Словарь психологии: 200 фундаментальных понятий

Предмет психологии. Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций

При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий

Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Резюме

Расстройства психики подростков и взрослых похожи. Но дети в данном случае требуют особо пристального внимания и чуткости. Подростки часто скрывают свое состояние, поэтому родителям приходится самим разгадывать их крики и психи. На психику мальчиков и девочек влияет множество факторов: ситуация в семье, формирование отношений в обществе, стрессы, сложности в учебе, физиологические особенности роста. Следует также учесть, что для диагностики и лечения заболеваний психики у подрастающего поколения очень важен возраст: например, регулярные истерики перед родителями для ребенка в 2-3 года являются обычным делом, не патологией. А вот для подросткового возраста это уже отклонение от нормы. Для определения расстройств у детей используются специальные тесты на психику

«Психом» после визита к специалисту никто ребенка не назовет, а вот проверить его внутреннее состояние очень важно. Стереотип о том, что к психологу и психотерапевту ходят только сумасшедшие, уходит в прошлое

Внимание к своему здоровью, в том числе душевному, может существенно улучшить жизнь и взрослому, и ребенку

Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений

Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Для современной психологии поиск предмета психологии по-прежнему остаётся актуальным.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
  • Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (глубинная психология: психоанализ — Зигмунд Фрейд, индивидуальная психология — Альфред Адлер, аналитическая психология — Карл Густав Юнг)
  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
  • Проблемы бытия человека (гуманистическая психология, включая экзистенциальную психологию — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, онтопсихологию – Антонио Менегетти и позитивную психологию — Мартин Селигман)
  • Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и другие)
  • По мнению Мазилова В. А. предметом научной психологии целесообразно считать внутренний мир человека

В переносном значении

Что значит слово-паразит? Значит это очень многое, особенно если таким словом становится не совсем обычная лексема, например:

«Елки-палки». Вот слово-паразит, которое используется для усиления эмоциональной нагрузки и привлечения к себе внимания

«Это самое»
Такое выражение можно растолковать как неспособность найти нужное выражение или как попытку осторожно привлечь к себе внимание. «На самом деле»
Это попытка показать свое превосходство над другими и показаться умнее

«Сами понимаете». С психологической точки зрения, это выражение указывает на неуверенность в сказанном, робость, попытку оправдать себя, на низкую самооценку. «Детский сад». Такое слово-паразит используют люди, которые пытаются показаться в более выгодном свете и оказаться лучше окружающих. Это знак того, что собеседнику не хватает весомых аргументов, но он не желает признавать свою ошибку.

В словаре Д.Н. Ушакова

ПСИХОЛО́ГИЯ, психологии, мн. нет, ·жен. (·греч. psyche — душа и logos — учение) (·книж. ). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится

Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.

  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».

Детская психология.

  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».

Саморазвитие.

  • Хэл Элрод «Магия утра».
  • Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».

Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.

Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.

Дополнительная информация:

  • Что такое психотипы личности и какие существуют?
  • Что такое психотерапия и что стоит о ней узнать перед началом?
  • Что такое психологический портрет личности?
  • Что такое психологическая помощь, кому и когда нужна?
  • Что такое психологическая травма и чем она опасна?
  • Что такое реверсивная психология и на ком она работает?
  • Что такое психиатрия и кто такой психиатр?
  • Что такое психологическое консультирование и его виды?
  • Что такое посттравматический синдром и что с ним делать?
  • Что такое психология масс и психология толпы?

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

Как избавиться от слов-паразитов в речи?

Если вы заметили у себя такие конструкции, лучше избавьтесь от них. А сделать это можно следующими способами:

  • Попробуйте записать на диктофон свою речь. Возможно, его прослушивание вас сильно удивит.
  • Если вы планируете выступить публично, лучше провести несколько репетиций и составить детальный план вашего доклада.
  • Расширьте свой словарный запас. Чаще пересказывайте крупные объемы информации вслух, общайтесь с образованными людьми, читайте классическую литературу.
  • Заменяйте слова-паразиты, это может даже стать забавной игрой. Для этого необходимо каждый раз, когда вы хотите сказать свое «любимое словечко», заменять его новым, найденным в словаре словом.
  • Постоянно контролируйте себя. Употреблять слова-паразиты — дурная привычка, и чтобы избавиться от нее, нужно приложить немало усилий.

С точки зрения психологии, отсутствие слов-паразитов — это признак эрудиции, богатого словарного запаса человека и его образованности, а также уважительного отношения к своему собеседнику.

Что такое психология своими словами кратко. Психология — это наука о человеке и личности

Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития психики человека в разных условиях и этапах жизни; как она будет проявляться у всего человечества и отдельной личности. Для того чтобы собрать информацию, учёные использую такие методы :

  1. наблюдение – самый простой метод, который заключается в описании того, что происходит на момент какой-то ситуации или длительного жизненного периода;
  2. эксперимент – бывает естественный (в природных условиях с привнесением небольших изменений от специалистов) и лабораторный (происходит в штучно созданных условиях);
  3. анализ творчества человека – через него неосознанно проявляется состояние психики;
  4. тесты и задание различного характера;
  5. беседа – открытое общение между психологом и клиентом;
  6. интервью – специалист задаёт чётко сформированные вопросы.

Научные наработки из области психологии применяются и в практике . Создаются методы диагностики эмоционального состояние клиента, а также выявления нарушения памяти, внимания, мышления, волевой сферы.

Научные психологи думают над правильным построением консультации, чтобы получить нужные данные, и чтобы при этом клиент чувствовал себя комфортно.

Один из важных пунктов практической психологии является коррекция проблем психики , и человека в частности. А также терапия , если нужны более длительные сеансы, чтобы лучше разобраться с причиной, сильными неприятными ощущениями.

Как любая отрасль, которая имеет отношение к заботе о здоровье, эта наука создаёт перечень условий для психики человека, которых нужно придерживаться в организации учебного процесса, работы.

Ведутся профилактические лекции и существуют индивидуальные занятия, на которых рассказывают, как уберечь себя от неврозов , проблем в отношениях, бессонницы и других последствий нарушения психики.

Не стоит забывать о развитии человека с самого детства. Именно психология создаёт и придумывает всё новые рекомендации, как воспитывать ребёнка, улучшить его речь и мышление.

Со временем подростков, юношей и взрослых людей интересует, как развить в себе те или иные черты личности. И тут же наука приходит на помощь и предоставляет большое количество книг, тренингов и сеансов тет-а-тет с психологом.

Психология призвана научить людей правильно себя вести

Что волнует человека, попавшего в коллектив, в первую очередь? Сможет ли он сосуществовать в нём без конфликтов, комфортно ли ему будет работать бок о бок с новыми людьми и удастся ли сплотить весь коллектив. В любом коллективе есть лидер, развито соперничество и сотрудничество, и от того, как будут построены взаимоотношения, будет зависеть микроклимат в коллективе.

Благодаря психологической науке можно понять, почему происходит паника, как её можно предотвратить, какие необходимо совершить действия, чтобы избежать лишних жертв при пожарах и крушениях, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях

Важно понять, насколько развита сплочённость коллектива, чтобы выполнить определённое действие. В классном коллективе школы важно знать, кто может стать организатором и лидером. Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности

Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает. В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология. Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях

Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности. Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает

В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология. Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях.

Психология это простыми словами. Что такое психология

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью . Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика , – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте , мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа . Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение . Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector