Глубинная юнгианская психотерапия

Западная религиозная традиция

Оценка Юнгом западной религии возникла как из его собственного опыта, так и из психотерапевтической работы с его европейскими клиентами. В молодости у него были видения и мечты, которые были сильными и полными смысла, но он оставался верным христианству. Хотя он верил, что Бог может «творить со мной чудеса, вещи огня и неземного света», он был глубоко разочарован своим первым причастием — по его словам, «ничего не произошло». Он видел те же симптомы у своих клиентов, а именно, увлечение силой бессознательного в сочетании с неадекватностью западных религиозных символов и ритуалов для представления этой силы. Подводя итог своему анализу современной европейской ситуации, он сказал: «Наш век хочет испытать психику для себя … знания , а не веру ».

По словам юнгианского тренинг-аналитика Мюррея Стейна, Юнг связал теологические и психологические построения, используя три принципа:

  1. Теологические элементы (например, Бог) можно интерпретировать как относящиеся к психологическим концепциям.
  2. Психологи могут оценить адекватность богословских построений динамике психики.
  3. Слова о душе также являются словами о Боге из-за соответствия между субъективностью и объективностью .

Таким образом, следуя принципу № 1 в « Ответе Иову» , Юнг истолковал Яхве как архаическую форму «я», Иова как эго, а сатану как принцип индивидуации. Юнг интерпретирует эволюцию образа бога, изображенного в Ветхом и Новом Завете, как процесс психологического развития: в Книге Иова архаическое «я» побуждает развиваться в направлении сознания более сознательным эго, процесс, сопровождаемый сновидениями и пророчества (например, пророки Ветхого Завета). «Я» входит в эго-сознание (воплощение Бога в Иисусе из Назарета), за которым следует проявление трансцендентной функции (когда Святой Дух приходит к ученикам в день Пятидесятницы).

В «Психологическом подходе к доктрине Троицы», снова в соответствии с принципом № 1, Юнг интерпретирует Отца как «я», источник энергии внутри души; Сын как возникающая структура сознания, заменяющая самоотчужденное эго; и Святой Дух как посредническая структура между эго и самостью. Однако Юнг считал, что психика движется к завершению четверками (состоящими из пар противоположностей), и поэтому (используя принцип № 3 выше) христианская формулировка Троицы уступит место четвертичному за счет включения недостающих аспектов (например, женское и злое). (Этот анализ побудил Юнга послать поздравительную ноту Папе Пию XII в 1950 году после принятия доктрины Успения Пресвятой Девы Марии , то есть завершения четвертичности.)

Расписание тренингов и семинаров11

22 сентября
Среда,
19:00

Трансформационная игра «Источники женской силы»

 
Скидка 500Р

3 часа
Москва

Проект Анастасии Чалой
Анастасия Чалая

26 сентября
Воскресенье,
12:00

Курс «Рождение богини». Как открыть в себе женский магнетизм

Узнать подробности

1 день
Москва

Центр гармоничных взаимоотношений мужчины и женщины «Школа Афродиты»
Ольга Гневашева

3 октября
Воскресенье,
10:00

Семинар «Песочная терапия. Работа с детьми в песочной терапии. Глубинная игра»

Узнать подробности

1 день/10 ак. часов
Москва

Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии
Наиля Нурахметовна Юнисова

4 октября
Понедельник,
19:00

Презентация тренингово-терапевтической группы «Путь отношений»

Узнать подробности

3 часа
Москва, м. Чистые пруды

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

4 октября
Понедельник,
19:00

Путь отношений. Тренингово-терапевтическая группа

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

10 октября
Воскресенье,
11:00

Введение в Юнгианский Анализ (Группа выходного дня)

Узнать подробности

48 часов
Москва

АНО ДПО «Высшая школа психологии»
Высшая школа психологии
Мидзуками Элина Хидэовна
Рудагина Вероника Александровна

12 октября
Вторник,
19:00

Группа для пар. Терапевтическая группа

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

13 октября
Среда,
19:00

Собирая целое. Терапевтическая группа

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

16 октября
Суббота,
09:00

Выездной Интенсив Про Отношения, о которых Вы мечтаете. «Человеку нужен Человек»

 
Скидка 5000Р

8 дней
Геленджик

Юлия Даниулова

23 октября
Суббота,
10:00

Тренингово-терапевтический семинар «Агрессия и жизнь»

 
Подать заявку

2 дня
Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

Регулярные занятия10

Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30

Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты»

Узнать подробности

1,5 часа — 1 занятие
Москва

Лада Викторовна Голенева

По понедельникам, с 19:00 до 20:40

Терапевтическая группа (онлайн)

 
Подать заявку

1 час 40 минут
Москва

Психологический центр «Мастерская эмоций» Элины Косиновой
Элина Васильевна Косинова

Вторник, четверг с 20:00 до 21:00

Ресурсные медитации онлайн

Узнать подробности

1 час
Москва

Пикалова Елена

По четвергам с 18:30 по 21:30

Еженедельная трансформационная игра про отношения «В поисках друг друга»

 
Скидка 200Р

3 часа
Москва

Наталья Коноплева

Суббота или воскресенье с 12:00 до 15:00

Трансформационная терапевтическая игра «Хаосмос: компас судьбы»

Узнать подробности

3 часа
Москва

Ангелина Фаерберг

Каждую субботу в 20:00 по Москве

Психология и толкование сновидений

 
Бесплатное

2 часа
Москва

Юрий Сажинев

10 встреч (учебно-терапевтических семинаров) по Пн с 19 до 22

Мандалатерапия. Арт-терапия и мандала

Узнать подробности

2,5 месяца, 1 встреча в неделю по вечерам, он-лайн
Москва

Институт Психологии и Психосоматической Терапии
Наталья Васильевна Сергунова

По воскресеньям с 10:00 до 19:00

Обучающая программа по Песочной терапиии

Узнать подробности

5 месяцев
Москва

Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии
Наиля Нурахметовна Юнисова

Суббота или воскресенье с 13:00 до 16:00

Трансформационная терапевтическая игра «Мастер двух миров». Психологическая игра

Узнать подробности

3 часа
Москва

Ангелина Фаерберг

ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.

Априорное существование объективной психики (архетипов)

Ещё со времён Платона ведётся давний спор о том, существуют ли идеи независимо от их носителей в некотором подобие «идеального мира идей», или же это всего лишь красивая абстракция. Разные философы давали разные ответы на этот вопрос.

Юнг, вслед за Платоном и Кантом, постулировал априорное существование универсальных идей. Исследуя психику людей разных культур и социальных страт, он выяснил, что некоторые мифологические мотивы постоянно повторяются. В некоторых случаях респонденты даже не имели представления (и не могли его получить) о том, что они рассказывали. Это натолкнуло Юнга на мысль о том, что эти идеи являются универсальными для всего человечества. Он назвал их архетипами или объективной психикой.

В ранних работах употреблялся термин коллективное бессознательное, однако впоследствии от него решили отказаться, так как в идее архетипа важно, что они существуют априори, вне зависимости от наличия или отсутствия социума (а для коллективного бессознательного, как следует из названия, требуется коллектив). По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов

Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией

По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов. Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией.

Наличие подобных универсальных идей де факто создаёт в личности некоторую матрицу, на которую «нанизывается» индивидуальный опыт. Это приводит нас к последней идее — индивидуации.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Юнгианская психология

Юнг основал школу психологии, которая подчеркивает стремление человека к целостности (которое он определил как интеграцию сознательных и бессознательных компонентов психики) посредством процесса, называемого . Изучая фольклор , мировую мифологию и сны своих пациентов, Юнг определил эти компоненты психики как выражения инстинктивных паттернов (или архетипов ). Роль психоаналитика в юнгианском подходе состоит в том, чтобы помочь в анализе сновидений и символов и предотвратить подавление пациента бессознательным материалом или отрезание от смысла, предлагаемого надличностными силами. Юнгианские аналитики обычно считают, что психика является источником исцеления и стремления к индивидуации.

Аналитическая психология К. Г. Юнга

Основополагающие и наиболее ценные для психологии положения теории К. Г. Юнга сводятся к следующему.

  1. По Юнгу, психика человека включает три уровня:
  • сознание;
  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное (рис. 1). Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве.

К. Юнг ввел понятие Я – это стремление человека к целостности и единству.
В основе классификации личностных типов Юнг рассматривал направленность человека на себя или на объект, в соответствии с чем всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов.

Рис. 1. Структура личности по Юнгу

Определение

Экстраверсия – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления и события. Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой внутренний мир, собственное Я, личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Известно, что параметр «интроверсия – экстраверсия» был описан также Гиппократом, Галеном, Вундтом, Айзенком, Костой.

Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое развитие личности, обращая внимание на две ее особенности: с одной стороны, на большую дифференциацию – развитие частей, усложнение структуры, с другой стороны – на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свой фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, шко­ла глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ба­зи­рую­щая­ся на иде­ях К. Г. Юн­га, ко­то­рый рас­смат­ри­вал пси­хи­ку как взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным – глу­бин­ной твор­че­ской си­лой, на­прав­ляю­щей раз­ви­тие лич­но­сти. Это раз­ви­тие (ин­ди­ви­дуа­ция), про­цесс об­ре­те­ния внут­рен­не­го един­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся в А. п. как по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным во­круг са­мо­сти – транс­цен­дент­но­го цен­тра, ис­точ­ни­ка пси­хи­ки и соз­на­ния. В А. п. ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое ис­сле­до­вал З. Фрейд, со­став­ля­ет лишь не­боль­шую часть кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, свя­зы­ваю­ще­го ин­ди­ви­да со всем че­ло­ве­че­ст­вом и кос­мо­сом че­рез ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные струк­тур­ные эле­мен­ты бес­соз­на­тель­но­го, схе­мы, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся об­ра­зы, пе­ре­жи­ва­ния и со­бы­тия жиз­ни отд. лю­дей, ми­фы и куль­ту­ра це­лых на­ро­дов.

За­да­ча А. п. – по­стичь пси­хи­че­ское как ес­те­ст­вен­ное це­ло­ст­ное яв­ле­ние, жизнь ду­ши че­ло­ве­ка. Ду­ша опи­сы­ва­ет­ся в А. п. в ви­де ком­по­зи­ции взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой пар­ци­аль­ных лич­но­стей (ав­то­ном­ных ком­плек­сов). Бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ро­ва­но как мно­же­ст­вен­ное соз­на­ние, рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду пар­ци­аль­ны­ми лич­но­стя­ми. Лю­бые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на внут­ри­лич­но­ст­ных свя­зях.

Пси­хо­те­ра­пия в А. п. по­ни­ма­ет­ся не как ле­че­ние сим­пто­мов, а как по­мощь в ин­ди­ви­дуа­ции, раз­ви­тии лич­но­сти. В ос­но­ве пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки ле­жит ана­лиз пе­ре­но­са и контр­пе­ре­но­са, ис­сле­до­ва­ние об­раз­ной сис­те­мы с ак­цен­том на сим­во­лич. пе­ре­жи­ва­нии са­мо­сти.

Мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия А. п.: юн­гов­ский (1902–1961) и по­стъюн­гов­ский (с 1961). Пер­вый этап пред­став­лен пре­ж­де все­го тру­да­ми са­мо­го К. Г. Юн­га и мно­го­числ. ра­бо­та­ми его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, а так­же раз­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем пре­им. в Зап. Ев­ро­пе и США пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, име­нуе­мой юн­ги­ан­ским ана­ли­зом. Вто­рой этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем неск. на­прав­ле­ний и школ на ос­но­ве пе­ре­смот­ра ряда осн. по­ло­же­ний А. п. (оп­ре­де­ле­ния ар­хе­ти­пи­че­ско­го, по­ня­тия са­мо­сти и прин­ци­пов раз­ви­тия лич­но­сти). На­ря­ду с «клас­си­че­ской шко­лой» по­сле­до­ва­те­лей Юн­га (Э. Эдин­гер, Э. Ной­манн, М. Л. фон Франц) с цен­тром в Цю­ри­хе сфор­ми­ро­ва­лась «шко­ла раз­ви­тия» (М. Форд­хам, Д. Хаб­бак, Х. Дик­манн, М. Яко­би) с цен­тром в Лон­до­не, ста­вящая ак­цент на раз­ви­тии пси­хи­ки и кли­нич. прак­ти­ке, а так­же «ар­хе­ти­пи­че­ская шко­ла» (Д. Хилл­ман, А. Гуг­ген­бюль-Крейг, В. Ги­ге­рих) с цен­тром в Дал­ла­се (США), ши­ро­ко ис­поль­зую­щая кон­цеп­цию ар­хе­ти­па для по­сти­же­ния глу­бин­ных из­ме­ре­ний лю­бо­го че­ло­ве­че­ско­го опы­та.

В 1948 при уча­стии К. Г. Юн­га был соз­дан пер­вый Ин-т ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии в Цю­ри­хе, за­тем в Лон­до­не, Бер­ли­не, Нью-Йор­ке и др. Боль­шин­ст­во совр. по­сле­до­ва­те­лей Юн­га объ­е­ди­не­но в Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­цию ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (IAAP) со штаб-квар­ти­рой в Цю­ри­хе. Под влия­ни­ем А. п. сфор­ми­ро­вались гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия и транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. А. п. ока­за­ла боль­шое влия­ние на лит-ру (Г. Гес­се, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, ре­ли­гио­ве­де­ние (М. Эли­а­де, Дж. Кэм­пбелл), фи­лос. ан­тро­по­ло­гию, эт­но­гра­фию.

Услуги и объявления30

1–1,5 часа.

Психологические консультации в Москве и online

Москва

  Подать заявку

Ольга Александровна Кускова

1 час

Психологическая консультация (онлайн и очно), м. Новослободская

Москва

  Скидка 10%

1 час

Глубинное психологическое консультирование

Москва

  Скидка 500Р

Ирина Валерьевна Кожнова

От 2 часов

Индивидуальные психотерапевтические консультации от Дарьи Погодиной

Москва

  Скидка 500Р

50 минут

Консультация профессионального психолога (взрослым и детям)

Москва

  Скидка 500Р

Психологический центр «Мастерская эмоций» Элины Косиновой
Элина Васильевна Косинова

1 час.

Консультация психолога со скидкой

Москва

  Подать заявку

3 часа.

Психотерапевт, парапсихолог. Решение трудных и необъяснимых случаев

Москва

  Подать заявку

Мария Александровна Алимова

1 час.

Анализ жизненной ситуации с использованием колоды Таро

Москва

  Скидка 1000Р

Ирина Панина

1,5–2 часа.

Индивидуальные сессии RPT (очно и по skype)

Москва

  Подать заявку

Анжелла Карманова

1 час

Индивидуальные консультации взрослых. Практикующий опытный психолог Соклакова Наталия Борисовна

Онлайн

  Скидка 500Р

Центр психологии, развития и творческой самореализации «Навстречу Себе»
Наталия Борисовна Соклакова

30 минут.

Коментарии Высших Разумов по сути вашей ситуации

Онлайн

  Подать заявку

Николай Озорнин

2 часа, 1 год

Курс учебного анализа (психотерапия)

Москва

  Скидка 50Р

Длительность сессии — 55 минут в случае терапевтического формата и 1 час 30 минут в случае консультационного.

Психологические консультации и помощь в переживании кризисных состояний

Москва

  Скидка 300Р

Ирина Желанова

55 минут

Индивидуальные психологические консультации

Москва

  Подать заявку

Ирина Желанова

60 минут.

Психологическое гадание на картах Таро

Москва

  Подать заявку

Ольга Петровна Ягудина

1 час/

Как исправить ошибки прошлого? Коррекция личной истории. Психотехника по методике Б. Моносова

Москва

  Подать заявку

Среда с 10:00 до 13:00, пятница с 10:00 до 13:00.

Бесплатные консультации психолога Марии Ефимовой

Москва

  Подать заявку

Мария Ефимова

Продолжительность одной встречи — 55 мин.

Индивидуальная и семейная (парная) психотерапия, гештальт-терапия

Москва

  Скидка 300Р

Ирина Желанова

90 минут.

Консультация «Песочная терапия»

Москва

  Подать заявку

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Анастасия Чебан

1,5 часа.

Трансформационная игра «Пси-Алхимия»

Москва

  Скидка 200Р

Проект «Пси-Алхимия»
Наталья Александровна Кирюшина

Показать ещё 10 услуг

Услуги в других городах 94

Что такое юнгианский анализ?

(Хегай Лев Аркадьевич — аналитический психотерапевт, психолог, писатель)

К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. 

Юнг не отвергал целиком психоаналитические концепции, но считал их ограниченными и пытался исправить. Фактически созданная им психология более широка и универсальна, так что фрейдистский психоанализ можно считать ее частным случаем.

В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни — фантазии, сновидения, оговорки и т.п. — то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут.

Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Однако, в отличие от Фрейда Юнг не имел склонности излагать свои мысли в форме научных теорий. Его всегда больше интересовали непосредственные переживания людей — их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он пошел на то, чтобы отказаться от сложного теоретизирования и догматических утверждений, подчеркивая эмпирический характер психологической науки. Он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть.

Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна — все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. — то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний.

Конечно, Юнг вслед за Фрейдом признавал, что на текущие проблемы человека повлияла вся его история жизни, пережитые стрессы и психологические травмы, и особенно ранние отношения в семье. Но однозначной обусловленности прошлым у нас нет, как раз из-за того, что многие наши душевные процессы свойственны и всем людям в целом.

В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий, как это делал Фрейд.

Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности. Например, психологическая ситуация одного человека может напоминать борьбу героя с многочисленными препятствиями, а проблемы другого вращаются вокруг темы несчастной любви. Можно сказать, что какая-то фантазия словно держит людей в плену, заставляя их страдать, часто очень долгий период времени. Эта фантазия упорно остается бессознательной. Рациональные объяснения в терминах подавленных влечений мало бы дали подобным пациентам. Как часто мы говорим себе: все понимаю, но изменить не могу.И мы не знаем, существует ли вообще некое абсолютно реалистическое видение, которое избавило бы нас от заблуждений и освободило бы душу от страданий. Возможно, никакой мудрец на свете не скажет нам, как правильно жить и что делать. Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Классификация по преобладающей функции[править | править код]

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году:

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для полноценной жизни индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
  • Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов».

Основные и дополнительные функцииправить | править код

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.

Основная функция С учётом дополнительной функции
Мышление Мышление + ощущение
Мышление + интуиция
Чувство Чувство + ощущение
Чувство + интуиция
Ощущение Ощущение + мышление
Ощущение + чувство
Интуиция Интуиция + мышление
Интуиция + чувство
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector