Умение слушать других людей

Слушать не значит слышать

Припомните, как часто, общаясь с малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли обдумыванию своей следующей реплики, а не содержанию сказанного собеседником? Вы можете сказать, о чем конкретно вам говорили или в памяти отпечатались только ваши ответы?

Сегодня, благодаря современным средствам коммуникации, контакты между людьми осуществляются намного легче, чем еще лет 30 назад. В то же время технические средства препятствуют истинному пониманию другой стороны. За столь непродолжительный промежуток времени мы почти полностью разучились эффективно взаимодействовать с людьми, ограничиваясь передачей необходимой информации. Проблема стала острой настолько, что многие серьезные компании проводят тренинги для своих сотрудников, обучая их навыкам правильного слушания. Топ-менеджеры хорошо понимают, что продуктивное сотрудничество напрямую зависит от умения каждого сотрудника общаться с клиентами.

Знаменитый бизнесмен, основатель «Virgin Group» и миллиардер Ричард Брэнсон убеждён, что эффективный обмен информацией внутри компании невозможен без умения слушать и слышать. Его мнение подтверждено многократными исследованиями: у активных слушателей круг общения всегда шире, да и сами они надежно защищены от стрессов.

Умение слушать собеседника – почему важно?

Попробуйте проникнуть в мысли своего собеседника

Что он почувствует, если он говорит и его не слушают? Он расценит это как неуважение к своей персоне или невнимание, что вызовет раздражение или даже агрессию в ваш адрес. Слушая говорящего человека, вы даёте ему понять, что как минимум пытаетесь понять его, даже если с ним не согласны

Также, проявляя навык слушания, вы демонстрируете высокий уровень культурности, что тоже является немалым плюсом.

Согласитесь: когда вас слушают, это вызывает чувство собственной значимости или даже делает счастливым. В свою очередь, внимательно слушая другого человека, вы можете лучше его понять и найти общий язык, что принесет выгоду вам обоим

Да и говоривший, скорее всего, оценит ваше внимание и в будущем не останется в долгу

Бизнесмены знают: умение слушать – это одна из основ успешной коммуникации. Не уделяя должного внимания жалобам или предложениям контрагента, можно упустить значительную прибыль. Внимательно слушая других людей, вы не только строите с ними взаимоотношения – вы расширяете свой кругозор. Любой новый человек на вашем пути может рассказать вам неповторимые и познавательные вещи.

Если у вас плохая память – делайте записи во время общения. Навык слушания развивается очень быстро при условии постоянных и осознанных занятий. Мы сделали для вас подборку советов о том, как можно выработать в себе умение слушать.

Как понять другого человека: приемы психологов

Если вы хотите лучше понять другого, нужно попытаться как можно больше общаться, без этого никак. Чтобы общение было максимально эффективным нужно расположить к себе, а сделать это на самом деле очень просто. Люди, увы, эгоистичны и больше всего любят говорить о себе и о своих проблемах

То, чему учил нас Дейл Карнеги работает, хотя он всего лишь оформил простую истину «всем нужно внимание». Попробуйте использовать в беседе такие приемы

Дословное повторение

Отдельную фразу или несколько слов нужно повторить дословно, можно подключить эмоцию, которая уместна. Например, «Скидка 20% каждому покупателю? Серьезно? Отлично!» или «Говоришь „в Египет больше ни ногой“ ну и правильно». Главное повторить дословно — это лучшее подтверждение того, что вы внимательно слушаете и даже сопереживаете. Обычно после такого повтора собеседник подтверждает сказанное, еще и добавляя некоторые подробности, которые сразу умолчал.

Перефразирование

Прием схож с первым, но нужно повторить тезис своими словами. Например, «Я правильно понимаю…», «Ты хочешь сказать, что…». Так можно убедиться, что вы все поняли верно и утвердить сказанное. Это особенно хорошо работает, когда собеседник юлит и не договаривает, «отзеркаливая» его речь вы демонстрируете неубедительность его аргументов и заставляете давать больше информации.

Резюмирование

Выделение главной мысли в речи собеседника, а также возможность плавно подвести беседу к завершению. Это особенно уместно при общении с многословными людьми или если разговор пошел по второму кругу. Главное не начинать со слов «Короче» или «В общем», лучше сказать «Окей, я все понял: идем туда-то, делаем то и это…», «Вот и договорились, значит я…». Штирлиц не зря говорил, что запоминается последняя фраза, поэтому резюмируя мы закрепляем и проговариваем то, что нам нужно было извлечь из беседы.

Такие приемы помогают вынести максимум полезной информации, «разговорить» собеседника. И работают они не только в деловом общении, но и с самыми близкими людьми. Ведь как понять другого человека, не научившись его правильно слушать? Попробуйте, и ваше общение станет более продуктивным.

Станьте молчаливым Слоуном

Вот история из книги «Наука общения», как научиться слушать. Когда Альфред Слоун стал вице-президентом General Motors и взял бразды правления, компания испытывала трудности. В 1920 году доля автомобилей компании на рынке составляла 12%. Слоун мечтал о большем. И он решил, что лучший способ разобраться с конкурентами — а именно с компанией Форда — отправиться прямиком к дилерам, чтобы увеличить продажи. Слоун начал посещать дилерские представительства и слушать идеи, которые предлагали продавцы. Вот что он делал.

  • Слоун проводил шесть дней в неделю на встречах: во время трех из них обсуждали официальную повестку дня, во время трех других — возникшие в ходе работы проблемы.
  • Если не считать формулирования цели каждого собрания, Слоун обычно хранил молчание. Он почти никогда ничего не записывал и почти не говорил, лишь изредка уточнял детали, задавая вопросы.Слоун всегда заканчивал каждую встречу кратким подведением итогов и словами благодарности.
  • По окончании каждой встречи Слоун выбирал одного руководителя, делал его ответственным за решение обсуждаемых вопросов, составлял меморандум с кратким описанием того, о чем говорили на собрании, намечал следующие шаги, рабочие назначения и сроки сдачи. Копия меморандума отправлялась всем участникам встречи.

Слушайте, думайте и выбирайте сами

Современный век человека наполнен различного рода информацией. В настоящее время каждый имеет доступ к многообразию информации по любому вопросу. Если раньше лишь избранные могли читать книги и распространять знания, то сейчас это могут делать все. Но вместе с прогрессом и доступностью информации человек столкнулся с противоречиями этой информации. Практически на любое слово или выражение можно найти «антоним», опровергающий или взаимозаменяющий материал. Так, например, мужчины говорят, что существует логика (мужская логика) и женская логика. Ученые же, изучившие мыслительные процессы людей обеих полов, знают, что логика одна на всех, просто мужчины и женщины мыслят по-разному.

Выходит, что информация может быть противоречащей, противопоставимой, а также ложной или истинной. Известно, что истина не имеет контраргументов, существуют лишь факторы, которые взаимозаменяют ее. Например, как день и ночь – противоположны друг другу, но взаимозаменяемые. День не может существовать без ночи, а ночь – без дня. Вся остальная информация, придуманная самим человеком путем своего становления на протяжении столетий, может быть опровергнута, не доказана, ложна и контрагрументирована. Это говорит лишь о том, что человеческие выводы не всегда являются всеобъемлющие и логичные. К сожалению, человек способен совершать ложные выводы, так как часто руководствуется помимо разума и логики собственными страхами, шаблонами, общественным мнением и узким взглядом на мир.

Слушайте, думайте и выбирайте сами! Это лозунг, который можно применять любому человеку. Каким бы авторитетным ни было лицо, всегда помните, что все, исходящее из человека, может быть ложным. Если вам о чем-то говорят или рассказывают прописные истины, подвергайте их проверке. Не следует слепо следовать за чьими-то идеями, лишь потому что они исходят от него. Как и любой простой человек, даже авторитетное лицо может ошибаться. Поэтому не просто слушайте, но и думайте и выбирайте сами то, что соответствует истине, по вашему мнению. Не исключено, что и вы ошибетесь, однако это лучше, нежели слепо следовать за кем-то.

Не будьте патриотами какой-либо идее! Помните, что многие вещи можно опровергнуть, особенно если они придуманы самим человеком. Лишь истина не требует доказательств, так как ее проявления видны любому человеку в повседневной жизни. Не следуйте за людьми, которые являются патриотами каких-либо идей! Зачастую у таких людей закрыты глаза на то, что может опровергнуть их взгляд на жизнь. Верящие в Бога люди, например, не верят в инопланетян. Однако они могут заблуждаться, если, к примеру, инопланетяне и являются богами, создавшими людей. Но это всего лишь теории, так как научно и наглядно не доказаны человечеством.

Знайте, что патриоты своим идеям сами выбрали свой путь. Каждый человек является патриотом какой-то информации. Если вы сталкиваетесь с противоположным мнением, отличным от вашего, вы имеете право не принимать его, но также не имеете права добиваться от другого человека принятия вашей веры. Поймите, что как и другие люди, так и вы можете ошибаться в том, во что верите, даже если уверены, что ваше знание истинно. Принимайте тот факт, что другие люди могут жить иначе, в соответствии с другой верой, отличной от вашей. И в этом нет ничего плохого. Все люди разные, и пока неизвестна истина, не следует требовать от других быть патриотами вашей веры, а другим от вас – патриотом их веры. Придерживайтесь своего мнения, будьте гибкими в принятии некоторых новых идей, но не позволяйте себе или другим диктовать друг другу, как жить, во что верить и каким мировоззрением обладать. Уважайте как свои знания, так и знания других людей, которые отличаются от ваших.

Стили слушания

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.

Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.

Эмпатическое слушание

При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;

· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;

· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

· партнер застенчив, неуверен в себе.

Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:

· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

· перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);

· отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);

· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

Кивайте (Nod)

Кивок — это физический ответ на высказывание. Лёгкие кивки успокаивают и приободряют: они показывают, что вы слушаете собеседника и понимаете, о чём он говорит. Если вы никак не выражаете согласие языком тела, собеседник почувствует себя некомфортно. Вы будете выглядеть безучастным и надменным, что, разумеется, сведёт разговор на нет.

Перечислим шесть простых правил (формулу SOFTEN) ещё раз:

  1. Улыбайтесь;
  2. Примите открытую позу;
  3. Наклоняйтесь к собеседнику;
  4. Прикасайтесь к собеседнику;
  5. Установите зрительный контакт;
  6. Кивайте.

Многие говорили мне, что эти правила помогли им осознать свою способность быть дружелюбными и доброжелательными. Они научились меньше волноваться о том, как их воспринимают окружающие, и внимательно следить, дружественные ли сигналы они посылают. Соблюдая эти правила, вы:

  • контролируете своё бессознательное поведение, чтобы казаться окружающим дружелюбным и общительным;
  • управляете собой и целенаправленно посылаете сигналы, которые располагают к вам людей и помогают им доверять вам;
  • превращаете Их в Нас.

Мы отлично поработали!

Понаблюдайте за невербальными сигналами окружающих, чтобы изучить способы, которые люди используют для общения без слов. Попробуйте применить один из них во время следующего разговора. Закрепляя эти правила в поведенческой памяти, вы постепенно доведёте их до автоматизма. Если вы хотите казаться людям открытым человеком, помните о формуле SOFTEN. Если вы застенчивы и замкнуты, вам понравится, что люди сами начнут с вами заговаривать.

Ищите другие советы, которые помогут общаться непринуждённо и сделают вас мастером светской беседы, в книге «Говорить легко!» Её автор Кэрол Флеминг — специалист в области коммуникативных навыков, логопедом и тренер по технике речи в прошлом. Она расскажет, как превратить пустую беседу в интересную, рассказать о себе, а также воспитать общительных детей.

Техники саморазвития личности: память

Интеллектуальное развитие как часть общего развития личности невозможно без хорошей, прочной памяти. Богиня памяти у древних греков – Мнемозина – была матерью остальных девяти муз. Практически все выдающиеся личности обладали хорошей памятью.

Многие из них особенно ценили в ней способность к забвению. Беседу о том, как улучшить память, полезно начинать именно с этого свойства. Умение запоминать главное и забывать менее необходимое – признак здоровой памяти.

Психология разделяет память на три типа – образную, логическую, а также эмоциональную. Первая из них по-другому называется памятью чувств. Именно благодаря образной памяти мы помним вкус мороженого и хлеба, очертания гор, взлет самолета, теплоту рукопожатия, холод металла и мягкость бархата. Эмоциональная память очень тесно связана с образной. Когда человек переживает какие-либо события, он волей-неволей воссоздает их в воображении. Но все же это разные виды памяти. Люди, в зависимости от эмоционального восприятия, по-разному пересказывают фильмы, имеют разное отношение к одним и тем же событиям.

Логическая память позволяет запоминать слова, концепции, формулы. Как и предыдущие два вида памяти, она придает человеку индивидуальность. Например, у известного академика спросили о том, помнит ли он научный конгресс, который происходил три десятка лет назад. Оказалось, что ученый не только детально помнил всех присутствующих и тему этого конгресса. Физик-теоретик даже по прошествии времени с легкостью воспроизвел основные доказательства каждого из мировых светил, записал на доске их доказательства и формулы. Когда же его спросили, во что были одеты присутствующие, этого ученый вспомнить не смог.

У каждого человека есть все три вида памяти. Но ведущим является один из них, хотя все они существуют бок-о-бок. Помимо этого, даже образная память может быть разной – кто-то лучше помнят информацию, воспринятую на слух. Другие запоминают визуальные образы, у них больше развита зрительная память. Она, в свою очередь, тоже различается. Один лучше запомнит краски и форму объекта, другой – линии и его форму.

Умение слушать – залог успеха!

Современные психологи давно объединились во мнении, что искусство слушать помогает человеку достичь успеха в любой жизненной области. Ученые опросили 15 миллионеров, задав лишь один вопрос: «Какое качество помогло вам достичь успеха?», необходимым условием было отвечать без раздумий и в одно предложение. Каждый из опрошенных без колебаний заметил, что им помогло умение слушать.

Так как же научится слушать и слышать?

В первую очередь нужно заранее иметь желание слушать человека

Когда нам з известно, либо кажется будто известно, что именно скажет наш собеседник, наш внимание не сосредотачивается на разговоре.Советы, которые помогут улучшить умение слушать:

Начните слушать собеседника с самого начала разговора и не расслабляйте своё внимание до его завершения отложите другие дела.
Ни за что не пробуйте совместить несколько дел во время разговора, приложите усилие к тому, чтобы заинтересоваться темой разговора.
Делайте оценку сказанного по его содержанию, а не по способу подачи.
Всегда сохраняйте объективность.
Не совершайте поспешных выводов.
Обратите внимание на точку зрения человека, с которым ведете беседу.
Поддерживайте зрительный контакт.
Следите за языком вашего тела, оно должно сообщать собеседнику о вашей заинтересованности.
Когда собеседник закончит рассказ, задайте уточняющие вопросы по теме
Обеспечьте комфортную для общения обстановку, чтобы отвлекающие факторы отсутствовали.
 Добавляйте утвердительный ответные реплики, например «да-да», «ясно».

Для того чтобы овладеть чем-либо в совершенстве, помимо практики и теории необходимы тренировки

В свободное время уделяйте следующим практическим занятиям внимание, и тогда ваше умение слышать и слушать стремительно достигнет высот.Упражнения для улучшения умения «слушать»: 1. Примите комфортное положение сидя, расслабьтесь, глаза закройте. Прислушайтесь к окружающим вас звукам

Распознайте каждый звук, который услышите. Сколько всего звуков до вас доносится? Такое упражнения не только помогает научиться слышать, но и действует успокаивающе. Уделяйте ему 5-10 минут в день. 2. Ведя разговор, не спешите со своими высказываниями. Выслушайте собеседника до конца, выдержите паузу

Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Распознайте каждый звук, который услышите. Сколько всего звуков до вас доносится? Такое упражнения не только помогает научиться слышать, но и действует успокаивающе. Уделяйте ему 5-10 минут в день. 2. Ведя разговор, не спешите со своими высказываниями. Выслушайте собеседника до конца, выдержите паузу

Помимо того, пауза перед вашей речью придаст ей важности. 3. При любой возможности слушайте радио

Но не музыкальные, а разговорные передачи. После, отвечайте про себя на вопросы «какую информацию вы узнали?», «каков был основной смысл?». Сжато перескажите всё услышанное про себя

При любой возможности слушайте радио. Но не музыкальные, а разговорные передачи. После, отвечайте про себя на вопросы «какую информацию вы узнали?», «каков был основной смысл?». Сжато перескажите всё услышанное про себя.

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Слушать и слышать: схожее звучание, различный смысл. Сравните: “Да слушаю я тебя, слушаю”, и “Я тебя услышал”

Первый глагол ориентирован на процесс, второй – на результат, поэтому важно и слушать, и слышать собеседника, пытаться понять, какую мысль он хочет донести

Слышать – значит не только обрабатывать звуковые сигналы, которые нам посылает собеседник, но и понимать смысл, который он вкладывает в свою речь, усваивать доносимую до нас информацию. Способность слышать играет важную роль в предотвращении и урегулировании конфликтов, так как их причиной часто является непонимание между собеседниками. Конфликт, причиной которого часто является непонимание, неспособность вести конструктивный диалог, может быть предотвращен или мирно урегулирован еще на начальной стадии, если собеседники сумеют услышать друг друга.

Тест. Умеешь ли ты слушать?

А как у тебя с этим? Умеешь ли ты слушать? С помощью данного теста можно прояснить этот вопрос. Кстати, узнав, какой ты слушатель, можно определить и кое-какие черты твоего характера. Конечно, отвечать нужно искренне. Можно потом проверить, как ты смотришься со стороны — пусть после тебя (но как бы за тебя) на эти же вопросы ответит кто-либо из друзей или знакомых, на чью объективность ты можешь положиться.

Приходится ли тебе заставлять себя слушать других, если у тебя в это время личные неприятности? «нет» —4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» — 1

Зависит ли твое внимание оттого, с кем ты разговариваешь (скажем, со взрослым или ребенком, с родителями или с одноклассниками, с учителем, руководителем или приятелем, подчиненным или случайным знакомым)? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1. Начинаешь ли ты, беседуя с кем-то, обдумывать свой ответ тогда, когда собеседник еще не закончил излагать мысль? То есть не мешаешь ли собеседнику высказаться до конца? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1

Перебиваешь ли ты собеседника, с которым обсуждаешь совершенно абстрактные идеи (например, о возможности прилета инопланетян), если ваши точки зрения не совпадают? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1. Проявляется ли как-то твое раздражение, если собеседник, заведя разговор на тему, в которой ты специалист (или считаешь себя таковой), начинает городить чушь? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1. Перебиваешь ли ты собеседника, если он тебя критикует (на твой взгляд, необоснованно)? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1. Зависит ли твое внимание от поведения, манер, одежды того, с кем ты беседуешь? (Медленно говорит, сморкается, ковыряет в носу, заикается, неопрятен, лохмат и т. п.)? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1. Разговор разговору рознь. Не каждому по душе терять время на пустопорожний треп. И все-таки: не проявляешь ли ты внешне (мимикой, жестами, нарочитым молчанием) свое нежелание участвовать в разговоре, который тебе «до лампочки»? «нет» — 4 балла; «иногда» — З; «часто» — 2; «всегда» 1.

Итоги теста

А теперь подведем итоги:

29—32 балла. Ты прирожденный слушатель, и не удивительно, что тебя охотно выбирают в «исповедницы». Тебе удается без потуг выслушать практически любого, так как ты не исполняешь долг, а находишь в каждом человеке что-то интересное. Привлекает твоя манера слушать: ты не перебьешь собеседника, не поняв до конца его мысль. Даже если он неправ, ты всегда стараешься поставить себя на его место.

Быть может, самое ценное твое качество не спешить осуждать других. Не исключено, что когда твой собеседник начинает нести явный вздор, ты слушаешь его с некоторой долей иронии, но у тебя хватает такта не показать ему этого. Ты достаточно самокритична и умеешь извлекать рациональное зерно из любого разговора, касающегося тебя.

Бывает, что собеседник тебя раздражает, но ты умеешь тут же взять себя в руки и не поддаться эмоциям. Как правило, ты стараешься не ставить собеседника в неловкое положение, даже если уверена, что он неправ, хотя такое желание у тебя и возникает.

Объективность по отношению к себе порой тебе отказывает и ты можешь вступить в спор с критикующим тебя. Правда, это бывает редко, так как у тебя хватает ума понять, что это лишь затягивает разговор.

Ты довольно самоуверенна и не всегда тактична. Особенно достается от тебя сверстникам и близким. Критику в свой адрес воспринимаешь только из уст людей, которых уважаешь, а таких,   судя по всему, немного. Бывает, что в споре срываешься на крик, не слишком затрудняя себя поиском аргументов.

20 баллов и меньше. Разговор для тебя чаше всего лишь повод покрасоваться своим остроумием. Для тебя куда важнее не что скажут тебе, а как ответишь ты. Ты цепляешься за любую неточность собеседника, и договорить до конца ему удается редко, особенно, если он пытается тебя критиковать.

Разговор с тобой требует большого терпения, а уж если речь идет о том, что ты хорошо знаешь,— огромного. Упрямства тебе не занимать, а вот объективности по отношению к  себе — наоборот. Хуже всего, что ты, услышав критику в свой адрес, мгновенно забываешь, с чего начался разговор, и принимаешься клеймить собеседника, припоминая все его «грехи»  от рождения до сегодняшнего дня.

Кивайте (Nod)

Кивок — это физический ответ на высказывание. Лёгкие кивки успокаивают и приободряют: они показывают, что вы слушаете собеседника и понимаете, о чём он говорит. Если вы никак не выражаете согласие языком тела, собеседник почувствует себя некомфортно. Вы будете выглядеть безучастным и надменным, что, разумеется, сведёт разговор на нет.

Перечислим шесть простых правил (формулу SOFTEN) ещё раз:

  1. Улыбайтесь;
  2. Примите открытую позу;
  3. Наклоняйтесь к собеседнику;
  4. Прикасайтесь к собеседнику;
  5. Установите зрительный контакт;
  6. Кивайте.

Многие говорили мне, что эти правила помогли им осознать свою способность быть дружелюбными и доброжелательными. Они научились меньше волноваться о том, как их воспринимают окружающие, и внимательно следить, дружественные ли сигналы они посылают. Соблюдая эти правила, вы:

  • контролируете своё бессознательное поведение, чтобы казаться окружающим дружелюбным и общительным;
  • управляете собой и целенаправленно посылаете сигналы, которые располагают к вам людей и помогают им доверять вам;
  • превращаете Их в Нас.

Мы отлично поработали!

Понаблюдайте за невербальными сигналами окружающих, чтобы изучить способы, которые люди используют для общения без слов. Попробуйте применить один из них во время следующего разговора. Закрепляя эти правила в поведенческой памяти, вы постепенно доведёте их до автоматизма. Если вы хотите казаться людям открытым человеком, помните о формуле SOFTEN. Если вы застенчивы и замкнуты, вам понравится, что люди сами начнут с вами заговаривать.

Ищите другие советы, которые помогут общаться непринуждённо и сделают вас мастером светской беседы, в книге «Говорить легко!» Её автор Кэрол Флеминг — специалист в области коммуникативных навыков, логопедом и тренер по технике речи в прошлом. Она расскажет, как превратить пустую беседу в интересную, рассказать о себе, а также воспитать общительных детей.

БАРЬЕРЫ МЕЖДУ СОБЕСЕДНИКАМИ

Мы перестаем слушать по разным причинам: потому что устали, потеряли интерес, заняты своими собственными мыслями или просто ждем паузы, чтобы заговорить о своем.

Человеческое общение не сводится к простой модели «вопрос-ответ». Каждый из нас вступает в коммуникацию, имея в своем багаже предыдущий опыт успешного и неудачного взаимодействия (в том числе и не вполне осознанный опыт детского общения со значимыми взрослыми), текущее эмоциональное состояние, набор осознанных и неосознанных убеждений и установок, определяющих нашу реакцию на собеседника, и множество других факторов. Каждый из этих моментов вносит свой вклад в процесс взаимопонимания.

Существенным коммуникативным барьером является процесс идентификации, то есть отождествления себя с собеседником. Казалось бы, способность представить себя на месте другого должна облегчать взаимопонимание, но на самом деле, представляя себя в чужих обстоятельствах, мы не учитываем разницу в жизненном опыте, эмоциональном статусе, состоянии нервной системы, одним словом, отказываем партнеру в индивидуальности. Поэтому трижды подумайте, прежде чем произнести привычное: «А вот я бы на твоем месте…».

Многие психологические феномены обусловлены биологической целесообразностью. Так, к примеру, установки восприятия помогают нам быстрее ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, пользоваться уже существующими приемами, а не вырабатывать каждый раз новое уникальное решение задачи, что потребовало бы гораздо большего приложения усилий. Но эти же стереотипные реакции способны оказывать дурную услугу и заслонять от нас настоящее «я» собеседника.

В общении, особенно при первой встрече, мы больше всего уделяем внимания тем характеристикам собеседника, которые позволяют его классифицировать: полный — значит добрый, в очках — значит умный, с айфоном — значит хипстер. Все остальные черты просто достраиваются по определенным схемам, за которыми теряется индивидуальность собеседника.

Упражнение

Посмотреть на собеседника свежим взглядом помогает следующее упражнение, которое часто используют в ходе обучения актерскому мастерству. Постарайтесь взглянуть на своего собеседника как на инопланетянина, как будто вы совсем не представляете, что это за странный прозрачный предмет у него на лице, и почему вокруг отверстия, которым он издает звуки, нанесена субстанция красного цвета.

Как распознать, имеете ли вы навык внимательного слушателя?

Начнем с детей. Если у ребенка нет навыка выслушивать, то он, задав вопрос, не ждет ответа, а убегает, или перебивает, или переключается на другие дела. Правильно должно быть так: ребенок смотрит на говорящего, слушает, не перебивая, пытается хорошо вникнуть, кивает, говорит что-то типа «да», «понял» или задает вопрос для лучшего осознания полученной информации.

А вы можете так? Задумайтесь над этим и, если хотите получить умение слушать и слышать, начните с простого. Когда вы говорите с кем-то, смотрите на человека очень внимательно. Как только увидите, что собеседник хочет что-то сказать, тут же останавливайтесь и задавайте себе вопрос: «А ты как думаешь?».

Слушать, прислушиваться и слушаться – в чем разница?

Слушать, прислушиваться и слушаться — человек совершает один и тот же процесс (он слушает), и все же есть разница между этими действиями. Ведь люди всегда пользуются данными словами, но мало задумываются над разницей их значений, отчего могут даже простым выражением ввести в заблуждение своих собеседников.

Слушать – осознанно слышать то, что говорит вам человек. Вы просто слушаете, что вам говорят, но это еще не значит, что вы анализируете, соглашаетесь со словами собеседника. Даже существует разница между слушать и слышать то, что вам говорят:

  • Слушать – просто вы воспринимаете то, что говорится в вашем присутствии.
  • Слышать – вы понимаете и анализируете то, что вам говорится.

Вы можете слушать, но при этом ничего не запомнить из того, что вам было сказано. Вы слушали шум чьего-то голоса, но не придавали значения самим словам собеседника.

Прислушиваться – значит, не просто понимать, о чем вам говорят, но и учитывать мнение другого человека. Следует понимать, что в случае с прислушиванием к чьему-либо мнению вы принимаете свое личное решение, основанное на ваших собственных суждениях и пожеланиях другого человека. Это своего рода компромиссное решение, которое было принято не единолично, а благодаря желанию сотрудничать с другим человеком.

Слушаться – это именно то явление, которое многими людьми воспринимается отрицательно. Это когда вы соглашаетесь с мнением другого человека, полностью отвергая свои собственные суждения

Здесь не важно, что думаете вы, главное, что вы слушаетесь другого человека, который и говорит вам то, что вы должны думать, делать и как жить

Вы вроде бы совершаете один и тот же процесс – слушаете слова другого человека. Но сами понятия несут в себе разные значения, отчего и их использование становится более требовательным и уместным.

«Ты меня не слушаешь», или Почему вы не позволяете себе быть собой?

«Ты меня не слушаешь» — а вас слушают другие люди? Все хотят быть услышанными, при этом не будучи готовыми сами открыть уши, закрыть рот и послушать желания других людей. Как часто вы слышите в свой адрес: «Ты меня не слушаешь»? Если посмотреть на ситуацию со стороны, то и ваш собеседник не прислушивается к вашему мнению.

Все хотят быть услышанными. Но почему люди должны вас слышать, если вы сами не способны услышать то, что говорят они? Научитесь в первую очередь слышать сами, чтобы понять, о чем говорит ваш собеседник, и определить, в каком вопросе вы не можете найти согласование, чтобы наконец-то быть услышанными.

Вы не позволяете себе быть собой, потому что боитесь быть плохим человеком. Но кто определяет, плохой вы или хороший человек? Ответ: другие люди. Не вы оцениваете сами себя, а окружающие люди, которые:

  • не знают, почему в вас развиты те или иные качества, какую жизнь вы прожили;
  • считают себя достойными судить других;
  • сами не являются идеальными представителями человечества.

И этих людей вы слушаетесь? Им вы больше доверяете, чем себе? Они не знают, через что вы прошли, и позволяете им быть правыми в отношении вашей личности? Как они могут судить вас, если сами живут несчастно и неблагополучно?

Почему люди не слушают друг друга? Они уже знают, что правильно и что неправильно. Зачастую правильным является то, что они считают правильным. А другое мнение привычно воспринимается в штыки. Вот почему люди не просто не слышат друг друга, но и не позволяют быть самими собой. Свобода действий и слова теряется, когда вы испытываете страх что-то сказать или сделать, что будет отрицательно воспринято окружающими. Вы не можете быть собой, потому что вас другие люди не хотят принимать в таком виде. Всем удобно, чтобы вы были послушным и приветливым человеком. Такой подход избавляет от необходимости решать проблемы, связанные с разницей во мнениях и желаниях. Вот почему люди не слышат друг друга: они уже считают вас должными прислушиваться к ним, быть не собой, а казаться послушными и со всем соглашающимися.

Людям удобно, когда с ними во всем согласны

Но ведь вы в таком случае не позволяете себе быть собой! В такие минуты необходимо принять для себя важное решение: будете вы угождать капризам и желаниям других людей или позволите себе быть собой, будучи готовыми к тому, что не всем людям будете нравиться?

Так ли важно, какой перед нами слушатель?

Когда нас «правильно» слушают, мы лучше себя чувствуем, и это подтверждают эксперименты. Общение с эмпатичным, внимательным слушателем, который не спешит нас судить, снижает наш уровень тревоги и сводит на нет необходимость занимать оборонительную позицию.

Когда нас не упрекают в том, что мы «сами себе противоречим», мы более охотно разбираемся в самих себе, своем отношении к ситуации и свободно делимся своими открытиями.

И так происходит не только тогда, когда мы разговариваем с кем-то один на один, но и при общении в группах. Когда люди, сидя в общем кругу, по очереди высказываются, а остальные внимательно их слушают, то рассказчики чувствуют себя более расслабленными и приходят к более глубоким и интересным выводам — это показали эксперименты, проведенные в правительственных учреждениях, IT-компаниях и в школах.

Февраль, 2021

  • 15 февраля

    Помните, что гнев — это прежде всего разрушение самого себя, а поток Ваших негативных эмоций разрушает и того человека, с кем Вы ссоритесь. Всегда пытайтесь разговором разрешить возникшие недомолвки и недоразумения. Но если этого все же не произошло, главное, вовремя заметить, что состояние Ваше уже не на средней линии, а явно выше, ближе к критической. Консультация по телефону Вот некоторые советы как себя вести в …

  • 5 февраля

    Что делать, если ребёнок плачет при расставании, когда идет в детский сад? Проиграйте дома ситуацию с помощью игрушек, возможно прояснится, что ребенку не нравится в детском саду. Будьте спокойны, старайтесь не проявлять перед ребёнком беспокойства и не обсуждать при нем проблему его неохоты идти . Дайте ребёнку с собой любимую игрушку, какой-то домашний предмет. Принесите в группу свою фотографию. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector