попросили явиться в консульство США в Вене для выдачи визы, на которую он подал заявку. Однако он предпочел не оставлять родителей одних и отказался от визы.

Мемориал концлагеря в Тюркхайме

В декабре 1941 года он женился на Тилли Гроссер. Как евреи, он, его жена и его родители были гетто Терезиенштадт 25 сентября 1942 года . Его отец умер там в 1943 году, его мать была убита в газовой камере в Освенциме , как и его брат Вальтер, а его жена умерла в концентрационном лагере Берген-Бельзен . Франкл был доставлен из Терезиенштадта в Освенцим 19 октября 1944 года, а через несколько дней — в концлагерь Кауферинг III, а 5 марта 1945 года — в лагерь Тюркхайм, лагерь- спутник концентрационного лагеря Дахау . 27 апреля 1945 года он был освобожден армией США в Тюркхайме.

В книге он изложил свои впечатления и переживания в концлагерях … Все равно скажи жизни «да» ( психолог переживает концлагерь) . Вскоре после окончания войны он придерживался мнения, что примирение, в частности, может обеспечить значимый выход из катастроф мировой войны и Холокоста . В 1946 году он был назначен в совет директоров Венской неврологической поликлиники и оставался им до 1971 года. В 1950 году он основал Австрийскую медицинскую ассоциацию психотерапии и стал ее первым и единственным президентом.

В 1947 году Виктор Франкл женился во второй раз на Элеоноре Катарине Швиндт, которая была не только его партнершей на протяжении более 50 лет, но и поддерживала его научно. У них родилась дочь Габриэле.

Могила Виктора Франкла на Центральном кладбище Вены, «Староизраильский департамент».

В 1948 году Франкл помог Хайнцу фон Ферстеру опубликовать его первую важную научную публикацию (Das Gedächtnis. Квантовое физическое исследование) .

В 1955 году он получил звание профессора по неврологии и психиатрии в Университете Вены , посещающие профессорские взял его в США ( Harvard University , Даллас и Pittsburgh ). Его считали одним из величайших знатоков своего дела. Франкл написал 32 книги на 49 языках; он получил 29 почетных докторских степеней по всему миру .

Виктор Франкл был увлеченным альпинистом и альпинистом; Ракс была его любимая гора. Его именем названы три трудных виа феррата. В 67 лет получил лицензию пилота.

Похоронен на Центральном венском кладбище в «Староизраильском отделении».

Психолог в концлагере

25 сентября 1942 г. Виктор Франкл, его родители и его молодая жена были помещены в концлагерь «Терезиенштадт». Именно там Франкла встретился с доктором Карлом Флейшманом, у которого были планы по организации психологической помощи заключённым, особенно вновь прибывшим. Он поручил создание такой организации Франклу, как практикующему психиатру. Вместе с врачами, социальными работниками из Центральной Европы во время всего своего пребывания в лагере он оказывал медицинскую помощь заключенным втайне от СС. Задачей организации стала помощь по преодолению шока и поддержки в начале пребывания людей в лагере.

«Я помню, что было, возможно, самым тяжелым опытом в лагере. Вероятность выживания в лагере была меньше, чем один из двадцати восьми.  Было невозможно сохранить рукопись моей первой книги, которую я спрятал в пальто, когда прибыл в Освенцим. Таким образом, мне пришлось пережить потерю своего интеллектуального творения. Я задался вопросом, не будет ли в таком случае моя жизнь лишена всякого смысла».

До войны он понимал, что поиск смысла жизни является ключом к благополучию и психическому состоянию человека. Попав в заключение, он хотел понять, имеет ли смысл его собственная жизнь. Выживание в тех условиях было совместным результатом воли к жизни, инстинкта самосохранения, некоторых щедрых актов человеческой порядочности и, конечно, это также зависело от слепой удачи, прихоти охранников, выбора кому доверять. Однако для преодоления лишений и деградации личности в лагере требовалось нечто большее.

Карьера

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал несколько программ бесплатного консультирования старшеклассников, особенно в периоды, когда они получали табели успеваемости и были более склонны к попыткам самоубийства.

В 1933 году Франкл стала заведующей отделением «Павильон женщин-самоубийц» в больнице в Вене. Это отделение предназначалось для лечения женщин с суицидными наклонностями. Он лечил около 3000 пациентов в год. Его успех в этой области побудил его начать собственную практику неврологии и психиатрии в Вене в 1937 году.

В 1940 году Виктор Франкл был назначен директором неврологического отделения больницы Ротшильдов, которая была клиникой для пациентов-евреев. Особенностью этого срока было то, что он неоднократно подвергал свою жизнь опасности, ставя ложные диагнозы и саботируя нацистский протокол, главным образом для предотвращения эвтаназии психически больных.

В 1946 году он стал директором Венской неврологической поликлиники. Он занимал эту должность 25 лет. В 1948 году Франкл получил докторскую степень по философии с длинным эссе на тему «Бессознательный Бог». В результате Франкл был назначен доцентом кафедры неврологии и психиатрии Венского университета.

В 1950 году Франкл основал «Австрийское медицинское общество психотерапии» и стал его первым президентом. Все его лекции были переведены и объединены в книгу под названием «Homo Patiens». Versuch Einer Pthodizee, публикация о том, как оказывать поддержку страдающим людям. Начиная с 1954 г. он читал цикл лекций в различных университетах Англии, Голландии и Аргентины. В следующем году его повысили до профессора Венского университета. С 1961 года его попросили стать приглашенным профессором в таких университетах, как Гарвард и Южный методистский университет.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Практика логотерапии

В основе психотерапии, предложенной Франклом, лежат следующие методики:

  • — метод парадоксальных интенций (сформулированная «от противного» мысль);
  • — прекращение рефлексии;
  • — анализ.

Метод парадоксальных интенций хорош при устранении тревожности, страхов, паники: именно то, чего боится и избегает клиент, должно его «вылечить». Поиск смысла страха, его позитивной стороны, близкое знакомство с ним, создание классификации страхов, наблюдение за самым страшным и даже усиление страха – все это лежит в основе данной методики. Терапевтическим эффектом в этом случае обладает изменение отношения к проблеме, а вместе с этим происходит смена неэффективной поведенческой стратегии.

Отказ от рефлексии полезен, если сверхконтроль мешает клиенту в достижении целей. Это нередко касается интимной жизни при выявлении импотенции мужчин и фригидности женщин без физиологических причин. Хотя бывает сверхконтроль и в обыденной жизни. В ходе терапии клиент «забывает» о своей персоне и старается максимально прочувствовать другого, старается перестать соответствовать предполагаемым ожиданиям, снимает чрезмерный контроль с помощью различных техник, смены позиции, точки зрения наблюдателя.

Анализ помогает психотерапевту осмыслить ценности пациента: клиент сам анализирует всю жизнь или только отдельные ее этапы с точки зрения экзистенциальных аспектов, учится искать смысл там, где он потерян. Это придает значимость его жизни, помогает провести «инвентаризацию» жизни, которая рассматривается под непривычным для клиента углом. Нередко это ведет к устранению тревожности, депрессии, неврозов.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

  • учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
  • философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
  • феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
  • непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
  • дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.

Виктор Франкл

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector