Тест т. лири

Зависит ли пол будущего ребенка от возраста родителей?

Если еще не наступил срок, чтобы узнать пол своего малыша с помощью УЗИ, а выяснить это очень хочется, родители готовы прибегать к самым разным тестам, которые могут подсказать, кто «спрятался» в животике. Известны две теории, которые помогают определить пол ребенка в зависимости от возраста родителей, – по древнекитайской таблице и по «обновлению» крови.

Специалисты утверждают, что ее эффективность не больше 50%. Суть метода в том, что согласно одной теории, кровь человека регулярно полностью обновляется, и происходит это в мужском организме раз в 4 года, а у женщин – раз в 3 года. Чтобы выяснить, какого пола родится малыш у пары, нужно разделить количество полных лет мамы на 3, а возраст папы на 4. И если кровь окажется более молодой у матери, то ожидать следует рождения девочки, а если у отца – то мальчика.

Древнекитайская таблица гораздо более проста в применении, чем предыдущий метод. Она основывается на китайском лунном календаре. Считается, что если знать возраст матери и месяц зачатия ребенка, то таблица поможет верно определить, какого пола пара ожидает ребенка. Чтобы прости тест по такой таблице, вам не понадобится посторонняя помощь, просто соотнесите возраст мамы и месяц зачатия и на пересечении увидите пол будущего ребенка.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

При изучении личностных свойств большой
интерес представляет разница между показателями
реального и идеального образа Я конкретного
человека. Наиболее простой и часто встречающийся
вариант — наличие незначительных
количественных различий, которые позволяют
судить о том, какие особенности своего стиля
межличностного поведения индивида не
устраивают.
Опыт показывает, что образы реального и
идеального Я являются неотъемлемой частью
структуры целостного Я. Это те противоречивые
тенденции, которые нередко затрудняют
самопонимание, заставляя человека до конца дней
своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается
согласно его идеальному Я, а его актуальное Я
нередко представляет собой его внутренние
проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые
под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или,
скорее, неполное совпадение должно
рассматриваться как необходимое условие для
дальнейшего развития личности и
самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у
лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а
также у лиц, находящихся в состоянии
затянувшегося межличностного конфликта (IV
октант).
Противопоставление в реальном и идеальном Я
октантов I и V свойственно лицам с проблемой
болезненного самолюбия, нереализованной
авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они
выявляют конфликт между стремлением личности к
признанию группой и собственной спонтанной
агрессивностью (проблема подавляемой
враждебности), III и VII октанты выявляют борьбу
разнонаправленных мотивов — самоутверждения и
аффилиации (стремления к слиянию с другими); II и VI
октанты противопоставляются в реальном и
идеальном Я у лиц с проблемой
независимости-подчиняемости, возникающей в
служебной, учебной или семейной ситуации и
вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему
протесту.
Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются
доминантные, агрессивные и независимые черты
поведения, значительно реже проявляют
недовольство своим характером и межличностными
отношениями, однако и у них может выявляться
тенденция к совершенствованию своего стиля
межличностного взаимодействия с окружением; при
этом возрастание показателей того или иного
октанта в образе идеала Я определит направление,
по которому развивается личность в целях
самосовершенствования. Это имеет большое
значение для психолога при выборе методов
коррекции поведения индивида с учетом
личностных ресурсов и степени осознания
имеющихся проблем. Наличие выраженного
внутриличностного конфликта, проявляющегося
значительным расхождением показателей ДМО при
оценке реального и идеального Я, является
свидетельством высокой невротизации.

Методика и открытия американского учёного

Тимоти Лири был популяризатором психоделиков и в первую очередь ЛСД. Он утверждал, что человеку просто необходимо расширять своё сознание. Психоделики – это вещества, которые могут вводить человека в изменённое состояние сознания, однако в целом они считаются неопасными для здоровья и не вызывают привыкания.

При этом до конца остаётся неизвестным, какие именно ощущения будет переживать человек, осуществивший приём психоделика. То есть ощущения могут быть разнообразными, что и является своеобразным преимуществом этих веществ – всегда присутствует элемент таинственности.

Возможно, Тимоти Лири участвовал в секретной программе «МК-Ультра», запущенной ЦРУ в 1950-х годах. Американские спецслужбы в рамках этой программы изучали действие психоделиков и их возможности для манипулирования людьми – в частности, изучался потенциал психоделиков при вербовке агентов и при получении нужной информации на допросах. Зачастую подопытными оказывались случайные люди, даже не подозревавшие о ходе эксперимента.

После того, как правительство США объявило все эксперименты с психоделиками незаконными, Лири продолжал их изучать, принимать и пропагандировать. Это стоило ему академической карьеры. Он ушёл из «официальной» науки, а другие учёные и чиновники начали активную травлю психолога. В результате общественности долгое время не было ничего известно о заслугах Тимоти Лири в других областях психологии.

Так, он стоял у истоков групповой терапии. Тимоти Лири также создал известную ныне теорию коммуникативных игр, однако её зарождение до сих пор принято связывать с Эриком Бёрном, который на самом деле её всего лишь усовершенствовал.

Тимоти Лири являлся одним из первопроходцев идей личностного роста и самоактуализации, которые впоследствии были положены в основу гуманистической психологии. Однако и эта сторона научной деятельности Лири не особенно известна, а развитие упомянутых идей принято связывать с другими учёными. Многие исследователи считают, что Лири занимался тем, что подавал некие новаторские идеи, предоставляя другим научным специалистам возможность их развивать.

Другим направлением научной деятельности Тимоти Лири являлась разработка психологических тестов. Одним из них стал «Тест межличностных отношений», известный сегодня в разных модификациях. Этим тестом до сих пор пользуются даже спецслужбы США. В этом тесте поведение человека представлено схематично в виде круга, разделённого на несколько секторов; главные секторы отображают такие параметры, как доминирование – подчинение и дружелюбие – враждебность. Тест позволяет определить, как человек относится к окружающим, а также как его «идеальное Я» соотносится с его реальной личностью. Также тест позволяет определить психологическую совместимость между партнёрами.

В России известна модификация этого теста, созданная психологом Людмилой Николаевной Собчик.

С разработкой тестов был связан любопытный казус. В 1970 году его приговорили за хранение наркотиков к длительному тюремному сроку – 38 лет. При этом он, как и все заключённые, должен был пройти несколько тестов на профпригодность, чтобы администрация колонии определила, в каких условиях его содержать и на какие работы отправлять. Однако автором этих тестов был сам Лири, поэтому он смог подстроить свои ответы так, что ему определили самые мягкие условия содержания и назначили работы по уборке и благоустройству территорий. Это позволило ему вскоре совершить побег.

В 1989 году в США был снят триллер «Электрошок», главный герой которого после сотрясения мозга становится ясновидящим и с помощью этой способности помогает ловить опасного преступника. Тимоти Лири был на съёмках фильма психологическим консультантом, а также сыграл в нём роль телевизионного христианского проповедника.

Ещё в 1969 году Тимоти Лири привлекался к уголовной ответственности по делу о хранении наркотиков, однако Верховный суд США не подтвердил его виновность. В этот день он баллотировался на пост губернатора Калифорнии, бросив вызов Рональду Рейгану. В своей предвыборной речи он произносил лозунг «Come together, join the party!», то есть «Давайте соберёмся и устроим вечеринку!». После этого «Битлз» записали свою знаменитую песню, взяв за основу и в качестве названия этот лозунг. Песня была написана специально для предвыборной кампании Лири, но того вскоре опять привлекли к суду и теперь уже посадили в тюрьму.

Полоролевой опросник Бем

Инструкция прохождения онлайн-теста на определение психологического пола Сандры Бем: в полоролевом тесте Бем 60 утверждений, ответьте на каждое утверждение «да» или «нет». Не задумывайтесь над ответами, отвечайте, как чувствуете на данный момент.

Для большей уверенности советуем провести этот полоролевой тест не только самостоятельно, но и попросить нескольких близких людей, которые хорошо вас знают и могут охарактеризовать вас по тем же пунктам, пройдя этот опросник онлайн. Со стороны многое видно лучше — результаты опросника или теста могут и отличаться

Возможно, именно благодаря результатам опросника, вы узнаёте о себе что-то важное

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЮ

При попытке выявить оценку учащимися своих
учителей в эксперименте, проведенном в одной
из московских школ, было обнаружено следующее.
В целом образ идеального учителя у большинства
учащихся характеризовался высоким альтруизмом,
ответственно-великодушным стилем
межличностного поведения в сочетании с чертами
лидерства и способностью к сопереживанию (VIII, VII и
I октанты). Обычно такими оценками учащиеся
удостаивали наиболее опытных педагогов с
большим стажем работы.
Учителя, использующие императивно-дидактический
стиль, наделялись большей агрессивностью (III
октант); формально хорошо выполняющие свою
работу, но несколько дистантные по стилю
поведения учителя получали оценку с
преобладанием II октанта (сноб, нарцисс,
самодостаточная личность).
Женщина-педагог чаще идеализировалась учениками
мужского пола, в то время как мужчина-педагог
чаще ученицами-девочками. По данным ДМО, это
проявлялось преобладанием баллов VIII октанта
(великодушие, альтруизм) при оценке личности
обожаемого педагога.
Образ малоуважаемого, низко оцениваемого в
профессиональном плане учителя отражался в
психограмме ДМО пустыми (незаштрихованными) VIII и
VII октантами, что свидетельствовало о
констатации отсутствия у него альтруизма и
способности к сопереживанию в мнении учащихся.
Итак, применение ДМО при дифференцированном
выборе воспитательных мер удобно из-за простоты
и лаконичности. Однако, учитывая незащищенность
методики перед лицом мотивационных искажений и
субъективизма самооценки, следует использовать
в дополнение к нему ИТО, метод цветовых выборов,
тест Сонди и другие психодиагностические
методики.
На сегодняшний день с уверенностью можно
сказать, что тест ДМО является весьма
эффективным инструментом психодиагностического
исследования, нашедшим свое применение в самых
различных сферах прикладной психологии, в том
числе в повседневной работе школьного психолога.

Анкета Изучение состояния психологического климата коллектива

В нашем коллективе проводится изучение состояния психологического климата. Просим Вас принять участие в этом и ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не нужно, так как интерес представляет, прежде всего, общая картина по коллективу. Отметьте номера тех ответов, с которыми Вы согласны. Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа! Благодарим Вас за участие.

  1. Какова, по Вашему мнению, значимость психологического климата при оценке работы коллектива?

а/ очень важен, его обязательно надо учитывать

б/ важен, но на первый план его ставить не нужно

в/ не нужно придавать ему серьезного значения

г/ не могу судить

  1. Оцените влияние общей психологической атмосферы в коллективе на Вашу работу

а/ благоприятствует успешной работе

б/ не оказывает успешного влияния

в/ действует неблагоприятно

г/ не могу судить

  1. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены

Вполне удовлетворен

Отчасти удовлетворен

Не удовлетворен

а/ в целом своей работой

а

б

в

б/ отношениями с коллегами

а

б

в

в/ отношениями с руководителем

а

б

в

г/ общей психологической атмосферой в коллективе

а

б

в

4. Оцените, в какой степени развиты в коллективе перечисленные качества

Развиты хорошо

Средне развиты

Слабо развиты

а/ уважение друг к другу

а

б

в

б/ взаимная требовательность

а

б

в

в/ добросовестное отношение к работе

а

б

в

г/ дисциплинированность

а

б

в

д/ сплоченность в совместном отдыхе

а

б

в

е/ взаимопомощь

а

б

в

ж/ чуткость и внимательное отношение друг к другу

а

б

в

  1. Бывают ли у членов Вашего коллектива конфликты?

а/ с администрацией

б/ с коллегами по работе

в/ конфликты отсутствуют

6

Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 9 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 1 – очень не нравится

В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Если у Вас есть друзья, то где они работают?

а/ в вашем коллективе

б/ в другом учреждении

в/ не работают

г/ обхожусь без друзей

  1. Считаете ли Вы, что атмосфера деловых и личных качеств в Вашей школе

а/ самая лучшая

б/ хорошая

в/ как в других школах

г/ плохая

д/ гораздо хуже, чем в других

е/ не могу сказать

  1. Какое отношение к членам коллектива наиболее характерно для Вашего руководителя:

а/ доброжелательное и уважительное независимо от успехов педагогов

б/ доброжелательное и уважительное только к тем педагогам, которые хорошо работают

в/ отношение к работникам неустойчивое, зависит от настроения

г/ безразличное ко всем

д/ ко всем предвзято, без доверия, часто недоброжелательно

ж/ если иное – допишите

  1. Какие причины, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на психологический климат педагогического коллектива (можно отметить 2-3 причины):

а/ обстановка в стране

б/ условия труда

в/ оплата труда

г/ организация работы

д/ имидж школы

е/ имидж руководителя

ж/ имидж учителя

з/ взаимопонимание членов коллектива

и/ отношения учащихся

к/ отношения родителей

  1. Какими основными качествами/деловыми, личностными/ должен, по Вашему, обладать руководитель? Укажите 3-5 качеств в порядке убывания их ценности для Вас.
  2. Устраивает ли Вас та степень самостоятельности, которая предоставляется Вам в процессе работы?

а/ да, при необходимости я могу принимать самостоятельные решения

б/ моя работа устоявшаяся и необходимости в неожиданных действиях не возникает

в/ действовать самостоятельно удается не всегда, слишком много интересов бывает задето

г/ проявлять самостоятельность у нас трудно – можно встретить непонимание

д/ за нас все решает руководство, мы только исполнители

е/ затрудняюсь ответить

ж/ ваш вариант ответа

  1. Что наиболее отрицательно сказывается на Вашем настроении и работоспособности?

а/ недостатки в организации труда

б/ чувство, что размер получаемой з/платы не соответствует той, которую следовало бы получать за свой труд

в/ несложившиеся отношения с администрацией

г/ чувство неуверенности в своем положении

д/ не очень хорошие отношения в коллективе

е/ социальная неустроенность /проблемы жилья, отдыха/

ж/ затрудняюсь ответить

з/ Ваш вариант ответа

  1. Ваши пожелания по улучшению психологического климата педагогического коллектива.

Приложение № 4

Биография

Тимоти Лири родился в Спрингфилде, штат Массачусетс. Получил образование в университетах Алабамы, Беркли. С весны 1960-го преподавал в Гарварде.

В 1957 г. создал психодиагностическую методику «тест межличностных отношений Лири», которая до сих пор используется в спецслужбах США.

Свою скандальную известность Лири получил за исследование влияния психоделиков на психику и нервную систему человека. Его исследования были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего ЛСД) объявили вне закона. Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического ученого.

Лири получил огромную популярность в разгар движения «хиппи». Со временем в прессе его стали называть «ЛСД-гуру». Собственный психоделический опыт произвел на Лири неизгладимое впечатление. «Я вдруг ощутил, — писал он, — что красота и ужас, прошлое и будущее, бог и дьявол находятся за пределами моего сознания, но внутри меня. За четыре часа я больше узнал о работе человеческого разума, чем за пятнадцать лет профессиональной практики». Лири активно пропагандировал психоделики, выступал с лекциями и написал ряд увлекательных книг, посвященных расширению границ человеческого сознания.

В 1970 г. Верховный Суд США по инициативе доктора Тимоти Лири признал налог на марихуану неконституционным. В 1970 году его арестовали по обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на 38 лет тюремного заключения. Он бежал из тюрьмы, укрылся в Швейцарии, но не получив там убежища, Тимоти вынужден бежать в Афганистан. Прямо в аэропорту Лири был арестован и снова посажен в тюрьму (1972), откуда вышел лишь в 1976 — уже на законных основаниях.

В 1980-е годы Лири увлекся компьютерами, которые заменили ему ЛСД; и даже создал ряд программных продуктов. Скончался Тимоти Лири 31 мая 1996 года от рака простаты. Процесс умирания был записан на видео по просьбе умирающего. Последняя фраза, которую произнес Лири перед смертью была «почему бы и нет?».

Биографы Лири говорят, что в свою яркую и насыщенную жизнь он сумел вместить тысячи жизней, предстать во множестве ипостасей. Известной стала фраза Лири, высказанная в интервью журналу «The Realist»: «Каждый получает такого Тимоти Лири, какого заслуживает».

Взгляды Лири разделял английский писатель Олдос Хаксли (он тоже являлся сторонником теории «расширения сознания». Переписку Олдоса Хаксли и Тимоти Лири можно найти в книге «Искушение Будущим»). Его творчество повлияло на формирование взглядов многих известных людей, среди них Роберт Уилсон и Роберт Турман.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Тест на психологический пол:

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые традиционно связываются с типично мужской или женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как в основном мужские характеристики), как оказалось, коррелируют с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Неслучайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя приобретение тех или иных типично мужских или женских психологических черт происходит в результате совместного влияния биологического и социального факторов. В этом контексте психологический пол (гендер) отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трёх основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность.

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности.

Фемининность.

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др

Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам

Андрогинность.

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем чётко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector