Презентация на тему технология свободного воспитания

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Педагогика в Древнем Риме

В V-IV веках до н.э. на фоне экономического роста и процветания полисного самоуправления в древнегреческих городах-государствах бурно развивалась интеллектуальная жизнь. Возникающая установка на постоянное совершенствование мыслимого мира ориентировала людей на преобразовательную деятельность, способствовала пробуждению свободной индивидуальной активности, создавала основу для ее развития и для высокой самооценки личности. Политическая демократия, особенно в Афинах, представляла собой своеобразную систему гражданского воспитания, основанную на содействии развитию индивидуальных способностей и активности граждан и использовании их для личного и государственного блага. Свободное творчество и личная ответственность в кругу граждан стали нормой жизни.

Формирование гуманистической педагогической традиции, зародившейся в Древней Греции, продолжилось в эпоху эллинизма (конец IV — середина I века до н.э.), когда греческая культура распространилась на обширной территории от Сицилии до Индии после завоеваний Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.). Индивидуалистические тенденции в культуре и педагогике резко усилились в эллинистический период. Самодостаточность, ранее считавшаяся атрибутом полиса, была признана атрибутом индивида. Философ Панетий Родосский (180-110 гг. до н.э.), отстаивавший принцип «Живи согласно природе», трактовал природу как индивидуальность, как те качества, которые даны человеку от рождения. «Жить согласно природе» означает жить в соответствии со своей индивидуальностью. Подготовить человека к этому — главная задача образования.

Примерно в то же время Цицерон (106-43 гг. до н.э.), римский политик, оратор и писатель, ввел термин гуманизм в отношении человеческого образования, который развился и обогатился, став одним из ключевых в западной культуре и педагогике. Для Цицерона гуманизм — это идеал воспитания, образ мышления, достойный человека. Квинтилиан, выдающийся римский оратор и педагог (ок. 35 — ок. 96 гг. н.э.), решительно выступал против телесных наказаний и настаивал на индивидуализации воспитания, советуя, что «опытный педагог должен сначала изучить ум и характер порученного ему ребенка».

Вдохновленная гуманизмом педагогическая идеология, возникшая на Западе в античности (она еще не была полностью сформирована, не была единственной и не получила широкого распространения), значительно отличалась от педагогических установок, сложившихся на Востоке к первому тысячелетию нашей эры. до н.э., и были ориентированы на формирование «традиционного» человека, индивидуальное самовыражение которого было строго ограничено различными надличностными ценностями и структурами. Гуманистическая педагогика подошла к проблеме воспитания свободного человека, индивидуальное развитие которого связано с реализацией человеческой природы. Здесь мы находим истоки феномена бесплатного образования в начале двадцатого века.

С начала первого тысячелетия нашей эры на Западе начало распространяться христианство, которое стало доминирующим духовным развитием в Средние века. С представлением о сотворении мира из ничего в качестве одного из фундаментальных догматов веры, христианство утверждало динамическое восприятие человека, в формировании которого воспитательное воздействие играло чрезвычайно важную роль. Сама христианская антропология связывала человека непосредственно с Богом, по образу и подобию которого он был создан. Это имело далеко идущие последствия как для педагогики, так и для культуры в целом. «Отныне, — пишут современные авторы, — человек рассматривался как центр и высшая цель вселенной. Природа, космос, социальная реальность постигаются через определенное отношение, которое ставит человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются в терминах человеческого опыта и ценностей.

Христианство является основой для европейской персоналистической традиции. Она представляет себе личность как нечто особенное, священное, абсолютное. Человек — не смертное существо, он — божественное существо. Лекция посвящена интерпретации человека как безусловной ценности. Христианство принципиально отличается от язычества своей концепцией человеческой личности. Оно делает акцент на личности, в то время как язычество растворяет личность в социальной общности.

Виды воспитания и воспитательные задачи

Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

  • формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека;
  • прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе;
  • усвоение человеческих норм и ценностей.

Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым

Второй важный аспект — это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь — базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

Принцип эмоциональной ответственности

Вне всякого сомнения, родители являются обычными людьми, которым также как всем нам присущи эмоции, в том числе негативные. И они имеют полное право сердиться, обижаться на ребенка, быть недовольными его поведением или поступками. Однако высказывая ребёнку свое недовольство, нужно как никогда строго следить за своими словами и эмоциональными реакциями в целом. Если задача родительского воспитание – сформировать в ребенке здоровую личность, им нужно обязательно взять под контроль гнев, раздражение и обиды. Недопустимы проявления грубых форм агрессии (сквернословие, рукоприкладство).

Рукоприкладство в семье недопустимо

Какой бы сложной не казалась ситуация, ее всегда можно решить просто поговорив с ребенком и объяснить ему все не прибегая к агрессии.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка

А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!

Английская пословица о примере родителей

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.

Дети копируют родителей во всем

Как Начать Применять Свободное Воспитание

Хотя мы, думаем о свободном воспитании как о чем-то, что мы можем применить к старшим детям, есть много способов начать, когда дети еще маленькие. Просто сохраняя дистанцию во время игры или наблюдая за ними в саду через окно, вместо того чтобы выходить с ними на улицу.

К сожалению, я не всегда понимал, что мой стиль воспитания иногда наносит ущерб моим усилиям по воспитанию детей. Когда дети были маленькими, у меня не хватало терпения дождаться пока они что-то доделают, и я быстренько помогал, это одно из моих самых больших родительских сожалений.

Как только мальчик подрос, мы начали применять свободное воспитание, предоставив ему небольшую свободу. Мы отпускали его поиграть в мяч около дома, присматривая из дома. Мы отправляли проверять почтовый ящик и выносить мусор. Мы оставляли его дома одного по 10 минут, когда ходили в магазин. Мы также сосредоточены на том, чтобы научить его безопасно переходить дорогу, позволяя ему самому решать, когда это безопасно.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться

Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.

Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует

Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.

Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил. В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы. Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Главный принцип воспитания – любовь и уважение родителей

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Мне нравитсяНе нравится

Основные составляющие современной системы менеджмента

В современной системе взглядов на менеджмент действуют следующие принципиальные положения:

  • системный подход к вопросам управления. В соответствии с ним деятельность компании рассматривается как совокупность входящих ресурсов, производимой трансформации, выходящего продукта, внешней среды и обратной связи. На управленческое мышление оказали значительное влияние такие научные категории теории систем, как открытые и закрытые системы, синергизм, энтропия, взаимосвязь между подсистемами. Открытые системы в своем функционировании активно взаимодействуют со внешней средой, закрытые системы обходятся без этого. Классический и послевоенный научный менеджмент изучал преимущественно закрытые системы, что давало возможность упростить проблематику и эффективно применять методы количественного анализа без учета внешнего воздействия. На самом же деле организации являются открытыми системами, поэтому если игнорировать факторы внешней среды, построить эффективное управление не удастся,
  • концепция сопряженных обстоятельств. Классический менеджмент строился на основе идеи универсальности. Если в какой-то организации идея управления (лидерский стиль или бюрократическая структура) хорошо себя зарекомендовали, то считалось, что она будет не менее продуктивна и в другой организации. Однако высказывалась и альтернативная позиция – принцип конкретных ситуаций, признающий уникальными складывающиеся в организации факторы. Сейчас считается, что в каждом конкретном новом случае менеджеры должны вырабатывать решение о применении максимально эффективного воздействия для данных условий,
  • концепция всеобщего (комплексного) управления качеством. В рамках этой концепции сложились методы менеджмента, ориентированные на то, чтобы предоставить потребителям возможность приобрести самые качественные продукты. При этом качество выступает приоритетом в глазах всех работников, а наиболее активными участниками выступают сотрудники, вступающие в непосредственный контакт с клиентами,
  • инновационная и интеграционная роль управления. Вопросы интеграции, нововведений и интернационализации выступают как ключевые проблемы менеджмента,
  • признание социальной ответственности менеджмента перед обществом и отдельными людьми.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
  • Дети изучают эзотерические представления о мире.
  • Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
  • Навязывание авторитета учителя.
  • Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector