Виды адаптации

Адаптированный вариант Рене Жиля

Тест Рене Жиля предназначен для анализа социальной приспособленности малышей и школьников.

Изучению подвергается сфера межличностных отношений, отношений внутри семьи и отдельных поведенческих особенностей ребенка.

Тест позволяет нащупать конфликтные сферы и разобраться в том, почему малыш испытывает сложности с адаптацией в проблемной сфере. Это знание дает толчок и возможность к дальнейшей коррекции ситуации.

Тест включает в себя 42 задания. Задания в свою очередь состоят из 25 изображений, упрощенного теста комментирующего ситуацию на картинке, вопросы в адрес испытуемого и 17 тестовых заданий.

Внимательно изучая предложенные картинки ребенок отвечает на вопросы специалиста, показывает понравившееся место на рисунке дает оценку ситуации через предложение вариантов поведения (на основе собственных ощущений).

Как вариант ребенок может выбрать протокол поведения из предложенного специалистом набора протоколов. Методику необходимо сопровождать уточняющей беседой.

Успешная адаптация позволяет человеку найти свое место в жизни и обществе, бороться с негативными факторами и поддерживать свое психическое здоровье.

Три подхода

1. «Оптический» подход обычно выражается в словах «начинайте работать, мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать оплату и полномочия». Как правило, такие работодатели считают, что рынок рабочей силы перенасыщен специалистами любой квалификации и любого специалиста можно легко заменить. «Оптический» подход дает кандидату ощущение несерьезности организации и отсутствия заинтересованности в его работе.

2. «Армейский» подход заключается в выражении «трудно в учении, легко в бою». На протяжении испытательного срока новому сотруднику создаются дополнительные трудности в виде особо сложных и ответственных заданий. При этом его не знакомят с существующими наработками и не дают никаких объяснений. Иногда организации, исповедующие такой подход, ограничивают период работы с каждым сотрудником испытательным сроком, а затем принимают на работу нового работника.

Чаще всего это не жесткая «потогонная» система, а действительно попытка отобрать самых лучших работников, которая в конечном итоге может привести к негативным последствиям. Работник, прошедший испытательный срок в подобной организации, либо расслабляется после прохождения испытания и считает, что уже обеспечил себе спокойное существование, либо будет «мстить» за несправедливое жесткое отношение. Кроме того, в организациях «армейского» типа неизбежна «дедовщина», т.е. жизнь каждого вновь принятого работника будет еще сложнее. В итоге организация может быть вообще отрезана от притока новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение к вновь принимаемым работникам имеет смысл только в том случае, если вся политика в области персонала носит такой же характер и сотрудник не заметит окончания испытательного срока.

3. «Партнерский» подход обычно демонстрируют организации, имеющие большой и разнообразный опыт найма сотрудников. По сути этот подход является признаком зрелости организации, осознающей необходимость оперативности в определении соответствия кандидата требованиям должности и соответственно снижения затрат, неизбежных при найме персонала и его адаптации. Зрелый работодатель понимает, что идеальных работников не бывает и что каждый прием на работу — это компромисс между ожиданиями и действительностью.

Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника

Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:

Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место

Нанимая нового работника, важно продумать все до мелочей. Если первый рабочий день специалист проводит на ресепшене, в столовой, в кабинете сотрудника, который временно отсутствует, или в любом другом месте, только не на своем рабочем, у него могут возникнуть сомнения, а нужен ли он здесь. 
Работника не ознакомили с мотивационной схемой, не рассказали о возможных тренингах, системе обучения, карьерном росте

Придя на работу, новичок должен сразу понимать, сколько и за что ему будут платить, за какие нарушения могут вычесть некую сумму из зарплаты, какие существуют премиальные, как их заработать. Важно вовремя рассказать, какие обучающие мероприятия предусмотрены в компании, особенно в выходные дни, чтобы потом это не стало сюрпризом для специалиста и причиной его увольнения.
Новичка не ознакомили с неформальными традициями в коллективе. Например, каждый понедельник все собираются за час до начала рабочего дня и обсуждают цели на предстоящую неделю. Если новенький будет пропускать такие встречи, его могут посчитать зазнайкой и не принимать в свой коллектив.

Также плохо сказывается на работе новичка, если руководство перегружает его новой информацией, ставит труднодостижимые задачи, когда между начальником и работником нет обратной связи. Грамотно построенная система адаптации сотрудника поможет избежать всех этих ошибок, заполучить в свои ряды ценного работника и помочь ему достичь своих наилучших профессиональных результатов.

Адаптация ощущений в психологии

Сенсорная адаптация , что это в психологии?

Под сенсорной адаптацией следует понимать изменение чувствительности анализатора в результате усиления или уменьшения раздражающего воздействия.

В процесс вовлечены периферические и центральные звенья адаптации

Результатом сенсорного приспособления становится перестройка на физическом уровне, позволяющая воспринимать максимальный объем важной информации

Т.е. при длительном или постоянном воздействии раздражителя анализаторы начинают воспринимать резкие и яркие ощущения не так остро, как в самом начале.

В качестве примера можно привести неприятные запахи, которые с течением времени человек перестает улавливать, находясь в непосредственном контакте с источником отталкивающего аромата.

А в условиях темной комнаты ощущения чувствительность анализаторов повышается, и человек начинает видеть отчетливей.

Уровни адаптации

Вариабельность среды жизнедеятельности человека вызывает определенные реакции со стороны его психики. Это проявляется как в изменении характеристик соматических структур организма, вегетативной нервной системы, в переживаниях, чувствах, так и в поведении человека, что становится опасным для здоровья и даже для жизни человека. Выживание в подобных ситуациях обеспечивается способностью организма адаптироваться (приспосабливаться) к тем условиям, которые порождают опасные состояния. Собственно, под адаптацией подразумевается процесс благоприятного, «равновесного» взаимодействия человека со средой.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  • физиологическом,
  • психологическом,
  • социальном.

На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий. Такая способность получила название гомеостаза. В результате гомеостатических процессов организм всегда находится в состоянии равновесия с внешней средой. Например, температура тела человека поддерживается примерно на одинаковом уровне независимо от колебаний температуры внешней среды. Нарушение равновесия чревато различного рода недугами и даже серьезными заболеваниями.

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов. Например, человек, как правило, не теряет способности искать выход из сложившейся крайне сложной психологической ситуации, угрожающей даже самой его жизни. Это достигается за счет принятия взвешенных решений, прогнозирования развития событий и др. «Равновесное» психическое состояние зачастую и обеспечивает выживание в подобных ситуациях.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде. Например, молодой специалист адаптируется к новому трудовому коллективу, усваивая его ценности, установки, традиции. Способность адаптироваться к социальной среде выделяет человека из среды других живых существ. Социальная адаптация достигается за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации:

  • девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения);
  • патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Конечно, выделение трех уровней адаптации условно, так как в человеке физиологическое, психическое и социальное взаимосвязано. Если, например, в коллективе произошел острый социальный конфликт и индивид оказался в него втянутым, то полное равновесие личности (ее целостность) может быть обеспечено лишь адаптационными процессами одновременно на всех трех уровнях.

Процесс, противоположный адаптации, носит название дезадаптации. Он предполагает потерю способности человека приспособиться к состоянию среды. Дезадаптация может носить характер:

  • преходящей ситуации (например, психическое состояние человека, которого постигло горе);
  • устойчивого явления (например, в условиях серьезного разлада в семье);
  • стабильной неспособности человека эффективно взаимодействовать со средой (например, при различных формах нервно-психических расстройств).

Дезадаптация проявляется в поведении, отклоняющемся от нормы — образца поведения, принятого в данном обществе или группе. Различают:

  • девиантное поведение, вызываемое как позитивной ориентацией человека на реализацию своего творческого потенциала, так и его негативными устремлениями, реализуемыми через лицемерие, обман и т.п.;
  • деликвентное поведение, вызываемое стремлением человека сознательно нарушить существующие социальные нормы с целью их изменения противоправными методами.

Существуют пределы, за которыми адаптация невозможна. Границы таких диапазонов называют адаптационными барьерами. Оценка барьеров производится как по статистическим, так и по индивидуальным шкалам (как и норма).

Биологическая адаптация

Биологическое привыкание — это способность организмов приспосабливаться к природным условиям:

  • климату;
  • количеству света;
  • уровня давления;
  • изменений влажности;
  • изменяющимся клеткам тела.

Человек в процессе эволюции преодолел:

  • болезни;
  • травмы;
  • врагов;
  • опасных хищников.

За этот период времени организм индивида изменился.

Жизненный пример

Например, это заметно в наблюдении за развитием мозга человека на протяжении эволюции вида. Древние люди, обитающие в дикой природе, располагали 550 кв. см. мозга, а современный человек имеет 1800 кв. см.

Процесс эволюции происходил на протяжении миллионов лет и человеческий мозг постепенно рос.

В организациях

В условиях постоянной циркуляции кадров адаптация начинает приобретать особенно важное значение. Основной способ приспособления к новым условиям в данном случае — наблюдение и рассуждение

Это означает, что новичку понадобится проходить курс лекций и семинаров в выбранном направлении.


Также адаптация подразумевает работу специальных людей. Они должны помочь новому сотруднику в этом процессе посредством как личных бесед, так и общих собраний. Также практикуется приставление наставников. Они с практической стороны помогают ввести человека в курс дела, чтобы он смог понять все тонкости профессии. Помимо этого требуется знакомство с коллективом. Параллельно возможно прохождение постепенно усложняющихся заданий, которые должны подготовить нового сотрудника к настоящей работе.

Методы, применяемые для адаптации в коллективе

Успех и финансовое благополучие любой компании зависят не только от крепкого рабочего коллектива, но и от каждой отдельно взятой личности. Понятие адаптации сотрудника на новом рабочем месте включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на развитие его мотивации — как внешней, материальной, так и внутренней, личностной.

Материальная, или экономическая мотивация, более или менее ясна. Она напрямую зависит от денежного вознаграждения работника, от того, насколько оно соответствует его квалификационному уровню. И наоборот, внутренняя мотивация тесно связана со стремлением человека к личностному росту, с корпоративной культурой компании, где он работает. Чтобы у сотрудника появилось желание включиться в жизнь коллектива, необходимо его к этому подтолкнуть, проведя ряд мероприятий. Для этого компания разрабатывает соответствующие инструменты:

  1. Тренинги, пройдя которые человек сможет быстрее влиться в коллектив и приступить к работе.
  2. Контроль индивидуального общения руководителя с новичком. Необходим для того, чтобы знать, насколько новый сотрудник осведомлен о том, как он справляется с новыми для него обязанностями. Этот контроль проводится с обратной связью сотрудник – руководитель.
  3. Система, позволяющая постепенно усложнять задания для нового сотрудника. Это поможет человеку без стресса присоединиться к новому для него рабочему процессу.
  4. Выполнение поручений, которые будут способствовать быстрейшему налаживанию неформальных связей с коллективом.
  5. Единое информационное пространство, которое даст возможность новому сотруднику оперативно получать информацию о событиях, происходящих в компании, о коллегах, о том, как быстро найти их контакты и др.

Если же фирма стремится к тому, чтобы адаптация новичков проходила в более короткие сроки, ей необходимо создать свою корпоративную социальную сеть. Чем быстрее проходит адаптация новичка в коллективе, тем меньше текучесть кадров, а значит, намного выше эффективность работы самой компании.

Разновидности и методы адаптации персонала

Принято выделять следующие виды адаптации:

  • профессиональная – новичок осваивается, применяет свои знания, согласно новым задачам;
  • производственная – ориентируясь непосредственно на свое новое рабочее место, работник привыкает к новым нормам и правилам, знакомится с документацией, регламентом, рабочими инструментами и механизмами, другими производственными факторами;
  • социальная – в любом новом коллективе нужно научиться правильно взаимодействовать с другими членами команды, стать «своим»;
  • психофизиологическая – освоение нового режима, графика работы, спецодежды и прочего;
  • финансовая – здесь нужно учитывать как новые источники и факторы дохода, так и появившиеся расходы (как пример, затраты на проезд).

Каждый из видов адаптации может использоваться отдельно или в комплексе. Также существует еще одна классификация адаптации персонала в организации – первичная и вторичная. Первый вид используется, когда молодой специалист приступает к своим обязанностям без какого-либо профессионального опыта, а второй – при смене новым работником рабочего места и/или профессии.

В адаптационной системе есть не только виды, но и несколько методов. Каждый из них считается эффективным, но максимальный результат они дают в комплексе.

Внедряя на предприятии адаптацию персонала, можно использовать такие методы:

  1. Наставничество. Опытный сотрудник помогает новичку влиться в коллектив, вводит в курс всех дел, консультирует на начальных этапах работы.
  2. Беседа. Руководитель, менеджер по персоналу и другие специалисты при необходимости проводят с новым сотрудником личную беседу, отвечают на возникшие вопросы новичка, развеивают его возможные сомнения.
  3. Ознакомительная экскурсия. Новичку показывают территорию предприятия, все его структурные подразделения, знакомят с сотрудниками, коротко рассказывают историю компании, ее корпоративную культуру. 
  4. Анкетирование. После завершения адаптационного периода и испытательного срока, новичку дают заполнить анкету, что позволяет получить обратную связь и усовершенствовать систему в будущем.
  5. Тренинги и семинары. Проводятся для развития у специалиста определенных навыков. Например, ораторское искусство, развитие стрессоустойчивости, решение конфликтных ситуаций и другие.
  6. Прочие методы. Сюда можно также отнести обучение персонала, тестирование, аттестацию, корпоративные мероприятия и прочее.

Также важно контролировать индивидуальную коммуникацию новичка и руководителя. Специалист всегда должен знать, что думает начальник о его работе

Важно, чтобы коммуникация в данном случае работала в двух направлениях. Сотрудник со своей стороны должен правильно реагировать на замечания, прислушиваться к ним, не бояться задавать уточняющие вопросы.

Антисоциальная адаптация (Очаровательные манипуляторы)

Очень энергичные, целеустремленные, артистичные, привлекательные, харизматичные, обаятельные, волнующие, вовлекающие. Их чувство избранности дает им самоподдержку, которая продвигает их к поставленным целям. Они отличные лидеры и организаторы, особенно если проект показывает их в выгодном свете.

В своей отрицательной ипостаси они импульсивные, эгоистичные, безответственные, манипулирующие, агрессивные.

Очаровательные манипуляторы в своей жизни рано понимают, что они достойны заботы и любви, однако их опыт показывает, что родительские фигуры непоследовательны и ненадежны, они чувствуют, что с ними сыграли злую шутку. Они решают, что больше никогда не будут такими доверчивыми. Основная драма этого характера заключается в том, что они используют свою хитрость, шарм и блеск, чтобы манипулировать другими, и не ожидают, что другие сами захотят сотрудничать.

Очаровательные манипуляторы очень активны и агрессивны. Они ищут внешние стимулы и отлично себя проявляют в видах деятельности, требующих большой вовлеченности. Они могут быть выдающимися предпринимателями или успешно делать карьеру в сфере продаж и рекламы.

Очаровательным манипуляторам нужно научиться быть настоящими. Им необходимо учитывать других, научиться удовлетворять свои потребности в сотрудничестве с другими людьми, удовлетворяющими свои, а не дурачить всех. Так как они не верят, что другие захотят что-то для них сделать, они тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить о том, что им нужно.

Очаровательным манипуляторам нужно, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом

Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности, Вы останетесь таким же надежным и достойным доверия. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу

Им гораздо легче начинать проекты, чем завершать их. Поэтому Ваша поддержка может сослужить им хорошую службу, хотя они и будут чувствовать, что Вы призываете их следовать правилам, созданным для других.

Причины возникновения

В основе развития этой патологии лежит глубинный страх перед новизной жизни, этот отрыв от привычных обстоятельств способен негативно отразиться на психике и здоровье людей.

Возникновение адаптационного расстройства возникает под влиянием множества факторов:

  • это индивидуальные особенности психики: ее ранимость и чувствительность, характер и темперамент человека, инфантилизм (незрелость) приспособительных психических функций, несформированность жизненной мотивации, перспектив на будущее;
  • это наличие в прошлом бурных эмоциональных переживаний по поводу изменений в судьбе;
  • это отсутствие навыков и умений самостоятельно разрешать жизненные сложности (провоцирует гиперопека в детстве или напротив, полное игнорирование ребенка);
  • это наличие хронических и соматических заболеваний;
  • это присутствие в анамнезе фобических расстройств.

Адаптация и коррекция как категории специальной психологии

Адаптация в более широком смысле в психологии — это адаптация человека к окружающей его среде.

Корректировка — это адаптивные действия человека, которые представляют собой внутренние изменения в человеке и направлены на восстановление нарушенного равновесия между человеком и окружающей средой, в результате происходящих изменений в окружающей среде.

Адаптация человека имеет два аспекта:

  1. Биологический (адаптация организма);
  2. Психологическая — адаптация человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Специфика адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:

  • Дефицит определенных функциональных систем вследствие органического повреждения анализаторов или ЦНС;
  • проявления некоторых общих закономерностей нарушенного умственного развития — наибольшее влияние на процесс адаптации оказывает:

а) трудности взаимодействия с людьми в окружающей среде; и

b) более медленные темпы усвоения и обработки информации.

Особенности адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.

Адаптационные процессы у детей с нарушениями развития протекают медленнее, состояние дезадаптации протекает легче, чем у нормально развитых детей.

Снижение адаптационных трудностей и приближение психического развития аномальных детей к нормальному состоянию (нормализация) достигается путем коррекции и компенсации нарушений развития.

Коррекция в современном смысле — это преодоление или смягчение недостатков умственного и физического развития посредством различных психологических и образовательных воздействий.

Поправки — это меры, направленные на коррекцию нарушений различных аспектов психической функции.

В российской дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые был использован В.П. Кащенко в отношении детей с поведенческими нарушениями. Затем она была распространена на умственно отсталых детей. Сегодня коррекционная направленность педагогики считается одним из основных принципов работы во всех специальных учебных заведениях.

Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), русский педагог А.Н. Грабаров (1885-1949), Г.М. Дульнев) разработаны системы лечебно-педагогической работы с отстающими в развитии и психически больными детьми.

Включая программы:

1) Сенсоримоторная коррекция:

  • Сенсорное развитие (обогащение сенсорного опыта);
  • Двигательное развитие

2) изучение родного языка и овладение речью;

3) изучение общеобразовательных предметов;

4) специальные уроки по воспитанию культуры поведения,

5) научная работа, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения, Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действия
10) Развитие процессов памяти

11) Формирование мыслительной деятельности (сенсомотор, речь, общеобразовательные предметы и т.д. способствуют развитию мышления);

Как отметил Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешна по отношению к вторичным дефицитам, в то время как первичные дефициты могут быть лишь незначительно уменьшены за счет корректирующих (психолого-педагогических) воздействий.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • https://studwood.ru/675093/psihologiya/urovni_vidy_protsessa_adaptatsii
  • https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html
  • https://studopedia.ru/9_221824_ponyatie-i-osobennosti-adaptatsii.html
  • https://psychology_dictionary.academic.ru/8614/уровень_адаптации

Факторы, вызывающие потребность в переменах

Любые процессы адаптации — это ответная реакция на факторы экологии, которые ведут к изменению окружающей среды. Такие факторы подразделяются на биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы – это влияние живых организмов друг на друга, когда, к примеру, исчезает один вид, который служит пищей другому.

Абиотические факторы – это изменения в окружающей неживой природе, когда меняется климат, состав почвы, обеспеченность водой, циклы солнечной активности. Физиологические адаптации, примеры влияния абиотических факторов — экваториальные рыбы, которые могут дышать и в воде, и на суше. Они хорошо приспособились к условиям, когда пересыхание рек – частое явление.

Антропогенные факторы – влияние человеческой деятельности, которое изменяет окружающую среду.

Детская адаптация к социуму

В настоящее время тема адаптации детей к социуму все больше выходит на первый план и волнует не только родителей, но и общество в целом. И хотя многие родители считают, что взаимодействие последнего с детьми начинается с детского сада, это далеко не так.

Процесс адаптации начинается гораздо раньше — когда родители впервые выводят малыша на прогулку, когда он первый раз попадает на детскую площадку, где может познакомиться со своими сверстниками. То, насколько дети быстро смогут приспособиться к окружающей их новой среде, во многом зависит от их родителей.

Поэтому в понятие адаптации детей к социуму входит помощь, которую они оказывают им в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), обучая маленького ребенка общению с людьми, играм со сверстниками, умению отстаивать свое мнение и т. д.

В этот период начинает проявляться уникальность и индивидуальность маленького человечка, и окружающие его взрослые должны сделать все, чтобы создать крепкий фундамент для становления будущей личности, полноправного члена нашего общества.

Симптомы

Больные с расстройством адаптации выглядят растерянными и несобранными, они ощущают высокую тревожность и мнительность относительно следующего дня, их беспокоят навязчивые мысли о бессмысленности бытия, смерти, болезнях, несправедливости в мире.

Такие пациенты настолько погружены в свой мир, что не могут сосредоточиться даже на простой бытовой задаче (приготовлении еды, вождении автотранспорта, уборке и т.п.), они теряют интерес к своей профессиональной деятельности, детям, супругам, родителям, их не интересуют культурные или досуговые ценности, таких людей невозможно вовлечь в общественную жизнь, праздничные мероприятия, путешествия.

Основными характерными признаками расстройства адаптации является невозможность планирования и страх перед будущим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector