Что такое архетип личности: понятие, из чего состоит + краткая характеристика 12 основных типов
Содержание:
Интроверты
Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.
Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.
Сильные и слабые стороны интровертов
Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.
Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.
Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.
Анимус
Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.
1. Невинный
Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.
2. Сирота
Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен.
Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.
3. Архетип Воина
Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.
4. Хранитель
Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.
Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.
5. Странник
Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.
Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.
6. Бунтарь
Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.
Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.
7. Любовник
Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.
Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.
8. Творец
Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.
9. Архетип Правитель
Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.
У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.
10. Архетип Маг
Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.
Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.
11. Философ
Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.
12. Шут
Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.
Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.
Типология Личности по К. Г. Юнгу
Как сказал Эйнштейн, «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Почему мы не видим свои таланты?
Развивать свои сильные стороны и опираться на них — вот, казалось бы, простой рецепт успеха. Но вследствие эмоциональных травм и особенностей воспитания у человека формируется склонность подменять свои истинные способности. И вместо того, чтобы задействовать свой потенциал, мы пытаемся «подтянуть» слабые стороны. А значит, зря тратим массу энергии и снижаем качество своей жизни в разы.
Как определить свои сильные стороны?
Одним из самых эффективных инструментов определения своих сильных сторон является теория психологических типов К. Г. Юнга. Эта теория стала базой, на которой выросли практически все известные на сегодняшний день типологии, к примеру, та же соционика.
Типология личности Юнга изучает сознание. Если упростить, то сознание — это способ, которым человек обрабатывает информацию.
Есть 2 потока информации. 1-й поток поступает из внешней реальности, 2-й — из мира внутреннего. Сознание каждого человека особым образом обрабатывает информацию. И каждый психотип делает это по-своему.
Юнг выделил 4 функции сознания — мышление, чувства, ощущение, интуиция. У каждого человека есть ведущая и подчиненная функции, а также две вспомогательные. Этим и отличаются психотипы друг от друга.
От чего зависит успех?
Успех зависит от того, как быстро и качественно Вы можете обрабатывать информацию.
За каждую функцию отвечает отдельный участок головного мозга. В участке, связанном с ведущей функцией, проводимость нейронных связей в 100 раз выше, чем в участке, который отвечает за подчинённую функцию. Если Вы работаете на своей ведущей функции — Вы достигаете своих целей буквально в 100 раз быстрее и легче!
А еще, пользуясь ведущей функцией, мы получаем бонусу в виде:
- усиление иммунитета
- улучшение памяти
- увеличение скорости обучения
- улучшение работы репродуктивной системы
- адекватная самооценка/чувство собственного достоинства
- больше энергии
Если мы играем чужую роль…
Есть множество людей, которые всю жизнь опираются в основном на подчиненную функцию. И они получают в 100 раз меньше, чем могли бы.
Юнг назвал этот процесс фальсификацией типа. И это серьезная угроза физическому, умственному и эмоциональному здоровью.
«Как правило, всякий раз, когда такая фальсификация типа имеет место в результате внешнего влияния, индивидуум становится невротиком, и успешное лечение возможно только в развитии установки (то есть функции), которая соответствует природному пути индивида». Это высказывание Юнга полностью подтверждают современные исследования мозга.
Позже был введен термин СПАС (синдром пролонгированной адаптации к стрессу) для обозначения признаков, которые появляются при фальсификации типа.
Этот синдром включает:
- хроническая усталость
- сверхбдительность
- бессонница
- неудачи в достижении поставленных целей
- подавление иммунной системы
- подавление репродуктивной системы
- ухудшение памяти
- депрессия
- проблемы с чувством собственного достоинства.
Это те симптомы, с которыми ежедневно сталкивается огромное количество современных людей. А практикующий психолог постоянно работает с подобными клиентскими запросами.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
- Лекции + ответы на Ваши вопросы
- Скайп-чат
- Работа в малых группах (практика)
- Все занятия проходят онлайн в Вашем личном кабинете на платформе EPS
- Если Вы не успеваете присутствовать на занятии, запись всех материалов сохраняется у Вас в кабинете. И Вы сможете вернуться к ним в удобное для себя время.
- Срок обучения — 2 месяца
ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ПРОГРАММЫ
- Увидите и начнете использовать свои сильные стороны в ежедневной деятельности
- Определите свою ведущую функцию, а значит, сможете увеличить свою эффективность в 100 раз
- Увеличите уровень энергии
- Улучшите свои коммуникативные навыки
- Снизите уровень тревоги и стресса
- Поможете своим детям раскрыть их истинные способности
- Благодаря полученным знаниям и навыкам, сможете эффективно помогать клиентам, а значит, Ваша репутация и доход будут расти
- Повысите эмоциональный интеллект
Автор и ведущая курса: Кристина Кудрявцева
- Основатель и руководитель Европейской Школы Психологии
- Профессиональный психолог (стаж более 11 лет)
- Больше 4000 сессий с клиентами
- Автор проекта Твой Мир (5000 человек прошли тренинг и программы)
- Создатель Онлайн Школы Психологии Кристины Кудрявцевой
- Специалист по психоанализу бизнеса
- Автор методики “4-х шаговая модель трансформации личности”
Что еще советуют психологи
Как считают эксперты, постановка женщиной вопроса, любит ли ее мужчина, может скрывать за собой определенные скрытые психологические проблемы.
Существуют две подобные проблемы:
- у нее занижена самооценка, неуверенность в самой себе;
- на уровне подсознания девушка считает, что именно она виновна в наличии проблем в отношениях с любимым парнем.
В первой ситуации следует прибегнуть к самосовершенствованию. Однако это делается никак не для любимого человека, не для окружения и не по той причине, что это совет квалифицированного психолога. Она должна сделать лично для себя и по своей инициативе.
Лишь при изменении самоощущений прекратятся постоянные сомнения, сравнения себя с остальными, не будет попыток казаться лучше для окружающих. Если уйдет неуверенность, то и в постановке рассматриваемого вопроса смысла не будет.
При втором случае психологи стараются узнать, в чем именно причина такого деструктивного отношения. Возможно, виной всему чрезмерная эмоциональность, которая и приводит к конфликтным ситуациям, или же сказывается приобретенный негативный жизненный опыт.
Иногда даже факт того, что женщина полностью «растворяется» в любимом, не всегда означает гармоничность взаимоотношений между ними. Разбор конкретного случая происходит в индивидуальном порядке.
В 7 из 9 случаев «проверка» любимого приводит к краху отношений
С определенной периодичностью появляется желание провести проверку своего молодого человека, однако с подобными способами шутить не следует. Иногда проявление подобной инициативы даже при положительном прохождении такого «тестирования» разрушает даже построенные годами отношения пары.
Большинство мужчин воспримет это как тяжелое оскорбление и проявление женщиной уверенности в его ненадежности, в особенности, если чувства действительно искренние. С такими способами следует быть крайне аккуратными, иначе потеряете все.
Важнейшие архетипы Юнга
Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.
Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).
МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.
ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.
Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.
САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
Развитие личности по Юнгу
Личность в своем развитии проход два основных периода, которые разделены кризисным периодом.
В каждом периоде присутствуют задачи, которые необходимо решить, для того чтобы развиваться. Если задача не решена, то дальнейшее развитие искажается или вовсе может остановиться. Если человек в своей жизни встречается со сложной ситуацией, уходит от нее, то в будущем эта сложная ситуация может снова повстречаться на пути и стать неразрешимой.
Первый период
В первый период идет активное взаимодействие с социумом. Это невозможно без развития сознания и эго. В процессе индивидуальность может частично утратиться, но ее необходимо восстановить. Личность становиться самостоятельной, взрослой (получает образование, профессию, живет автономно, зарабатывает деньги, имеет стабильные брачные отношения). В этот период личность старается избавиться от комплексов, которые накопила за период детства.
Период кризиса
В том случае если первый период завершен успешно, психика на этом не успокаивается и у человека появляется кризис. Жизнь начинает не устраивать нас. В голову приходят мысли о собственной ничтожности. «А чего же я достиг?», спрашиваем мы себя снова и снова. У обладателей творческой профессии в этот период наступает творческий кризис.
Естественно, что человек пытается уйти от наступившего кризиса, вернуться к первому устойчивому периоду. В этом случае есть несколько различных выходов: усиленная реализация себя в социуме (продолжение первого периода, только активнее), либо употребление алкоголя, наркотиков и т.п. Существует еще много различных выходов похожих на эти, но все они являются лишь отвлекающим маневром, чтобы погасить переживания.
Только некоторые люди, имеющие развитое сознание, волю и внутреннюю силу могут преодолеть этот кризис. Эти люди чувствуют свою несовершенность, осознают, что пора менять механизмы психики. Они вскрывают свое истинное Я, которое находиться глубоко внутри. Чем глубже человек проанализирует собственное Я и собственную психику во время кризиса, тем успешнее реализует свое истинное Я
Второй период
Именно в этот период и реализуется истинное Я.
Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!
Рубрика: Психология личности
Основные архетипы юнгианской аналитической психологии
Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:
- Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
- Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
- Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.
Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.
Структура личности по Юнгу
Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд. По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.
Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.
Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.
Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.
Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.
Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.
По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.
Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений. Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.
Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу
Самость — внутренняя вечность человека
Самость — это внутренняя вечность человека. Выглядит как прекрасная мандала спроецированная от самой жизни, словно это красивый и неповторимый сгусток бесконечности. Она является самой уникальностью человека.
Самость — это свой подчерк во всём, можно сказать, что самость и есть настоящая подлинность.
Самость — это очень мощный конгломерат психологических сил, связанных непосредственно с силами природы. Естественное бессмертие живёт именно там. Всё в человеке направлено на достижение контакта с самостью. Из самости к нам приходят сны, потому что самость находится в постоянном синтезе истины и никогда не оставит человека в покое, потому в самости находятся самые важные для человека ипостаси счастья: дело жизни, тотальное здоровье и счастливые отношения и многое, многое другое.
Истина, из которой состоит самость, выходит далеко за рамки человеческого понимания потому, что это внутренний безграничный космос, к встрече с которым, к сожалению, почти никто не готов. Более того, всё в человеческом обществе построено так, чтобы исключить контакт с самостью, и в этом даже преуспевают те, кто назвал себя помогающими специалистами. Самость правдива, огромна, непредсказуема, невероятно красива и находится за рамками методов. Всё, что могут делать люди, это с благоговением давать ей дорогу, а не объяснять её. Традиционно же человеческой психикой назвали Эго, которое исторически заменило высшее Я на земное смертное Мы. Эго хорошо изучать, потому что Эго базируется в нервной системе, и его можно пощупать научно. Но всё же настоящей сутью Эго является быть активной творческой частью самости в материальном мире. Но на сей момент Эго — это мощная подмена человека мусором человеческой истории. Эго — это причина смерти внутри нас.
Самость сильнее смерти, люди, достигшие своего настоящего Я, в нашем мире очень почитаются — это большая удача, доступная тем, кто живёт в духе своего призвания. Но, чтобы пройти дорогу к самости, нужно пройти все человеческие сомнения в вечность жизни, это трудно, но наградой приходит понимание, что смерть — это иллюзия, продиктованная слабостью человека перед вечностью. Настоящим подлинными бытием является только сама жизнь, самость с ней едина и находится за пределами религий и даже самой концепции Бога.
Мир самости хорошо проявлен в природе, в людях, наполненных покоем, в учениях о нравственности, в древних символах. Там, где покой, можно ощущать дыхание самости. Всё, что люди хотят на самом деле — это слияние со своей самостью, потому что в этот момент кончается игра в смертное, и жизнь становится управляемой, человек становится глубоким, и одарённым, и абсолютно непротиворечивым обычной человеческой жизни, вдобавок всё вокруг такого человека словно оживляется. Но в основном люди находят контакт с ней только после смерти.
Наградой человеку, пришедшему к самости, является полное отождествление себя с непрекращаемой жизнью. Это буквально жизнь в своей большой собственной жизни. И только поэтому настоящий смысл жизни человека на земле — это переработка сомнений в вечность.
Человек рождён, чтобы познавать себя в природе вселенной, это доказано опытом бесконечных тяжёлых судеб, войн, бессмысленности, бедности, изнурения от тяжёлой работы, болезней и всей человеческой историей. Сколько ещё нужно доказательств человеку, что такая жизнь не имеет смысла! Смысл только в том, чтобы быть вечным и живым, это истинный капитал человека.
Всё подлинное человеческое в человеке начинается с самости. Человек с самостью просто живой без боли и сомнений!
Контакт с самостью помогает обрести предназначение и, не сомневаясь, пройти свой путь в этой жизни, наполняясь смыслом и истиной — это делает человека человеком.