Теории личности в психологии

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные  взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

Грузинская школа. Узнадзе.

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки”, которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Основные теории личности в психологии

Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.

Психодинамическая теория

В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.

Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:

  1. Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
  2. Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
  3. Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.

Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Аналитическая теория

Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.

К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.

В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:

  • бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
  • бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
  • сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.

Гуманистическая теория

Абрахам Маслоу изучал преимущественно позитивные стороны поведения людей, стремящихся наиболее полно выявить и развить свои личностные возможности

Это позволило ему продвигать гуманистический взгляд на человеческую природу и направить внимание научной общественности на здоровых, самореализовавшихся индивидуумов

Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:

  • любовь;
  • альтруизм;
  • творческий подход в решении многих задач;
  • создание нетрадиционных идей.

Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.

Маслоу представляет следующие модели личности:

  • идеальное «Я» — мысли и чувства, настроения и размышления, к которым человек стремится ради раскрытия своего внутреннего резерва;
  • реальное «Я» — переживания и размышления, характерные для настоящего момента.

Согласно гуманистической теории Маслоу, личность — это представление внутреннего человеческого «Я». А ее структура — сочетание идеального с реальным «Я».

Когнитивная теория

Когнитивная теория личности и познания, разработанная американским психологом Джорджем Келли в 50-х годах, занимается психологическими причинами действий. Келли предположил, что о людях можно судить психологически по полюсам сходства-несходства, которые он назвал личными конструктами.

Главный постулат теории состоит в том, что уникальные психологические процессы человека определяются тем, как он предвидит события. Келли считал, что ожидание и предсказание являются основными факторами, влияющими на наш разум. Люди строят теории о других людях, чтобы иметь возможность лучше предсказывать их действия. Этому же может научить курс Викиум «Профайлинг».

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.

Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

Современные теории личности

Если подойти к описанию и определению современных теорий личности формально, то согласно схеме, представленной на рисунке 25, можно увидеть, что существует как минимум пять различных причин для разделения теорий личности на группы, и согласно каждой из этих причин можно выделить две или три группы теорий личности.

Линии на диаграмме, соединяющие различные типы теорий личности, показывают, что теории личности, выделяемые по одному признаку, могут быть сгруппированы (разделены) и по другому признаку. Например, психодинамические теории могут быть одновременно экспериментальными и неэкспериментальными. То же самое справедливо для социодинамических и интеракционистских теорий личности. Более того, каждая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям, и полное описание теории по этой схеме получается, если двигаться по линиям сверху вниз и последовательно оценивать одну и ту же теорию по различным основаниям. Например, гуманистические теории личности — это неэкспериментальные теории, которые представляют как структуру, так и динамику личности, они относятся как к детству, так и к взрослой жизни, и описывают психологические свойства личности. Обратимся к классификации теорий личности по индивидуальным основаниям.

Первая основа — это то, как та или иная теория объясняет поведение человека. В соответствии с этим теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.

Психодинамические теории называют теориями личности, в которых человек как личность представлен и описан в терминах, характеризующих его психологию или внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля и т.д. Объяснение человеческого поведения в этих теориях дается исключительно изнутри, то есть с учетом психологии (или физиологии) человека. Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он находится в данный момент, не учитывается в теориях такого рода.

Формирование и развитие личности человека представляется в психодинамических теориях как изменение его психики, а не как его поведение или реакции на внешние воздействия, то есть исключительно как динамика внутреннего мира (отсюда и название этих теорий — психодинамические).

Известными примерами социодинамических теорий являются психоаналитическая теория личности 3. Фрейда и теория черт личности Г. Оллпорта и Р. Кеттела.

Социодинамические теории называют теориями личности, которые подчеркивают внешний, поведенческий подход к личности человека. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения человека, его привычки, действия, поступки и реакции на различные ситуации. Объяснения поведения в рамках теорий этого типа также даются со ссылкой на ситуацию (предполагается, что ситуация определяет поведение человека, а не его внутренний, психологический мир, то есть предполагается, что изменения, происходящие в данной ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении).

В рамках этих теорий вопрос о возникновении и развитии человека как личности решается следующим образом: стабильные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием социальной среды или определенных ситуаций, являются изменениями в его личности. Примером социодинамической теории личности является теория Б. Скиннера и А. Бандуры, основанная на идеях социального бихевиоризма.

Интеракционистские (взаимодействующие) теории — это теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его возникновения и развития как личности учитываются как внутренние, психологические характеристики конкретного человека, так и его внешне наблюдаемое поведение. Итерационистские теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями. Примером такой теории является теория социальных ролей, разработанная Э. Берном1.

Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при
характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности.
По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных
различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных,
т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания,
стили психической деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов
выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего
развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет
свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных
установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой
жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в
психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности
выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно
развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями,
т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности

Таким
образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается
произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых
человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека
— это психология личности

Следующим важным положением для психологической концепции
личности является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через
внутренние условия, сформированные в нем ранее, даже под влиянием внешних
воздействий. По поводу этого положения С.Л. Рубинштейн отмечает, что «чем
«выше» мы поднимаемся — от неорганической к органической природе, от
живых организмов к человеку — тем сложнее становится внутренняя природа явлений
и тем больший удельный вес приобретают внутренние условия по отношению к
внешним». Именно эта методологическая позиция, заимствованная у С.Л.
Рубинштейна, делает понятной известную формулу: «Личностью не рождаются —
ею становятся». Психические качества личности не являются врожденными, они
формируются и развиваются в процессе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л.
Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:

  1. психические особенности личности в ее поведении,
    в действиях и поступках, которые она совершает, проявляются и формируются
    одновременно»,
  2. психический облик личности во всем многообразии
    ее свойств определяется реальным существованием, образом жизни и формируется в
    определенной деятельности;
  3. процесс изучения психического образа личности
    предполагает решение трех вопросов:

    1. Чего хочет личность, что для нее привлекательно,
      к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей,
      потребностей, интересов и идеалов;
    1. Что может сделать личность? Это вопрос о
      способностях человека, о его дарах, о его наделении,
    1. То, что представляет собой личность, каковы ее
      тенденции и установки, стало плотью и кровью и утвердилось в качестве
      центральных характеристик личности. Это вопрос характера.

Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,
что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они
сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в
однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в
характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной
сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а
наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к
ней.

Способности и характер также тесно связаны между собой.
Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и
решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты
характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются
через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера —
решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все
стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют
неразрывное целое.

Зарубежная психология

В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.

Биологизаторский подход

В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.

Теория С. Хола

В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.

Теория З. Фрейда

Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.

Социогенетический подход

Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.

Теория К. Левина

Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.

Психогенетический подход

Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.

Теория Э. Эриксона

Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.

Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса

Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.

Теории специфики личности

Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.

Теория Р. Кеттела

Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).


Опорные черты личности по Р. Кеттелу

Теория Г. Айзенка

Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:

  • экстраверсия (интроверсия);
  • нейротизм (стабильность или нестабильность эмоциональной сферы).

Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).

Типы личности по Айзенку

Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.

Школа Лурия, школа нейропсихологии.

Роль речи в развитии произвольных психических процессов.

Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:

  1. Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
  2. Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
  3. Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.

Классификация теорий

Психологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.

Психологи занимаются личностными проблемами

Человек как индивидуальность

Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.

Теории, изучающие классы людей

Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector