Тест на определение стратегии поведения в конфликте томаса килмена

Описание методики

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Соревнование

Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения – как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса

Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность

Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

Доминирующие стратегии психологической защиты в общении:

· миролюбие характерно для 14 испытуемых, что составляет 35% от всей группы;

· избегание характерно для 15 испытуемых, что составляет 37,5% от всей группы;

· агрессия характерна для 11 испытуемых, что составляет 27,5% от всей группы.

Выводы: для большинства испытуемых (15, 37,5%) характерна стратегия избегания в общении.

При сопоставлении результатов данного теста и результатов опросника Айзенка (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду стратегии защиты общении) мы также можем сделать следующие выводы:

· для эмоционально устойчивых экстравертов и интровертов доминирующей стратегией защиты в общении является миролюбие. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;

· для эмоционально неустойчивых экстравертов доминирующей стратегией защиты в общении является агрессия. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;

· для эмоционально неустойчивого интроверта – единственного в данной группе – доминирующей стратегией является агрессия.

(приложения 6,7,8)

Подход к взаимодействию в конфликтах

В своем анализе конфликтов в системе межличностных отношений Кеннет Томас (Kenneth W. Thomas) предложил новый подход к их разрешению и нейтрализации.

Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика показала, что:

  1. большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;
  2. конфликты, кроме негативной функции, приносят и позитивное, конструктивное начало

Отсюда автор предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Впервые в социальной психологии был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач управления — научиться управлять всеми фазами конфликта.

 Тест Томаса — Килменна определяет типы конфликтного поведения:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Согласно логике тест Томаса — Килменна, при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.

Томас разработал специальный вопросник, с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, то есть умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных: лиса, медведь, черепаха, сова и акула.

Инструкция

Правильная стратегия поведения

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.

Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами — очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни

Предыстория и теория

В конце 1950-х — начале 1960-х годов доктор Томас Хендриксон усовершенствовал теорию DISC Уильяма Мултона Марстона для создания Профильного анализа личности (PPA).

Первоначальная теория Марстона утверждала, что действия, основанные на эмоциях, являются биосоциальной реакцией индивида на благоприятную или враждебную социальную среду. Эти действия определяют, как человек взаимодействует с окружающей средой.

Было выдвинуто предположение, что способ, которым индивид взаимодействует с окружающей средой, имеет четыре основных направления: доминировать, влиять, подчиняться и следовать правилам. В 1928 году Марстон опубликовал свою книгу «Эмоции нормальных людей», в которой подробно описал свою теорию человеческого сознания.

PPA определяет реакции людей на ситуации в рабочей среде, которые они воспринимают как благоприятные или сложные, и выявляет, являются ли их паттерны реагирования активными или пассивными; таким образом, классифицируя поведенческие предпочтения индивида в терминах четырех областей: Доминирование, Влияние, Стабильность и Адаптивность.

Приспособление

Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.

Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.

Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.

Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.

Опросник К.Томаса для выявления типа поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция: «Вам предлагается 30 пар суждений. В каждой паре Вы должны выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения. Поставьте в регистрационном листе, в соответствующем месте буквы А или Б.»

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.  Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б.  Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А

Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Двухмерная модель регулирования конфликтов

Тест Томаса – это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение – это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента

Второе – полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.

Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.

Типы конфликтных ситуаций

Обычно общество воспринимает конфликты, как то, что нужно немедленно остановить, чтобы мирно сосуществовать. Решение конфликта должно приводить к тому состоянию, когда люди продуктивно работают (учатся, служат, выполняют другие задания) в состоянии полной гармонии с окружающим коллективом.

Время идёт и всё меняется, даже отношение к конфликтам в научной среде немного поменялось. На такую перемену могли повлиять два фактора.

  • во-первых – осознание, что люди не могут избежать конфликтов, жить в полной идиллии для человечества недостижимая цель, хотя и желанная для многих.
  • во-вторых – многие исследования показали, что конфликты вызывают не только отрицательные последствия, но и положительно сказываются на коллективе, когда не выходят за определённые рамки.

Томас считает, что нет смысла тратить время и ресурсы на то, чтобы полностью избавиться от конфликтов, нужно научиться контролировать их.

Он описывает типы поведения людей в стрессах и конфликтах, используя два понятия: кооперацию и напористость.

  • Кооперация – рассматривается как понимание человека, его готовность выслушать и принять точку зрения другого человека, который участвует в конфликте. Другими словами, это готовность идти на уступки.
  • Напористость – это, противоположность кооперации. Напористость отмечает желание и способность человека постоять за свои убеждения и защищать свои интересы в споре.

Формат

Thomas PPA — это инструмент принудительного выбора, использующий метод, при котором ответы человека сравниваются с самими собой, а не с оценками нормативной группы. Оцениваемых просят выбрать одно прилагательное, которое, по их мнению, больше всего описывает их, и одно, которое описывает их меньше всего.

Отвечая на опросник PPA, кандидаты выбирают два прилагательных из четырёх, одно из которых «наиболее соответствует» и одно «наименее соответствует». Этот процесс повторяется 24 раза, давая 48 вариантов из 96 слов.

PPA доступен для заполнения в электронном виде через интернет и на бумажных бланках. Thomas International также разработал формат PPA+, который подходит для детей от 11 лет и старше, а также для кандидатов, которые свободно владеют языком, на котором выполняется тест, но для которых этот язык не является родным языком.

Тест Томаса — Килменна определяет типы конфликтного поведения:

Схематическое  метафорическое представление типов поведения в конфликтных ситуациях

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Согласно логике тест Томаса — Килменна, при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.

Томас разработал специальный вопросник, с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, то есть умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных: лиса, медведь, черепаха, сова и акула.

Пять способов Томаса по урегулированию конфликтов

Отталкиваясь от этих двух измерений, он выводит несколько способов, которые могут справляться с конфликтами.

  1. Соревнование – способ спровоцировать у людей желание выиграть и обогнать соперников.
  2. Приспособление – способ противоположный соперничеству, желание принять интересы другого участника спора.   
  3. Компромисс – путь переговоров, взаимных уступок, сдержек и противовесов.
  4. Избегание – заведомо пассивная ситуация, безучастие, безразличие к победе или поражению.
  5. Сотрудничество – лучший вариант при котором участники спора достигают своих интересов и никто не остаётся в проигрыше.

Из этого следует, что только избегание конфликтов не приносит никаких результатов. Да, человек не может проиграть, но и выполнения каких-либо своих пожеланий тоже ждать не стоит. При других видах всегда достигается какой-то результат. Полностью отрицательный результат возможен только при компромиссе, так как обе стороны идут на уступки ради разрешения конфликта. Полностью положительный результат даёт только сотрудничество.

Удачного вам тестирования!

Инструкция к онлайн тесту Конфликтность-Тактичность человека

Вам предлагается ряд утверждений. Выберите один из трех предложенных вариантов ответа, соответствующий Вашим взглядам.

1. Представьте, что в общественном транспорте начался спор. Что вы предпримете? не будете вмешиваться в ссору;

вмешаетесь, встав на сторону того, кто прав

вмешаетесь и будете отстаивать свою точку зрения

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки? нет

да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему

всегда критикуете за ошибки

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который не кажется вам правильным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше? если другие вас поддержат, то да

разумеется, вы будете поддерживать свой план

боитесь, что за критику у вас будут неприятности

4. Любите ли вы спорить с коллегами, друзьями? только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений

да, но только по важным, принципиальным вопросам

вы спорите со всеми и по любому поводу

5. Кто-то пытается «пролезть» вперед вас без очереди: считая, что и вы не хуже его, попытаетесь обойти очередь

возмущаетесь, но про себя

открыто высказываете свое негодование

6. Если в какой-то спорной ситуации ваше мнение будет решающим, как вы поступите? выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах предложения

выделите положительные его стороны и предложите подумать еще

станете только критиковать идею

7. Ваша жена (муж) постоянно говорит вам о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она захотела узнать о своей последней покупке ваше мнение. Что вы ей скажете? что одобряете покупку, если она доставила жене удовольствие

что эта вещь безвкусна

отчитаете ее

8. Вы встретили подростков, которые распивают алкоголь. Как вы отреагируете? подумаете: «Зачем портить себе настроение из-за чужих ребят?»

сделаете им замечание

отчитаете их

9. В ресторане вы заметили, что официант вас обсчитал: в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили

попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму

устроите скандал

10. В отеле 5 звезд плохое обслуживание. Какой выход вы дадите своему возмущению? выскажете претензии администратору

пожалуетесь на него, чтобы его наказали

выместите свое недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках

11. Вы спорите с вашим сыном подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку? нет

разумеется, признаете

какой же у родителя будет авторитет, если признать ошибку?

Пройдите другие психоаналитические тесты онлайн

Читайте онлайн интернет журнал по практической психологии

Способы решения конфликта (процедура медиации)

Соревнование

Люди-«акулы» следуют во всем только личным интересам. Их совершенно не интересует мнение окружающих. «Акулы» не признают компромиссов. Они уверены, что победа одного заканчивается полнейшим поражением другого.

В стремлении любой ценой добиться своего, такие люди без раздумий шагают по головам. Для них характерны не совсем согласованные с общепринятой этикой действия. Им нетрудно решиться на обман даже пойти на подлог.

«Акулы» стремятся к обладанию всей информацией об оппоненте. Но им абсолютно не интересны ни доброе имя человека, ни его душевный комфорт. Оправдать подобную поведенческую линию можно лишь в минимальнейшем количестве ситуаций.

Чаще всего происходит это в ходе острого кризиса. Обычно при этом наделенному определенными полномочиями человеку необходимо в кратчайшие сроки навести порядок, добившись результата любой ценой. Остальные ситуации поведение «акул» совершенно не оправдывают.

Они способны разрушить долгосрочные отношения. Нередко конфликтное поведение становится настоящей проблемой для окружающих его людей

Значит, при общении необходимо соблюдение особой осторожности

Сотрудничество

Сотрудничество – идеальный вариант. Найденное при этом решение полностью удовлетворяет претензии каждой из сторон. Для решения необходимы мудрость с дипломатическими способностями. Поэтому склонных к такому поведению людей называют «совами».

Им не свойственно увлечение внешней стороной разногласий. Они пытаются вникнуть в суть и разобраться в причинах. Такие люди способы быть честными с оппонентами. С такой тактикой противник без усилий становится партнером, а разногласие улаживается в конструктивных переговорах.

Если в итоге теста выпал такой результат, то человека стоит поздравить. Благодаря собственной проницательности и отсутствию крупных ссор он добьется многого.

Опросник Томаса-Килмана нередко используется в ходе собеседований при приеме на работу. По итогам проще судить о соискателе.

Методика позволяет оценивать выбор человеком позиции в рабочих отношениях. Информация предоставляет сведения о влиянии новичка на сформировавшуюся в коллективе до его появления атмосферу.

Тест Томаса будет полезен всем. Он помогает объективно оценить свое поведение и разобраться, что именно затрудняет успешное разрешение разногласий.

Методика позволит сохранять с окружающими дружеские и рабочие конструктивные отношения без осложнений в течение длительного времени.

Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»

Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных. Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна. Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.

Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:

  • Поведение личности, учитывающее интересы других людей
  • Поведение личности, игнорирующее интересы и цели других людей и направленное на защиту собственных интересов

Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов:

Соперничество

Как правило соперничество выражается в активном навязывании предпочтительного для Вас исхода второй стороне конфликта. Иногда оно бывает оправданно, например, когда принятое решение приведёт к выгоде для всех окружающих, а не только одному или нескольким людям, или когда предложенное решение явно более конструктивное. Также соперничество часто используется при недостатке времени для уговаривания оппонента и оспаривания его доводов.

Соперничество стоит проявлять в опасных, экстремальных ситуациях когда времени на убеждение второй стороны нет и нерешённый вопрос может привести к опасным последствиям.

Приспособление

Приспособление может проявляться в добровольном или вынужденном отказе от продолжения борьбы и сдача своих позиций полностью или частично. Например, это может произойти от:

  • осознания своей неправоты
  • значительной зависимости от оппонента
  • незначительности проблемы
  • желания сохранить хорошие отношения с оппонентом
  • уже полученного урона и нежелания потерять ещё больше
  • угрозы ещё более негативных последствий
  • влияния третьей стороны, вмешавшейся в конфликт
  • осознания отсутствия шансов на победу

Одним из примеров такого поведения в конфликте можно привести знакомое всем автомобилистам «правило трёх Д» — «Дай Дорогу Дураку».

Компромисс

Часто оппоненты готовы частично пожертвовать своими интересами и завершить конфликт без перехода в состоянии полномасштабной войны, где останется только один, но с огромными потерями. Таким образом происходит готовность простить оппонента, отказаться от части первоначальных требований, частично признать правоту оппонента.

Компромисс крайне эффективен, когда обе стороны понимают, что обладают примерно равными возможностями, взаимоисключающими интересами. Или удовлетворяются частичным и, возможно, временным решением перед угрозой потерять всё.

В настоящее время компромисс — это наиболее часто используемое средство для завершения конфликтов.

Избегание

Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба. Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда. Избегание может оказаться вполне правильной и нужной реакцией на затянувшийся сверх всякой меры конфликт.

Также стараться избегать продолжения конфликта можно при стремлении потянуть время, выработать новую стратегию поведения, отсутствия желания решать проблему вообще и отдать решение на волю оппонента, а также просто при отсутствии или нехватке времени и сил продолжать начатое.

Сотрудничество

Наиболее конструктивное и эффективное поведение в практически любом конфликте. К сожалению, работает только при обоюдном желании оппонентов и готовность рассматривать противоположную сторону не как врага, которого нужно уничтожить любыми способами, а как союзника для эффективного решения проблемы к выгоде обеих сторон.

Стратегия сотрудничества эффективна когда:

все участвующие стороны понимают важность решения проблемы,
зависят друг от друга
не имеют предубеждений против друг друга

К. Томас полагал, что при избегании конфликта успеха не добьётся ни одна из участвующих сторон. При таком поведении, как компромисс, конкуренция, приспособление, проигрывают или обе стороны, так как уменьшают свои требования и идут на уступки, или только одна из сторон конфликта, а вторая выходит чистым победителем. И только в случае взаимного сотрудничества обе стороны выигрывают, получая всё требуемое и даже больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector