Психология конфликта
Содержание:
- Перестать опираться на прошлый неудачный опыт.
- Типы поведения в конфликте
- Виды разрешения конфликтов
- Проблематика конфликтов в различных ситуациях
- Примеры из жизни
- Межличностный конфликт
- Что такое конфликтная личность в психологии
- Классификация конфликтов
- Причины конфликтов
- Виды и типы конфликтных ситуаций в деловой среде
- Способ улаживания конфликтов
- Отличительные особенности
- Виды и функции конфликтов
- Структура и динамика межличностного конфликта
- Уступить, не значит проиграть.
Перестать опираться на прошлый неудачный опыт.
Пережитые неприятные ситуации память записывает особым способом. Они запоминаются не как сухие факты, они окрашены эмоционально и прикреплены к определенному образу. Например: человек жил в непростые времена тотального дефицита и сформировал у себя в голове собирательный образ хамовитой продавщицы. Сегодня этот человек встречает женщину, которая внешне похожа на сложившийся образ. Чего он подсознательно ждет? Хамства, невежливого отношения. И даже на самое безобидное замечание с ее стороны ответит агрессивно. Потому что общается не с человеком, а со своим представлением о нем.
Человеческий мозг устроен так, что с большей охотой записывает на подкорку плохие воспоминания. Прошлый неудачный опыт не просто отравляет нам жизнь. Он корректирует наши отношения сегодня. Поэтому стоит четко различать, когда мы говорим с человеком, а когда – общаемся с «людьми из прошлого».
Типы поведения в конфликте
Поведение также может быть разное в процессе назревания, пребывания и разрешения конфликтов.
В споре стоит выделять несколько поведенческих стратегий, которые влекут за собой разные последствия.
- Компромисс. Этот тип достигается путем уступок с обеих сторон друг другу.
- Приспособление. В таком случае одна из сторон отказывается от своих интересов и ей приходится приспосабливаться, адаптироваться и перестраивать свои интересы под интересы другого человека Другими словами, это ущемление себя ради другого человека. Если говорить о семье, то иногда это допустимо.
Ну а если речь идет о других сферах жизни, то это не всегда уместно, поскольку это демонстрация слабости. Это не значит, что нужно бросаться на человека с кулаками, силу можно проявлять и в моральном плане.
- Сотрудничество. Здесь поведение базируется на поиске какой-то общей выгоды, которая даст возможность свести конфликт на «нет». Эта «процедура» может проходить в несколько этапов и быть долгосрочной, но она, рано или поздно, приведет к желаемому результату.
- Игнорирование. Такой тип поведения говорит о том, что человек не желает вступать в конфликт, но, уклоняясь от него, он только провоцирует еще больше. Ведь суть разрешения конфликта в том, чтобы устранить его первопричину. А без кооперации двух сторон этого не случится.
- Соперничество. Это самая грубая форма взаимодействия, когда люди продолжают стоять на своём и не уступают друг другу. Это грозит тем, что конфликт не будет разрешен вообще. Поскольку, преследуя эту цель, рано или поздно необходимо будет договориться. А если это неизбежно, то зачем ждать пока кто-нибудь «сломается». Проще сразу прийти к компромиссу или сотрудничеству, если конкуренция настолько сильна.
Виды разрешения конфликтов
Перевод конфликта в целесообразное русло деятельности субъектов, осознанное воздействие на поведение участников конфронтации ради достижения желаемых целей – в этом заключается управление конфликтным процессом. Оно включает: прогнозирование возможных конфликтов, предупреждение возникновение одних и одновременно с этим стимулирование иных, прекращение и усмирение конфронтации, урегулирование и разрешение.
Все существующие виды управления конфликтов можно подразделить на: негативные (виды противостояния, целью которого является победа одной стороны-участника) и позитивные способы. Под термином «негативные способы» подразумевается то, что результатом столкновения станет разрушение отношения общности сторон, участвующих в конфронтации. Итог позитивных методов заключается в сбережении сплоченности между конфликтующими участниками.
Необходимо понимать, что способы разрешения конфликтных ситуаций условно подразделяются на негативные и позитивные. На практике же оба метода прекрасно и гармонично дополняют друг друга. Например, часто переговорный процесс содержит элементы борьбы в различных вопросах. Одновременно с этим даже самая жесткая борьба противоборствующих сторон не исключает возможности проведения переговоров. Кроме того, прогресс не существует вне соперничества устаревших идей и свежих инноваций.
Существует множество разновидностей борьбы, каждой из которых свойственны общие признаки, ибо всякая борьба подразумевает взаимно направленные действия минимум двух индивидов. При этом обязательно целью действий одного — это препятствовать другому.
Главная задача борьбы заключается в изменении конфликтной ситуации.
Позитивные способы разрешения споров и конфликтов, в первый черед, включают переговоры.
Кроме того, выделяют следующие стили разрешения конфликтов: уход от противостояния, сглаживание ситуации, принуждение, нахождение компромисса и непосредственно решение проблемы.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Проблематика конфликтов в различных ситуациях
Типичные ситуации возникновения противостояния:
- Возрастные. Главная характеристика фундаментального конфликта поколений: острота и попытка подавления. Инициатором возрастного спора чаще становится оппонент младшего возраста. Такой вид конфронтации может быть частью гибридного спора и сочетаться с другими видами противостояний. Возрастные конфликты также характерны для внутриличностных противостояний— возрастных кризисов. Через них проходит каждый человек, и от благополучного разрешения зависит, сможет ли личность пройти все стадии развития или остановится на одной из них.
- Профессиональные или служебные. Столкновение интересов сотрудников или работника и руководства приводит к затруднению рабочего процесса или его полной остановке. Они возникают в ситуациях, когда нет единой стратегии выполнения рабочей задачи или, когда на повышение претендуют сразу несколько сотрудников.
- Семейные. Споры между членами семьи возникают на почве неблагоприятных бытовых и социальных условий или при столкновении личных взглядов. Семейный конфликт может передаваться из поколения в поколение и затрагивать социальные группы, к которым принадлежат члены семьи.
- Политические и национальные. Конфликты такого рода становятся самыми масштабными и часто приводят к войнам и вооруженным противостояниям внутри страны или национальной группы. Национальные противостояния отличаются особой нетерпимостью оппонентов.
- Конфликт интересов. У каждого участника конфликта есть свои внутренние мотивы, зависящие от его ценностей. Они формируют его личность, взгляды и моральные нормы. Исходя из личного ресурса человека, противостояние может быть незначительным и разрешиться быстро, или перейти в непримиримую конфронтацию.
Основная проблема любой формы конфликта —возможность негативного разрешения спора, при котором интересы одной или обеих сторон остаются неудовлетворенными. В этом случае конфликт минует стадию разрешения и застревает в стадии инцидента.
Примеры из жизни
Итак, у вас дома развивается перманентная локализованная гражданская война, конфликт. Воюют все против всех, мать приходит с работы вымотанная и сразу с порога громко звереет на тему увиденного в доме, получает сын-тинейджер, за разбросанные ботинки, несделанные уроки, беспорядок в комнате – это открытая жесткая конфронтация.
В свою очередь, тинейджер молчит, насупившись, тихо отступает на свою территорию, но в корне не согласен с матерью, у него свое понимание порядка, места положения ботинок/носков/книг, и он не собирается ничего менять – это скрытая конфронтация.
В момент, когда противостояние заходит в тупик, на арене военных действий появляется супруг, он не звереет, потому что уже успел сбросить напряжение до прихода домой: «Дорогая, мы с коллегами всего по кружечке пива…». Супруга резко переключается с тинейджера на мужа, продолжая открыто противостоять уже следующему противнику, муж нежно и ласково ее уговаривает прекратить кричать, обещает, что в случае желаемого им исхода такое более не повторится, будет он приходить с работы вовремя и всю зарплату приносить – это мягкая конфронтация.
То же самое может касаться работы или отношений с соседями. Вглядывались ли вы когда-нибудь в глаза непосредственного руководителя, опаздывая на работу или срывая сроки, даже если он молчит, глаза его обещают Вам прижизненный ад на земле. А попробуйте включить на полную громкость любимую музыку в прекрасное воскресное утро в 7 часов и вы получите все виды конфронтации в зависимости от склада характера ваших соседей.
Межличностный конфликт
Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.
Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель – работник, учитель – ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу – коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении – между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).
Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.
Что такое конфликтная личность в психологии
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные разногласия. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими, независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Психологи уверены, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество ошибок, идей, недостатков, стремлений, моделей поведения. В итоге, чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими, стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений.
Конфликтность личности и конфликт всегда интересовали ученых. В середине прошлого века возникла новая дисциплина – конфликтология, то есть это наука, которая изучала закономерности зарождения, развития и завершения конфликтов. В конце 70-х годов появилась потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. В это время возникла методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), которую сейчас активно используют политики при разрешении международных конфликтов.
Специалисты отмечают, что выявить конфликтогенную личность в обществе несложно. Главной их особенностью является то, что они пытаются навязать свое мнение собеседнику. Такие люди твердо убеждены, что они во всех отношениях идеальны, о наличии собственных недостатков даже не догадываются.
Обычным людям сложно найти общий язык с такими собеседниками, поэтому они стремятся найти выход и достичь компромисса. Конфликтному человеку легче переносить состояние конфронтации, так как у него сниженный уровень чувствительности.
Конфликтогенные люди, как правило, очень трусливы и не лезут в драки
Важно! Конфликтный человек находится в крайне напряженном состоянии, если обстановка в коллективе комфортная. При разрешении той или иной проблемы он часто прибегает к запугиванию, иногда даже насилию. Конфликтные люди – трудные в общении собеседники, постоянно ищут поддержку в обществе, одобряют конфликтные ситуации
Л. Гребенников и Е. Романова дают следующую характеристику таким людям:
Конфликтные люди – трудные в общении собеседники, постоянно ищут поддержку в обществе, одобряют конфликтные ситуации. Л. Гребенников и Е. Романова дают следующую характеристику таким людям:
- Девиантное поведение. Им обладает человек, который любит конфликты, ведет себя в группе совершенно не так, как принято в конкретной социокультурной среде.
- Конфликтность. Данное качество характерно для людей со слабым здоровьем. Анализ статистических данных показал, что дети и подростки с девиантным поведением чаще всех страдают вегето-сосудистыми патологиями. Также нужно отметить, что повышенный уровень конфликтности характерен для пациентов с неврозами и психопатиями.
Бесконфликтный тип личности
Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов |
---|---|
По действию на функционирование группы/организации |
|
По содержанию |
|
По характеру участников |
|
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Социальный конфликт – это возникновение противоречия между какими-либо составляющими социальной структуры (людьми, социальных групп) или столкновение по причине сходства желания обладать чем-либо ценным для конфликтующих сторон. Субъекты конфликта (участники): Подстрекатели.
Причины конфликтов
Конфликты в организациях
Общие и частные. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчинённых неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются ещё одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определёнными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают её осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности….
Виды и типы конфликтных ситуаций в деловой среде
Наиболее распространенными являются столкновения интересов в организованных группах, а именно в коллективах рабочих, среди учителей в школах, в организациях, собранных из индивидуумов различной этнической принадлежности. В данном случае рассматривают такие типы конфликтов:
- Внутриличностный. Образуется в связи с недовольством отдельной личности предъявляемыми к его деятельности требованиям. То есть, если человека заставляют что-либо делать против его воли, либо выполнение поставленной задачи противоречит устоям и ценностям индивидуума, возникает внутриличностная конфликтная ситуация.
- Межличностный. Чаще всего в группах возникают именно межличностные конфликты. Их проявление напрямую связано с нехваткой каких-либо ресурсов для осуществления поставленных целей, желанием «выслужиться» перед начальством (вышестоящими должностями), а также с чертами характера каждого участника группы. В основном «трения» в коллективе возникают в связи с кардинальной непохожестью индивидуумов, различием в их мировоззрении и разными темпераментами.
- Между личностью и группой. Возникновение конфликта такого рода обуславливается отстаиванием мнения одного индивидуума перед группой. То есть, не согласный с мнением большинства человек пытается отстоять свою идею, при этом создавая конфликтную ситуацию.
- Межгрупповой. Любой коллектив состоит как минимум из 2 групп: формальной и неформальной, между которыми периодически возникают конфликты. В основном почвой для этого служит несправедливое отношение начальства к неформальной группе, сплачивающейся для защиты и отстаивания своих интересов.
- Управленческий. Развивается во время рабочего процесса, при распределении ресурсов. Управленческий конфликт возникает в связи с несовпадением темперамента подчиненных, расхождении ценностей и целей.
Способ улаживания конфликтов
Методы, которые применяются для решения конфликтных противостояний – это отражение намерений соперников и их поступки в непростой ситуации:
- Наступление. Применение силового напора. Здесь выигрывает тот, кто, используя собственные интересы, пытается их навязать конкуренту. Для достижения цели используется моральное давление, попытка манипулировать и хитрить.
- Уход. Столкновение остаётся нерешённым, однако происходит снижение точки кипения способом бойкотирования или изменением отношения к спорным вопросам. Или происходит уход от своих интересов ради сохранения отношений.
- Компромисс. Поиск подходящего выхода из ситуации методом обсуждения и получения обоюдовыгодного результата.
Чтобы исключить конфликты в межличностных отношениях, необходима предварительная оценка каждой возникающей напряжённой ситуации и своевременная реакция на неё. Для управления конфликтными моментами стоит постараться выявлять поводы и мотивы конфликта, чтобы найти способы их устранения.
Важный момент – это приглашённый посредник. Группа людей или один человек, пользующий доверием у всех участников противоборства. Решение посредника обязательно для исполнения всеми соперниками.
Фундаментом любого конфликта становится ситуация, в которой обозначаются противоречивые позиции, цели и средства для достижения результата. Конфликт начинает разворачиваться, когда одна сторона проявляет активность, касаясь интересов другой. И если задетая сторона начинает реагировать, то вероятный конфликт становится злободневным.
Отличительные особенности
Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:
- профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
- нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
- конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
- педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
- учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
- из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
- ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
- педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.
Виды и функции конфликтов
Истории социологии богата различными концепциями, которые раскрывают саму суть явления социальный конфликт.
Немецкий социолог Г. Зиммель утверждал, что сущность социального противостояния заключается в замене старых, изживших себя форм культуры, новыми. Другими словами происходит столкновение между неизменно обновляемым содержимым жизни и отжившими культурными формами.
Английский философ Г. Спенсер сутью конфликта считал борьбу за существование. Эта битва, в свой черед, обусловлена ограниченной вместимостью жизненных ресурсов.
Экономист и социолог из Германии К. Маркс считал, что существует устойчивое противостояние между производственными связями и производящими силами, которое делается все более острым по мере развития производительных мощностей и техники, покуда не приведет к изменению способа производства. Борьба классов, социальный конфликт – это движущая сила истории, вызывающая социальные революции, поднимающие развитие общества выше на ступень.
Немецкий историк, социолог и философ М. Вебер утверждал, что социум является ареной общественного действия, на которой происходит столкновения моральностей и норм, присущих тем либо иным индивидам, социальным общностям или институтам. Противостояние между социальными устройствами, отстаивание ими собственных социальных позиций, жизненных стилей, в конечном итоге, стабилизируют общество.
Социальные конфликты могут нести позитивный смысл и отрицательную направленность. Положительное воздействие проявляется в информировании о наличии общественной напряженности, стимулировании социальных трансформаций и снятии этой напряженности.
Негативная направленность общественного противостояния заключается в образовании стрессовых ситуаций, разрушении социальной системы, дезорганизации жизни социума.
Виды конфликтов в коллективе различаются по:
— длительности: разовые и повторяющиеся, краткосрочные и долгосрочные, затяжные; вместимости (объему): глобальные и локальные, национальные и региональные; личные и групповые;
— употребляемым средствам: насильственные и ненасильственные;
— источнику образования: ложные, объективные и субъективные;
— форме: внутренние и внешние;
— характеру развития: спонтанные и преднамеренные;
— воздействию на ход общественного развития: регрессивные и прогрессивные;
— сферам социального бытия: производственные (экономические), этнические, политические и семейно-бытовые;
— типу отношений: индивидуально и социально-психологические, внутринациональные и международные.
Войны, территориальные споры, международные споры – это все примеры видов конфликтов (по объему).
Структура и динамика межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов их различают по структуре и элементам. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это отношения между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно меняются.
Динамика межличностных конфликтов. По этому вопросу в литературе существует самый широкий спектр представлений. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают ряд основных периодов и стадий динамики конфликта. Они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта в зависимости от степени напряженности отношений.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликтный (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему бесконфликтными средствами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) постконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Даниэль Дана, доктор психологии, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехступенчатом методе улучшения отношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
Уровень 1: стычки (мелкие раздражители, не угрожающие отношениям);
Уровень 2: стычки (перерастание стычек в конфронтацию — расширение круга причин ссор, снижение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения по отношению к нам);
уровень 3: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение разорвать нездоровые отношения, здесь эмоциональная нестабильность участников доходит до того, что возникает страх физического насилия).
Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения и предотвращения конфликтов.
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникающие из-за разницы во взглядах, оценках людей на самые разные явления, приводят к ситуации спора. Если она представляет угрозу для одного из участников, возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоположных целей и стремлений сторон к овладению одним и тем же объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между студентами. Для возникновения конфликта должна быть причина, которая активизирует действия одной из сторон. В качестве причины могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В данном примере причиной может быть негативное мнение об одном из претендентов на лидерство какого-либо студента.
В конфликтной ситуации определяются субъекты и объекты конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относятся те участники, которые отстаивают собственные интересы, стремясь достичь своей цели. Они всегда действуют от своего имени.
Объект межличностного конфликта — это то, на что претендуют его участники. Это цель, к которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное управление семейным бюджетом. В этом случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона считает, что ее права ущемлены.
Уступить, не значит проиграть.
Древние философы сформировали интересную мысль: «людей пугают не конфликты сами по себе, а то, что сами люди (участники) о них думают». В людях заложена потребность быть правым, победить даже в самой незначительной ситуации. Но побеждать можно по-разному. Например – не биться «до последней крови», а уступить оппоненту.
Но идти на это шаг следует осознанно. И первое, что необходимо сделать, внятно объяснить самому себе: «почему я иду на это?» и «что я с этого буду иметь?». Такой анализ ситуации – внутренняя работа с позиции зрелого человека. Уступая, вы не будете чувствовать себя проигравшим. Но следует помнить: когда человек называет себя неконфликтным, постоянно уступает, у него формируется ощущение ущемления собственных интересов. С одной стороны – сохраняется здоровье, отношения. С другой – в душе накапливается чувство неудовлетворенности.
Уступать также надо уметь с умом. Ведь поведение в конфликтной ситуации зависит только от уровня интеллекта и готовности оппонентов разрешить ситуацию. Если уход от спора случается слишком часто, вызывают раздражение, болезненные воспоминания, стоит разобраться в себе самом. И спросить: что я могу сделать, чтобы в следующий раз не прятаться, а элегантно выиграть спор?