Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)

Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста

Федорова Ирина Алексеевна

Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста

Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни человека, который формирует фундаментальные определяющие дальнейшее развитие ребенка. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый»

. В этомвозрасте ребенок целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В период раннего возраста рождается новый тип деятельности – предметная деятельность, направленная усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В ней решается противоречие социальной ситуации развития. Даже общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Предметная деятельность детей является для детей раннего возраста новообразованием и существенно влияет на социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие детей.

Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте,занимались такие выдающие ученые как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, К. Л. Печора, Д. Б. Эльконин и другие.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.

Ранний возраст определяется большинством исследователей с года до трех лет. По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка,которое происходит: в предметной деятельности; в общении с взрослым; в речевой деятельности; в поведенческих реакциях (произвольность поведения)

; в общении со сверстниками; в игровойдеятельности; в сознании и самостоятельности . Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами. Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения. Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами.

Контакт взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения. Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету .

Полноценное общение взрослого и ребенка характеризуется:

инициативностью ребенка по отношению к взрослому, стремлением привлечь внимание взрослого к действию с предметами;

выбором сотрудничества с взрослым на основе предметной деятельности, настойчивость в требовании взрослого в соучастии в действиях с предметами и играх;

эмоциональным отношением, доверчивостью, открытостью, проявлением любви к взрослому;

чутким отношением к взрослому, его оценкам и подстраиванием поведения ребенка от поведения взрослого, восприятие похвалы и порицания;

активным использованием речи во взаимодействии с взрослым

Почему для дошкольника важна включенность в деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я

Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело

Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты

Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки

Возникновение других видов деятельности

Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:

  • Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
  • Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
  • Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.

Этапы развития игры в дошкольном возрасте

Игра охватывает весь период детства. В игре проходит его развитие с самого раннего возраста и продолжается в течение последующей жизнедеятельности. При этом игра видоизменяется, и ее структура преобразуется по мере роста и развития ребенка. В игровой деятельности можно выделить следующие этапы развития:

  • Младший дошкольный возраст. На этом этапе происходит самостоятельное игровое действие ребенка. Игра носит предметный, манипулятивный и конструкторский характер. Дети воспроизводят действия взрослых, которые они наблюдали и усвоили. По сути, эти игры строятся на основе сюжетной линии и ее отображения. Модель поведения взрослых – родителей, педагогов, иных родственников и сторонних лиц, ребенок стремится максимально точно воспроизвести в действии. При этом, сюжетная линия игр не отличается разнообразием. В основном все действия носят идентичный, повторяющийся характер. Они являются имитацией реальной деятельности взрослых.
  • Средний дошкольный возраст. В этот период ребенку требуется партнер для игры. Как правило, таким партнером становится сверстник, поскольку он стоит на одной ступени развития и имеет ту же возрастную специфику развития. Игра строится на основе практического воплощения взаимоотношений между людьми. Игры носят сюжетно-ролевую направленность. В них уже имеются правила, которым нужно следовать. Дети воплощают семейные взаимоотношения, отношения с другими родственниками, друзьями, воспитателями, имитируют профессиональные роли –врача, летчика и т.д., персонажей сказок. Дети выполняют роли взрослых в игре, либо используют игрушки для наделения их особыми ролями.
  • Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит расширение сюжетно-ролевой сферы игровой деятельности. Темы игр становятся серьезнее и разнообразнее, усложняются правила игры и расширяется ее содержание. Помимо этого, игры носят символический характер. В процессе выполнения определенной игровой роли, дети этого возраста проявляют свои личностные качества. Как правило, в игровом действии, дети имитируют реальные взаимоотношения, возникающие в детском возрасте – дружба, противостояние, вражда, лидерство. В играх активно используются игрушки, которые могут быть купленными в магазине, а могут быть сконструированы самостоятельно, специально для конкретного игрового действия.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника, игровая деятельность претерпевает качественные изменения.

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно

Учебная деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.

Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов

А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти

Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу

Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия

Что такое ведущая деятельность?

Человек рождается предрасположенным к освоению определенных навыков и знаний, однако он не появляется на свет с уже имеющимися способностями. Все нужно развивать по мере своего роста и развития, чем и занимаются родители, а затем педагоги в тот или иной период времени. Под ведущей деятельностью понимается психологическая и физическая направленность ребенка в тот промежуток времени, в котором он находится в данный момент.

Ведущая деятельность – это особенности функционирования высшей нервной системы, физического тела и мозга в целом, что определяет, чему ребенок может уже обучиться, на что он будет обращать внимание, каким образом он будет усваивать материал и пр. Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм

Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм

Ведущая деятельность на следующем этапе становится трансформирующей, меняющей и перестраивающей ребенка. Другими словами, на предыдущем этапе ребенок, к примеру, умел только сидеть, а теперь он обучается с положения сидя встать, что уже позволяет его организм.

Ведущая деятельность определяет то, чем будет заниматься ребенок в новом этапе, пока не наступит следующий виток его развития. Это меняет его деятельность, мотивы поведения, характер обучения, даже интересы. Ребенок на новом этапе ведущей деятельности может отказаться от прежних занятий, поскольку его интересуют новые увлечения. На следующем этапе он снова может вернуться к прежним увлечениям либо совместить старое и новое.

У каждого ребенка ведущая деятельность возникает в его период, что зависит от развития его организма и психики. Однако возрастные рамки можно приблизительно назвать, когда ребенок становится готовым к той или иной деятельности.

Следует отметить, что новая ведущая деятельность не отменяет предыдущую, а скорее дополняет ее, совершенствует или трансформирует. Как было рассмотрено в примере, поначалу ребенка высаживают родители, а уже в дальнейшем он сам обучается садиться. Поначалу ребенок может учиться сидеть, а затем его деятельность дополняется развитием навыков самому садиться из положения лежа.

Многое зависит еще и от психологического климата, в котором ребенок растет. Ведущая деятельность на уровне организма не меняется. Однако на психологическом уровне ребенок развивается в зависимости от взаимоотношений с окружающими людьми, в частности с родителями, которые вначале становятся для него главными. Как выстраиваются взаимоотношения ребенка с родителями, таким ребенок и формируется на психологическом уровне. И здесь ведущая деятельность практически не имеет возрастных рамок. Ребенок может оставаться ребенком и в 30 лет, а отдельные личности обладают ответственным подходом к жизни уже в 5-6 лет. Это уже зависит от воспитания и характера отношений ребенка с его родителями, в первую очередь, и другими детьми, педагогами, людьми.

Многие психологи пытались сформировать классификацию ведущей деятельности человека на конкретном этапе его жизни. Вот почему существует множество теорий, каждая из которых имеет свое право на существование.

Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Игры детей 3-4 лет основаны на простых действиях и обязательно включают предметы. Сюжеты однообразны и не отличаются устойчивостью, да и те подсказываются игрушкой или постоянно наблюдаемым действием. Например, ребенок рулит как папа, моет посуду как мама, или играется как котенок. При этом малыш обязательно дает понять, что он находится в образе.

Что же дает ребенку игра, если она еще столь проста? Ценность заключается в том, что дети самостоятельно создают воображаемую ситуацию. Поведение ребенка в сюжетной игре, пусть даже на короткий срок в 10-15 минут, соответствует новой для него роли.

Младшие дошкольники 4-5 лет способны проигрывать более длительные сюжеты. Истории, как правило, бытовые или позаимствованы из любимого мультфильма. Игра может состоять из нескольких сюжетных линий и разнообразных социальных отношений (дочки-матери, парикмахерская, больница и пр). При этом воображение и мышление дошкольника активно задействовано в придумывании новых ролей.

Предметность игры как возрастная особенность

В раннем дошкольном возрасте практически каждая игра опирается на предметы – игрушки, мебель или вспомогательные материалы.

Предметно манипулятивная стадия, когда ребенок увлечен перевозкой песка в кузове машинки или одеванием кукол, сменяется использованием предмета-заместителя.

Причем, важен не сам предмет, а то значение, которое ему приписал ребенок в данный момент.

Например, дети охотно используют стул в качестве автомобиля, но как только игра наскучит, они тут же забывают о таком интересном назначении стула.

В редких случаях дети обозначенного возраста могут играть, не используя игрушки или вспомогательный материал. По этой причине ведущим типом деятельности у младших дошкольников выступает игра с опорой на предмет.

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В раннем возрасте, после насыщения мотивационного компонента эмоциональным общением, ведущей деятельностью ребенка выделяют предметно-манипулятивную. Основная задача – научиться взаимодействию с интересующими предметами, что может происходить при повторении действий взрослого, а также при изобретении своих новых, порой оригинальных и не практичных способов использования. Возможны попытки набрать песок в ведро не лопаткой, а ситечком, или расчесаться помадой и т.д. Развитие происходит лучше, если ребенок осваивает максимально много интересующих его действий (обычно путем многократного повторения), а также изобретает большое количество способов использования предмета.

Чем больше простых действий ребенок отработает путем повторения за родителями, чем детальнее он исследует предмет, тем лучше сформируется его личное представление. Количество предметов должно увеличиваться после того, как один изучен полностью, т.е. тут действует принцип интенсивного и глубокого изучения одного предмета, вместо поверхностного ознакомления со множеством вещей. Часто это сводится к повторению действия огромное количество раз, без окончательного смысла (катание машинки, протирание тряпочкой всех поверхностей независимо от загрязнения и т.д.). С точки зрения взрослых, данные повторения могут быть бессмысленными, но именно они стимулирует мышление ребенка и поиск новых решений.

Взаимодействие различными способами, а не теоретическое знакомство с предметом позволяет ребенку хорошо его запомнить, составить о нем собственное представление, уметь произнести его название и множество других базовых вещей. Если ребенку просто показывать новый предмет, называть его название и показать, как с ним обращаться, то о запоминании названия речь вообще не идет, а манипуляции будут носить познавательный характер.

Манипулятивная деятельность находит свою реализацию в домашних делах. Позволяя малышу помогать в таких занятиях, как мытье полов, полив цветов, готовка ужина, вырезание печенек и т.д., родители одновременно знакомят его со всеми бытовыми предметами, позволяют в интересной форме научиться взаимодействию с ними

Кроме того, вовлечение в домашнюю деятельность, как привычного уклада жизни, поможет смягчить кризис трехлетия, когда остро становится вопрос своего места в мире и социальной важности

Использование специальных игр также помогает развивать данные функции, но их использование должно быть вспомогательным инструментом. Развитие ребенка в специальных, искусственных условиях погружает его в вымышленный мир, а научения взаимодействию с реальностью не происходит. Такие дети могут отлично ориентироваться в перемещении фишек, но оказаться абсолютно беспомощными перед завязыванием шнурков. Так что, оставляя бытовые дела на активную фазу дня ребенка и вовлекая его в процесс, родители оказывают ему большую заботу, чем стремлением переделать всю уборку за время детского сна.

Важным правилом является принятие ошибок и позволение ребенку их допускать и учиться на них. Пусть при мытье посуды тарелка падает, потому что мыльная и скользкая, пусть это будет шестая разбитая тарелка, но на седьмой он поймет и все получится. Если же родители не понимают происходящего процесса, то можно встретить нетерпение и отстранение ребенка от выбранной деятельности. Так происходит остановка формирования навыка, фрустрируется потребность в развитии, снижается самооценка ребенка и исчезает мотивация.

Понятие ведущей деятельности

Замечание 1 Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.

В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.

Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ведущая деятельность в психологии 420 руб.
  • Реферат Ведущая деятельность в психологии 270 руб.
  • Контрольная работа Ведущая деятельность в психологии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет. Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт

Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector