Вербальные и невербальные средства реализации прагматики художественного текста

Средства невербальной коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык – как способ общения для людей и передачи информации – появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка – это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно. Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Как используется вербальное общение

Вербальную речь называют знаковой системой общения, при которой не теряется смысл переданного или полученного сообщения. Основана она на двух принципах:

  1. совокупности слов конкретного языка (это лексика);
  2. правилах создания единиц речи (синтаксис).

Невербальное общение — что это такое в психологии

В психологии речь и мышление неотделимы, ведь первое является формой существования второго. Когда люди общаются между собой, происходит это по такой схеме:

  • говорящий мысленно подбирает определенные слова;
  • пользуясь правилами лексики и синтаксиса, формирует из них фразы;
  • только потом произносит их вслух;
  • собеседник, услышав сказанное, декодирует информацию для мысленного восприятия и создает в голове собственные образы.

Обратите внимание! Даже при четкой передаче информации возможны искажения и смысловые потери, которые составляют порядка 60%. Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет

Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке

Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет. Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке.


Как достучаться до собеседника

Это же относится к письменной речи. Чтобы получить информацию из печатных изданий (или хотя бы прочитать sms), человек должен владеть данным языком. Чтобы изложить свои мысли на бумаге (напечатать текст на клавиатуре), нужно не только уметь говорить, но и писать.

Сказанные или написанные слова помогают анализировать предметы, события и явления, находить в них основные и второстепенные признаки. Голые, конкретные факты присущи деловой речи. Для эмоционального контакта нужны вербальные дополнительные средства:

  • модуляция голоса, интонация, паузы, ритмика в устной речи;
  • размашистость почерка и угол наклона, сила нажима и направление строк в письме.

Эти выразительные характеристики позволяют понять, как сам корреспондент относится к сообщению и человеку, с которым общается.

Особенности вербального общения

Речь человека имеет ряд особенностей, которые и являются существенным доказательством ее значимости. Что это за компоненты и как они проявляются во взаимодействии с людьми? Попробуем разобраться!

Эмоциональная  составляющая

Во время общения люди не просто обмениваются между собой значимой или не очень важной информацией. Не эта цель  является истинной потребностью

Гораздо в большей степени они хотят получить эмоций, отклик на собственные мысли и чувства. Человеку на самом деле не так важно, что именно ему скажут, лишь бы общение имело место. Данный феномен можно заметить по людям, которые ведут замкнутый образ жизни и мало взаимодействуют с окружающими: такие личности могут намеренно придумывать различные истории, в которых якобы побывали, и рассказывать о них, как о реально произошедших. Именно поэтому  каждый из нас так жаждет внимания и проявления участия, неравнодушия со стороны других людей, выражения себя как индивидуальности.

Эмоциональная составляющая крайне важна для гармоничного развития личности, для ее продуктивной работы над собой и возможности самосовершенствования. На самом деле это весьма трудоемкий труд, который, однако, одолевают немногие.

Общие особенности

Слушая голос человека, мы, даже не видя его в живую, можем практически безошибочно определить, сколько ему лет, какого пола субъект, примерный тип темперамента, состояние здоровья и даже основные взгляды на жизнь. Всю эту информацию собеседник способен считывать подсознательным образом. Дело в том, что у каждого имеются представления о том, как устроен этот мир. И хотя взгляды на жизнь могут быть различными, все же бессознательно человек определяет, говорят ли ему правду или хотят просто произвести впечатление.

Личностные особенности

Каждая личность обладает уникальными чертами характера, особенными преимуществами, отличающими ее от других людей. Соответственно и в беседе с разными людьми мы испытываем порой весьма противоречивые и контрастные эмоции. Одни собеседники нам нравятся, другие нет, с третьими приятно, четвертые удивляют своей экстравагантностью. У каждой личности имеется свой уникальный голос, всякий произносит слова с определенной скоростью, и эти отличия составляют особенности индивидуальности. Чаще всего собеседники выбирают друг друга по голосу и подсознательно тянутся к тем, с кем обнаруживаются яркие совпадения представлений о жизни. Случается и такое, что личность по каким – то необъяснимым причинам отталкивает от себя, и мы не можем себе объяснить почему. Если голос собеседника явно не понравился, понимания в разговоре можно и не достичь.

Схожесть интересов и взглядов

Общие предпочтения – это весьма важное условие для установления контакта между незнакомыми людьми. Человек никогда нами не заинтересуется, если у него в беседе не возникнет чувства внутренней сопричастности к тому, о чем идет речь

Вот почему у людей иногда возникают моменты, когда рассказы незнакомых людей трогают до глубины души. Дело здесь не столько в неравнодушии сердца и умении сопереживать. Если есть эмоциональный отклик, значит, какие – то слова задели собеседника за живое, позволили ему переосмыслить значимые моменты из своей жизни, помогли осознать что – то важное.

Таким образом, вербальное общение играет большую роль в процессе взаимодействия между людьми. Речь здесь выступает и средством коммуникации и инструментом для достижения понимания.

Сохранить статью

Что общего между языками

Человек по жизни пользуется двумя типами общения. Невербальный язык – это не прерогатива глухонемых. Его можно назвать внешним проявлением деятельности мозга. Не начав еще произносить фразы вслух, индивид мимикой лица, позой тела, взглядом может невольно намекнуть о ходе своих мыслей.

Но собеседник может неправильно интерпретировать подобные сигналы, или индивидуум преднамеренно искажает информацию, передаваемую языком тела. Чтобы понять партнера и получить более полные сведения, для анализа необходим еще речевой контакт.

Невербальные и вербальные средства общения несут определенную информацию, передаваемую собеседнику, и являются способом организации обратной связи. При этом язык тела может дополнять вербальное сообщение, усиливая его, или, наоборот, противоречить сказанному.

Интонация, тембр и ритмика голоса – это элементы невербального языка. В то же время данные характеристики являются составляющей словесного общения. С их помощью легко изменить смысл сказанной фразы. Но остальные знаки тела, если их не контролировать, неосознанно «развенчают» ложность высказывания.

Словесная речь и язык тела в гармонии

Чтобы общение не утомляло партнера, оба языка должны быть уравновешены. Монотонность, безэмоциональность речи, чрезмерная жестикуляция мешают в восприятии информации и способны оттолкнуть собеседника.

Недопонимание приводит не только к разочарованию в отношениях, но и к серьезным конфликтам. Проявляется это на любом уровне: в семье, бизнесе, деловом общении, усложняя тем самым жизнь. Научившись владеть языком тела и словесным, приведя оба вида общения в гармонию, человек добьется больших успехов на любом поприще.

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

Вербальное общение бывает 3 типов:

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «verbalis», которое переводится на русский язык, как «словесно».

Соответственно, все другие коммуникации считаются «невербальными». К ним относят:

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

 Что же это такое?

Как мы уже написали выше, обмен какой-либо информацией с помощью устной и письменной речи называют «вербальным общением». Смысл от обмена словами (в живом разговоре или письменным общением) не меняется. Мы усваиваем принятую информацию, накапливаем её и осознаём.

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Виды 

Исследователи вывели несколько разновидностей:

Обмен знаниями с целью повышения образования.
Передача информации, которую собеседник считает важной.
Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
Служащее для налаживания контактов.
Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение 

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

https://youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Основные правила 

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

  • В разговоре всегда уважайте своего собеседника. Дайте ему возможность высказать свою точку зрения.
  • Избегайте совершенно бесполезных споров, переходов на личности, выяснения отношений. Как говорят в народе: «Спор ради спора».
  • Будьте логичны и последовательны в разговоре. Не меняйте свои первоначальные высказывания.
  • Нет нужды обильно усиливать свою речь специфическими терминами, цитатами великих, пошлыми анекдотами. Многим это не по нраву.
  • Старайтесь говорить только правду. Ложь легко вычислить.
  • Не забывайте про национальность, вероисповедание, субкультуру, возраст и социальный статус собеседника. Нарушив этикет можно легко обидеть человека.
  • Научитесь ни в коем случае не перебивать других.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар:

Тезисы:

Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться вербально, а только подразумеваться.
16 часов контактов, общения.
Наиболее универсальное средство человеческого общения — язык.
Непонимание этого часто не только затрудняет общение, но вызывает длительные конфликты.
Может быть, вы полагаете, что у вас нет такого сообщения на груди или спине?
Роскошь человеческого общения А. Борисов, 1998.
Московская государственная академия тонкой химической технологии им.
Рудакова Е

В.
Едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать — пожалуй, самое важное в жизни умение.
Львиную долю жизни, иногда не отдавая себе в этом отчета общаемся.

В 

В 

Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация. Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое

Однако в зависимости от того, какому из них уделяется большее внимание, от целей речи, выделяют несколько вариантов устной речи:

  1. Кодифицированная, то есть такая, которая отвечает принятым стандартам языка и «семантики», например, литературная речь, деловая, жаргонная и т. д. Этот вариант устной речи используется чаще остальных в повседневной жизни.
  2. Некодифицированная, предусматривающая использование «псевдослов». Этот термин применяют к не получившим широкого распространения неологизмам. У многих литературных деятелей встречаются звукосочетания, в которые они вкладывали некоторый смысл, но они не закрепились в языке читателей. Так, у И. Пивоваровой есть строки: «Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки…».
  3. Звуковые жесты, представляющие собой короткие слова не несущие информации, но характеризующие действия или показывающие отношение говорящего к чему-либо. Например, «угу», «кхе-кхе», «фьють», цоканье и т. д.
  4. Звукоподражания, то есть подражание звукам, которые издают животные, младенцы, неодушевленные предметы — автомобиль, пушка и т. д.
  5. Звуковые характеристики. Этот вид вербального средства общения является также звукоподражанием, но употребляемым в качестве оценки чего-либо.
  6. Эмболофразии, некие вставки в нормативную речь, взятые из ненормативной лексики, или нетипичные для данной ситуации. В качестве примера можно привести употребление слов или звуков «это самое», «ну», «так сказать» и т. д.
  7. Хезитации, тоже вставки, но некодированные, то есть собеседник не понимает их значения. Самый распространенный из них — звук «э».

Нередко какой-либо из этих видов средств вербального общения используются намеренно, например, удлиняется пауза для привлечения внимания слушателей к тому или иному фрагменту текста. Фактически все эти варианты устной речи сочетаются в речи каждого человека, нередко даже в одной фразе.

Развитие средств общения

Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.

Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.

Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.

Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.

В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.

Диалоги и монологи

Диалог можно назвать естественной формой взаимодействия людей. Его элементарная единица – реплика. Для него характерны ситуативность и реактивность. То есть собеседники должны реагировать на реплики друг друга в зависимости от ситуации и стимулировать оппонента к ответу или обсуждению чего-либо.

Монолог изначально допускает отсутствие ответа от собеседника. Его используют в расчете на пассивное восприятие. Однако он требует большой подготовительной работы от говорящего. Он должен построить текст таким образом, чтобы в нем присутствовал не только предмет, но и его описание, и связанная с ним проблемная ситуация и т. д. Нужно спланировать не только отдельные реплики, но и весь монолог в целом, его композицию и смысловую завершенность.

Невербальное общение

Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции:

Акцентирование на важном. Не упоминая лишних слов, человек может воспользоваться жестом или займет определенную позу, что укажет на значимость момента. Противоречивость

Противоречивость

Говорящий произносит одни слова, а думает совершенно противоположным образом. Например, клоун на сцене неулыбчив и несчастен в жизни. Малейшие мимикрические движения на его лице помогут понять это. Как и разоблачить ложь, если человек стремится скрыть ее за неискренней улыбкой. Дополнение к сказанному. Порой каждый из нас сопровождает восторженные слова жестом или движением, свидетельствующем о сильной эмоциональности данной ситуации. Вместо слов. Субъект использует понятные всем жесты, экономя время. Например, пожатие плечами или указание направления не требуют дополнительных разъяснений. Повторяют и усиливают эффект от речи. Устный призыв иногда довольно эмоционален, а невербальные средства призваны подчеркнуть твердость вашего высказывания. Кивок или мотание головы при соответствующем ответе «Да» или «Нет» показывают уверенность и неуступчивость.

Виды невербальных средств

Большую группу составляет кинестетика – внешние проявления чувств, эмоций человека в ходе общения. Это:

  • Мимика
  • Позы
  • Жесты
  • Пантомимика

Жесты и позы

Оценка собеседниками друг друга происходит еще задолго до начала самого разговора. Поза, походка, взгляд могут заранее выдать человека неуверенного или, напротив, самоуверенного, с претензиями на власть. Жесты обычно подчеркивают смысл речи, придают ей эмоциональный оттенок, расставляют акценты, однако их переизбыток тоже может испортить впечатление, особенно в деловой встрече. Кроме того, у разных национальностей одни и те же жесты означают совершенно противоположные явления.

Интенсивные жесты определяют эмоциональное состояние человека. Если его движения резки, их много, то субъект перевозбужден, взволнован, излишне заинтересован в том, чтобы донести свою информацию до оппонента. Что может стать как его плюсом, так и существенным минусом в зависимости от обстоятельств.

Поза играет не меньшую роль. Если субъект скрестил руки на груди, то он настроен скептически и не очень вам доверяет. Возможно, закрыт, не хочет общения в принципе. Если же собеседник повернулся к вам корпусом, не стал скрещивать рук и ног, то, наоборот, открыт и готов выслушать. В психологии для эффективного общения рекомендуется зеркально отражать позу оппонента, чтобы добиться от него расслабленности и доверия.

Мимика

Лицо человека – главный источник информации о его внутреннем состоянии. Хмурый лоб или улыбка – те факторы, что определяют дальнейшее общение с субъектом. Глаза и вовсе отражают человеческую сущность. Выделяют семь видов основных эмоций, для каждого из которых есть свои характерные признаки: для гнева, радости, страха, печали, тоски, удивления, отвращения. Их несложно запомнить, выявить и затем наблюдать в людях для лучшего понимания настроения других.

Пантомимика

Сюда можно отнести походку. Закрытый человек или расстроенный чаще всего ссутулится, опускает голову, не смотрит в глаза, а предпочитает глядеть себе под ноги. Разгневанные люди шагают резкими движениями, торопливыми, но тяжелыми. Уверенный и веселый человек обладает пружинистой походкой, либо широким шагом. Она меняется в зависимости от самочувствия.

Существует раздел невербальных средств, учитывающий дистанцию между говорящими – проксемика.   Она определяет комфортное расстояние между собеседниками. Есть несколько зон общения:

  • Интимная – 15-45 см. Туда человек подпускает лишь самых близких себе людей. Вторжение в нее незнакомых личностей может восприниматься как угроза, требующая немедленной защиты.
  • Личная – 45-120 см. Допустима для хороших знакомых, коллег.
  • Социальная и публичная – характерна для деловых переговоров, крупных мероприятий и выступлений на них с трибуны.

Такесика – раздел общения, посвященный роли прикосновений. Если неправильно их применить, не учтя разницу в социальном статусе, возрасте, поле, то можно попасть в неловкую ситуацию, даже стать причиной конфликта. Рукопожатие – наиболее безобидный вариант касания. Особенно свойственно мужчинам, которые через него проверяют силу своего оппонента. Выбирают, так сказать, кто из них наиболее властный. Иногда неуверенность, либо брезгливость, либо уступчивость легко выдается, когда человек пожимает только кончики пальцев.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла

Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Как используется вербальное общение

Вербальную речь называют знаковой системой общения, при которой не теряется смысл переданного или полученного сообщения. Основана она на двух принципах:

  1. совокупности слов конкретного языка (это лексика);
  2. правилах создания единиц речи (синтаксис).

В психологии речь и мышление неотделимы, ведь первое является формой существования второго. Когда люди общаются между собой, происходит это по такой схеме:

  • говорящий мысленно подбирает определенные слова;
  • пользуясь правилами лексики и синтаксиса, формирует из них фразы;
  • только потом произносит их вслух;
  • собеседник, услышав сказанное, декодирует информацию для мысленного восприятия и создает в голове собственные образы.

Обратите внимание! Даже при четкой передаче информации возможны искажения и смысловые потери, которые составляют порядка 60%. Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет

Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке

Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет. Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке.

Как достучаться до собеседника

Это же относится к письменной речи. Чтобы получить информацию из печатных изданий (или хотя бы прочитать sms), человек должен владеть данным языком. Чтобы изложить свои мысли на бумаге (напечатать текст на клавиатуре), нужно не только уметь говорить, но и писать.

Сказанные или написанные слова помогают анализировать предметы, события и явления, находить в них основные и второстепенные признаки. Голые, конкретные факты присущи деловой речи. Для эмоционального контакта нужны вербальные дополнительные средства:

  • модуляция голоса, интонация, паузы, ритмика в устной речи;
  • размашистость почерка и угол наклона, сила нажима и направление строк в письме.

Эти выразительные характеристики позволяют понять, как сам корреспондент относится к сообщению и человеку, с которым общается.

Как сделать вербальное общение эффективным

Благодаря общению, люди сосуществуют в этом мире, добиваясь определенных высот в жизни. Чтобы коммуникации дали положительные результаты, и окружающие захотели общаться с конкретным человеком, необходимо придерживаться ряда принципов:

Своим вниманием и заинтересованностью вызывать сильное желание у оппонента к общению.
Искренне и честно оценивать людей и события.
Не жаловаться, не осуждать и не критиковать.
Проявлять интерес к собеседнику, говорить о вещах, важных для него.
Научиться не только четко излагать свою мысль, но и внимательно слушать речь оппонента.

Важно! Мысль, неумело выраженная, может быть истолкована неправильно. Но и невнимательное слушание искажает смысл принимаемой информации

Умение говорить и слушать – 2 составляющие коммуникативного общения.

Интерес к собеседнику

Важно не только то, что говорят, но и как произносят слова. Для собеседника эмоции и паравербальные сигналы (артикуляция, скорость, тональность и сопровождающие звуки), присутствующие в речи, могут значить больше, чем сказанные фразы

Есть люди, которые умеют четко мыслить, но не способны сформулировать фразы в устной речи. Другие неплохо говорят, но в письменную форму облекают слова с трудом. Или наоборот – красиво излагают на бумаге, но в устном общении косноязычны.

Чтобы добиться гармонии во всех вариантах вербальной речи, нужно совершенствовать свои способности, преодолевая психологические барьеры.

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога

Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector