Свойства личности человека: виды, их проявление, отличительные признаки

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Интеграция

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Проявление индивидуально-психологических особенностей

Уникальные психологические особенности личности проявляются в поведении и деятельности человека. Они выражаются:

  • В скорости выполнения работы;
  • В умении контролировать свои эмоциональные реакции;
  • В общительности или замкнутости;
  • В склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу;
  • В степени выраженности тревожности.

Развитие

Развитие личности происходит в процессе жизненного пути, личностного роста. Человек продолжает развиваться в течение жизни. Жизненный путь формируется благодаря ценностям, мотивам, целям.

Часто жизненный путь называют сценарием человеческой жизни. Ученые расходятся в этом мнение:

  1. Одна группа исследователей считает, что человек самостоятельно создает сценарий собственной жизни, но на начальных этапах он подвержен влиянию родителей.
  2. Другая часть исследователей утверждают, что человек движется по сформированному сценарию бессознательно. Ведущие факторы — воспитание родителей, случайные стрессы, выбранное имя, фамилия.

Личностный рост — продукт жизненного пути. Он определяет возможности субъекта в управлении собственной жизнью, общении с окружающими, отстаивании своей позиции в различных ситуациях.

Изучение личности занимает центральную позицию в психологической науке. Для проведения исследований, сбора информации, систематизации данных было разработано отдельное направление.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;

Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Функции, роль и формы проявления

Индивидуальность является очень спорным понятием в психологии. Это связано с тем, что все направления и теории до сих пор рассматриваются. Поэтому подробного, общепринятого определения данного понятия до сих пор нет.

Для того чтобы понять, насколько индивидуальность необходима для жизни человека, проще всего привести примеры. Допустим, человек попадает на конкурс, где оценивается умение чтецов. Первый участник является немым, второй сочиняет прекрасные стихи и читает их на протяжении многих лет.

Третий конкурсант знает исключительно школьную программу и те литературные произведения, которые он изучал много лет назад. В этом случае невозможно оценить всех трех участников конкурса одинаково. В этом случае играет большую роль индивидуальность каждого конкурсанта.

Например, первый участник, который является немым, обладает своей биологической и физиологической индивидуальностью, соответственно, ему сложно принимать участие в таком конкурсе.

То же самое касается и третьего участника, который проходил только школьную программу. Очевидно, что победителем станет тот конкурсант, который на протяжении долгого времени занимался написанием стихов и прекрасно умеет их читать. Это также является индивидуальностью.

Таким образом, индивидуальность крайне важна при формировании личности. От этого зависит то, кем человек станет, кем будет работать, в какой социальной среде он будет находиться.

Психологическая структура личности

Структура личности состоит из четырех сегментов:

  • свойств личности, сформированных под воздействием социальных факторов;
  • индивидуального опыта;
  • личностных особенностей;
  • свойств личности, заложенных при рождении.

Социально обусловленные свойства личности нельзя рассматривать отдельно от понятия «направленность». Ученые-психологи разошлись во мнениях, одни считают направленность личностным свойством наряду с характером, темпераментом, способностями, другие – доминирующим мотивом. Личностная направленность зависит от интересов, склонностей, предпочтений индивида, а также от его мировоззренческой позиции, убеждений и взглядов. Направленность имеет сферу потребностей и мотивов и систему отношений. Характеризуют направленность качества и формы. Качествами называют:

  • уровни общественной значимости направленности, высший уровень – идейность;
  • широту – интересы, увлечения, заинтересованности. Но широта не должна быть всеохватывающей, превращаться в дилетантство, когда человек считает себя экспертом во всех областях подряд. Должен присутствовать центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность;
  • интенсивность – эмоциональная составляющая направленности от слабых влечений до активных стремлений и полной убежденности;
  • действенность – определяет степень активности личности при достижении цель.

Главное звено в направленности – потребность. Это то, что отражается в человеческом мозге как нужда в чем-то

Нужда может проявляться как в нехватке чего-то важного, так и в избавлении от мешающего. Потребности могут быть органическими, материальными, духовными и социальными

К первым относятся еда, воздух, вода, тепло, ко вторым — одежда, жилье, к третьим – знания, ценности, творчество, к четвертым – общение, деятельность.

Формы направленности: влечение, желание, интерес, идеал, склонность, мировоззрение.

Определение 5

Влечение – это слабое стремление к объекту или действию, которое появляется вследствие неосознаваемой потребности.

Определение 6

Желание – осознанное и четкое понимание того, чего человек добивается. Если волевое начало сильное, желание перерастает в стремление.

Определение 7

Интерес – осознанное направление на объект, связанное с желанием познать его.

Интерес является источником любознательности, он стимулирует внимание, позволяет сконцентрироваться на объекте. Определение 8

Определение 8

Идеал — конкретный образ, с которым человек желал бы иметь сходство. Идеал может быть реальным и вымышленным, созданным в воображении. Идеалом может служить человек, отдельное качество, образ жизни. Под влиянием мировоззрения антиобщественного характера может быть сформирован отрицательный идеал.

Определение 9

Склонность – стремление к объекту с максимумом заинтересованности и воли.

Определение 10

Мировоззрение – четко выверенная позиция, система взглядов о мироустройстве, его законах, общественных и природных явлениях.

Поступки человека, в основном, тесно связаны с мировоззрением. Зная о мировоззрении индивида, можно прогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. Мировоззрение состоит из мировосприятия, мироощущения, миропредставления, миропонимания, мирооценки, мироотношения. Первые три понятия можно объединить в миросозерцание. Человек воспринимает мир пассивно. Последующие понятия относятся к убеждению, осознанной потребности личности действовать в соответствие со своими ценностными ориентирами.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Значение в религии

Понятие личности в психологии различается, зависимо от утверждений представителей религиозных направлений.

Христианство

Христианство выделяет несколько типов личностей:

  • люди, поскольку были сотворены Богом по своему подобию;
  • демоны, ангелы.
  • Святая Троица.

Христианские учения утверждают, что человек становится личностью в момент зачатия. Поскольку он появляется на свет по воле божьей, личность постоянно развивается, раскрывается с разных сторон, совершенствуется, обогащается. Люди от рождения свободны.

Индивид сам управляет своим развитием. Он может быть гениальный или бездарным, притягательным или отвратительным, эгоистичным или героическим, мнительным или самоотверженным, преступным или честным, добродушным или яростным, хитрым или прямолинейным, любящим или маниакальным.

Личностями нельзя назвать диких зверей, домашних животных. Они не имеют абстрактного суждения, самосознания, стремления к познанию сути происходящего. Христианство терпимо относится к умерщвлению животных, но запрещает аборты.

Буддизм

В буддизме это понятие соотносится с душой. Для ее обозначения используется другое слово — пудгала. Главная буддийская доктрина утверждает, что души, пудгалы не существует. Основные учения этого религиозного направления определяют личность, как совокупность пяти групп элементов, которая называется Скандхм Дхарм:

  • чувство неприятного, приятного, нейтрального;
  • умение образовывать понятия, проводить различия;
  • наличие деятельности, воли;
  • Сознание.

Пятая группа — физическая составляющая человека. Индивиды, которые верят в пудгалу, нарушают правила буддизма, считаются невеждами.

Другие религии

В индуизме запрещено убивать любых живых существ, поскольку эта религия считает животных потенциальными личностями, которые могут стать людьми в другой жизни, после перерождения.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Изучение психологических свойств личности

Психологические свойства предусматривают изучение темперамента. Он отображает динамичность психических процессов. Именно благодаря темпераменту индивиду присущи определённые схемы поведения в различных сферах жизни. Именно от него во многом зависит острота восприимчивости к происходящим в жизни событиям. Психология личности – это сфера знаний, в которой признаётся тесная взаимосвязь темперамента с характером. Она формирует поведение индивида в общем.

Темперамент

Такое свойство личности в психологии, как темперамент, было изучено ещё Гиппократом. Древнегреческим философом, который жил в пятом веке до н. э., были выделены перечисленные ниже разновидности темпераментов:

  • меланхолический. Людей с таким типом темперамента отличается ранимость, сложность внутреннего мира. Меланхоликам свойственно быстро уставать. Их энергический запас можно назвать сравнительно небольшим. Меланхоликам необходимы покой и полноценный отдых. Они отводят большое значение всем происходящим в их жизни событиям;
  • холерический. Понятие личности в психологии определяет такой тип темперамента как «отличительный признак» несдержанных и вспыльчивых людей. Холерикам свойственно быстро возбуждаться. Но после того как сложная ситуация «разруливается», они также скоро успокаиваются;
  • флегматический. Указанный тип темперамента характеризует терпеливых, пассивных и хладнокровных личностей. Людям с флегматичным складом характера не свойственна вспыльчивость. Но таким личностям тяжело обрести спокойствие после сложного конфликта. Люди такого типа медленно адаптируются к изменяющимся жизненным условиям. Но их работоспособности можно позавидовать;
  • сангвинический. Люди с таким темпераментом без проблем сходятся с окружающими в силу оптимистического склада характера. У сангвиников неисчерпаемый запас энергии, который позволяет им реализовывать множество планов. Такие личности с лёгкостью приспосабливаются под новые условия.

На сегодняшний день есть множество способов, предназначенных для определения темперамента. Знание его особенностей помогает достичь комфорта в жизни.

Сильная личность: примеры всемирно известных людей

Сильная личность: какие известны примеры? История знает множество людей, перевернувших ход развития стран, повлиявших на развитие социально –экономических и культурных процессов. 

  • Чингисхан. Человек железной хватки и строжайшей дисциплины. Только благодаря личностным качествам сумел завоевать множество государств и создать могущественную империю.
  • Наполеон Бонапарт. Человек, не имеющий выдающихся внешних данных, но упорством и целенаправленными действиями добившийся упрочения Франции на мировой арене и завоевания многих государств.
  • Петр I. Российский император, сумевший внедрить в России множество новшеств. Трудолюбие, дисциплина, принципиальность в государственных вопросах и делах позволили Петру Алексеевичу сделать Россию сильной мировой державой, завоевать стратегические выходы к морям и подчинить ряд иностранных приграничных городов. При Петре Первом русские армия и флот получили мировое признание.
  • Екатерина II. Немецкая принцесса, сумевшая не просто занять трон императрицы, но и вывести Россию вперед в экономическом плане на мировом уровне. Полюбив чужую страну и народ, Екатерина Алексеевна вошла в историю России как Великая императрица.
  • Ник Вуйчич —  человек со сложнейшим заболеванием, не имеющий конечностей, но сумевший добиться многого в жизни. Ник – автор книг по самосовершенствованию, прекрасный оратор и бизнес-тренер, занимающий высшие строки рейтинга успешных людей современности.
  • Владимир Путин – один из сильнейших деятелей мировой политики.

Дисциплина, самоанализ и саморазвитие – главные качества, влияющие на формирование личности. Сильные личности способны изменить свою жизнь к лучшему, они знают, чего хотят и планомерно действуют на пути к цели.

Волевые качества личности

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

Характеристика Особенности
Целеустремленность
Инициативность Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
Самостоятельность Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
Выдержка Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
Решительность Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
Смелость Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
Энергичность Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
Настойчивость Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
Организованность Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
Дисциплинированность Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
Самоконтроль Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам

На пути к цели

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Что это такое в психологии

Внутренний мир людей включает в себя особенности характера, приобретенные знания и умения. Под качествами личности человека в психологии подразумевают позитивные особенности и свойства.

Каждый человек – индивидуальность, отличающаяся чертами характера, интересами и потребностями, умением расставлять жизненные приоритеты. Это влияет на общественные отношения и помогает (или мешает) людям добиваться конкретных целей.

Чтобы стать личностью, человек проходит сложный путь формирования. На качества людей влияют регулятивные механизмы:

  • внешние – потребности, интересы, направления;
  • внутренние – самооценка, сознание, уважение и т.п.

Обратите внимание! В человеке важны качества психологические (характер, темперамент, душевное состояние). Они направляют индивида, делают его способным (или неспособным) к взаимодействию с другими, к выполнению определенного вида деятельности

Личностные качества

В этот мир все приходят с нулевым запасом знаний и способностей, но уже с задатками темперамента, определяемого состоянием нервной системы и физиологическими особенностями. На дальнейшее формирование личностных качеств человека влияют такие аспекты:

  • условия, в которых растет ребенок;
  • предпринимаемые к нему воспитательные меры;
  • взаимоотношения вне семьи;
  • даже перенесенные в детстве болезни.

Под влиянием этих факторов из одних вырастают флегматики и меланхолики, из других – холерики и сангвиники. Кто-то стремится к общению, строя планы на жизнь и добиваясь целей. Иные отгораживаются от мира и зацикливаются на удовлетворении личностных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector