Глубинная юнгианская психотерапия
Содержание:
- Западная религиозная традиция
- Расписание тренингов и семинаров11
- Регулярные занятия10
- ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
- Априорное существование объективной психики (архетипов)
- Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного
- Юнгианская психология
- Аналитическая психология К. Г. Юнга
- АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
- Услуги и объявления30
- Что такое юнгианский анализ?
- ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- Роль для личности. Интеграция
- Классификация по преобладающей функции[править | править код]
Западная религиозная традиция
Оценка Юнгом западной религии возникла как из его собственного опыта, так и из психотерапевтической работы с его европейскими клиентами. В молодости у него были видения и мечты, которые были сильными и полными смысла, но он оставался верным христианству. Хотя он верил, что Бог может «творить со мной чудеса, вещи огня и неземного света», он был глубоко разочарован своим первым причастием — по его словам, «ничего не произошло». Он видел те же симптомы у своих клиентов, а именно, увлечение силой бессознательного в сочетании с неадекватностью западных религиозных символов и ритуалов для представления этой силы. Подводя итог своему анализу современной европейской ситуации, он сказал: «Наш век хочет испытать психику для себя … знания , а не веру ».
По словам юнгианского тренинг-аналитика Мюррея Стейна, Юнг связал теологические и психологические построения, используя три принципа:
- Теологические элементы (например, Бог) можно интерпретировать как относящиеся к психологическим концепциям.
- Психологи могут оценить адекватность богословских построений динамике психики.
- Слова о душе также являются словами о Боге из-за соответствия между субъективностью и объективностью .
Таким образом, следуя принципу № 1 в « Ответе Иову» , Юнг истолковал Яхве как архаическую форму «я», Иова как эго, а сатану как принцип индивидуации. Юнг интерпретирует эволюцию образа бога, изображенного в Ветхом и Новом Завете, как процесс психологического развития: в Книге Иова архаическое «я» побуждает развиваться в направлении сознания более сознательным эго, процесс, сопровождаемый сновидениями и пророчества (например, пророки Ветхого Завета). «Я» входит в эго-сознание (воплощение Бога в Иисусе из Назарета), за которым следует проявление трансцендентной функции (когда Святой Дух приходит к ученикам в день Пятидесятницы).
В «Психологическом подходе к доктрине Троицы», снова в соответствии с принципом № 1, Юнг интерпретирует Отца как «я», источник энергии внутри души; Сын как возникающая структура сознания, заменяющая самоотчужденное эго; и Святой Дух как посредническая структура между эго и самостью. Однако Юнг считал, что психика движется к завершению четверками (состоящими из пар противоположностей), и поэтому (используя принцип № 3 выше) христианская формулировка Троицы уступит место четвертичному за счет включения недостающих аспектов (например, женское и злое). (Этот анализ побудил Юнга послать поздравительную ноту Папе Пию XII в 1950 году после принятия доктрины Успения Пресвятой Девы Марии , то есть завершения четвертичности.)
Расписание тренингов и семинаров11
22 сентября |
Трансформационная игра «Источники женской силы»
3 часа |
|
26 сентября |
Курс «Рождение богини». Как открыть в себе женский магнетизм Узнать подробности 1 день |
|
3 октября |
Семинар «Песочная терапия. Работа с детьми в песочной терапии. Глубинная игра» Узнать подробности 1 день/10 ак. часов |
|
4 октября |
Презентация тренингово-терапевтической группы «Путь отношений» Узнать подробности 3 часа |
|
4 октября |
Путь отношений. Тренингово-терапевтическая группа
3 часа |
|
10 октября |
Введение в Юнгианский Анализ (Группа выходного дня) Узнать подробности 48 часов |
|
12 октября |
Группа для пар. Терапевтическая группа
3 часа |
|
13 октября |
Собирая целое. Терапевтическая группа
3 часа |
|
16 октября |
Выездной Интенсив Про Отношения, о которых Вы мечтаете. «Человеку нужен Человек»
8 дней |
|
23 октября |
Тренингово-терапевтический семинар «Агрессия и жизнь»
2 дня |
|
Регулярные занятия10
Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30 |
Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты» Узнать подробности 1,5 часа — 1 занятие |
|
По понедельникам, с 19:00 до 20:40 |
Терапевтическая группа (онлайн)
1 час 40 минут |
|
Вторник, четверг с 20:00 до 21:00 |
Ресурсные медитации онлайн Узнать подробности 1 час |
|
По четвергам с 18:30 по 21:30 |
Еженедельная трансформационная игра про отношения «В поисках друг друга»
3 часа |
|
Суббота или воскресенье с 12:00 до 15:00 |
Трансформационная терапевтическая игра «Хаосмос: компас судьбы» Узнать подробности 3 часа |
|
Каждую субботу в 20:00 по Москве |
Психология и толкование сновидений
2 часа |
|
10 встреч (учебно-терапевтических семинаров) по Пн с 19 до 22 |
Мандалатерапия. Арт-терапия и мандала Узнать подробности 2,5 месяца, 1 встреча в неделю по вечерам, он-лайн |
|
По воскресеньям с 10:00 до 19:00 |
Обучающая программа по Песочной терапиии Узнать подробности 5 месяцев |
|
Суббота или воскресенье с 13:00 до 16:00 |
Трансформационная терапевтическая игра «Мастер двух миров». Психологическая игра Узнать подробности 3 часа |
|
ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.
Априорное существование объективной психики (архетипов)
Ещё со времён Платона ведётся давний спор о том, существуют ли идеи независимо от их носителей в некотором подобие «идеального мира идей», или же это всего лишь красивая абстракция. Разные философы давали разные ответы на этот вопрос.
Юнг, вслед за Платоном и Кантом, постулировал априорное существование универсальных идей. Исследуя психику людей разных культур и социальных страт, он выяснил, что некоторые мифологические мотивы постоянно повторяются. В некоторых случаях респонденты даже не имели представления (и не могли его получить) о том, что они рассказывали. Это натолкнуло Юнга на мысль о том, что эти идеи являются универсальными для всего человечества. Он назвал их архетипами или объективной психикой.
В ранних работах употреблялся термин коллективное бессознательное, однако впоследствии от него решили отказаться, так как в идее архетипа важно, что они существуют априори, вне зависимости от наличия или отсутствия социума (а для коллективного бессознательного, как следует из названия, требуется коллектив). По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов
Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией
По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов. Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией.
Наличие подобных универсальных идей де факто создаёт в личности некоторую матрицу, на которую «нанизывается» индивидуальный опыт. Это приводит нас к последней идее — индивидуации.
Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного
Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:
- Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
- Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
- Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.
Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.
Юнгианская психология
Юнг основал школу психологии, которая подчеркивает стремление человека к целостности (которое он определил как интеграцию сознательных и бессознательных компонентов психики) посредством процесса, называемого . Изучая фольклор , мировую мифологию и сны своих пациентов, Юнг определил эти компоненты психики как выражения инстинктивных паттернов (или архетипов ). Роль психоаналитика в юнгианском подходе состоит в том, чтобы помочь в анализе сновидений и символов и предотвратить подавление пациента бессознательным материалом или отрезание от смысла, предлагаемого надличностными силами. Юнгианские аналитики обычно считают, что психика является источником исцеления и стремления к индивидуации.
Аналитическая психология К. Г. Юнга
Основополагающие и наиболее ценные для психологии положения теории К. Г. Юнга сводятся к следующему.
- По Юнгу, психика человека включает три уровня:
- сознание;
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное (рис. 1). Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве.
К. Юнг ввел понятие Я – это стремление человека к целостности и единству.
В основе классификации личностных типов Юнг рассматривал направленность человека на себя или на объект, в соответствии с чем всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов.
Рис. 1. Структура личности по Юнгу
Определение
Экстраверсия – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления и события. Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой внутренний мир, собственное Я, личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Известно, что параметр «интроверсия – экстраверсия» был описан также Гиппократом, Галеном, Вундтом, Айзенком, Костой.
Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое развитие личности, обращая внимание на две ее особенности: с одной стороны, на большую дифференциацию – развитие частей, усложнение структуры, с другой стороны – на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.
Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.
Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свой фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.
АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, школа глубинной психологии, базирующаяся на идеях К. Г. Юнга, который рассматривал психику как взаимодействие сознания с бессознательным – глубинной творческой силой, направляющей развитие личности. Это развитие (индивидуация), процесс обретения внутреннего единства, рассматривается в А. п. как постепенное объединение сознания с бессознательным вокруг самости – трансцендентного центра, источника психики и сознания. В А. п. индивидуальное бессознательное, которое исследовал З. Фрейд, составляет лишь небольшую часть коллективного бессознательного, связывающего индивида со всем человечеством и космосом через архетипы – универсальные структурные элементы бессознательного, схемы, на основе которых формируются образы, переживания и события жизни отд. людей, мифы и культура целых народов.
Задача А. п. – постичь психическое как естественное целостное явление, жизнь души человека. Душа описывается в А. п. в виде композиции взаимодействующих между собой парциальных личностей (автономных комплексов). Бессознательное структурировано как множественное сознание, распределённое между парциальными личностями. Любые межличностные отношения основаны на внутриличностных связях.
Психотерапия в А. п. понимается не как лечение симптомов, а как помощь в индивидуации, развитии личности. В основе психотерапевтич. практики лежит анализ переноса и контрпереноса, исследование образной системы с акцентом на символич. переживании самости.
Можно выделить два этапа становления и развития А. п.: юнговский (1902–1961) и постъюнговский (с 1961). Первый этап представлен прежде всего трудами самого К. Г. Юнга и многочисл. работами его учеников и последователей, а также разработкой и распространением преим. в Зап. Европе и США психотерапевтич. практики, именуемой юнгианским анализом. Второй этап характеризуется выделением неск. направлений и школ на основе пересмотра ряда осн. положений А. п. (определения архетипического, понятия самости и принципов развития личности). Наряду с «классической школой» последователей Юнга (Э. Эдингер, Э. Нойманн, М. Л. фон Франц) с центром в Цюрихе сформировалась «школа развития» (М. Фордхам, Д. Хаббак, Х. Дикманн, М. Якоби) с центром в Лондоне, ставящая акцент на развитии психики и клинич. практике, а также «архетипическая школа» (Д. Хиллман, А. Гуггенбюль-Крейг, В. Гигерих) с центром в Далласе (США), широко использующая концепцию архетипа для постижения глубинных измерений любого человеческого опыта.
В 1948 при участии К. Г. Юнга был создан первый Ин-т аналитич. психологии в Цюрихе, затем в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и др. Большинство совр. последователей Юнга объединено в Междунар. ассоциацию аналитич. психологии (IAAP) со штаб-квартирой в Цюрихе. Под влиянием А. п. сформировались гуманистическая психология и трансперсональная психология и психотерапия. А. п. оказала большое влияние на лит-ру (Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, религиоведение (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл), филос. антропологию, этнографию.
Услуги и объявления30
1–1,5 часа. |
Психологические консультации в Москве и online Москва Подать заявку |
|
1 час |
Психологическая консультация (онлайн и очно), м. Новослободская Москва Скидка 10% |
1 час |
Глубинное психологическое консультирование Москва Скидка 500Р |
|
От 2 часов |
Индивидуальные психотерапевтические консультации от Дарьи Погодиной Москва Скидка 500Р |
50 минут |
Консультация профессионального психолога (взрослым и детям) Москва Скидка 500Р |
|
1 час. |
Консультация психолога со скидкой Москва Подать заявку |
3 часа. |
Психотерапевт, парапсихолог. Решение трудных и необъяснимых случаев Москва Подать заявку |
|
1 час. |
Анализ жизненной ситуации с использованием колоды Таро Москва Скидка 1000Р |
|
1,5–2 часа. |
Индивидуальные сессии RPT (очно и по skype) Москва Подать заявку |
|
1 час |
Индивидуальные консультации взрослых. Практикующий опытный психолог Соклакова Наталия Борисовна Онлайн Скидка 500Р |
|
30 минут. |
Коментарии Высших Разумов по сути вашей ситуации Онлайн Подать заявку |
|
2 часа, 1 год |
Курс учебного анализа (психотерапия) Москва Скидка 50Р |
Длительность сессии — 55 минут в случае терапевтического формата и 1 час 30 минут в случае консультационного. |
Психологические консультации и помощь в переживании кризисных состояний Москва Скидка 300Р |
|
55 минут |
Индивидуальные психологические консультации Москва Подать заявку |
|
60 минут. |
Психологическое гадание на картах Таро Москва Подать заявку |
|
1 час/ |
Как исправить ошибки прошлого? Коррекция личной истории. Психотехника по методике Б. Моносова Москва Подать заявку |
Среда с 10:00 до 13:00, пятница с 10:00 до 13:00. |
Бесплатные консультации психолога Марии Ефимовой Москва Подать заявку |
|
Продолжительность одной встречи — 55 мин. |
Индивидуальная и семейная (парная) психотерапия, гештальт-терапия Москва Скидка 300Р |
|
90 минут. |
Консультация «Песочная терапия» Москва Подать заявку |
|
1,5 часа. |
Трансформационная игра «Пси-Алхимия» Москва Скидка 200Р |
|
Показать ещё 10 услуг
Услуги в других городах 94
Что такое юнгианский анализ?
(Хегай Лев Аркадьевич — аналитический психотерапевт, психолог, писатель)
К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией.
Юнг не отвергал целиком психоаналитические концепции, но считал их ограниченными и пытался исправить. Фактически созданная им психология более широка и универсальна, так что фрейдистский психоанализ можно считать ее частным случаем.
В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни — фантазии, сновидения, оговорки и т.п. — то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут.
Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Однако, в отличие от Фрейда Юнг не имел склонности излагать свои мысли в форме научных теорий. Его всегда больше интересовали непосредственные переживания людей — их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он пошел на то, чтобы отказаться от сложного теоретизирования и догматических утверждений, подчеркивая эмпирический характер психологической науки. Он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть.
Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна — все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. — то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний.
Конечно, Юнг вслед за Фрейдом признавал, что на текущие проблемы человека повлияла вся его история жизни, пережитые стрессы и психологические травмы, и особенно ранние отношения в семье. Но однозначной обусловленности прошлым у нас нет, как раз из-за того, что многие наши душевные процессы свойственны и всем людям в целом.
В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий, как это делал Фрейд.
Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности. Например, психологическая ситуация одного человека может напоминать борьбу героя с многочисленными препятствиями, а проблемы другого вращаются вокруг темы несчастной любви. Можно сказать, что какая-то фантазия словно держит людей в плену, заставляя их страдать, часто очень долгий период времени. Эта фантазия упорно остается бессознательной. Рациональные объяснения в терминах подавленных влечений мало бы дали подобным пациентам. Как часто мы говорим себе: все понимаю, но изменить не могу.И мы не знаем, существует ли вообще некое абсолютно реалистическое видение, которое избавило бы нас от заблуждений и освободило бы душу от страданий. Возможно, никакой мудрец на свете не скажет нам, как правильно жить и что делать. Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.
Роль для личности. Интеграция
По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.
Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.
Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.
Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.
Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.
Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.
Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:
- Осознание и анализ Персоны.
- Приближение к Тени, отказ от проекций.
- Контакт с Анимой/Анимусом.
- Интегрирование содержаний, развитие Самости.
Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.
По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.
Классификация по преобладающей функции[править | править код]
Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году:
Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для полноценной жизни индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.
Юнг следующим образом определял психические функции:
- Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
- Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
- Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
- Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.
Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.
В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов».
Основные и дополнительные функцииправить | править код
Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.
Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию, и наоборот).
В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства.
Основная функция | С учётом дополнительной функции |
---|---|
Мышление | Мышление + ощущение |
Мышление + интуиция | |
Чувство | Чувство + ощущение |
Чувство + интуиция | |
Ощущение | Ощущение + мышление |
Ощущение + чувство | |
Интуиция | Интуиция + мышление |
Интуиция + чувство |