Методы психотерапии и консультирования

Трудности краткосрочного психологического консультирования в различных контекстах и их преодоление

Практикуемая нами модель КПК, исходя из истории своего создания в клинических условиях, состоит из трех этапов, описанных выше: 1) вводный, ознакомительный; 2) основной, психокоррекционный; 3) заключительный. В случае единственной встречи она также подразделяется логически на эти составные части.

В условиях психологической консультации, куда могут обращаться люди с трудностями в различных жизненных ситуациях, гораздо сложнее оказалось, во-первых, выявлять возможности именно для краткосрочной работы. Автору пришлось создавать основные принципы реализации КПК для разных контекстов своей работы, учитывая и опыт других авторов (Нардонэ., Вацлавик, 2006; Доморацкий, 2008) . Были также выработаны специальные навыки и умения, а также интегрированы в практику соответствующие задачам КПК методы и техники различных психотерапевтических подходов.

Во-вторых, встал вопрос о критериях, определяющих эффективность КПК: что считать хорошей и достаточной работой психолога, когда, в отличие от клиники (там критерии – улучшение состояния здоровья и повышение социальной активности пациента), контекстуальной составляющей это не отражается в полной мере, т.к. психолог с окружающим миром клиента консультации обычно не контактирует. Критерием оценки работы психолога нами принята точка зрения клиента: он сам определяет результативность своей работы с психологом относительно тех задач, которые они ставят и решают в процессе КПК.

Для организации подобного взаимодействия понадобилось формирование специальной профессиональной «позиции краткосрочного консультанта». Для обучения такой позиции нами была разработана специальная программа переподготовки под курацией опытного краткосрочного консультанта.

Запросы на КПК иногда предъявляются прямо, а в большинстве случаев их приходится выявлять самому психологу, исходя из различных вариантов запроса клиента. Например, в таких, наиболее часто встречающихся, как:

  • клиент сразу говорит о своей готовности на встречи с психологом только один или несколько (малое число) раз;
  • клиент вообще не мотивирован на работу с психологом: его привели или прислали те, кто считает, что ему нужна помощь такого специалиста;
  • клиент заявляет проблему, относящуюся к работе психолога лишь косвенно: его больше беспокоят, например, социальные, медицинские, юридические или др. вопросы;
  • клиент заявляет о ситуации, которая для него трудна, но не может быть ликвидирована полностью: например, хроническое заболевание у него или у его близких, социальное неблагополучие семьи, смена или лишение работы и др.;
  • клиент просит помощи для урегулирования отношений с другим человеком, который сам прийти к психологу не может или не хочет;
  • клиент выступает как «полномочный представитель», например, семейной системы или группы коллег;
  • клиентом является семья или группа лиц, связанных определенными отношениями, которые предъявляются как требующие изменения;
  • клиентом является психолог: опытный коллега или студент, проходящий подготовку в области практической психологии.

Суть краткосрочной психотерапии

Когда терапевт и клиент пытаются добраться из точки А (проблема, которая привела человека в терапию) в точку Б (решение, которое завершает терапию) прямым, экономным и эффективным путем, мы говорим, что они сознательно участвуют в краткосрочной терапии.

С точки зрения настоящей, высшей этики психотерапии, выбранный терапевтом подход должен быть быстрым и полезным, ничего постороннего, никакого хождения вокруг да около. Это означает, что терапевт и клиент должны делать всё, что приближает к решению проблемы клиента. И не должны делать ничего, что к решению не приближает.

Таким образом очевидно, что долгие разговоры об истории проблемы клиента или «распивание чаев и отлеживание кушеток» не приближает к решению. Это как если бы вместо того, чтобы быстро вытащить занозу, врач бы часами и месяцами расспрашивал своего пациента, как он познакомился с занозой, что думал в момент попадания занозы в кожу и т.д.

С точки зрения здравого смысла это звучит абсурдно, однако в угоду своим сложным теоретическим построениям множество школ психотерапии занимается «заклинанием заноз».

Как писал Блум (Bloom, 1992, p. 3):

А вот как описывает это де Шазер (1991а) :

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Разграничение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия “психологическое консультирование” и “психотерапия” как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов

Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

• консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что “человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста” (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

• консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

• консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

• в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

• консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Психологическое консультирование плачущих клиентов

Особенности консультирования плачущих клиентов — в том, что не нужно любым способом стараться их утешить, пусть дадут волю своим эмоциям и проживут их. Конечно, слезы очень мешают правильно построить взаимодействие, и консультирование при плачущих клиентах — это определенное испытание для психолога.

Во время психологического консультирования плачущего клиента психолог не должен принимать его слезы на свой счет. Человек плачет из-за проблем, лежащих в его зоне ответственности. 

Консультирование плачущих клиентов, чаще женщин, показывает, что люди кроме как от свалившихся на них проблем, могут плакать от злости. А злости лучше дать выйти наружу, чтобы она не мешала поиску конструктивного выхода из проблемной ситуации.

Консультирование плачущего клиента сначала позволяет ему выплакаться вволю, и только потом приступить к обсуждению своих проблем с консультантом.

Бесплатный урок с практикующим коучем

Записаться

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Не под одну гребенку

Психотерапевты, психологи-консультанты ни в коем случае не оперируют единым подходом к нам всем таким разным, наделенным яркой индивидуальностью. Главное отличие разумных практик заключается в том, что некоторые барышни способны стать откровенными и открытыми только тет-а-тет со специалистами.

Другим важнее публика, группа, соратники, друзья по беде и по духу. К таким личностям лучше искать подход во время командных занятий, где они могут стать и «театром одного актера», и «трибуном», и «оратором», «и тенью отца Гамлета», и «бледной, жадно впитывающей чужие рассказы мышкой», а то и «молью».

Клиенту надо дать то, что ему поможет, с другими участниками процедуры или наедине, среди декораций или в уютно обставленном, располагающем к беседе кабинете. Французы в таких случаях говорят: à la guerre comme à la guerre — алягер-ком-алягер или «на войне как на войне», когда все средства хороши в борьбе с собой, засасываемой в воронку проблем и со следствием, выражающемся частенько в не совсем адекватном поведении.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Подходы к психологическому «станку» здесь хороши разнообразные:

  • транзактный анализ и его зерно, таящееся в структурных элементах, изучении «сценария» жизни «жертвы обстоятельств», вечно двигающихся не в том направлении, мониторинг типичных семейных моделей, уверенно обреченных на успешное существование, разыгрывание самых настоящих сценок с персонажами;
  • групповые психодраммы, где каждый позиционирует себя, предлагает другим «залезть в его шкуру», выдает эмоциональные монологи, моделирует будущее;
  • гештальподход, сотканный из игровых элементов с диалогами, языковых тренировок, буйных фантазий, «генеральных» репетиций надуманных сценок, экспериментов «от обратного», метафор в адрес обидчиков, обсуждений красочных снов;
  • групповая терапия «идеальное поведение», где все вместе решают проблему одного, одобряют и поддерживают, советуют, какие провести реконструкции в себе и вокруг, рисуют модели, «чертят» инструкции, готовы всегда быть на связи в трудный момент;
  • рационально-эмотивная терапия, базирующаяся на ведении дневника, выполнении «домашних» заданий, «сражениях» с ненужным стыдом и растерянностью, закрепление пройденного и фиксация новых навыков;


Image by Serena Wong from Pixabay

психоаналитическая «дорожка», проложенная по ассоциациям, запомнившимся обрывкам сна, внезапным озарениям в формате инсайтов, привлечении забавных, смешливых, добрых альтернатив.

Почти без психологических фишек обходится личностно-центрированная терапия консультирования. Выверенные техники – «на мыло», сплошные экспромты. Никаких домашних «консервов» и тактических заготовок, все на ходу, на лету, «с пылу, с жару» сразу на стол переговоров

Собеседнику – максимальное внимание, слушать, пропитываться его чувствами, объяснять, «держать за руку», вытаскивать из омута

4.3. Этапы консультирования

Консультативный
процесс представляет собой упорядоченно
сменяющие друг друга этапы.

Р.С. Немов предлагает
пять этапов:

1. Подготовительный
этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант
изучает документацию клиента, подбирает
литературу по проблеме, вырабатывает
план проведения консультации.

2. Настроечный этап
– 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление
контакта.

3. Диагностический
этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов).
Проводится диагностика личности клиента,
наличия у него ресурсов для решения
проблемы, а также недостающих ресурсов.
Данный этап включает в себя также
исповедь клиента.

4. Рекомендательный
этап. На нем происходит, на основе
полученной информации, выработка
алгоритма разрешения проблемы. Поиск
алгоритма осуществляется
психологом-консультантом совместно с
клиентом и занимает по продолжительности
40 – 60 минут.

5. Контрольный этап
– 20 – 30 минут. Психолог-консультант и
клиент договариваются о способах
контроля за реализацией найденного
алгоритма. В случае необходимости может
быть назначена дополнительная встреча.

Ю.Е. Алешина выделяет
четыре этапа консультирования:

1. Знакомство с
клиентом.

2. Расспрос клиента,
формулирование и проверка консультативных
гипотез.

3. Коррекционное
воздействие.

4. Завершение
беседы.

Эклектическая
модель состоит из четырех этапов:

Первый этап. Начало
работы. Включает в себя такие компоненты,
как встреча клиента, знакомство,
установление контакта.

Второй этап. Сбор
информации. Цель данного этапа будет
заключаться в диагностике личности
клиента (беседа, наблюдение, тесты),
определении ресурсов клиента, прояснении
сути проблемы.

Третий этап.
Стратегический: определение возможных
решений проблемы, согласование плана
действий, определение способов контроля
за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап.
Реализация плана клиентом. Выполняется
клиентом самостоятельно, без участия
специалиста.

Каждому этапу
соответствуют свои техники и процедуры.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми

Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.. Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках

Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Интегративная сказкотерапия как метод работы практического психолога

Курс формирует способность и готовность к оказанию квалифицированной психологической помощи детям и взрослым с использованием современных методов сказкотерапии и применением метафорических приёмов в коррекционной и развивающей работе с детьми и взрослыми.

Подробно изучаются:

  • Сказки в человеческой культуре
  • Факторы, влияющие на интерес людей к сказкам
  • Причины сходства сказочных сюжетов
  • Проблема происхождения сказок
  • Сказки в культурологии и психологии
  • Понятие сказки и типология сказок
  • Сказка: проблема определения
  • Подходы к типологизации сказок
  • Классификация сказок в сказкотерапии
  • Общее представление о сказкотерапии
  • Роль и место сказкотерапии среди других направлений
  • Проблема определения
  • Сказкотерапия как направление практической психологии
  • Особенности сказки как инструмента психолога
  • Сказка и семантическое пространство человека
  • Возможности сказочной метафоры в работе практического психолога
  • Общее представление о метафоре
  • Метафора в художественной литературе и психологии
  • Понимание метафоры
  • Интерпретация и объяснение метафоры
  • Подходы к изучению метафоры
  • Роль метафоры в процессе сказкотерапии
  • Метафора как средство психологического воздействия на клиента
  • Метафора и субъектность
  • Особенности метафоры как инструмента сказкотерапевта
  • Сказкотерапевтические технологии как основа преподавания психологии в начальной школе
  • Концептуальные идеи преподавания психологии в начальной школе средствами сказкотерапевтических технологий
  • Общие положения о ведении психологических занятий в начальной школе (на примере программы «Психологическая азбука»)
  • Содержательные аспекты ведения психологических занятий в начальной школе
  • Организационно-методические аспекты преподавания психологии в начальной школе
  • Организация пространственно-предметной среды
  • Формы организации занятий
  • Методы и приемы ведения психологических занятий
  • Измерительные процедуры в программе «Психологическая азбука»
  • Развивающие и психокоррекционные методы в сказкотерапии
  • Подходы к типологизации сказкотерапевтических методов
  • Способы и приемы реализации развивающих и психокоррекционных методов в сказкотерапии
  • Анализ некоторых сказкотерапевтических методов
  • Применение сказочных зачинов
  • Медитация на сказку
  • Метод диалогического рассказывания историй
  • Работа с «картами Проппа» в сказкотерапии
  • Психодиагностические методы в сказкотерапии
  • Сказки как проективный материал
  • Психологический анализ сказок как способ реализации психодиагностических методов в сказкотерапии
  • Интерпретации народных и авторских (художественных) сказок
  • Смыслы сказки «Колобок»
  • Загадки «Курочки Рябы»
  • Схема анализа клиентских сказок
  • Методы сказкотерапевтической работы с несказочными жанрами
  • Образное нравоучение
  • Виды притч
  • Способы применения притч
  • Создание притч

Цель

Подготовить специалистов к практической деятельности в области психологического консультирования, сформировать и/или усовершенствовать у участников навыки построения терапевтических отношений.

Познакомить с разными подходами и методами консультирования.

Получить ответы на вопросы:

  • Из чего складывается успех работы психолога? 
  • Чем отличается Консультирование от кухонного чаепития?
  • На каком «языке» говорить с Клиентом? и какими техниками с ним работать в зависимости от того как он «психологически устроен»?
  • Можно ли давать советы клиенту? (и если «да», то как это делать…)
  • Как запомнить клиентскую историю, не обладая уникальной памятью?
  • Как не «тащить» клиентские истории домой… и из дома – семейные проблемы на работу?
  • Как продолжать работать, если психолог сам не в ресурсе: болеет, разбит усталостью…?

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Методы психологического консультирования

Базовый набор методов психологического консультирования заключается в основополагающих принципах психологической диагностики. В их числе:

  • беседа. Дает возможность собрать данные о внутреннем состоянии пациента путем направления беседы с ним в нужное русло. В формате беседы проще наладить доверительные отношения, вызвать клиента на диалог и выяснить истинные причины его состояния;
  • интервью. По направлению работы близко беседе, но представляет более структурированное и продуманное общение с пациентом. Путем наводящих вопросов консультант добирается до сути проблемы. Первичное интервью с пациентом является основополагающим моментом во всем процессе консультаций;
  • активное слушание. Подразумевает участие психолога в монологе пациента путем одобрения его слов, наводящих вопросов, уточнений. Это форма работы, позволяющая создать атмосферу сопереживания и способствующая раскрытию пациента перед консультантом;
  • эмпатия. Это отражение и принятие консультантом чувств и переживаний клиента, сопереживание ему;
  • наблюдение. Работа психолога заключается в постоянном анализе слов и невербальных действий пациента, систематизации получаемых данных. Наблюдая за клиентом, психолог делает выводы об искренности его слов, истинных переживаниях и глубоко сидящих проблемах.

Помимо приведенных видов и методов существуют также иные техники психологического консультирования, применяемые в различных школах или определенных ситуациях. Например, это работа с сопротивлением в психологическом консультировании. Противодействие со стороны пациента на изменения в сознании, нежелание возвращаться к неприятным воспоминаниям ставят так называемый «защитный барьер», который психолог должен распознать и помочь клиенту преодолеть.

При психологическом консультировании пар психолог может вести работу как сразу с двумя пациентами, так и приглашая их по отдельности. Это дает возможность проработать некоторые нюансы в отношениях, которые каждый из супругов не хотел бы выносить на суд другого.

Понятие психологического консультирования

Понятие «что такое психологическое консультирование» складывается из следующих аспектов:

  • что это за сфера деятельности;
  • для кого предназначено;
  • на что направлено;
  • чем отличается от другой психологической помощи.

Понятие «психологическое консультирование» — часть практической психологии, выделившейся из психотерапии и закрывающей запросы на психологическую помощь людей без психических нарушений. 

Такое консультирование требуется, когда человек не может сам преодолеть жизненные трудности, такие как:

  • сложности на работе;
  • одиночество;
  • семейные проблемы;
  • трудности с детьми;
  • неуверенность в себе;
  • сложности при принятии решений и т.д.

Психологическая помощь может потребоваться людям в особых жизненных ситуациях: смерть близкого человека, непроходящее чувство вины, состояния тревоги и страха, фобии и пр.  

Психологическое консультирование направлено на то, чтобы:

  • помочь человеку понять и принять имеющуюся жизненную ситуацию;
  • помочь сделать выбор и начать действовать;
  • помочь принять необходимость изменения модели поведения и обучиться новым навыкам;
  • способствовать развитию личности.

Основные отличия психологического консультирования от другой помощи подобного плана:

  • психолог-консультант дает клиенту советы и рекомендации, показывает различные техники работы. Их практическая реализация — дело самого клиента;
  • основная работа клиента над собой и своим поведением проводится самим клиентом в отсутствии психолога;
  • зона ответственности консультанта — правильность выводов о сути проблемы клиента и потенциальная эффективность своих рекомендаций. Результат работы — зона ответственности клиента.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector