Ведущие виды деятельности в подростковом возрасте

Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка

Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира

Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение. Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми

Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 470 руб.
  • Реферат Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 280 руб.
  • Контрольная работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».

Замечание 1

Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.

Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.

В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.

Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.

Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.

Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка

В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности

Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:

  1. Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
  2. Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.

Возрастная периодизация д.Б.Эльконина

ЭПОХА

ВОЗРАСТНОЙ
ПЕРИОД

ГРАНИЦЫ
ВОЗРАСТА

ВЕДУЩИЙ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАКИЕ
ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ

РАННЕ ДЕТСТВО

Младенчество

До 1 года

Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослыми

Освоение первых
норм отношений между людьми.

Раннее детство

От 1 года до 3 лет

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Усвоение
общественно выработанных способов
действий с предметами.

ДЕТСТВО

Дошкольное
детство

От 3 лет до 6(7) лет

Ролевая игра

Освоение социальных
ролей, взаимоотношений между людьми

Младший школьный
возраст

От 6(7) лет до
10(11) лет

Учебная деятельность

Освоение знаний,
интенсивное развитие интеллектуальной
сферы.

ПОДРОСТКОВЫЙ
ВОЗРАСТ

Подростковый
возраст

От 10(11) до 13(14) лет

Интимно-личностное
общение

Освоение норм
отношений между людьми

Ранний юношеский
возраст

От 13(14) до 16(17) лет

Учебно-профессиональная
деятельность

Освоение
профессиональных знаний, умений.

19. Психологическая
готовность к школе
, ее компоненты.

Поступление в
первый касс – переломный момент в жизни
ребенка

Важно, чтобы ребенок пошел в
школу физически крепким, здоровым

Для детской
психологии первостепенное значение
имеет формирование психической
готовности, развитие у дошкольника
психических процессов и свойств личности,
вооружение знаниями и умениями,
необходимыми для успешного обучения в
начальных классах и адаптации к новым
условиям жизни и деят6льности.

Состояние
психологической готовности определяется
той системой требований, которые
предъявляет к детям школа. Эти требования
отличаются от тех, к которым они привыкли
в детском саду. Связаны они с изменением
социальной позиции ребенка, с тем новым
местом, которое он стал занимать в
обществе с поступлением в школу, а также
со спецификой учебной деятельности. От
первоклассника требуется значительно
больше самостоятельности и организованности,
умения управлять своим поведением.

Психологическая
готовность к школе включает в себя
готовность к принятию этих норм и
способов действия.

Изменяются с
поступлением в школу и отношения с
окружающими. Учитель обращается к
ученику, как правило, строже, чем
воспитательница, и дома к нему уже
относятся по-другому – как к человеку,
у которого есть своя «работа», обязанности
и права.

В классе много
незнакомых ребят, с которыми он будет
учиться, проводить свободное время. Все
это требует от первоклассника умения
устанавливать со взрослыми и сверстниками
соответствующие взаимоотношения.

Главным содержанием
жизни первоклассника становится учебная
деятельность, поэтому так остро,
аффективно переживают дети свои успехи
или неудачи в учебе. Отношение окружающих
к детям во многом зависит от того, как
последние учатся.

Готовность
к обучению в школе

– сложное новообразование психики
ребенка, которое обеспечивает освоение
нового вида деятельности, дальнейшее
развитие личности.

Психологическая
готовность выделяет 3 линии психического
развития:

*
общение со взрослыми;

*
умственное развитие;

*
регуляция поведения.

Важно то, чтобы и
процесс общения, и познание, и решение
умственных задач, и регуляция поведения
должны осуществляться ребенком
произвольно. Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:. Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

  • Мотивационная
    – характеризуется желанием дошкольника
    идти в школу. Чтобы ребенок успешно
    учился, он прежде всего, должен стремится
    к новой школьной жизни, к «серьезным»
    занятиям, «ответственным» поручениям.

  • Интеллектуальная
    – указывает на необходимость достаточного
    развития всех познавательных процессов
    для усвоения учебной программы начальных
    классов.

  • Произвольная
    – учебная деятельность младшего
    школьника, сменяющая сюжетно-ролевую
    игру дошкольника, требует сформированности
    у ребенка умения управлять своим
    поведением в соответствии с требованиями
    педагогов.

  • Социальнопсихологическая
    – способность
    ребенка строить свое взаимодействие
    и общение с взрослыми и другими детьми.

20. Адаптация
к школьной жизни. Компоненты и уровни
адаптации. Условия нормальной адаптации.

Адаптация
– это система качеств личности, умений
и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.

Адаптация
как процесс активного приспособления
протекает в следующих направлениях:

  1. Ребенок – Взрослый;

  2. Ребенок – Ребенок;

  3. Ребенок – Условия
    среды.

Компоненты
школьной адаптации
:

  • Адаптация
    организма;

  • Адаптация к
    познавательной деятельности;

  • Адаптация к новым
    социальным связям.

Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование

По мнению К. Н. Поливановой ведущей деятельностью подростка является проектная деятельность. Она служит основой для реализации авторского действия подростков

В предподростковом кризисе особое значение для личности, которая развивается, имеет авторский замысел, который подразумевает важность заявления и защиты своей позиции, хоть в будущем она может и не реализоваться. Полноценное развитие подростка напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, что лежит в основе авторского действия подростка

Определение 2

Проектная деятельность – это ведущий в подростковом возрасте вид деятельности, которая содержит в себе авторское действие.

Подростку необходима помощь взрослого, для того чтобы реализовать задуманное.

Определение 3

Социально-психологическим экспериментированием является ведущая деятельность подростка, в которой содержится активная авторская позиция подростка в виде построения своей жизни в общем, а не только ее конкретных поступков, что свойственно для более ранних возрастов.

По мнению Г. А. Цукермана есть подростковое стихийное экспериментирование, которое выделяется в самостоятельную деятельность, в которую входит поиск друзей, конфликты, выяснение отношений с родителями, педагогами и другими подростками. Ученый говорит о том, что подростковый этап – это сензитивный период, в который происходит выведение и решение целей саморазвития

Но важно отметить, что это является только естественной тенденцией подросткового этапа, и для того чтобы она стала нормой развития, которая характерна для большинства, важно планировать, специально проектировать социально-психологическое экспериментирование, когда для взрослого становится возможным обнаружить оптимальные методы реализации и интерпретации итогов данных социально-психологических экспериментов

Есть мнение о том, что ведущая деятельность в подростковом возрасте имеет многоплановый и полидеятельностный характер. М. Ю. Кондратьев выделяет в качестве ключевого компонента ведущей деятельности подростка интимно-личное общение с важными другими, а также, по его мнению, учебно-профессиональная деятельность, тоже стоит в этом ряду. При этом интимно-личное общение и профессиональная деятельность в обязательном порядке должны гармонично сочетаться друг с другом.

Если одна из деятельностей преобладает, запаздывает или опережает в развитии другую, то выводится ряд типов отклоняющегося поведения подростка:

Первым типом является ботаник. Возникновение данного типа возможно при ситуациях, когда учебной деятельности отдавалась ведущая роль и в младших классах. В подростковом возрасте она по-прежнему занимает основное место, приобретая индивидуальную форму. Но стоит отметить, что когда подросток зациклен на учебе ради учебы, у него отсутствуют интересы к другим направлениям жизни, то это создает проблемы в налаживании интимно-личного общения с другими подростками, имеющего содержательный характер. Со взрослым отношения по-прежнему работают по схеме ребенок – взрослый, нет необходимости в партнерстве, таким образом, ключевая цель для подростка – войти во взрослое общество остается не решенной.
Для второго типа деятельной деформации характерна игра, в виде основной деятельности. Такие подростки не живут, а играют в жизнь.
Третий тип противопоставляет интимно-личные и учебно-профессиональные стороны ведущей деятельности. Если доминирует интимно-личное общение, происходит ориентирование на близкое окружение, иными словами, референтную группу сверстников

Позиция же всех остальных не принимается во внимание. Если же все внимание уделяется учебно-профессиональной деятельности, подросток начинает испытывать острое чувство взрослости, все сверстники воспринимаются как глупые, несерьезные

Это приводит к нарушению взаимодействия с ними и развития личной сферы, чувствуется неудовлетворенность по отношению своего положения в социуме.

По мнению же А. Г. Асмолова, основываясь на том, что для личности свойственно самой определять деятельность, которая ее определяет, не существует нормативной унифицированной основной деятельности подростка. Ученый считает, что ведущая деятельность не может быть дана подростку, а задается определенным социальным случаем развития, в котором он формируется.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет. Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт

Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Подросток в современном мире

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым буллингом — жёсткой травлей, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.

Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬСклонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Что такое ведущая деятельность?

Человек рождается предрасположенным к освоению определенных навыков и знаний, однако он не появляется на свет с уже имеющимися способностями. Все нужно развивать по мере своего роста и развития, чем и занимаются родители, а затем педагоги в тот или иной период времени. Под ведущей деятельностью понимается психологическая и физическая направленность ребенка в тот промежуток времени, в котором он находится в данный момент.

Ведущая деятельность – это особенности функционирования высшей нервной системы, физического тела и мозга в целом, что определяет, чему ребенок может уже обучиться, на что он будет обращать внимание, каким образом он будет усваивать материал и пр. Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм

Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм

Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм.

Ведущая деятельность определяет то, чем будет заниматься ребенок в новом этапе, пока не наступит следующий виток его развития. Это меняет его деятельность, мотивы поведения, характер обучения, даже интересы. Ребенок на новом этапе ведущей деятельности может отказаться от прежних занятий, поскольку его интересуют новые увлечения. На следующем этапе он снова может вернуться к прежним увлечениям либо совместить старое и новое.

У каждого ребенка ведущая деятельность возникает в его период, что зависит от развития его организма и психики. Однако возрастные рамки можно приблизительно назвать, когда ребенок становится готовым к той или иной деятельности.

Следует отметить, что новая ведущая деятельность не отменяет предыдущую, а скорее дополняет ее, совершенствует или трансформирует. Как было рассмотрено в примере, поначалу ребенка высаживают родители, а уже в дальнейшем он сам обучается садиться. Поначалу ребенок может учиться сидеть, а затем его деятельность дополняется развитием навыков самому садиться из положения лежа.

Многое зависит еще и от психологического климата, в котором ребенок растет. Ведущая деятельность на уровне организма не меняется. Однако на психологическом уровне ребенок развивается в зависимости от взаимоотношений с окружающими людьми, в частности с родителями, которые вначале становятся для него главными. Как выстраиваются взаимоотношения ребенка с родителями, таким ребенок и формируется на психологическом уровне. И здесь ведущая деятельность практически не имеет возрастных рамок. Ребенок может оставаться ребенком и в 30 лет, а отдельные личности обладают ответственным подходом к жизни уже в 5-6 лет. Это уже зависит от воспитания и характера отношений ребенка с его родителями, в первую очередь, и другими детьми, педагогами, людьми.

Многие психологи пытались сформировать классификацию ведущей деятельности человека на конкретном этапе его жизни. Вот почему существует множество теорий, каждая из которых имеет свое право на существование.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Психическое развитие в подростковом возрасте

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого возникают многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Ведущая деятельность

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе

Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Новообразования

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.

Ещё одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.

Подростковые страхи

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector