Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения

Коммуникативная сторона общения

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Определение 1

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме идей, чувств, знаний, мнений.

Источники информации в общении:

  • сигналы, идущие прямо от другого человека;
  • сигналы от личных перцептивно-сенсорных концепций;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о результатах деятельности;
  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на первый план выходят различные источники информации и различное их содержание.

Передача любой информации возможна только при наличии знаковых систем, при помощи которых она передается. Выделяют несколько концепций знаков, которые применяются в процессе коммуникации:

  • речь человека (коммуникация на вербальном уровне) – естественный набор звуков, т.е. концепция фонетических знаков. С помощью речи реализуется кодирование и декодирование информации. Кодирование информации реализует коммуникатор (тот, кто сообщает информацию), а декодирование – реципиент (тот, кто информацию принимает);
  • оптико-кинетическая концепция – содержит: мимику, жесты, пантомимику;
  • паралингвистическая концепция ‒ тональность и качество голоса,
  • экстралингвистическая – введение в речь пауз, речевой темп;
  • организация времени и пространства процесса коммуникации;
  • контакт взглядами.

Значение общения в онтогенезе


В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой. Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте

Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Факторы и основные стили поведения

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

Наименование Особенности
Ритуальный Состоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
Манипулятивный Заключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
Гуманистический В основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействия Описание
Кооперация Определяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству.
Кооперации присущи такие черты деятельности:
• распределение процесса между всеми участниками;
• изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей.
Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении.
Конкуренция Выражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

Конфликт интересов

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведения

Уклонение
Субъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений

Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
Соперничество
Активное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
Приспособление
Действуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения

Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
Сотрудничество
Для варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
Компромисс
Краткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

Умение пойти навстречу

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Механизмы перцепции

Процесс социальной перцепции — это сложная система межличностного взаимодействия индивидов. На него влияют различные факторы: возраст, личностные свойства людей, их опыт, мотивы, ценности и т. д. В связи с этим ученые выделяют механизмы, которые помогают интерпретировать и учитывать эти компоненты при общении. Среди них наиболее распространенными являются:

Стереотипизация

Подразумевает упрощенное, часто неверное восприятие явления или человека, свойственное социальной общности, к которой принадлежит воспринимающий субъект. Иначе говоря, мнение индивида о другом человеке формируется исходя из устойчивых клише, которые он приписывает всем членам конкретной социальной группы, не осознавая возможности различий между ними. К числу таких представлений можно отнести стереотипы о пунктуальности немцев или вежливости англичан.

Стереотипы помогают человеку обобщать информацию и делать мир вокруг себя более понятным. Однако такое упрощение может привести к негативным последствиям. Неверный или чрезмерно обобщенный стереотип приводит к искаженным представлениям о человеке или группе. Так же как стереотип, основанный на ограниченном опыте, приводит к негативным предубеждениям.

Идентификация

Это чаще всего неосознанное уподобление и сравнение себя с другим человеком или группой в процессе межличностной перцепции. Проекция личностью качеств другого человека на себя позволяет лучше понять внутренние мотивы и эмоциональное состояние другого. Негативным проявлением идентификации является стремление индивида перенять черты характера и личностные свойства чужого человека. В необдуманном подражании другому человеку есть опасность утратить свою уникальность.

Эмпатия

Это понятие близко по значению с идентификацией. Эмпатия выражается в способности индивида понимать внутреннее состояние другого человека, его переживания и чувства. Люди, у которых хорошо развита эмпатия, легко могут представить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения и, соответственно, понимать ход мыслей людей, придерживающихся разного мнения.

Способность к считыванию чужих эмоций развивается на протяжение всей жизни и зависит от личного опыта индивида. Человек понимает переживания другого, потому что сам в прошлом переживал подобное состояние.

Аттракция

Этот перцептивный механизм основан на устойчивом позитивном чувстве по отношению к человеку. Положительное отношение приводит к симпатии, влюбленности, дружбе. Позитивный эмоциональный компонент в процессе межличностного общения позволяет людям узнать друг друга глубже. Аттракция возникает на основе общих интересов, взаимопонимания, схожих взглядов и ценностей и т. д. В качестве механизма социальной перцепции ученые рассматривают аттракцию как:

  • формирование привлекательности другого человека;
  • результат данного процесса;
  • качество отношений.

Рефлексия

В социальной психологии под рефлексией подразумевается понимание другого человека через внутреннюю имитацию хода рассуждений. Наблюдая за другими людьми во время общения, мы можем оценить мысли и эмоции, которые вызываем у них.

Также рефлексия включает в себя размышления индивида о своем поведении, действиях, состоянии или отношении к другим людям и событиям. Способность к рефлексии — это навык сознательного человека, который стремится к анализу своего поведения, корректировке и совершенствованию личных качеств.

Атрибуция

Сущность этого механизма состоит в интерпретации поведения другого человека через гипотетические предположения о его мотивах, качествах личности, манере поведения и их дальнейшем приписывании партнеру по взаимодействию. Процесс атрибуции зависит от особенностей самоощущения воспринимающего субъекта. К примеру, если он приписывает кому-то негативные черты, то себя самого представляет по контрасту как носителя положительных черт.

Механизм атрибуции часто субъективен и может привести к недостоверным выводам. Так, люди нередко склонны объяснять поведение других судя по их личным качествам, а не ситуации. Например, если человек нигде не работает, обычно его воспринимают как бездельника, хотя на самом деле на отсутствие работы могло повлиять множество других факторов, которые не были учтены. При этом по отношению к самим себе мы чаще все списываем на внешние факторы.

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.
  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Теория психологии общения.

Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны. а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;

в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

Выделяют следующие виды коммуникации:

  1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
  2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
  3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
  4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общения Особенности
Трудовая сфера Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
Обучение Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношения Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
Досуг Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

Механизмы перцепции

Процесс социальной перцепции — это сложная система межличностного взаимодействия индивидов. На него влияют различные факторы: возраст, личностные свойства людей, их опыт, мотивы, ценности и т. д. В связи с этим ученые выделяют механизмы, которые помогают интерпретировать и учитывать эти компоненты при общении. Среди них наиболее распространенными являются:

Стереотипизация

Подразумевает упрощенное, часто неверное восприятие явления или человека, свойственное социальной общности, к которой принадлежит воспринимающий субъект. Иначе говоря, мнение индивида о другом человеке формируется исходя из устойчивых клише, которые он приписывает всем членам конкретной социальной группы, не осознавая возможности различий между ними. К числу таких представлений можно отнести стереотипы о пунктуальности немцев или вежливости англичан.

Стереотипы помогают человеку обобщать информацию и делать мир вокруг себя более понятным. Однако такое упрощение может привести к негативным последствиям. Неверный или чрезмерно обобщенный стереотип приводит к искаженным представлениям о человеке или группе. Так же как стереотип, основанный на ограниченном опыте, приводит к негативным предубеждениям.

Идентификация

Это чаще всего неосознанное уподобление и сравнение себя с другим человеком или группой в процессе межличностной перцепции. Проекция личностью качеств другого человека на себя позволяет лучше понять внутренние мотивы и эмоциональное состояние другого. Негативным проявлением идентификации является стремление индивида перенять черты характера и личностные свойства чужого человека. В необдуманном подражании другому человеку есть опасность утратить свою уникальность.

Эмпатия

Это понятие близко по значению с идентификацией. Эмпатия выражается в способности индивида понимать внутреннее состояние другого человека, его переживания и чувства. Люди, у которых хорошо развита эмпатия, легко могут представить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения и, соответственно, понимать ход мыслей людей, придерживающихся разного мнения.

Способность к считыванию чужих эмоций развивается на протяжение всей жизни и зависит от личного опыта индивида. Человек понимает переживания другого, потому что сам в прошлом переживал подобное состояние.

Аттракция

Этот перцептивный механизм основан на устойчивом позитивном чувстве по отношению к человеку. Положительное отношение приводит к симпатии, влюбленности, дружбе. Позитивный эмоциональный компонент в процессе межличностного общения позволяет людям узнать друг друга глубже. Аттракция возникает на основе общих интересов, взаимопонимания, схожих взглядов и ценностей и т. д. В качестве механизма социальной перцепции ученые рассматривают аттракцию как:

  • формирование привлекательности другого человека;
  • результат данного процесса;
  • качество отношений.

Рефлексия

В социальной психологии под рефлексией подразумевается понимание другого человека через внутреннюю имитацию хода рассуждений. Наблюдая за другими людьми во время общения, мы можем оценить мысли и эмоции, которые вызываем у них.

Также рефлексия включает в себя размышления индивида о своем поведении, действиях, состоянии или отношении к другим людям и событиям. Способность к рефлексии — это навык сознательного человека, который стремится к анализу своего поведения, корректировке и совершенствованию личных качеств.

Атрибуция

Сущность этого механизма состоит в интерпретации поведения другого человека через гипотетические предположения о его мотивах, качествах личности, манере поведения и их дальнейшем приписывании партнеру по взаимодействию. Процесс атрибуции зависит от особенностей самоощущения воспринимающего субъекта. К примеру, если он приписывает кому-то негативные черты, то себя самого представляет по контрасту как носителя положительных черт.

Механизм атрибуции часто субъективен и может привести к недостоверным выводам. Так, люди нередко склонны объяснять поведение других судя по их личным качествам, а не ситуации. Например, если человек нигде не работает, обычно его воспринимают как бездельника, хотя на самом деле на отсутствие работы могло повлиять множество других факторов, которые не были учтены. При этом по отношению к самим себе мы чаще все списываем на внешние факторы.

Общение как особый вид деятельности

Общение , это процесс межличностного взаимодействия, посредством которого его участники достигают определенных целей или же удовлетворяют их социальные потребности.

На основе такого взаимодействия строятся межличностные отношения, а также происходит обмен опытом и знаниями, необходимой для различного рода деятельности информации.

Цели общения могут быть разные , изменение поведения и мотивации, обмен мыслями, взглядами, эмоциями или нейтральной информацией, также мотивом общения может выступать и сам его процесс, который не подразумевает какого-то определенного результата.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а) Люди удовлетворены ею;

б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения понимается передача и прием информации в самом узком значении слова. Однако люди обычно не только передают свои мысли и идеи путем проговаривания слов, они не только отправляют и получают (воспринимают) информацию. Также в процессе общения происходят еще множество аспектов:

  1. Обмен эмоциями. Человек выражает свои эмоции путем мимики, жестов, интонации в голосе.
  2. Обмен указаниями. Это проявляется в интонации голоса в сопровождении с мимикой и жестами.

В процессе коммуникативного взаимодействия важным становится то, насколько правильно люди используют слова для передачи своих мыслей и как правильно их понимают собеседники. Проблемы возникают тогда, когда человек неправильно подбирает слова, не передающие его главных идей, а также когда собеседники интерпретируют слова не в том значении, которое они под собой несли.

Достаточно часто люди во время общения пытаются найти скрытый смысл сказанного. Под словами «Что ты сегодня кушал?» многие могут услышать «Я хочу контролировать процесс твоего питания». Хотя на самом деле человек просто поинтересовался съеденным меню собеседника.

Проблема исчезает, когда люди не просто говорят и слушают, но и прибегают к различным уточнениям, вопросам, пересказыванию, переспросам и т. д. Все это позволяет расширить смысл сказанного, которое нередко невозможно передать в одном предложении. Люди достигают большего понимания, если стараются понять то, что они услышали, а не мгновенно решать, что они услышали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector