Как развивать ребенка от 1 до 3 лет. часть первая: ведущая деятельность

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста

Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения

У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.

Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.

В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.

Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.

Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.

Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:

  • Создает хорошее настроение.
  • Не ставит перед собой никаких целей.
  • Сюжет спонтанен и доброволен.
  • Вовлекает в активное участие.
  • Способствует развитию фантазии.

Некоторые виды лучших видов игры:

Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.

Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.

Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.

Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.

Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.

Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.

Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.

Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.

Бег, прыжки, лазание, качели – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.

Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.

Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.

Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.

Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.

Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры

Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.

Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.

Наталья Шахова

Читать далее: Гиперопека — как сделать ребенка беспомощным

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой: • происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах; • развивается личность ребенка в целом; • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в части IV нашей книги.

Ведущая деятельность — термин, выдвинутый А.Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Понятие «Ведущая деятельность» в дальнейшем использовалось Д.Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде , обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.:

  1. непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
  2. предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
  3. сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
  4. учебная деятельность школьников;
  5. интимно-личностное общение подростков;
  6. профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Считается, что Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение представлений о роли В. д. в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе (А.В. Петровский). В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (см. Уровень группового развития) и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние правонарушители и т.п.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения. При этом предлагается различить В. д., к-рая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме В. д.), и ведущая деятельность, к-рая реально формирует эти новообразования (психологический подход).

Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Ведущая деятельность раннего детства

Воспитание > Особенности периода раннего детства

Ведущая деятельность раннего детстваВ раннем детстве у ребенка происходит период активного развития. Он начинает осваивать новые движения и новые виды деятельности. Предметная деятельность является ведущей деятельностью в период раннего детства.
Исследования показывают, что в 1-1,5 года ребенок еще не понимает, зачем нужны конкретные предметы.В первую очередь ребенком учитываются внешние свойства предметов, назначение предметов его не интересует. Таким образом, ребенок бьет ложкой об стол, потому что и тот и другой предмет твердые, катает шарик, потому что он круглый.Понимание функций предметов происходит в 2-2,5 года. Ребенок различает предметы не только по их внешнему виду, но и по применению и назначению.Затем малыш уже разделяет предмет и воспроизводимое с ним действие. Лишь когда он понимает, для чего служит предмет, начинает осваивать его применение. Здесь не обойтись без помощи взрослых! Например, чтобы объяснить ребенку, зачем нужна расческа, нужно сначала самим причесать его, после чего дать ему расческу в руки и разрешить самому расчесаться.К концу раннего возраста ребенок знает не только предназначение предмета, но уже может найти ему собственное применение. Чтобы ребенок лучше понял функциональное назначение предмета и нашел ему применение в своей самостоятельной деятельности, нужно применять приемы наглядности. Для этого можно взять любую игрушку, например, куклу, и посадить ее на кубик, чтобы ребенок понял, что это стул. После таких наглядных упражнений ребенок начинает уже самостоятельно использовать палочку в качестве термометра, а крышку от пузырька — в качестве тарелки.Разделение действия с предметом — необходимое условие для возникновения игры.Рисование и конструирование, так же, как игра, являются одними из первых проявлений предметной деятельности ребенка. Часто, создавая рисунок или некую конструкцию, ребенок уже вовлечен в процесс игры. Все эти процессы являются материальным отражением понимаемой ребенком действительности.Конструирование — процесс создания из подручного материала новых предметов. Однако если оставить предметы на самостоятельное освоение, ребенок лишь сможет найти им некое применение в своей деятельности, он не начнет строить сам. Созидание начинается только в том случае, если родители объяснили ребенку, как надо строить.Рисование ребенок может освоить самостоятельно. Освоение рисования у ребенка проходит на трех этапах. На первом, доизобразительном этапе, ребенок лишь узнает предмет при произвольном сочетании линий и сам пытается изобразить какой-то предмет. Однако в сознании ребенка изображение не соотносится с реальными предметами действительности. Лишь на втором этапе ребенок уже видит соответствие реального и нарисованного объекта. На третьем этапе ребенок уже сознательно изображает какие-то предметы, которые задумал нарисовать. Способности к рисованию на этом этапе еще не развиты, поэтому детям свойственно значительное упрощение предмета. Так, например, голова человека рисуется в виде круга, а тело строится при помощи нескольких линий.Такого вида активность, как рисование и конструирование, можно отнести к изобразительной игре, в которой пока нет сюжета и ролей. Но ребенок уже начинает соотносить производимые им действия с игрушками на реальные вещи, хотя при этом используемые им предметы могут использоваться ребенком не по своему прямому назначению, а лишь в силу своей внешней и функциональной схожести с «дублируемым» предметом. Например, ребенок представляет кубик мылом и «моет» им руки.Постепенно ребенок включает в свою игровую деятельность все больше предметов, завязывается сюжет. Затем он начинает принимать на себя определенную роль другого человека (например, воспитательницы), но называет ее своим именем. Это уже не изобразительная, а сюжетно-ролевая игра, которая окончательно заменяет первую в дошкольном возрасте.Интересен тот факт, что уже в раннем детстве развитие психики у девочек и мальчиков происходит по-разному. Так мальчики более склонны к предметно-орудийной деятельности. У девочек же в силу развития речевой деятельности формируется коммуникативная деятельность. Вследствие этого отмечено, что мужчины мыслят абстрактными категориями. Женщины же лучше постигают природу человеческих отношений, у них больше развито чувство интуиции.

Главная | Воспитание | Сказки | Раскраски | Детские песни | Детские стихи | Загадки | Карта сайта

Раннее детство

Период – Младенчество (от 2 до 12 месяцев)

  1. Актуальная социальная ситуация: на данном возрастном этапе ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле, но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее. (“Мы”)
  2. Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.
  3. Кризисы:
  • 0-2 месяца – изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.
  • 1 год – уход от “Мы” к большей самостоятельности
  1. Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.

Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)

  1. Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от “Мы”.
  2. Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.
  3. Кризис:

3 года – в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.

  1. Новообразования – формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение “Я”), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей “взрослую”.

Краткая характеристика раннего возраста развития

Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до трёх лет и знаменуется важнейшим событием в жизни маленького человечка — он встает на ноги и начинает ходить

Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого

К концу второго года движения малыша из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или унитазом.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность

Поэтому очень важно научить ребенка по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ему приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем

Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности со взрослыми, с последующим отделением от них и переходом к самостоятельному действию. Вначале малыш осваивает предметы только с мамой или папой, входе совместной деятельности. Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к нему переходят частичные функции. Взрослый начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и малыш делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он надевает ботиночки. Но может надеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии, овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах крохи возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ему.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста. Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку малыш вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи.

Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, если это необходимо, использовать одни предметы для овладения новыми для него предметами. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста.

Речь малыша носит переходный характер. Она понятна только близким людям, и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается, и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего со взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии.

Формирование речи в этот период — главное событие в жизни маленького человечка. Характеризуя речь ребенка в раннем возрасте, можно выделить обобщенные ее характеристики:

* ребенок начинает понимать, что каждый предмет имеет свое название;

* пассивная речь ребенка пока опережает активную;

* вначале речь ребенка в основном однословная;

* ребенок вначале учится правильно слушать речь, а уже потом говорить;

* развитие речи продолжает развитие предметной деятельности.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым малышом для игры. Он еще не проявляет большого интереса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для крохи, на подготовку его перехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие тесно связано с практическими действиями. При знакомстве с новым предметом ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит развитие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер и еще не действует как отдельный процесс.

Четвертый месяц жизни

На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.

Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.

Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

  • договариваться;
  • мыслить в уме;
  • фантазировать;
  • налаживать связь с другими детьми;
  • проявлять свои желания и чувства.

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение

В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector