Уровень субъективного контроля уск

Оценка показателей субъективного контроля на основании опросника УСК по шкалам (по ключу)

1. Шкала общей интернальности Ио.

+: -3+2+3-1-1+1-2+3+3-3+3+3+3+3+2+3+3+3+1+3+3+3=33

–: -1-3+3+2+3-3+3+1+3+1+3+2+3+1-3-2-3+2-3-3-2-3-1=0

Всего: 33

2. Шкала интернальности в области достижений Ид.

+: -1-2+3+3+1+3=7

–: -1+3+2+1-3-1=1

Всего: 8

3. Шкала интернальности в области неудач Ин.

+: -3+3-3+3+3+3=6

–: +3+1-3+1-2-3=-5

Всего: 1

4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис.

+: +3+1-3+1-2=0

–: +3+1-3-3-3=-5

Всего: -5

5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип.

+: -3+3+3+3+3=9

–: -1+1+3+1-2=2

Всего: 11

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им.

+: +3+3=6

–: +2-3=-1

Всего: 5

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни Из.

+: -1+3=2

–: -3+3=0

Всего: 2

5. Осуществление моих желаний часто зависит везения. +3

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. +2

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. +3

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. -3

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность. +1

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. +3

11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их. +3

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. -1

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. -1

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. +1

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. -216. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. +3

17

Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. +3

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало зависит от того, как сложатся обстоятельства. +3

20 стр., 9617 слов

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

… могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. А потому не забывайте, что, кроме смирения, жизнь дана нам для развития и перемен. К лучшему. “Человек создан … ни в коем случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может быть прекрасна, …

Описание шкал теста

Шкалы мотивационного профиля:

П- поддержание жизнеобеспечения,

К — комфорт,

С — социальный статус,

О — общение,

Д — общая активность,

ДР — творческая активность,

ОД — общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,

Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;

ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;

ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;

Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;

Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;

Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как интерпретируются результаты

В OPQ32i каждое качество представлено 13 заявлениями, которые распределены в случайном порядке по тесту. Все утверждения в одном вопросе оценивают разные качества.

У каждого работодателя и должности свои требования к личностным предрасположенностям кандидатов. Поэтому считается, что идеальный личностный профиль – это тот, где результаты по каждому фактору немного смещаются от центра (5 баллов).

Однако сильное смещение в ту или иную сторону расценивается как негативный фактор. Независимо от того, насколько это полезное или положительное качество.

С другой стороны, оценка в 5 СТЕНов, не позволит кандидату показать сильные стороны. Он будет восприниматься работодателем как «средний» вариант.

Поэтому чтобы пройти тест личности OPQ32, недостаточно понимать, какое утверждение определяет какое качество

Важно знать, какой профиль личности нужен работодателю

У Вас скоро тест OPQ32?

Подготовиться

Как и в других оценочных тестах, результат тестирования — не определяющий фактор при найме сотрудника. Результаты отборочных испытаний, интервью и ассессмента рассматриваются в комплексе.

Замечание

Довольно часто кандидатуры отклоняются по результатам опросника OPQ.

Это факт еще раз подтверждает, что подготовка к трудоустройству требует комплексной тренировки. Продающего резюме недостаточно

Важно готовиться к каждому этапу собеседования, включая тесты и интервью

Эмоциональный профиль

В эмоциональном профиле Эст выше Эаст, что характерно для стенического типа эмоционального поведения, и отражает склонность испытуемой к активным, деятельным эмоциональным переживания.

А вот Фаст значительно выше Фст, что характерно для астенического типа фрустрационного поведения. Это говорит о неумении испытуемой управлять собой с трудных ситуациях и проявлению различных защитных механизмов психики.

В качестве рекомендации работодателю испытуемой для повышения ее мотивации можно предложить предоставить ей возможность несколько сменить род деятельности, например – дать ей возможность выполнять работу более творческого характера.

Описание методики

Методи­ка УСК

(уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности

— половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку

— равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций— равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице. В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А

, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Вариант Б

, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обоб­щенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. Процедура проведения Инструкция

Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:

  • -3 – не согласен полностью
  • -2 – не согласен частично
  • -1 – скорее не согласен, чем согласен
  • +1 – скорее согласен, чем не согласен
  • +2 – согласен частично
  • +3 – согласен полностью

Зачем это знать

Какой практический смысл можно извлечь из данного знания? Действительно, на первый взгляд может показаться, что теория познавательна и интересна, но не более того. На самом же деле, определение своего локуса контроля и пересмотр отношения к происходящему с вами – мощный инструмент для саморазвития. Поверхностный анализ можно провести даже не обращаясь за помощью к упомянутым опросникам и сделанным на их основе тестам в Интернете. Просто постарайтесь взглянуть на себя со стороны и оценить ваше отношение к тому, что происходило в ближайшее время. Например, вы получили двойку по тесту или на вас накричал начальник за плохо сделанную работу. Какими были ваши последующие действия? Вы добросовестно выучили всё и исправили ошибки в работе, потому что в случившемся ваша вина? Или, проклиная учителя и босса за предвзятость и несправедливость, сделали то, что нужно, «из-под палки», лишь бы вас оставили в покое? Конечно, такие варианты не взаимоисключают друг друга, но в других случаях имеют не такое явное отношение к локусу контроля.

Таким образом, подобрав правильную череду вопросов и честно себе на них ответив, вы получите готовую карту, способную указать, в каком направлении вам дальше двигаться и какие навыки и качества своего характера развивать, а от каких избавиться. Выраженная экстернальность свидетельствует о том, что вам нужно научиться брать ответственность на себя, быть увереннее и проактивнее. Установите наблюдение за собой и во всём, что происходит, учитесь видеть и свой след, а не только стечение обстоятельств.

Подобные вопросы должны себе задать и интерналы. Их реакцией на смещение локуса должен стать отказ контролировать вещи, которые в контроле не нуждаются. Стоит признать, что абсолютно всё предвидеть, а, тем более, повлиять, невозможно. Поэтому корить себя каждый раз, когда что-то идёт не так – затея глупая и сулящая депрессию. Ищите гармонию!

Локус контроля и его виды

Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.

Внешний (экстернальный) локус контроля

Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.

Внутренний (интернальный) локус контроля

Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.

Под этим типом психологи чаще всего и подразумевают нечто среднее. Внутренний локус контроля предполагает, что человек осознает некие «погрешности» внешнего мира, он готов принимать то, что не может изменить. Однако и в этом он занимает активную позицию. Речь идет не о терпении, смирении, подавлении. Речь идет об изменении отношения. Как говорится, если жизнь дала тебе лимоны, то сделай лимонад. Вот о чем идет речь. Не встречается абсолютно чистый тип, всегда наблюдается сочетание.

Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера

Не догадался сразу скопировать вопросы, но по тем, что скопировал:

Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий. – “скорее всего” – зависит от невероятного количества факторов. Я, например, стал профи, но начальники не меняются по 35 лет(!!!) – с советского времени(!). Город маленький – работы нет, перейти некуда. Точка.

Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать. – зависит не только от ребёнка (его состояния здоровья, часто заложенного от рождения), ещё от тех, с кем он будет гулять их провокационных или стимулирующих действий и “податливости” ребёнка.

В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой. Знаю нескольких людей, которые так поступают и них “всё рассасывается само собой”. Когда жду я – становится только хуже. Это сугубо индивидуально и не рассматривается в масштабах одного воплощения конкретной личности.

Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. – Возьмём Цукерберга: случайно попал в группу ребят (по пьяни), которые разрабатывали Фейсбук; выдался случай украсть – украл коды и представил, как свои. От чего здесь зависит? – от везения? или от “упорной работы”? Или Гейтс – украл у Эпл недоработанный виндоус и зарегил, как своё. Если не этот факт – никаких миллиардов не смог бы заработать. ОЧЕНЬ спорный момент! Или несколько моих однокурсников стали директорами за 1-2 года придя на предприятия: через полгода умерли главные инженеры и они оказались единственными “не новыми сотрудниками”, через год – директора – и у собственников не было вариантов, кроме, как довериться. Всё не так просто, как в тестах )))

Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. это зависит не от психологических характеристик личности, их прокачености и т.д., а от проницательности.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. Это неоспоримый факт – среди учёных и изобретателей – тысячи примеров.

В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. – Здесь надо понимать – талант сам по себе (в любой области) – это одно, а способность пробиваться – совсем другое. В моей организации, например, много талантливых учёных и программистов, но реализовывать их способности им ПОМОГАЮТ те, кто развивает направления их деятельности и ищет контракты. Без этих людей – вини, не вини себя – только низкая оплата труда.

Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. – читай коммент выше.

Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. – если ты линейный специалист – несомненно. Если ты например, трейдер или гонщик, например – там везение – 50% успеха.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала «+» «–» Σ
Ио 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Ид 12; 15; 27; 32; 36; 37 1; 5; 6; 14; 26; 43
Ин 2; 4; 20; 31; 42; 44 7; 24; 33; 38; 40; 41
Ис 2; 16; 20; 32; 37 7; 14; 26; 28; 41
Ип 19; 22; 25; 31; 42 1; 9; 10; 24; 30
Им 4; 27 6; 38
Из 13; 34 3; 23

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены «Сырые» баллы
Ио интервал Ид интервал Ин интервал Ис интервал Ип интервал Им интервал Из интервал
от до от до от до от до от до от до от до
1 -132 -14 -36 -11 -36 -8 -30 12 -30 -5 -12 -7 -12 -6
2 -13 -3 -10 -7 -7 -4 -11 -8 -4 -1 -6 -5 -5 -4
3 -2 -6 -3 -3 -7 -5 3 -4 -3 -3 -2
4 10 21 -2 1 1 4 -4 -1 4 7 -2 -1 -1
5 22 32 2 5 5 7 3 8 11 1 1 2
6 33 44 6 9 8 11 4 6 12 15 2 4 3 4
7 45 56 10 14 12 15 7 10 16 19 5 6 5 6
8 57 68 15 18 16 19 11 13 20 23 7 8 7 8
9 69 79 19 22 20 23 14 17 24 27 9 10 9 10
10 80 132 23 36 24 36 18 30 28 30 11 12 11 12

3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Тест локус контроля Роттера

Предлагаем вам пройти тестирование. Для каждого пункта указаны варианты (а) и (б). Выберите из них только один.

Приводим ключи к тесту:

  • Экстернальность: 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – б, 6 – а, 7 – а, 9 – а, 10 – б, 11 – б, 12 – б, 13 – б, 15 – б, 16 – а, 17 – а, 18 – а, 20 – а, 21 – а, 22 – б, 23 – а, 25 – а, 26 – б, 28 – б, 29 – а.
  • Интернальность: 2 – б, 3 – а, 4 – а, 5 – а, 6 – б, 7 – б, 9 – б, 10 – а, 11 – а, 12 – а, 13 – а, 15 – а, 16 – б, 17 – б, 18 – б, 20 – б, 21 – б, 22 – а, 23 – б, 25 – б, 26 – а, 28 – а, 29 – б.

Принадлежность к первому или ко второму типу личности определяется по превышению результатов одного измерения над другим.

Для экстерналов типичной отговоркой в случае неудачи является воля случая, невезение, действия или бездействие других людей. Им нужно одобрение и поддержка, от этих стимулов зависит нормальная работа таких личностей. Иначе будет наблюдаться ухудшение результатов деятельности. Для данного типа характерно защитное поведение, направленное вовне – он может тысячью разных способов объяснить, каким образом к его неудачам «приложили руку» друзья, родители, соседи, тайфун в Индонезии и другие факторы.

Интернал находит объяснение собственным низким результатам в совершенно других вещах – он рассматривает в качестве причин свою некомпетентность, ошибочные действия, недостаток целеустремленности. Он понимает, что успешное будущее – в его собственных руках. Его поведение имеет конечной целью успех. Для этого индивид развивает навыки в определенной сфере деятельности, самостоятельно обрабатывает необходимую информацию, ставит перед собой все более трудные задачи. У этого типа личности есть потребность в достижении, которая может отрицательно повлиять на уровень агрессии и тревожности. Внутренние переживания трудно вычисляемы, так как внешне такой человек кажется спокойным и уравновешенным.

Ключ тест-опросника субъективной локализации контроля

Интернальные альтернативы: 26, За, 4а, 56, 6а, 76, 86, 106, На, 12а, 13а, 14а, 14а, 16а, 176, 186, 196, 206, 226, 236, 246, 256, 27а, 286, 29а, 31а, 326.
Экстернальные альтернативы: 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 126, 136, 146, 166, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 246, 25а, 276, 28а, 296, 316, 32а.
Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.
Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интегральных альтернатив.
Так как опросник содержит 26 работающих пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 — соответствует максимально интернальному контролю, 0 — максимально экстернальному контролю.
Стандартизация шкалы проводилась на выборке студентов различных ВУЗов Москвы.
Параметры распределения: N = 300; х = 14,2; S = 4,4,
где N — объем выборки, х — средний суммарный балл, S — стандартное отклонение.
Распределение баллов было нормализовано с последующим переводом в стандартные единицы — стены:
«Сырые» баллы 0-4 5-7 8-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Типы людей и локус контроля

Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.

Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.

Особенности интернала:

  • берет ответственность за все свои реакции;
  • свободен от мнения окружающих;
  • высоко ценит себя, самодостаточен;
  • живет в гармонии с собой;
  • психологически устойчив;
  • нацеленность на результат.

Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.

А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:

  • отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
  • не верят в себя, не знают своего потенциала;
  • ощущают себя беспомощными;
  • зависят от посторонних;
  • психологически неустойчивы;
  • сдаются при первой же неудаче.

Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.

Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:

  • первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
  • первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
  • первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
  • первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
  • первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
  • первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
  • для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
  • первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
  • первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.

Общая интернальность

Эта шкала демонстрирует степень развитости субъективного контроля, присущего человеку. Иными словами, она показывает, насколько опрашиваемый чувствует себя хозяином в той или иной ситуации.

Высокий балл означает, что человек с легкостью берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни и ближнем окружении. Люди, получившие в этом разделе опросника высокие баллы, полагают, что все, что с ними случается или происходит вокруг них, является следствием сделанного выбора, совершенных поступков и принятых решений.

Низкий балл, соответственно, свидетельствует об обратной жизненной позиции. Как правило, невысокие результаты по этой шкале получают фаталисты и люди, глубоко верящие в Бога. Разумеется, и эмоционально незрелые личности, как и те, кто склонен к инфантилизму, также продемонстрируют невысокие результаты.

Разброс оценочного критерия по этой шкале составляет от 0 до 44 баллов.

Механизм формирования

На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).

В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».

Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.

Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности

Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу

Интересные эксперименты

Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.

Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.

Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек – будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector