8 мысленных экспериментов
Содержание:
- Содержание
- Средства наблюдения
- Исследования через собственное тело
- Специфика и задачи психологического эксперимента
- Виды экспериментов
- Валидность это в психологии
- Этапы проведения эксперимента
- Как частицы образуют волны
- Чем отличается опыт от эксперимента
- Свежие записи
- Разноцветное молоко, которое движется
- Виды эксперимента в психологии
- Томас Миджли уничтожает мир
- Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов
Содержание
- 1 Специфика психологического эксперимента
- 2 Общие сведения 2.1 Основная задача экспериментального исследования
- 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
3 Виды экспериментов
3.1 В зависимости от способа проведения
3.2 В зависимости от этапа исследования
3.3 В зависимости от уровня осознанности
4 Организация эксперимента
4.1 Безупречный эксперимент
4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым 4.2.1 Инструкция испытуемому
4.2.2 Проблема выборки
5 Этапы психологического эксперимента
6 Преимущества эксперимента как метода исследования
7 Критика экспериментального метода
8 Источники
9 Рекомендуемая литература
10 Известные психологические эксперименты
11 Методы контроля
12 См. также
Средства наблюдения
Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.
Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.
Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.
Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.
Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.
Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.
Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.
Исследования через собственное тело
Немецкий врач Вернер Теодор Отто Форсман в 1929 году провел медицинский эксперимент на самом себе. С целью демонстрации безопасности разработанного им метода катетеризации, он демонстрировал анатомические и функциональные особенности человеческого сердца, вводя в него катетер через вену.
Пользуясь лишь помощью медсестры, Форсман ввел на 60 см по вене левой руки трубку диаметром в 1 мм и попал в правое предсердие — это был первый подобный опыт, поставленный на живом человеке. Он несколько раз проводил это исследование, добавлял в кровь контрастное вещество, создавая детальные рентгеновские снимки сердца.
В 1952 году Форсман был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за открытия, связанные с катетеризацией сердца и изучением патологических изменений в системе кровообращения».
Форсман стал далеко не единственным ученым, отважившимся на опасный для собственной жизни эксперимент. На протяжении всей своей карьеры физиолог Джозеф Баркрофт проводил опыты, в которых подводил себя к краю безумия и смерти. Он называл их «пограничными экскурсиями».
На фото не Баркрофт, а его помощник, но снимок интересен другим. Мы видим стеклянную камеру, в которой Баркрофт почти неделю подвергался воздействию низких концентраций кислорода. Можно увидеть кровать, велоэргометр и другое оборудованиеИсточник
Во время Первой мировой войны он проводил эксперименты с удушающими газами, подвергая себя воздействию цианида водорода. Десять лет спустя он в течение семи дней просидел в небольшой стеклянной камере, чтобы рассчитать минимально необходимое для выживания человека количество кислорода. За это время все его тело посинело. В другой раз он исследовал воздействие холода — закрылся в камере с настолько низкой температурой, что упал в обморок.
Исследуя дыхательные функции крови, и изучая свойства кислорода на большой высоте, покорил несколько высокогорных пиков.
Баркрофт прожил 74 года, стал лауреатом множества наград, а в 1936 году номинировался на Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Специфика и задачи психологического эксперимента
Эксперимент в психологии проводится с целью получить новые научные сведения путем исследования жизнедеятельности испытуемого.
Специфика состоит в том, что:
- о деятельности психики можно получить сведения, лишь основываясь на ее проявлениях (например, в виде определенного поведения), ибо как конструкт ее нельзя объективно наблюдать;
- невозможно выделить какой-то один из психических процессов, изучая их, так как воздействие происходит всегда на психику в целом;
- происходит активное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором (в проведении исследований с людьми и, например, с приматами), что делает необходимым инструктаж (для более точного понимания требований).
В эксперименте выделяют 3 вида переменных:
- независимая;
- зависимая;
- дополнительные (внешние).
Общей задачей психологического эксперимента является установление наличия связей между ними.
Понятие валидности является здесь краеугольным камнем. Она дает некоторую уверенность ученым в том, что они измерили то, что хотели. Предпринимая множество мер для соблюдения всех ее видов, все равно невозможно быть абсолютно уверенным в следовании им до конца ввиду недостижимости безупречного эксперимента.
Виды экспериментов
Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.
На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.
Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.
Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.
В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.
При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).
Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.
Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.
По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.
Валидность это в психологии
В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение темперамента, должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.
Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.
Проверка на валидность осуществляется тремя способами.
Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.
Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.
В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.
Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.
Проверка на валидность, также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.
Этапы проведения эксперимента
Выделяют такие этапы эксперимента с целью изучения организаторской деятельности по развитию в школе опытно-экспериментального работы:
Диагностический. На этом этапе проводится анализ трудностей, которые появляются у учителей, состояния учебного и воспитательного процесса, выявления и формулировка проблем, нуждающихся в быстром устранении благодаря специальным конфигурациям. Также изучение новых методов, технологий, текстур, списков возможностей
Одним словом, главная задача – найти проблемы и трудности и объяснить их важность.
Прогностический. Здесь производится установка определённой цели, нахождение задач, которые необходимо выполнить, формулировка гипотезы, прогнозирование преимуществ и недостатков проведённого процесса, продумывание компенсационных средств
Главная задача в том, чтобы изучить развёрнутую программу эксперимента.
Организационный. Необходимо найти критерии для проведения программы, подготовка материальной основы, распределение обязанностей, организация определённой подготовки кадров, методическое обеспечение по работе с экспериментом.
Практический. Проводятся начальные контрольные проверки, внедрение новых технологий, контроль за процессом, результатами, исправление экспериментальной технологии.
Обобщающий. Нам этом этапе обрабатывается материал, соотносятся итоги процесса с поставленными задачами, проводится полный анализ, исправляются и формируются гипотезы с полученными результатами, оформляется и описывается ход и итоги деятельности.
Внедрение. Новая методика вводится в педагогический коллектив.
Важно правильно выбрать критерий производительности предлагаемой системы мер. Такие аспекты должны подходить под такие принципы:
- Быть насколько возможно беспристрастным. Необходимо оценивать признак, который исследуется, однозначно.
- Быть валидным – расценивать непосредственно в тот момент, когда исследователь пытается оценить.
- Быть честным по отношению к исследовательской деятельности.
- Быть полным. Комплекс характеристик должен с необходимой полнотой обхватывать все важные свойства исследуемого процесса.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Как частицы образуют волны
Как думаете, свет — это частица или волна? Многие ученые остановились на том, что свет — это частица, основываясь на экспериментах Ньютона с призмами. Но доказательства Томаса Янга разрушили это убеждение.
Янг интересовался всем — от египтологии (он помог расшифровать Розеттский камень) до медицины и оптики. Чтобы исследовать сущность света, в 1801 году Янг подготовил эксперимент. Он проделал две тонкие щели в непрозрачном объекте, пропустил сквозь них солнечный свет и наблюдал, как лучи отбрасывают ряд ярких и темных полос на экране. Разные участки Янг объяснял тем, что свет распространяется волнообразно, как рябь на пруду, с гребнями и впадинами от разных световых волн, усиливающими и компенсирующими друг друга.
Хотя современные физики в начале отвергли выводы Янга, повторение его экспериментов с двумя щелями показало, что частицы света действительно движутся, как волны. Дальнейшие эксперименты доказывали, что такое распространение света возможно только в том случае, если частицы движутся, как волны. Это открытие и его особенности в том числе лежат в основе квантовой физики.
Свет тоже состоит из волн.
Чем отличается опыт от эксперимента
Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности. Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы. И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.
Определение
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Сравнение
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.
Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Выводы TheDifference.ru
- Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике.
- Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.
- Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.
thedifference.ru
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
50%
Не особо увлекается экспериментами 25%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25%
Виды эксперимента в психологии
д.
Цель натурального эксперимента – обеспечить необходимое соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой создаваемый объект будет работать в дальнейшем.
4. Открытый эксперимент предполагает открытое объяснение испытуемым задач данного эксперимента. Это активизирует поведение испытуемых и способствует «поддержке» намечаемой работы.
Закрытый эксперимент предполагает сокрытие задач эксперимента от испытуемых (-мого) с целью получения объективных данных. Его тщательно маскируют, что исключает излишний самоконтроль со стороны испытуемых и позволяет им поведенческие реакции проявлять естественно.
5. Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих развлекательной структуры, небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.
Сложный эксперимент изучаются объекты и явления со сложной разветвленной структурой (большое количество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выполняющих сложные функции). Это приводит к сопутствующим изменениям состояния элемента (-ов) или связи (-ей) между ними.
6. Вещественный эксперимент предполагает изучение различных вещественных факторов на состояние объекта исследования, т. е. влияние чего-либо на что-либо.
Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии на объект исследования (для естественных наук).
Информационный эксперимент предусматривает изучение воздействия определенной информации на объект исследования (в биологии, психологии, кибернетике, социологии) т. е. изменение состояния объекта исследования под влиянием информации, которая ему сообщается.
7. Обычный эксперимент (классический) предлагает непосредственное взаимодействие экспериментальных средств с объектом исследования, которое является посредником между экспериментатором и объектом исследования.
Модельный эксперимент имеет дело с моделью, которая, как правило, входит в состав экспертной установки, замещая объект исследования и часто условия исследования данного объекта.
Недостаток – различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок; изучение поведения модели на моделирующий объект требует дополнительных затрат и теоретического обоснования.
8. Материальный эксперимент (используются материальные объекты исследования). представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром.
Мысленный эксперимент (идеализированный, воображаемый) представляет собой одну из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой производится в воображении структура реального эксперимента.
Средствами мысленного эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений. Например, знаковые модели, образные модели, образно-знаковые модели.
Он используется в педагогике, художественном творчестве, медицине и т. д.
9. Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и призван контролировать вход и выход исследовательской системы.
Пассивный эксперимент предусматривает изменение только выбранных показателей (параметров) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование и сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования. Например, наблюдение за изменением возрастных показателей человека, количеством заболеваний, рождаемостью и т. д.
10. Однофакторный эксперимент предполагает выделение нужных факторов, стабилизацию фактором, мешающих проведению исследования и поочерёдное варьирование факторов, которые представляют интерес для исследования.
Многофакторный эксперимент – все факторы (переменные) варьируются все сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов в данной серии экспериментов.
Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технического процесса (деятельности учащихся, студентов, преподавателей, продукции, оборудования и т. д.) или процесса в целом.
Следует отметить, что в зависимости от задач эксперимента различные его виды могут объединяться, образуя комплексный или комбинированный эксперимент.
Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 6959 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Томас Миджли уничтожает мир
Возможно ли, чтобы один человек мог нанести непоправимый вред планете? Да, если этот человек Томас Миджли — американский химик и инженер-механик, автор более 100 патентов, изобретения которого оказали разрушительное воздействие на экологию Земли.
В период работы в компании General Motors, Томас Миджли установил, что бензин со специальной добавкой на основе свинца снижает стук в двигателях внутреннего сгорания. При этом выброс свинца в атмосферу был опасен из-за его токсичности. Работники, задействованные на производстве добавки, страдали от проблем со здоровьем, вплоть до смертельных случаев из-за отравления.
После гибели более 10 человек пресса подняла шум. Компания собрала пресс-конференцию, на которой Миджли вымыл руки в свинцовой смеси и минуту дышал дымом испарений, чтобы показать, что его изобретение безопасно. Ему удалось произвести впечатление на журналистов, и в течение десятилетий, до полного запрета в 1973 году, машины продолжали отравлять атмосферу свинцовыми примесями.
Сам Миджли был вынужден уйти в продолжительный отпуск, чтобы вылечиться от отравления свинцом, при этом он скрыл этот факт от прессы и утверждал, что изобретенное им вещество полностью безопасно.
Другое интересное открытие Миджли — хлорфторуглероды (фреоны). Он создал их, чтобы сделать холодильники безопасными, поскольку до изобретения Миджли в приборах использовались ядовитые и взрывоопасные вещества. Для демонстрации того, что фреон не горит и не вредит здоровью, Миджли вдохнул дихлорфторметан на презентации. Только через 30 лет после смерти изобретателя было установлено, что фреоны разрушают озоновый слой.
В возрасте 51 года Томас заболел полиомиелитом, что привело к инвалидности. Его пытливый ум не желал мириться с ограничениями, наложенными слабым телом: чтобы иметь возможность легко подниматься с постели, он изобрел сложную систему веревок и блоков. Горькая ирония, но через четыре года он погиб, запутавшись в веревках этого механизма до полного удушения.
Понятие, виды, достоинства и недостатки экспериментов
Что такое эксперимент в психологии?
Эксперимент в психологии , это один из основных методов исследования для проверки различных предположений (гипотез) методом проб и ошибок в условиях, построенных и контролируемых исследователем.
Ведущими составляющими являются контроль над переменными, скрупулезное измерение и установление причинно-следственных связей.
В ходе эксперимента одно или несколько условий (независимых переменных) могут организованно изменяться, и влияние этих изменений на связанные условия (зависимые переменные) измеряется, регистрируется, проверяется и анализируется для получения заключения.
Есть несколько видов экспериментов:
Лабораторный
Этот тип эксперимента проводится в хорошо контролируемой среде (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.
Исследователь решает, где будет проходить эксперимент, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и с использованием стандартизированной процедуры. Участники распределяются случайным образом по каждой группе независимых переменных.
Достоинства: легче воспроизвести (т. е. скопировать) лабораторный эксперимент. Это происходит потому, что используется стандартизированная процедура. Он учитывает точный контроль посторонних и независимых переменных. Это позволяет установить причинно-следственную связь.
Недостатки: искусственность установки может привести к неестественному поведению, которое не отражает реальную жизнь, т. е. низкую экологическую обоснованность.
Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты в реальной жизни.
Характеристики спроса или эффекты экспериментатора могут искажать результаты и становиться запутывающими переменными.
Естественный
Естественные эксперименты проводятся в повседневной (то есть реальной) среде участников.
Достоинства: поведение в естественном эксперименте с большей вероятностью отражает реальную жизнь из-за его естественной обстановки.
Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты, поскольку участники могут не знать, что они изучаются.
Используется в ситуациях, в которых было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, исследовать стресс.
Недостатки: они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты. Нет никакого контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты.
Полевой
Полевые опыты проводятся тоже повседневной среде (по схеме естественного).
Но участники проинформированы об этом. Экспериментатор все еще манипулирует независимой переменной, но в реальной обстановке (поэтому не может контролировать посторонние переменные).
Достоинства: более высокая экологическая обоснованность, чем в лабораторном эксперименте. Существует меньшая вероятность влияния характеристик спроса на результаты.
Недостатки: меньше контроля над посторонними переменными, которые могут повлиять на результаты. Это затрудняет для другого исследователя воспроизведение исследования точно таким же образом.
Формирующий
Психолого-педагогический эксперимент , люди участвуют в обучении и приобретение каких-либо навыков.
Достоинства: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности,
Недостатки: предмет изучения социальной психологии ограничен.
Мысленный и констатирующий
Мысленный: при проведении этого эксперимента ситуация обыгрывается не в реальном мире, а в воображении.
Констатирующий , это анкетирование и опросы, применение наглядного материала. Проверяет, насколько точно выполнена задача.