Теория социального научения а. бандуры

Психология речи. — Теории научения.

Теории научения.

В теории научения утверждается, что подражание и подкрепление являются основ­ными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подра­жание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамма­тического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

По мнению одного из представителей данной теории Д.Уотсона, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно становятся внутренними мыслительными реакциями.

Ранние бихевиористы не сомневались в том, что речь всецело определяется той средой, в которую помещен ребенок. Согласно таким представлениям, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет (т.е. по принципу оперантного обусловливания).

Однако, если подобные механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучения языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалось все то бесконечное разнообразие фраз, которое человек конструирует и произносит в течение всей жизни.

Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей. Тем самым они принижают значение социального подкрепления и активного вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций.

Такие механизмы, может быть, и позволяют объяснить появление у человека каких-то речевых оборотов или характерного местного говора у людей, живущих в разных областях, но говорящих на одном языке. Однако, если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно воспроизводила бы грамматически правильную (по крайней мере, в теории) “родительскую модель”. На самом же деле это совсем не так. Чаще всего ребенок сначала произносит какие-то оригинальные и часто неправильные фразы, но затем он сам корректирует их с грамматической точки зрения независимо от того, что ему навязывают родители.

Таким образом, данная теория не в состоянии удовлетворительно и пол­ностью объяснить процесс усвоения языка, в частности — ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходи­мы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретеныв результате научения (по крайней мере, до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское слово­творчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригиналь­ные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения, трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

<< Предыдущая — Следующая >>

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Торндайк Эдвард

Американский зоопсихолог, психолог и педагог. Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания.

Лекции К.Л. Моргана, прочитанные им в 1896 году в Гарвардском университете, «… побудили Э. Торндайка начать изучение рассудочной деятельности животных. Однажды Морган рассказал Торндайку, как его собака Тоби научилась открывать задвижку на садовой калитке, просовывая голову между рейками штакетника. Торндайк разработал способы повторения этого наблюдения в контролируемых лабораторных условиях. В его опытах кошки, крысы, собаки и другие животных открывали сложные запоры и задвижки, справлялись со сложными механизмами, однако сами эти механизмы чаще всего были недоступны восприятию животного. Например, кошка помещалась в клетку, откуда она могла выбраться, только потянув за верёвку, открывающую дверку. В результате беспорядочных попыток найти выход кошка случайно дёргала за верёвку и выбиралась наружу. После многих таких попыток кошка обучалась дергать за верёвку сразу после того, как оказывалась в клетке. Торндайк считал, что такое поведение может сформироваться на основе «самодрессировки», но понимание ситуации в целом животным недоступно. Исследования Торндайка были обобщены в его книге «Animal Intelligence» (1911), а его теории не менее полувека господствовали как в психологии животных, так и в психологии воспитания. Типичным для крайних приверженцев бихевиоризма было описание любого сложного поведения, в том числе и человеческого, в понятиях «стимул-реакция»».

Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 14.

В 1901 году Эдвард Торндайк так подвёл итог своим экспериментам: «Обезьяны плохо обезьянничают» («monkey don’t ape»). Или: будучи активными, обезьяны не столько подражают, сколько непрерывно делают новые пробы и, в итоге, способны вырабатывать весьма сложные формы поведения.

Бертран Рассел не без юмора воспринял разницу между взглядами бихевиористов и гештальтистов (например, немца Вольфганга Кёлера). Он писал: «Животные, которых изучали американцы, бешено прыгают с невероятным напором и темпераментом, и наконец, случайно получают желаемый результат. А животные, которых наблюдали немцы, сидят спокойно, думают и в конце концов выдают решение из своего внутреннего сознания».

Цитируется по: Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 19.

Интересно, что именно Эдвард Торндайк первым заметил, что все очень охотно говорят об уме животных и никто не говорит об их глупости (а значит, и не исследует…).

В литературе существуют два диаметрально противоположных мнения, и оба основывают свои притязания на массе доказательств. Согласно одному из них, которое с жаром поддерживал американец Торндайк, ум есть совершенно разнородное собрание способностей, которые как бы лежат друг подле друга, но, в самом строгом смысле слова, остаются независимыми одна от другой. Противоположное мнение, защищаемое американцем Спирменом, с роскошным аппаратом математических формул, сводится к тому, что ум един, что в каждом из нас существует способность, которую можно назвать общей интеллигентностью, и что существует соответствие между степенями всех наших способностей, даже наиболее друг от друга удалённых; оно существует, например, между лёгкостью, с которой мы воспринимаем ощущения, и нашим умением выпутываться из разных житейских дел».

Альфред Бине, Измерение умственных способностей, СПб, «Союз», 1999 г., с. 241.

Учитель: Ульям Джеймс.

См. концепцию «проб и ошибок» по Александру Бэну.

Практическое применение теории оперантного научения

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении. Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения.

Принципы теории оперантного научения:

  1. Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально.
  2. Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения.
  3. Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху.
  4. Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов.

Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как:

  1. В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий.
  2. В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов.
  3. В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений.
  4. В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом

Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Оральная фаза

Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление — поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать различие между выражением удовольствия и неудовольствия. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Латентный период

После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру.

Ребенок проходит через множество изменений в развитии в течение этих лет, и сексуальная латентность скорее относительна, чем абсолютна. В некоторой степени ребенок отказался, разрешил или подавил либидные желания эдиповой фазы из-за развития Эго и Суперэго. Теперь родительские ожидания и запреты воспринимаются им более последовательно, как требования, направленные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения

Оглавление книги открыть закрыть

Экзаменационные билеты по медицинской психологии1. Предмет и задачи медицинской психологии – кратко2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии – кратко3. Методы исследования в медицинской психологии – кратко4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога – кратко5. Определения понятия и критериев психического здоровья – кратко6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю – кратко7. Подходы к определению психической нормы – кратко8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни – кратко9. Определение понятий симптома и синдрома – кратко10. Диагностические принципы – альтернативыСовременная классификация и виды психических расстройств – кратко13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга – кратко14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний – кратко15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний – кратко16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний – кратко17. Теория стресса Г. Селье – кратко18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) – кратко19. Виды стрессоров и стрессовых реакций – кратко20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний – кратко21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. – кратко22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости – кратко24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии – кратко25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений – кратко26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности – кратко27. Модель психической патологии в поведенческом подходе – кратко28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств – кратко29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры – кратко30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера – кратко31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку – кратко32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека – кратко33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека – кратко34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека – кратко35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса – кратко36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе – кратко37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах – кратко38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу – кратко39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств – кратко40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу – кратко41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств – кратко42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) – кратко43. Теория «навешивания ярлыков» – кратко44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) – кратко45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период – кратко46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики – кратко47. Проблема развития и строения ВПФ – кратко48. Проблема соотношения биологического и социального – кратко49. Проблема развития и распада психики – кратко50. История развития медицинской психологии в СССР – кратко История развития клинической психологии как науки

Что же такое обучение

Обучение — это развитие адаптивного поведения в процессе онтогенеза. Обучение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Память необходима для обучения, поскольку она является механизмом, с помощью которого накапливается прошлый опыт и может быть источником адаптивного поведения. Обучение занимает определенное время и реализуется нейрофизиологическими механизмами на разных уровнях: межклеточном, внутриклеточном, молекулярном.

Существуют различные классификации обучения. Все виды обучения делятся на две группы.

Пеассоциативное и ассоциативное, кроме того, различают простое и сложное обучение. В соответствии с критерием активности животного или человека в процессе обучения выделяют 4 группы обучения.

Пассивное (реактивное) обучение происходит всякий раз, когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, не прилагая особых усилий, и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. К формам пассивного обучения относятся привыкание, сенсибилизация, импринтинг и классические условные рефлексы.

Оперантное обучение (от лат. oratio — действие) — это обучение, при котором организм достигает полезного результата посредством активного поведения. Существует три типа оперантного обучения — метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самовыражение.

Когнитивное обучение (рассуждение) основано на формировании функциональной структуры среды, то есть на познании законов связей между отдельными ее компонентами. Когнитивное обучение включает в себя: Обучение посредством наблюдения, инференциальной деятельности и психоаналитической деятельности. Некоторые исследователи относят вероятностное прогнозирование к этой форме обучения.

Инсайт-обучение — это внезапное нестандартное правильное решение проблемы. Этот тип обучения является результатом объединения опыта, хранящегося в памяти, с информацией, доступной человеку при решении проблемы.

В определенных ситуациях человек обычно использует более одного вида обучения для достижения адаптивного результата.

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.

Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.

Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.

Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение

Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector