Теория джеймса – ланге

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Теория Джеймса — Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

Мотивационная теория эмоций р.У. Липера

Он выносил
на обсуждение тот факт, что, “не
прибегая к мотивационному критерию, мы
не способны различать те процессы,
которые мы называем эмоциями, и ряд
других процессов, которые мы к эмоциям
не относим”.

Липер
полагал, что среди мотивов возможно
выделение двух типов. Это эмоциональные
и физиологические мотивы. При этом он
подчеркивал, что физиологические мотивы
могут зависеть от внутреннего состояния
организма (голод, жажда), а могут зависеть
от внешней стимуляции (боль от механического
удара). А эмоциональные мотивы зависят
от психических процессов. Основным
различием между этими типами мотивов
Липер предлагал считать то, что
эмоциональные мотивы – “это процессы,
которые зависят от сигналов, … напоминающих
раздражители, вызывающие перцептивные
или когнитивные процессы; это процессы,
которые могут возбуждаться даже очень
легкими и слабыми внешними раздражителями…”.
А физиологические мотивы – это процессы,
которые зависят либо от особенных,
специфических химических условий внутри
организма, либо от сильного раздражения
извне.

Вклад в развитие психологии

Книга Джеймса «Принципы» – это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:

  • «Многообразие религиозного опыта»,
  • «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».

Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.

Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем

Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям

Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.

Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.

Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды

Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами. Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности

Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.

Замечание 2

Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».

Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.

Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.

Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.

Положительное и отрицательное действие

Эмоции имеют власть над мыслями. Первое «прочтение» новой ситуации происходит через них. Они закладывают основу для будущего мышления.

Тот факт, что эмоции появляются «до познания» (то есть до мыслей), полезен для человека. Когда надвигаются угрозы, нет времени думать.

Эмоции «овладевают» людьми, вызывают мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая отрицательные результаты.

Способность помогает в принятии решений, служит источником мотивации для выбора и принятия соответствующих действий. Отношение эмоций к мотивам поступков изучал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Теория эмоций Кэннона — Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Потребностно-информационная теория эмоций[ | ]

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»

. Это утверждение можно представить в виде формулы:Э = −П × (Ин − Ис) ,

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Ис<�Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин — положительный.

Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций

Эмоции
являются целостной реакцией мозга,
формирующейся на основе объединения
(интеграции) различных структур мозга:
подкорковых образований и коры.

Генез
возникновения эмоционального состояния
может быть представлен следующим
образом.

Эндогенные
эмоции. Эмоциональные возбуждения,
являясь неотъемлемым компонентом
биологических мотиваций, возникают
первично в мотивационных центрах
гипоталамуса, а затем генерализованно
распространяются в восходящем направлении
на лимбические структура и кору большого
мозга. Формируются субъективные
специфические ощущения потребностей
голода, жажды, страха, полового возбуждения
и др. Распространяясь в восходящем
направлении, эмоциональные возбуждения
вторично достигают корковых клеток,
оказывая тем самым существенное влияние
на поведение.

Экзогенные
эмоции

Эмоциональные
реакции возникают под первичным влиянием
внешних воздействий. В этом случае
возбуждения, вызванные действием на
организм внешних факторов, первично по
специфическим сенсорным путям достигают
клеток соответствующих проекционных
зон коры большого мозга и активируют
корковые механизмы памяти. Только после
этого возбуждения распространяются в
нисходящем направлении на эмоциогенные
подкорковые и, в частности, лимбические
центры, формируя в зависимости от внешних
воздействий и следов памяти в одних
случаях положительные, а в других —
отрицательные эмоциональные реакции
субъекта.

Во
всех случаях формирования эмоций — на
внутренней метаболической основе или
на основе внешних воздействий и механизмов
памяти — эмоции имеют единый механизм:
восходящие активирующие влияния
эмоциональных подкорковых центров на
кору большого мозга. Эмоциональное
состояние представляет собой организованный
комплекс возбуждения корково-подкорковых
образований, обеспечивающий субъективную
окраску поведенческих актов.

Происхождение

Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.

Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.

В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.

Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.

К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.

завод

-Основы психологии (1890)

— Психология (краткий курс) (1892)

-Воля к вере и другие очерки в популярной философии (1897)

— Бессмертие человека: два предполагаемых возражения против доктрины (Лекция Ингерсолла, 1897)

— Воля к вере, человеческое бессмертие (1956) Публикации Dover, ISBN 0-486-20291-7

— Беседы с учителями по психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899)

— Разнообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы

— Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

— Плюралистическая вселенная (1909)

-Значение истины: продолжение «Прагматизма» (1909)

Работы опубликованы посмертно

— Некоторые проблемы философии: начало введения в философию (1911)

— Воспоминания и Исследования (1911)

— Очерки радикального эмпиризма (1912)

— Письма Уильяма Джеймса (1920)

— Сборник очерков и обзоров (1920)

— Переписка Уильяма Джеймса (1992-2004)

— «Дилемма детерминизма»

* Работы взяты с сайта Википедии

ссылки

  1. Ричардсон, Р.Д. (2006) Уильям Джеймс: В водовороте американского модернизма: биография. Нью-Йорк, Компания Хафтон Миффлин. Получено 18 января 2017 года из Google Книг.
  2. Саймон Л. (1998) Подлинная реальность: жизнь Уильяма Джеймса. Нью-Йорк, Harcourt Brace & Company. Получено 17 января 2017 года из Google Книг.
  3. Кафедра психологии Гарвардского университета. Взято из психологии.fas.harvard.edu.
  4. 6. «Жизнь в переходах» Уильям Джеймс, 1842-1910. Веб-версия выставки, куратором которой является Линда Саймон. Взято с hcl.harvard.edu.
  5. Джеймс, W. Прагматизм и концепция истины.
  6. Джеймс В., Бауэрс Ф., Скрупскелис И.К.. Смысл истины (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.
  7. Джеймс, W. прагматизм (1975). Кембридж, издательство Гарвардского университета.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Критика

Получается, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, не совсем работает. Хотя, безусловно, психологи применяют ее в своей практике. Результат, как правило, чаще всего положительный. Однако им всегда приходится учитывать происхождение человека, культурное наследие и его место обитания.

Эта теория показывает возможность управления эмоциями и внутренними чувствами. Человек действительно способен при определенном настрое совершать действия, характерные для того или иного внутреннего чувства. Таким способом он вызывает и сами чувства.

Эту теорию критиковали физиологи: Шеррингтон Ч. С., Кеннон У. и другие. Они основывались на данные, полученные в экспериментах с животными, которые свидетельствовали, что одни и те же периферические изменения, происходят при разных эмоциях и состояниях, не связанных с эмоциями. Выготский Л. С. тоже подверг эту теорию критике из-за противопоставления элементарных (низших) эмоций истинным переживаниям человека (высшим, эстетическим, интеллектуальным, нравственным).

голоса

Рейтинг статьи

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Положительное и отрицательное действие

Эмоции имеют власть над мыслями. Первое «прочтение» новой ситуации происходит через них. Они закладывают основу для будущего мышления.

Тот факт, что эмоции появляются «до познания» (то есть до мыслей), полезен для человека. Когда надвигаются угрозы, нет времени думать.

Эмоции «овладевают» людьми, вызывают мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая отрицательные результаты.

Способность помогает в принятии решений, служит источником мотивации для выбора и принятия соответствующих действий. Отношение эмоций к мотивам поступков изучал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.

Методы развития

Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.

Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:

  1. Самоменеджмент.
  2. Самосознание.
  3. Общественное признание.
  4. Управление отношениями.

Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

  • повышает кровяное давление;
  • подавляет иммунную систему;
  • увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
  • провоцирует бесплодие;
  • ускоряет старение.

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector