Методы психологического исследования

Опросники.

Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

  1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
  2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
  3. Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники — дают информацию о личности:

    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
    2. опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера:
      • многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
      • однофакторные
      • двухфакторные
    3. опросники мотивации
    4. опросники интересов
    5. опросники ценностей
    6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы — начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону — их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов «да» должно быть приблизительно таким же, как количество ответов «нет», за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

  • закрытые — имеют варианты ответов
  • открытые — не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

  • дихотомический (два возможных ответа)
  • альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
  • ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию — «эффект фасада», который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано — с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного «Я»

Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе

Приемы выявления достоверности ответов:

  1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
  2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Какие методики тестирования используют рекрутеры

При приеме на работу используют три базовых методики:

Три базовых методики в психологическом тестировании
Методика Какие тесты входят Использование
Проективные «Визуальные»: Люшера, Роршарха, Зиверта, рисунки несуществующего животного Редко используются при найме из-за необходимости держать в штате профессионального психолога для их интерпретации.
Личностные Разрабатывают и внедряют международные и российские консалтинговые компании, например, SHL OPQ32,
TalentQ Dimensions, СМИЛ (MMPI).
Универсальные опросники, практически не требующие никакого дополнительного образования для их интерпретации, кроме краткого курса обучения. Используются при приеме на работу. Проходят в онлайн-режиме, а финальный отчет с рекомендациями формируется автоматически, с учетом потребностей работодателя.
Тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Тест КОТ, Равена (Рейвена), Векслера и т.д. Не считаются подходящими инструментами для оценки персонала, поскольку их результаты говорят об абстрактном показателе в конкретный момент времени. Подобные опросники были распространены в начале 2000-х, сегодня их используют крайне редко.

Личностные опросники сегодня считаются наиболее показательными и распространенными инструментами по оценке персонала. Их используют как российские, так и европейские компании.

Например:

  • Сбербанк;
  • Газпром;
  • Ernst&Young;
  • METRO;
  • И другие.

Также психологические тесты используют при наборе в государственные структуры или при поступлении в образовательные организации:

  • МВД или полицию;
  • Армию;
  • Колледжи и ВУЗы;

Опросники оценивают от 5 до 32 факторов личности, мотивацию, склонность ко лжи, воровству и негативному поведению. С их помощью определяют профессиональное выгорание, депрессию, и отклонения в поведении.

Как и любые другие первичные оценочные инструменты, их легко обойти, получив положительную оценку и показав работодателю те качества, которые он хочет видеть у сотрудников.

Но если подходить к оценке легкомысленно, без предварительных тренировок, на ходу подстраивая ответы под «условно положительное поведение», это приведет к обратному результату. В каждом испытании предусмотрены дополнительные шкалы честности и потенциально желательных ответов.

Тест интеллекта Векслера (WAIS)

Шкала интеллекта Векслера для взрослых (WAIS) является наиболее часто используемым тестом для взрослых, позволяющим оценить интеллектуальные способности.

Шкала интеллекта Векслера состоит из нескольких субтестов, которые позволяют полноценно оценить IQ взрослого. Оценка производится с помощью индексов, которые включают в себя:

Индекс восприятия мышления (PRI)

PRI содержит несколько подмножеств. Блочный дизайн тестирует визуальную двигательную конструкцию взрослого человека, визуальную пространственную обработку и решение визуальных проблем. Матричное мышление измеряет индуктивное мышление и способность решать проблемы невербальным, абстрактным образом. Визуальные головоломки раскрывают визуальное пространственное мышление субъекта. Через завершение изображения психологи измеряют, насколько быстро субъект может воспринимать визуальные детали. А количественные рассуждения проверяются с использованием весовых коэффициентов.

Индекс вербального понимания (VCI)

Для VCI тестируемые должны описать, насколько различные понятия и слова похожи. Они также определяют словарные слова и отвечают на общеизвестные вопросы. Эти тесты используются для оценки семантического знания, вербального понимания, абстрактного словесного мышления и словесного выражения.

Индекс рабочей памяти (WMI)

WMI по существу оценивает, насколько хорошо вы можете помнить вещи. Чтобы измерить WMI, участникам будет предложено вспомнить список номеров в том порядке, в котором они были заданы (диапазон цифр), а также последовательность чисел и букв в порядке

Эти тесты оценивают внимание, умственный контроль, понимание на слух и рабочую память. WMI также использует арифметику для измерения концентрации, количественных рассуждений и умственных манипуляций

Индекс скорости обработки (PSI)

PSI – это мера того, насколько быстро работает мозг. С помощью поиска символов, отмены и кодирования тест оценивает ассоциативную память и скорость обработки. Навыки шифровки сочетают перцептивные, когнитивные и моторные навыки и позволяют человеку писать.

Как рассчитываются баллы

Баллы рассчитываются по каждому из четырех показателей шкалы интеллекта. Затем они объединяются для создания полноразмерного IQ (FSIQ). Тестируемые также получат оценку по общему индексу способностей (GAI).

Интервьюер за каждое задание выставляет оценку по шкале. Каждая оценка соответствует определенному количеству баллов. После окончания тестирования набранные баллы суммируются и производится оценка результата.

Интерпретация результатов

Шкала интеллекта Векслера для взрослых нормируется таким образом:

  • 80 – 89 – “низкий средний” диапазон IQ
  • 90 – 109 считается средним диапазоном, а средний IQ всех выпускников средней школы составляет 105
  • 110 – 119 – “выше среднего” выпускников колледжей средний IQ составляет 115, что означает, что люди с таким диапазоном IQ, имеют хорошие шансы на успех в колледже
  • 120 – 129 – высокий IQ, это средний диапазон для наиболее успешных людей
  • 130 или выше по WAIS даст вам право на вступление в Mensa, общество для людей с высоким IQ

В чем сложность психологических тестов

У психологических опросников, в каком бы виде не те использовались, размытые критерии оценки. Например, измеряя способности к анализу информации, человек будет получать одинаковые результаты, в пределах погрешности, при любом состоянии: стрессе, депрессии, подъеме настроение.

На результаты опросников влияют временные тревоги, настроение и эмоциональный фон. Причем даже у тех кандидатов, у которых нет психологических проблем.

Вторая проблема личностных опросников в том, что кандидат не понимает, что нужно работодателю. Например, в числовых тестах все понятно: если человек отвечает правильно на большинство вопросов, он подходит компании.

Есть особенности развития личности, которые к тому же невозможно изменить по щелчку пальца.

Анализ требований работодателя и вакансии – первый шаг при подготовке к психологическим тестам

Еще одна проблема в том, что лицо принимающее окончательное решение о найме, например, начальник отдела, директор редко смотрят на результаты и отчеты. Они ориентируются на мнение рекрутера или HR, который либо рекомендует кандидатуру, либо нет, ориентируясь на собственные критерии. И хорошо, если рекрутер использует в оценке научные исследования, а не собственные «выдумки».

В итоге чтобы получить работу, соискателям приходится вникать во «внутреннюю кухню» тестирования и понимать, что конкретно нужно рекрутеру. Хотя такой подход далек от честной и адекватной системы отбора, это то, с чем приходится считаться, если человек хочет получить работу.

Формализованные методики

Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».

Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.

Признаки теста:

  1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.
  2. Оценивание проводится по критерию правильности.
  3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми.

Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме: индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.

Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Опросники

Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.

Особенности:

  1. Метод косвенной самооценки.
  2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.

Проблема: интерпретация результатов.

Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).

Характеристики теста

При формировании теста нужно учитывать его основные характеристики.

Надежность – является одной из важнейших характеристик. Надежность связывают с точностью высказываний, которая определяет возможность измерения и перевода в количественный показатель. Надежность определяется на основании цели, задач и характера тестового исследования, а также качеством высказываний.

Имеется ряд приемов проверки надежности тестов. Данные приемы включают:

  • факторный анализ,
  • использование дисперсионного анализа, 
  • прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний),
  • параллельное тестирование,
  • повторное тестирование.

Валидность теста – способность теста измерять и отражать то, что он должен измерять и отражать согласно с замысла и целей. Это касается не только самого теста, но и процедур его проведения. Валидность теста можно проверить при помощи сравнительной оценки результатов, которые получают иными методами, или посредством создания различных групп тестируемых. Можно проанализировать валидность по содержанию теста, проведя анализ каждого из его высказываний.

При помощи тестирования в управлении можно анализировать проблемы использования ресурсов, и в частности наиболее значимого из них – времени, также исследовать уровень квалификации сотрудников, сочетание формального и неформального управления, распределение функций управления, стиль управления, лидерство в организации и пр.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Какие бывают тесты?

Критерии классификации тестов:

  1. цель тестирования
  2. форма тестирования.

1. По цели различают тесты:

  • тесты для отбора
  • тесты для распределения
  • тесты для классификации

2. По содержанию:

  • тесты общих способностей:
    • тесты интеллекта
    • тесты креативные
  • тесты специальных способностей
  • тесты личности
  • тесты достижений
  • критериально-ориентированные тесты

Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

Критериально-ориентированные тесты — это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают — индивидуальные и групповые:

  • вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
  • бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
  • аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
  • компьютерные

Психологический тест на основе типологии Майерс-Бриггс (MBTI)

Типология MBTI оценивает человека по 4 шкалам:

  • направленность внимания (экстраверсия (E) – интроверсия (I));
  • способ восприятия (сенсорика (S) – интуиция (N));
  • способ принятия решения (мышление (T) – чувства (F));
  • способ взаимодействия (организованность и конкретность (J) – импульсивность и приспособление (P)).

Этот тест на психотип личности позволяет отнести человека к одному из 16 типов, закодировав его 4 буквами: ISTJ, ENTP и так далее.

Методика является одной из самых популярных. На нашем сайте есть дополнительные материалы по каждому из типов, которые позволяет узнать тест, базирующийся на типологии MBTI.

Психотип. Что это такое?

Психотип — это тип нервной системы с базовой эмоцией, поведением и ядром характера. В течение жизни человека его психотип дополняется опытом и окружающими условиями — все это в совокупности формирует личность.

В психологии используются различные подходы к классификации психотипов личности. Так, классификацию в зависимости от способа обработки и вида информации, который воспринимает наша психика, описывает соционика.

Специалисты в области психологии поведения человека используют в работе психологическую типологию, основанную на теории эмоций Роберта Плучика.

Ответить на вопрос: «кто я по психотипу?» помогают специальные определяющие психотип тесты.

Акцентуированные личности К. Леонгарда

Определить, какая ты личность, можно с помощью теста, основанного на типологии немецкого психиатра Карла Леонгарда. Он выделял 10 типов акцентуированных личностей, то есть таких, которые имеют ту или иную акцентированную черту. «Акцентированная» значит «выходящая за пределы нормы».

Тест Леонгарда позволит определить твой тип личности, только в том случае, если в ней есть «заострения», ярко выраженные черты. При средних баллах можно говорить о том, что человек является психологически зрелых и гармоничным. Низкие баллы требуют отдельной интерпретации во взаимосвязи с показателями по другим шкалам.

Предпосылки к измерению

Успех извлечения

Практика поиска — это еще один термин, обозначающий эффект тестирования, который широко используется во многих классах, чтобы помочь студентам изучить новый материал или вспомнить информацию перед экзаменом. Исследования по поисковой практике были основаны в 1987 году Джоном. Л. Ричардс, который первым написал сценарий своих открытий в газете, издаваемой в Нью-Йорке. Чтобы продемонстрировать эффект тестирования, тестовые испытания должны иметь средний или высокий результат поиска . Если тестовые испытания настолько сложны, что никакие элементы не отозваны, или если нет надлежащей обратной связи, дающей ответы на невызванные элементы, тогда минимальная информация будет закодирована и сохранена в памяти.

Время между практикой поиска и оценкой производительности

Преимущества тестирования часто видны только после значительной задержки, а не сразу после практики, когда результаты могут быть даже лучше для пассивно повторно изученных материалов, чем для протестированных материалов. Некоторые авторы предполагают, что это можно частично объяснить ограниченным успехом в поиске во время практики.

Сложность поиска

Согласно гипотезе усилий по извлечению , «трудные, но успешные извлечения лучше для памяти, чем более легкие успешные извлечения». Например, Pyc и Rawson показали, что повторное тестирование более полезно для обучения, если интервалы между повторными тестами длинные, и поэтому каждый тест сложнее, чем когда интервалы короткие, а тесты простые. Этот вывод связан с теорией, согласно которой определенные условия, которые делают обучение более трудоемким, преодолевая так называемые желаемые трудности, являются полезными. Другое открытие показало, что более слабые сигналы для вспоминания информации будут более полезны для будущего воспоминания по сравнению с более сильными сигналами. Хотя было показано, что эти сильные сигналы более полезны для первоначального воспоминания, эти более сильные сигналы снижали вероятность активации более подробной информации, которая могла бы быть полезной для удержания. С другой стороны, слабые реплики лучше позволяли запоминать информацию с течением времени, улучшая долговременную память информации.

Как составляют тесты, используемые в психологии и психотерапии

Психологические тесты, используемые в психотерапии, для выявления скрытых черт характера человека и направленные на оказание помощи людям в тех оспектах, где это требуется, существуют. Конечно, чтобы их составить требуется достаточно много ресурсов и времени.

Составление теста проходит поэтапно и начинается в первую очередь с определения его целевой аудитории – лексика и сложность вопросов должны соответствовать  группе опрашиваемых. Основной трудностью является максимальное раскрытие каждой из характеристик личности при помощи небольшого количества вопросов. Также зачастую помимо вопросов «по существу» в тест добавляют так называемую «шкалу лжи» — вопросы, способные помочь определить, честно и внимательно ли отвечает испытуемый. То есть это повторы одного вопроса с небольшой переформулировкой.

*Получить честные ответы также можно с помощью искаженного описания теста – опрашиваемый рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом будет отвечать правдивее.

Составление вопросов для теста, формирование инструкции и определение временных рамок являются основными этапами. Затем тест проходит проверку на надежность, то есть два варианта результата от одного человека должны быть идентичными, и на валидность – насколько тест отражает действительное положение вещей.

Особенности психологических тестов, проработанные на стадии его составления, позволяют в результате сформировать инструмент, с помощью которого можно достоверно оценить те или иные свойства клиентов или пациентов. Неудивительно, что действительно «серьезных» тестов не так много.  Ведь большинство специалистов при их создании забывают или не хотят учитывать многие особенности психологического теста.

Что такое тестирование

Методы психологических исследований – это те научные приемы и средства, с помощью которых можно зафиксировать и описать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Цель современной психологической диагностики заключается в получении достоверных сведений для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Выделяют следующие основные методы психологического исследования: метод наблюдения, опроса, тестирования и эксперимента. Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике.

По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

Тест

(в переводе с англ. – «проба» или «ииспытание»)– это краткое, стандартизированное испытание, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности. Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector