К. г. юнг

Послание к Филимону

Серия Philemon в настоящее время находится в производстве Philemon Foundation . В конечном итоге серия будет включать дополнительные 30 томов работ, содержащих ранее не публиковавшиеся рукописи, семинары и переписку.

  • Письма Юнга-Уайта , 2007.
  • Детские мечты , 2008.
  • Красная книга , 2009.
  • Вопрос о психологических типах , 2013.
  • Сонник Древнее и современное , 2014.
  • Переписка Юнга и Ноймана , 2015.
  • Заметки из лекции К.Г. Юнга об «Аурелии» Жерара де Нерваля , 2015 г.
  • История современной психологии: лекции, прочитанные в ETH Zurich, том 1, 1933-1934 , 2018.
  • Символы сновидений процесса индивидуации. Заметки семинаров К.Г. Юнга о сновидениях Вольфганга Паули , 2019.
  • О теологии и психологии: переписка К.Г. Юнга и Адольфа Келлера , 2020.
  • Черные книги , 2020.
  • Психология йоги и медитации: лекции, прочитанные в ETH Zurich, том 6: 1938–1940 , 2021.
  • Сознание и бессознательное: лекции, прочитанные в ETH Zurich, Volume II, 1934 , 2022.

Работа в психиатрической клинике

Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей — это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.

В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.

В серии Боллинген

Объемы

Издательство Принстонского университета опубликовало эти тома в Соединенных Штатах как часть своей книг . Серия Routledge включает те же тома с одинаковыми номерами, но с множеством разных дат публикации и некоторыми незначительными вариациями в стиле заголовков.

Серия состоит из 20 томов, один из которых издан в двух частях; подробные отрывки по главам каждого тома доступны в Интернете.

Том 1 — Психиатрические исследования (1957)
Том 2 — Экспериментальные исследования (1973)
Том 3 — Психогенез психических заболеваний (1960)
Том 4 — Фрейд и психоанализ (1961)
Том 5 — Символы трансформации (1967; пересмотр Психологии бессознательного , 1912)
Том 6 — Психологические типы (1971)
Том 7 — Два очерка по аналитической психологии (1967)
Том 8 — Структура и динамика психики (1969)
Том 9 (Часть 1) — Архетипы и коллективное бессознательное (1969)
Том 9 (часть 2) — Aion: Исследования феноменологии Самости (1969)
Том 10 — Цивилизация в переходный период (1970)
Том 11 — Психология и религия: Запад и Восток (1970)
Том 12 — Психология и алхимия (1968)
Том 13 — Алхимические исследования (1968)
Том 14 — Mysterium Coniunctionis (1970)
Том 15 — Дух в человеке, искусстве и литературе (1966)
Том 16 — Практика психотерапии (1966)
Том 17 — Развитие личности (1954)
Том 18 — Символическая жизнь (1977)
Том 19 — Общая библиография (переработанное издание) (1990)
Том 20 — Общий указатель (1979)

Дополнительный контент

В дополнение к 20-томному Собранию сочинений в серию Боллинген также включены следующие названия:

  • Дополнительный том A — Лекции Zofingia
  • Дополнительный том B — Психология бессознательного (первая версия Символов трансформации )
  • Аналитическая психология: записи семинаров 1925 г.
  • Анализ сновидений: записи семинаров, проведенных в 1928-1930 гг.
  • Видения: заметки о семинарах 1930-34 гг.
  • Психология кундалини-йоги. Записки семинара 1932 г.
  • Заратустра Ницше: Записки семинаров 1934-1939 гг .: Том 1
  • Заратустра Ницше: Записки семинаров 1934-1939 годов: Том 2
  • Детские мечты. Записи с семинара 1936-1940 гг.
  • Синхронность: принцип акаузальной связи

Том 19. Общая библиография

Заменяя издание 1979 года, этот том является текущим рекордом до 1990 года среди всех публикаций Юнга на немецком и английском языках. В нем записывается первоначальная публикация каждой оригинальной работы Юнга, каждый перевод на английский язык и все важные новые издания, включая книги в мягкой обложке и публикации в периодических изданиях. Содержание соответствующих томов Собраний сочинений К.Г. Юнга и Gesammelte Werke (изданных в Швейцарии) перечислено параллельно, чтобы показать взаимосвязь этих двух изданий. Подробно рассматриваются семинары Юнга. По возможности предоставляется информация о происхождении произведений, изначально задуманных как лекции. Есть указатели всех публикаций, личных имен, организаций и обществ, а также периодических изданий.

Книга №5. Проблемы души нашего времени

Это одна из книг Карла Юнга, которая лучше всего представляет его работу. В то же время это чудесная экскурсия в мир бессознательного. Несмотря на то, что большая часть книги посвящена мечтам, именно здесь мы можем «отслеживать» часть нашего комплекса и ограничивающее поведение, которое мы склонны проявлять в нашей сознательной жизни.

Цель Юнга в интерпретации снов отличалась от цели Фрейда. Он не пытался определить классические сексуальные фиксации, разработанные в детстве. Напротив, он хотел увидеть «карту настоящего» и ситуации, в котором жили его пациенты, чтобы понять причину их поведения и эмоциональных страданий.

Это, без сомнения, одна из самых необходимых книг для понимания наследия Карла Юнга.

Книга №9. Писания о духовности и трансцендентности

Карл Густав Юнг не верил в Бога, он верил в духовность и то, как каждый из ее аспектов определяет и отслеживает сущность нашей культуры и, как следствие, самого человечества.

Это личная и страстная книга, идеальное чтение на выходных, если вы хотите лучше понять обширное видение аналитической психологии, которое Карл Густав Юнг поддержал и оставил как прекрасное наследие. Есть одна вещь, которую он всегда имел в виду, это то, что, чтобы понять чьи-то корни, мы не можем забывать о духовном плане. Согласно Юнгу, мы должны рассмотреть все явления и традиции, которые составляют корень психической жизни.

Итак, мы должны понимать, что книги Карла Юнга, в частности, «Писания о духовности и трансцендентности»,  являются отражением его непредубежденности. Он был восприимчив и чувствителен ко всему, что он наблюдал, и пытался смотреть за пределы обычного, чтобы найти смысл в реальности человеческой души. 

Эта книга представляет собой антологию, путешествие по антропологии, религии, искусству и духовности, которая окажет влияние на каждого читателя.

Цитаты Карла Юнга

10. Вы не можете прожить день жизни по программе утра.

«Первая половина жизни посвящена формированию здорового эго, а вторая половина – взгляду вглубь и отстранению от него.»

11. Мы больше не живем сегодняшним днем, а пребываем в темноте будущего.

12. Думать сложно, поэтому большинство людей судит.

13. Все, что раздражает нас в других, приведет нас к лучшему пониманию себя.

14. Там, где правит любовь, нет желания властвовать. Там, где господствует власть, нет любви.

15. Здоровый человек не будет издеваться над другими. Как правило, тот, кого мучили, превращается в мучителя.

16. Вы не можете ничего изменить, если не примите это. Порицание не освобождает, оно угнетает.

17. Ваше сердце знает ответ.

«Где-то в глубине мы знаем, куда должны идти и что делать. Но бывают времена, когда клоун, которого мы называем «Я», так отвлекает, что мы не чувствуем присутствия внутреннего голоса

18. Неправильно значит неправильно, даже если это делают все.

«В глубине души под поверхностью сознания среднего человека, он слышит голос, который шепчет: «Тут что-то не так», как бы сильно ни поддерживали его правоту общественное мнение и нравственные нормы.»

19. Гордость обманчива.

Работа с Фрейдом

Растущая репутация Юнга как психолога и его работа с подсознанием в конечном итоге привели его к идеям Зигмунда Фрейда и позже, самому человеку.

В течение пятилетнего периода, начинающегося в 1907 году, двое мужчин тесно сотрудничали, и Юнг, как многие полагали, был тем, кто продолжит работу старшего Фрейда. Однако точки зрения и темперамент положили конец их сотрудничеству и, в конечном итоге, их дружбе. В частности, Юнг оспорил убеждения Фрейда относительно сексуальности как основы невроза. Он также не согласился с методами Фрейда, утверждая, что работа старшего психолога была слишком односторонней.

Последний прорыв произошел в 1912 году, когда Юнг опубликовал «Психологию бессознательного». В нем Юнг исследовал подсознание и попытался понять символическое значение его содержания. В процессе работы также были приняты некоторые теории Фрейда.

Биография

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

Портрет Карла Юнга

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий. 

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. 

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. 

Том 9. Часть 1 и 2

Часть 1 — Архетипы и коллективное бессознательное

Архетипы и коллективное бессознательное — это часть 1 тома 9 сборника сочинений , включающая многочисленные полноцветные иллюстрации. В этом томе теория Юнга сначала обосновывается с помощью трех эссе, за которыми следуют эссе по конкретным архетипам и, наконец, в разделе, посвященном процессу индивидуации .

Журнал аналитической психологии называет этот том:

Редакции

  • 1969. 1-е изд. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
    ISBN  978-0-691-09761-9
  • 1991. 2-е изд. Лондон: Рутледж.
    ISBN  978-0-415-05139-2 .

Часть 2 — Aion: исследования феноменологии личности

«Айон: исследования феноменологии личности» , часть 2 тома 9 сборника сочинений , была первоначально опубликована на немецком языке (1951 г.) и является основной работой Юнга в последние годы.

Его центральная тема — символическое представление психической целостности через концепцию Самости , традиционным историческим эквивалентом которой является фигура Христа . Юнг демонстрирует свой тезис путем исследования христианского символа рыбы , а также гностического и алхимического символизма . Он считает это явлениями культурной ассимиляции . Главы, посвященные , тени , аниме и анимусу , дают ценное резюме этих элементарных концепций юнгианской психологии .

Многое в этой книге посвящено возникновению христианства и образу Христа

Юнг исследует, как возникло христианство, когда оно возникло, важность фигуры Христа и отождествление этой фигуры с архетипом Самости. В книге также обсуждается проблема противоположностей, особенно добра и зла.

Обширные подробные аннотации каждой главы доступны в Интернете.

Редакции

  • 1969. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
    ISBN  978-0-691-09759-6 .
  • 1991. 2-е изд. Лондон: Рутледж.
    ISBN  978-0-415-06476-7 .

Интерес Юнга к астрологии и алхимии

Африканские путешествия Юнга в 1925—1926 годах подтвердили это убеждение и расширили его запросы. Он видел в астрологии отражение формы человеческой психологии на небе, как в зеркале. Гностицизм и алхимия обеспечили непрерывность знаний древнего и современного миров. В 1928 году Юнг прочитал перевод Вильгельма китайской классики алхимии «Тайна Золотого Цветка». Этот труд и перевод Вильгельма «И Цзин», или «Книги перемен», привели к изучению восточных мандал, проектирующих образы целостности в природе (и в человеке).

Однако он предупреждал против замены восточной мудрости на западную науку. Некоторые из его заключений — «Воображение есть звезда в человеке» — кажутся близкими таким оккультистам, как Кроули. И они поощряли хулителей Юнга. Но многие, особенно женщины (Эниела Джаффе, М.Л. фон Франц, Иоланда Якоби и Тони Вольф), относились тепло не только к Юнгу-человеку (его неожиданный смех был всем хорошо известен) и к его поддержке женского принципа, но и к его интеллектуальной суровости и интуиции, применяемым к основной истине. Определенно, Юнг учил на харизматических примерах. В своих путешествиях в подсознание он обнаружил огромные запасы энергии, что продемонстрировал своей работоспособностью.

Жизнь Карла Юнга

Родился Карл Юнг в Швейцарии в семье протестантского священника; предки со стороны отца были врачами. Родители Юнга не могли найти общий язык, поскольку мать была психически не совсем здоровой женщиной. Она большую часть времени проводила в уединении в своей комнате, где, по её словам, «общалась с духами». В конце концов её положили в больницу из-за неопознанной болезни. Так что Юнг по большей части общался с отцом.

Такие отношения в семье, по словам Юнга, способствовали тому, что в дальнейшем он относился к женщинам слишком патриархально и строго – ему казалось, что все они «ненадёжны».

Также Карл Юнг с детства был слишком замкнутым и необщительным. Подобно матери, он верил, что у него есть две личности: одна из них живёт в современном ему мире, а вторая – где-то в восемнадцатом веке. Вторая личность, по его словам, была довольно знатной и влиятельной фигурой в своей эпохе.

И хотя Юнг был более близок к отцу, его не устраивало его академическое отношение к религии.

В детстве в поведении Юнга существовало много странностей. К примеру, однажды он вырезал из школьной линейки человечка и положил его в пенал; туда же он положил разрисованный им камень. Пенал он спрятал под потолком и время от времени приходил смотреть на него, иногда он клал туда кусочки бумаги с сообщениями, написанными на изобретённом им «секретном языке». Впоследствии, вспоминая эти действия, Юнг говорил, что они приносили ему чувство безопасности и успокоения.

Также мистическим образом оказалось, что эти действия очень напоминали культовые практики, имевшиеся у ряда народов в древности и практикующиеся некоторыми австралийскими племенами даже сейчас (например, австралийская чуринга). А ведь Юнг, будучи маленьким мальчиком, ничего об этих культах не знал. Это позволило ему предположить, что в его подсознании был как бы записан культовый архетип, являющийся частью «коллективного бессознательного». И эти воспоминания стали одной из основ его теории.

В 1895 году Юнг начинает изучать медицину в Базельском университете. Вначале он не планировал изучать психиатрию, потому что в то время она считалась непрестижной. Однако во время чтения учебника он понял, что психиатрия как нельзя лучше отвечает его интересам, поскольку она затрагивает как биологическое образование, так и духовное, а психические расстройства являются болезнями личности. Через пять лет Карл Юнг уже работал ассистентом Эйгена Блейлера – знаменитого швейцарского психиатра, который ввёл в науку термин «шизофрения». Чуть позже начинают выходить и научные труды самого Юнга.

Некоторое время молодой Юнг дружил с пожилым уже на тот момент Зигмундом Фрейдом. Однако в 1912 году, когда вышла книга Юнга «Символы и метаморфозы. Либидо», эта дружба прекратилась, поскольку книга обнаружила существенные расхождения автора с Фрейдом.

Во время Первой мировой войны Юнг служил военным врачом, а затем стал комендантом лагеря для интернированных британских солдат. Швейцария уже тогда была нейтральной страной, и это вынуждало их задерживать всех солдат, которые пытались пересекать её границу. Комендант Юнг, впрочем, старался создать в лагере нормальные условия проживания солдат, а заодно предложил им посещать университетские курсы.

В 1903 году Юнг женился на Эмме Айшенбах. Свою жену он очень любил, и когда она умерла в 1955 году, он очень горько оплакивал её смерть. При этом у Юнга были и внебрачные отношения; одной из его девушек была Сабина Шпильрейн из России, которая вначале была его пациенткой, а затем и ученицей.

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.

Могила Карла Юнга

Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Книга №11. Красная книга

Мы оставили одну из самых ценных и трудных для понимания книг Карла Юнга. Разумеется, речь идет о Красной книге. Она особенна по ряду причин. Ему потребовалось более 15 лет, чтобы завершить или, по крайней мере, решить, что в ней содержится все, что он хотел сообщить.

Еще один момент, на который мы должны обратить внимание: его наследники не хотели, чтобы это было опубликовано. Лишь в 2009 году мы наконец смогли получить доступ к этой странной и загадочной книге, которая одновременно увлекательна и тревожна. Красная книга, повествует и иллюстрирует ужасающие видения, которые Юнг имел между 1913 и 1916 годами. Его целью при написании книги было попытаться понять эти образы и найти соответствующие символы. Красная книга — это не философская, научная, религиозная или литературная книга. Это несекретная работа с пророческими и мифическими нюансами, которая допускает множественные толкования. Требуется несколько подходов, если вы хотите понять или даже наслаждаться этим. В конце концов, это прекрасный драгоценный камень, который стоит прочитать после того, как вы немного больше поймете теорию Юнга

Красная книга — это не философская, научная, религиозная или литературная книга. Это несекретная работа с пророческими и мифическими нюансами, которая допускает множественные толкования. Требуется несколько подходов, если вы хотите понять или даже наслаждаться этим. В конце концов, это прекрасный драгоценный камень, который стоит прочитать после того, как вы немного больше поймете теорию Юнга.

Несмотря на то, что Карл Юнг опубликовал еще много книг, эссе, статей, работ и т. д

Эти 11 книг дают прекрасное представление о важной и незабываемой фигуре, которая заслуживает немного нашего времени

Юнг и Фрейд

Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа – З. Фрейда и К. Юнга – широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй – учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:

Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает – признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом – образ души, верхние этажи – события и впечатления повседневной жизни, подвал – бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого

Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо

Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.

Аналитическая психология К. Г. Юнга

Основополагающие и наиболее ценные для психологии положения теории К. Г. Юнга сводятся к следующему.

  1. По Юнгу, психика человека включает три уровня:
  • сознание;
  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное (рис. 1). Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве.

К. Юнг ввел понятие Я – это стремление человека к целостности и единству.
В основе классификации личностных типов Юнг рассматривал направленность человека на себя или на объект, в соответствии с чем всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов.

Рис. 1. Структура личности по Юнгу

Определение

Экстраверсия – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления и события. Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой внутренний мир, собственное Я, личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Известно, что параметр «интроверсия – экстраверсия» был описан также Гиппократом, Галеном, Вундтом, Айзенком, Костой.

Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое развитие личности, обращая внимание на две ее особенности: с одной стороны, на большую дифференциацию – развитие частей, усложнение структуры, с другой стороны – на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свой фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас…

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг — доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра — тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед — Самуэль Прайсверк — был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом — это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Детские годы

Родился Карл Юнг в семье пастора реформистской церкви, который также увлекался культурой и бытом Востока. Его привлекали по большей мере классические науки. День рождения будущего психолога – 26 июля 1875 года. Дедушка и прадедушка Карла Юнга посвятили свою жизнь врачеванию.

До определенного возраста Карл был одиночкой, он любил проводить время наедине с собой, был довольно нелюдим и плохо находил общий язык с другими детьми. Когда Карл уже вырос, то, вспоминая свою детство, он большое значение придавал не только событиям того времени, но и сновидениям, которые приходили к нему почти каждую ночь. В своих измышлениях в то время Карл Юнг задумывался не только о событиях в его жизни и мире вообще, но и о потустороннем мире, нередко думал о смерти.

Позднее, когда Карл поступил в гимназию и начал изучение латыни, то быстро перегнал своих сверстников. Он знал и понимал гораздо больше, чем они.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector