Стоицизм

Практика 1. Негативная визуализация

В начале 2000‑х в селф-хелп-индустрии особенно большой популярностью пользовалась позитивная визуализация из книги «Тайна» Ронды Берн, основанная на идее «силы притяжения». Её смысл состоял в том, чтобы представлять то, что вы хотите получить в своей жизни, и это обязательно сбудется (главное — как следует постараться). Эта идея оказалась крайне деструктивной для многих людей, свято в неё поверивших, — некоторые пытались визуализировать оплаченные счета, при этом ничего не делая и начиная копить долги.

Негативная визуализация стоиков вовсе не означает, что вы должны постоянно представлять в голове худший вариант событий. Однако в непростых ситуациях, когда исход неясен, практика может оказаться крайне полезной.

Суть практики

Если вы сильно боитесь чего-то (провал проекта, потеря работы и прочее), постарайтесь выделить время на то, чтобы прокрутить в голове или выписать на бумаге самый плохой исход событий. Иногда достаточно просто представить это и прислушаться к своим эмоциям — это уже подготовит вас к неприятным ситуациям. Однако можно пойти немного дальше и подробно расписать то, как будет выглядеть худший сценарий — что вам придётся сделать, какой дискомфорт пережить. Потом эти записи даже можно использовать как план действий, если неприятность всё же произошла.

Как работает

Разумеется, к неприятным событиям сложно подготовиться. Но в случае с использованием негативной визуализации, мы не так сильно удивимся последствиям, ведь мы заранее проиграли их в своей голове. Продумывание худшего сценария похоже на хладнокровную оценку рисков. Даже если всё обещает быть максимально сложным, вы видите, что есть примерный план действий, по которому можно идти.

Кроме этого, стоики использовали эту практику и для того, чтобы больше ценить то, что мы уже имеем

Они советовали чаще задавать себе вопрос: как бы вы себя чувствовали, если ваш близкий человек умер сегодня? Хотели бы вы сказать ему что-то важное, что постоянно откладывали? 

Что получилось

Мой 2021‑й начался с волны неприятностей. Умер кот, я набрала много интересных проектов, с которыми с трудом справлялась, и на фоне всего этого к февралю моё здоровье пошло под откос. Когда я начала книгу Ирвина, я находилась в панике: болячка, с которой я живу уже больше семи лет, снова дала о себе знать и могла потенциально воспалиться. В течение нескольких дней я не могла думать ни о работе, ни о домашних делах. Я осуждала себя за то, что не разобралась с ней раньше, когда всё было спокойно — ведь можно было записаться на плановую операцию и решить всё в комфортном режиме. Дойдя до описания «негативной визуализации», я немного возмутилась. В смысле нужно сидеть и представлять худший вариант событий? Я же надеюсь на лучшее.

Но ради эксперимента я выделила час, в течение которого я сидела и записывала в блокнот самый неудачный исход. Выглядело это примерно так:

В итоге ничего из этого не произошло — я вовремя начала лечить симптомы (об этом подробнее будет рассказано в следующей практике). Однако сам факт того, что на крайний случай у меня был чёткий план, в котором я даже частично представляла весь эмоциональный и физический дискомфорт, ожидающий меня, успокаивал. Иногда нам кажется, что с обдумыванием худшего сценария придёт паника и неизвестность. Но негативная визуализация позволяет спокойно и хладнокровно написать примерный план наихудшего варианта и подготовиться к любой неожиданности. 

Ещё один эксперимент

Периодизация

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:

  • Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
  • Клеанф (? — ок. 232 г. до н. э.)
  • Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
  • Зенон Тарсский
  • Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
  • Антипатр из Тарса

Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии, и др.

Стоицизм стал основной популярной философией среди образованной элиты в эллинистическом мире и Римской империи до такой степени, что, по словам Гилберта Марри, «почти все преемники Александра исповедовали себя стоиками».

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Главные представители школы стоиков

Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.

Зенон Китийский, основатель школы стоиков

По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):

Иду, иду я: зачем зовешь?

– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.

Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).

Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.

Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).

Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.

К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.

Основы стоицизма

Философы, придерживающиеся учения стоицизма, утверждают, что в основе всего лежит добродетель. К ней они относят на только примерное поведение, смирение, желание делать людям добро и нести положительную энергетику. Добро для них ассоциируется с мудростью. Все это является счастьем. Суждение должно основываться не на людских словах, а на поступках, которые были ими совершены. Учение утверждает, что полагаться в жизни можно только на себя. Лучше собственных чувств и эмоций ничего не подскажет, как следует поступить в той или иной ситуации. Контроль или внешние события философы этой школы в этом случае отрицают.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Анализировать каждый свой день

Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»

Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.

Влияние на христианство

Юстус Липсиус , основатель неостоицизма

В « Обязанностях святого Амвросия Миланского »: «Голос — это голос христианского епископа, но заповеди — это слова Зенона ». Относительно того, что он называл «Божественным Духом», Максвелл Стэнифорт писал:

Относительно Троицы Станифорт писал:

В Отцы Церкви считали стоицизм как «языческой философии»; Тем не менее раннехристианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логотипы», « добродетель », «дух» и « совесть ». Но параллели выходят далеко за рамки обмена и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство отстаивают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в человеческое родство с Природой или Богом, чувство врожденной порочности — или «постоянного зла» — человечества, а также тщетность и временную природу мирской жизни. имущество и вложения. Оба поощряют Аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, так что высшие возможности человечества могут быть пробуждены и развиты.

Стоические произведения, такие как « Размышления » Марка Аврелия , на протяжении веков высоко ценились многими христианами. Восточная православная церковь и Восточная православная церковь принимает стоическое идеал бесстрастия и по сей день.

Средние и римские стоики учили, что секс возможен только в браке, только для целей объединения и продолжения рода. Это учение принято католической церковью по сей день.

Святой Амвросий Миланский был известен применением стоической философии в своем богословии.

Одобрение толпы

Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других? – Марк Аврелий –

Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.

В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?

Мы тратим деньги, которых у нас нет, покупаем причудливые вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на кого-то, с кем даже водку пить не будем. Наш выбор карьеры или образа жизни сосредоточен вокруг того, как другие воспринимают нас, а не того, что было бы лучше для нас. Мы находимся в заложниках у чужого мнения и каждый день выплачиваем королевский выкуп без гарантии, что когда-нибудь станем свободны.

Контроль над эмоциями

Людей мучают не вещи, а представления о них. – Эпиктет –

Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.

А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.

У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.

Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни

Вселенная с точки зрения стоиков

Стоики раннего периода во главе с Зеноном в своих взглядах на природу продолжали античные традиции. Они считали, что космос — это живое разумное тело сферической формы, которое находится в бесконечной пустоте. Все части мироздания, от самых мелких атомов до крупных образований, объединены в систему, где царят порядок и гармония.

Так же как любое живое существо, космос проходит все стадии развития: рождение, рост и смерть, утверждали стоики. Но так как в природе все циклично, то после смерти следует новое рождение, и все повторяется. Так происходит бесконечное количество раз.

Как же стоики представляли себе каждое новое рождение Вселенной?

Зарождение происходит от взаимодействия традиционных четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) и созидательной силы пневмы. Пневма — это душа мира, которая пронизывает все его части. А Логос — это закон, по которому развивается Вселенная. В человеческой жизни он называется судьбой.

Стоики считали, что присутствие в этом мире зла оправданно. Так как все состоит из противоположностей, а добро существует, то и зло неизбежно должно существовать. С другой стороны, то, что человеку кажется злом, для Вселенной в целом может оказаться благом (например, землетрясение или ураган). И, наконец, зло нужно для того, чтобы, преодолевая его, человек совершенствовал свою душу.

Физика

Согласно стоикам, Вселенная — это разумная субстанция ( логос ), известная как Бог или Природа , которая была разделена на два класса: активные и пассивные. Пассивная субстанция — это материя, которая «лежит вяло, готовая к любому использованию субстанция, но обязательно останется без работы, если никто не приведет ее в движение». Активное вещество, которое можно назвать Судьбой или Универсальным Разумом ( логосом ), представляет собой разумный эфир или изначальный огонь , воздействующий на пассивную материю:

Все подчиняется законам Судьбы, поскольку Вселенная действует в соответствии со своей собственной природой и природой пассивной материи, которой она управляет. В душах людей и животных исходят из этого изначального огня, и, также, в зависимости от судьбы:

Индивидуальные души бренны по своей природе и могут «трансмутироваться и распространяться, принимая огненную природу, будучи принятыми в изначальный разум (« logos spermatikos ») Вселенной». Поскольку правильный Разум является основой как человечества, так и Вселенной, отсюда следует, что цель жизни — жить в соответствии с Разумом, то есть жить жизнью в соответствии с Природой .

Стоическое богословие — это фаталистический и натуралистический пантеизм : Бог никогда не бывает полностью трансцендентным, но всегда имманентен и отождествляется с Природой . Авраамические религии персонализируют Бога как миротворческую сущность, но стоицизм приравнивает Бога ко всей вселенной; согласно стоической космологии , которая очень похожа на индуистскую концепцию существования , не существует абсолютного начала времени, поскольку оно считается бесконечным и циклическим. Точно так же пространство и Вселенная не имеют ни начала, ни конца, скорее они цикличны. Текущая Вселенная — это фаза в текущем цикле, которой предшествует бесконечное количество Вселенных, обреченных на уничтожение (« экпирэсис », пожар ) и воссоздание заново , за которым последует еще одно бесконечное количество Вселенных. Стоицизм считает все существование цикличным, космос — вечно самотворящим и самоуничтожающимся (см. Также Вечное возвращение ).

Стоицизм, как и индийские религии, такие как индуизм , буддизм и джайнизм , не постулирует начало или конец Вселенной. Согласно стоикам, логос был активной причиной, или anima mundi, пронизывающим и оживляющим всю Вселенную. Он был задуман как материальный и обычно отождествлялся с Богом или Природой. Стоики также ссылались на изначальный разум (« logos spermatikos »), или закон порождения во Вселенной, который был принципом активного разума, работающего в неодушевленной материи . Каждый человек тоже обладает частью божественного логоса , который является изначальным Огнем и разумом, который контролирует и поддерживает Вселенную.

Первыми философами, открыто описавшими номиналистические аргументы, были стоики, особенно Хрисипп.

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э

Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв

до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

А умер ли философ от смеха?

Хрисипп (279 г. до н. э. – 206 г. до н. э.)

Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.

Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.

Основные принципы

Стоики представили единый взгляд на мир, построенный на идеалах логики , монистической физики и натуралистической этики. Из них они сделали акцент на этике как на главном центре человеческого знания, хотя их логические теории представляли больший интерес для более поздних философов.

Стоицизм учит развитию самоконтроля и силы духа как средства преодоления деструктивных эмоций ; философия утверждает, что становление ясным и непредвзятым мыслителем позволяет понять универсальную причину ( логос ). Первичный аспект стоицизма заключается в улучшении этического и морального благополучия человека: « Добродетель состоит в желании, которое находится в согласии с Природой». Этот принцип также применим к сфере межличностных отношений; «быть свободным от гнева, зависти и ревности» и принимать даже рабов как «равных другим людям, потому что все люди в равной степени являются продуктами природы».

Стоическая этика придерживается детерминистской точки зрения; Что касается тех, кто лишен стоической добродетели, Клеанф однажды высказал мнение, что нечестивый человек «подобен собаке, привязанной к телеге и вынужденной идти, куда бы она ни пошла». Стоик добродетели, напротив, изменил бы свою волю так, чтобы она соответствовала миру, и оставался бы, по словам Эпиктета , «больным и все же счастливым, в опасности, но все же счастливым, умирающим и все же счастливым, в изгнании и счастливым, в позоре и в позоре». счастливый », таким образом постулируя« полностью автономную »индивидуальную волю, и в то же время вселенную, которая является« жестко детерминированным единым целым ». Эта точка зрения позже была описана как « классический пантеизм » (и была принята голландским философом Барухом Спинозой ).

Как используются идеи стоиков в наши дни?

Конечно, в наше время применение философии стоицизма в ее классическом варианте невозможно по ряду причин: мы совсем другие, мы испытываем экзистенциальный тупик после эпохи «смерти Бога», мы более свободны и более одиноки, в сравнении с далекими предками. Сегодня умонастроения, сходные с мировоззрением стоиков, тесно сплетены с восточной философией (широко распространенной, в том числе, далеко за пределами азиатских стран), с ее идеями невозмутимости, достижения нирваны (в буддизме), освобождения от пут страстей и сильных эмоций, идеей предопределения (что созвучно принципу рока в греческой и римской философии). Если подойти очень общо, то некоторые принципы стоицизма применяются даже в повседневной психологической практике: например, принцип принятия всех аспектов своей личности с целью ее беспристрастного познания. Ведь то, что мы можем изучить и осмыслить, перестает руководить нами. Получается, высвобождение от эмоций, которое преследовалось с древнейших времен всеми стоиками, происходит сегодня не через их отрицание, но через принятие и переосмысление.

Момент принятия всех моментов жизни – это очень здоровый, с точки зрения психологии, принцип. Чем больше сопротивления и отрицания – тем больше энергии человек теряет на борьбу, вместо того, чтобы изыскивать конструктивные способы совладания с ситуацией. Психологи считают, что существует две реальности: наблюдаемая (то, что происходит вокруг человека) и иллюзорная (субъективная – та, которая содержит отражение и восприятие человеком всего происходящего вокруг). Принятие происходящего как данности, факта, существенно облегчает психическую работу по нейтрализации внутренних конфликтов и драм – это вариация «стоического фатализма», когда срабатывает принцип: «я не могу это изменить, но могу менять свое отношение». И тогда человек представляется наделенным властью над собственным миром, гораздо большей, чем обычно принято считать.

Конечно, принципы стоицизма очень востребованы сегодня и при занятиях восточной борьбой и различными видами боевых искусств. В данном случае стоицизм – это проявление нечувствительности к боли, владение ситуацией, максимальная концентрация не благодаря, но вопреки обстоятельствам. Это умение достойно проигрывать. Та особая «воинская» этика, позволяющая признать факт превосходства сил противника, применить принципы рациональности в организации и поведении боя, явить миру свои выдержку и волю. Не обойтись также без своеобразного отношения к смерти – как справедливого, уместного и своевременного события. Надо признать, что страх смерти – один из самых сильных, с которым мы так и не научились грамотно справляться. Принятие смерти, особенно своей собственной, мудрое к ней отношение, умение спокойно и достойно принять мысль о конечности своей жизни – это, что называется, «высший пилотаж». К этому всегда призывали и стоики, и восточные мудрецы, и духовные подвижники-аскеты, и экзистенциальные терапевты.

Периоды развития и становления стоицизма

Исследователи не нашли однозначного ответа на вопрос, как развивалось и совершенствовалось учение. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют особый период, который называют нулевым. В ходе развития на этом этапе разбирается период древности, когда мудрецы в Стоа Пойкиле, собирались и обсуждали философские вопросы с точки зрения стоицизма. Особенностью периода является то, что собственно школы в тот момент еще не существовало и мудрецы высказывались, исходя из собственных суждений и взглядов на жизнь. Имен первых представителей не сохранилось, так как записи или документальные упоминания были утеряны.

Первый период становления и развития учения – Древняя Стоя. Согласно имеющимся данным, этот период продолжался с IV по II век до н. э. Именно в этом периоде появляется философ Зенон Китийский. Вместе с ним выступали с новыми взглядами Хрисипп и Клеанф из Сол. Первый этап считается исключительно греческим. Связано это с тем, что учение не выходило за пределы страны и развивалось исключительно там. Затем ученики и последователи, разделяющие философские воззрения основателей, продолжили развитие мысли. Ученые и исследователи выделяют таких мыслителей, как Антипатр, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский.

Следующим периодом в развитии учения является Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Время развития – II – I век до н. э. В этом периоде следует выделить таких ученых и мыслителей, как Панетий Родосский и Посидоний. На втором этапе своего развития философское учение начинает свое продвижение за пределы Греции. Стоицизм постепенно распространяется в Риме, набирая последователей. Выделить нужно таких представителей, как Афинодор, Диодот, Дардан.

Следующим этапом развития философского учения становится Поздняя Стоя. Продолжалась ее указывается в различных записях с I по II век н. э. Это время специалисты и исследователи называют Римский стоицизм. Связано это с тем, что  именно в этой стране продолжалось развитие школы. Основными представителями являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Заключение по теме

Идеи античных философов, придерживающихся взглядов стоицизма, пользуются популярностью и в современном мире. По мнению мудрецов и тех, кто разделяет их взгляды, жизнь нужно прожить ярко, так, чтобы это было лучшим из всех возможных решений. В основе мировоззрения лежит мысль о спокойствии и рассудительности, логичности и последовательности всех действий и поступков, которые должен совершить человек, чтобы не нарушить единства с природой, но добиться поставленной перед собой цели. Мыслители ставят перед собой задачи и последовательно движутся к их решению

Для них важно воспитать в человеке личность свободную и умеющую мыслить, не зависеть от внешних факторов. Духовная сила – одна из основных задач, так как она поможет личности противостоять любой проблеме, которая может возникнуть перед ней в течение жизни

Все действия и поступки должны быть связаны с совестью. Еще одной задачей стоицизма, как науки философской, является воспитание терпимости к вере окружающих. Нужно уважать и любить людей, а не проявлять агрессию и вражду. Для того чтобы жить в гармонии с природой, необходимо уметь посмеяться над собой. Чувство юмора обязательно должно быть развито в личности.

Современное общество привыкло оценивать приверженцев стоицизма, как людей, которые скрывают от окружающих свои истинные мысли и чувства. Если же рассматривать принципы учения, то становится понятно, что мировоззрение строится у них в сочетании трех качеств – благодарности, умению посмеяться над собой и сосредоточении. В результате человек получает возможность видеть положительное в любых вещах и событиях, которые с ним происходят. Это позволяет быть счастливым, представляя, что то, что имеешь, могло бы быть потеряно. По мнению стоиков, лучше всего готовиться к худшему, чтобы потом почувствовать настоящую радость от того, что этого не случилось.

Чувство юмора позволяет не испытывать психологических проблем, связанных с любым негативом. Приверженцы этой философии способны при необходимости посмеяться над собой. Они способны сосредоточится и перераспределить собственное время и энергию, чтобы достичь поставленной цели и что-то изменить в жизни. Главное – процесс, а не результат. Стоицизм в философии представляет собой науку, которая пропагандирует строгость и долг. Приверженцы подобных взглядов указывают на то, что Вселенная является живым организмом, а человек имеет собственное предназначение, способствующее общему развитию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector