Какие бывают виды и уровни общения

Похожие работы

  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения: виды и функции общения
  • Психология общения
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения
  • Психология общения (Вариант №10)

Организационный аспект коммуникации

Процесс коммуникации стал объектом изучения для психологов, социологов, культурологов, лингвистов и других специалистов. На современном этапе исследования существует несколько классификаций форм общения. В основе наиболее удачной, по мнению ученых, попытки систематизации видов коммуникации лежит организационный аспект взаимодействия. Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:

  • Индивидуальные беседы
  • Групповые беседы
  • Общение по телефону
  • Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций
  • Дискуссии, диспуты и др.

По мнению ведущих специалистов, самая распространенная форма общения между людьми – это беседа. Основная цель данного вида коммуникации – это передача вербального сообщения, а также обмен мыслями, эмоциями и др. В зависимости от цели, беседы разделяют на:

  • Ритуальные : когда процесс коммуникации сопровождает какой – либо обряд или другое действо. Во время беседы участники общения должны придерживаться особых правил речевого этикета
  • Личностные : общение между родственниками, друзьями и др., направленное на установку эмоционально – психологического контакта между субъектами коммуникации
  • Деловые : обмен информацией между партнерами, коллегами по работе и др.

В индивидуальной беседе принимают участие два человека, в групповой – неограниченное количество. Многие исследователи считают, что беседа – это творческий процесс, поэтому вмешиваться в него со стороны, поправлять участников или давать какие – либо рекомендации не имеет смысла. Тем не менее, за время изучения данного аспекта было создано множество правил и советов, как сделать процесс коммуникации более эффективно, правда, в основном, они касаются деловой беседы.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Оцени-ка статью!

Не забудьте почитать:

Перцепция в речи – особенная сторона общения

Межнациональное общение – культура и формирование

Коммуникативная сфера и навыки

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать. Манипулятивный уровень общения


Манипулятивный уровень общения

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение

Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Черты личности

Исходя из мнения специалистов в области психологии, характеры людей формируются под влиянием той социальной группы, в состав которой входит конкретный индивид. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья и т. д. Та группа, которая является для человека доминантной, и будет способствовать формированию у него определенных черт характера. Немаловажную роль при этом сыграет положение индивида, а также степень его взаимодействия с теми людьми, которые, так же как и он, являются членами этого коллектива.

При рассмотрении характеристик характера человека в психологии выделяют несколько групп черт личности, которые представляют собой неизменный и стабильный стереотип поведения. В общем смысле их можно классифицировать на ведущие и второстепенные. Первые из них отражают суть характера. При этом они показывают самые важные и основные его проявления. Второстепенные черты характера выражаются лишь в тех или иных условиях. При этом они не являются определяющими.

Характеры людей в психологии подразделяются на 4 группы. К первой из них относятся те черты личности, которые составляют ее основу, или, как говорят, стержень. Сюда входят, например, неискренность и честность, малодушие и принципиальность, трусость, храбрость и т. д.

Вторая группа включает в себя черты, которые проявляются у человека при его общении с другими людьми. Это может быть презрение и уважение, злоба, доброта и т. д. Входят в эту группу и некоторые черты личности, которые указывают на стремление к активному общению. Этому соответствуют такие качества, как коллективизм, уважение к другим, доброта к окружающим и чуткость. Но возможны и противоположные проявления, указывающие на стремление индивида к ограниченному общению. С этим связана сдержанность и бездушность, презрение к окружающим и проч.

В третью группу входят те черты, которые характеризуют отношение человека к самому себе. Это скромность и гордость, тщеславие и заносчивость, самокритичность и т. д.

Четвертая группа является отношением к своим достижениям и собственному труду. Известно, что люди смотрят на процесс и результаты своей работы с самыми разными эмоциями. И это зависит от трудолюбия человека, его организованности, ответственности и творческого начала. Подобные чувства проявляются в случае положительного отношения к своему делу. Если у индивида присутствует лень, то тогда имеет место неаккуратность, недобросовестность и проч. Это имеет место при безразличном (отрицательном) отношении к труду.

Среди черт характеров людей в психологии дополнительно выделяется еще одна группа. Она указывает на отношение индивида к вещам. Это может быть, например, аккуратность или, наоборот, неряшливость.

Подразделяются типологические свойства различных черт характера и на аномальные, а также нормальные. Обладателями первых из них являются люди, которые имеют те или иные душевные заболевания. Нормальные черты характера присущи тому, у кого нет никаких отклонений в психическом плане. Порой личностные черты из этой классификации одновременно могут быть как аномальными, так и нормальными. Конкретный вывод можно будет сделать по степени их выраженности. Примером тому служит здоровая подозрительность. Но в том случае, когда она начинает зашкаливать, подобную черту характера называют паранойей.

Основы делового общения

Продвижение по карьерной лестнице возможно лишь при соблюдении правил корпоративного этикета. Они составляют основы благоприятного взаимного сотрудничества и закладывают фундамент деловых отношений. Следовательно, владеть и применять теорию на практике должен каждый, кто хочет заключить выгодную сделку или получить высокооплачиваемую должность.

    Нравственные

Порядочность и честность – два главных принципа установления межличностного контакта. Совершив подлый акт, который способен нанести вред чужим интересам, вы рискуете навсегда потерять не одного партнёра.

Как известно, любому человеку свойственны грехи – алчность, ложь, лицемерие. В деловом общении стоит оставить их в стороне. Как показывает практика из психологии, расположить к себе собеседника удаётся только тем людям, кто раскрывает собственные карты и уважительно относится к своему оппоненту, не демонстрируя личную неприязнь, даже если таковая имеется.

Социальные

Следование общепринятым общественным нормам, традициям и устоявшимся стереотипам формирует восприятие каждой из сторон отношений. Наглядный пример социального делового сотрудничества – контакт между продавцом и покупателем. Первый, предлагая продукцию, будет учитывать финансовое положение и заинтересованность второго. Чем более выраженно проявляются эти пункты, тем выше шанс продать товар или услугу. Значит, используя умение оценивать состояние окружающих и формируя круг подходящих клиентов, можно значительно повысить рентабельность производства.

Этика в деловом общении

Взаимоуважение и профессиональный подход — то, что заложено в фундамент этикета межличностного обмена информацией. Соблюдать её установкам значит грамотно и вежливо излагать свои мысли, уметь корректно их преподносить и соответствовать дресс-коду. Сделаем вывод, что получить авторитет и уважение партнёров, коллег, начальства возможно лишь при выполнении этических рекомендаций:

  • Опрятный внешний вид
  • Письменная грамотность
  • Пунктуальность
  • Порядочность (без сплетней и обсуждения окружающих)

Тактические принципы делового общения

Любой человек уникален по-своему, и найти подход к каждому из них — дело не из простых

При разработке стратегии важно предварительно оценивать ожидаемый исход, рассмотреть альтернативные варианты взаимодействия.  К передовым и наиболее эффективным приёмам относятся лояльность и выбор позиции. Учитывая параметры и положение своего собеседника, участники делового общения выбирают доминирующий, нейтральный стили ведения переговоров или общение на равных

Например, начальник, отчитывающий сотрудника за опоздание, использует подчиняющий метод, запугивая подчинённого санкциями — увольнением, лишением премии. Подробнее об эффективности общения можно почитать в статье «Эффективное деловое общение».

Деловое общение и основы имиджелогии

Как говорится, “встречают по одёжке, а провожают по уму”. Имидж — важнейшее составляющее, которому должны соответствовать все участники деловых отношений. Работа над таким атрибутом включает оценку, анализ ряда характеристик — сфера деятельности организации, финансовое состояние, личностные качества партнёра. Чтобы произвести положительное впечатление, вы должны видом и словом показать свои профессиональные качества.

Имидж отражает ваши личностные качества и реакцию со стороны. Необязательно тратить баснословные суммы денег на покупку пиджака от “Луи Веттон”, чтобы выглядеть строгим и ответственным сотрудником. Купленные в секонд-хэнде стильная водолазка и недорогие джинсы в некоторых случаях будут смотреться уместнее, чем вещи от брендовых производителей. Оптимальное сочетание “лука”, аксессуаров определяет психологию человека и исход деловых переговоров.

По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Уровни общения:

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Функции общения :

1) инструментальная функция

характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция

раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция

выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения

– способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

вербальные

(общение осуществляется посредством речи)невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Деловое общение

При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо. Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах. Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.

Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела

Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса

Информационной стороне общения, т. е

передаче и получению информации, сотрудники правоохранительных органов придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников, а также курсантов и слушателей Московского университета МВД России на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить

Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для оперуполномоченного, и для работника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие

В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию. Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) — не односторонний, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».

В схеме «Кто» — коммуникатор, т. е. человек, направляющий информацию; «Что» — содержание, сама информация; «Кому» — партнер по общению, принимающий информацию; «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигналит ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т. п.

В сущности Код + Контакт — это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные — генетические, химические, тепловые, дорожные и т. п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т. д. Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.

Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст — это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми. В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т. п. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная

Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно

Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить

Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда

Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности

Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная

Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту

Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера

Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить

Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах

Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности

Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Формы общения

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации

Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Но есть более типичные и встречаемые варианты:

  1. Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
  2. Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
  3. Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.Они вступают в диалог, который образовался случайным образом — безликие друг перед другом. А потом короткая взаимосвязь разрывается.

На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector