Стигматизация: что это такое?

Содержание:

Понимание стигмы в общественных науках[править | править код]

Понятие стигмы в общественных науках развивал Ирвинг Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», ). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», ).

Как отмечает И. Гофман, стигме подвергаются те, кто не соответствует нормативным ожиданиям общества. Вопрос поддержания нормативных ожиданий — это вопрос не желания, не доброй воли, а соответствия: простого согласия с нормами общества недостаточно. Даже тот, кто поддерживает нормы общества, может при этом всё же попасть в группу стигматизированного меньшинства. Идентичность стигматизированного пронизана противоречиями: его личная идентичность может вполне соответствовать норме, но его социальная идентичность может при этом попадать в группу стигматизированной. Само рассогласование личной и социальной и представляет собой основание стигматизации.

Стигма — это, по Гофману, «специфический тип отношения между качеством и стереотипом», рассогласование между истинной и виртуальной социальной идентичностью. Нормативные ожидания общества составляют виртуальную социальную идентичность, которой соответствует или противопоставляется актуальная социальная идентичность индивида — та, которой он на самом деле обладает. При достаточной степени рассогласования между ними социум запускает процессы стигматизации. Стигматизация разделяет социальный мир индивидов на две части: тех, кто не имеет негативных отклонений от ожиданий (так называемых «нормальных»), и тех, кто эти отклонения несёт (это и есть стигматизированные).

По утверждению Гофмана, одной из наиболее глубоко дискредитирующих и социально повреждающих стигм является психическое заболевание; эта стигма выражена настолько, что люди с психическими заболеваниями лишаются всех своих прав. Наряду со своими современниками, такими как Т. Сас и Т. Шефф, Гофман укрепил мнение о том, что стигма коренится в характере психиатрического диагноза и лечения.

Отношение к человеку со стигмойправить | править код

Согласно И. Гофману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:

  • благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы;
  • различные формы дискриминации этого человека;
  • построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случаях — для оправдания своего враждебного отношения к нему;
  • обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой) или же дополнительных возможностей по типу «шестого чувства», «особой чувствительности восприятия».

Использование стигмы её «владельцем»править | править код

Согласно И. Гофману, человек может использовать свою стигму и получать от неё так называемые «вторичные выгоды», например для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Если же по каким-то причинам человек со стигмой лишается её, он может обнаружить, что он/она чему-то научился или научилась, или прийти к некоторому пониманию (например, относительно того, что жить с какой-то определённой стигмой — не самое страшное несовершенство человека в жизни).

Никогда не поздно

— Когда проявляется болезнь и стоит посетить психиатра?

— Первые признаки можно заметить уже к первому году жизни ребенка. К полутора годам они становятся более заметными. Допустим, к 12 месяцам ребенок не пользуется жестами и не произносит ни слова. К 16 месяцам у него отсутствуют даже два слова. К 24 месяцам он не может сложить слова в готовую фразу.

И важный момент, на который стоит обратить внимание, если к полутора годам у нормально развивающегося ребенка произошла остановка в развитии или регресс — утрата ранее приобретенных навыков. Проблема в том, что многие родители стараются не замечать эти особенности поведения ребенка, и диагностика затягивается, а к трем годам мы имеем явную психопатологию

Проблема в том, что многие родители стараются не замечать эти особенности поведения ребенка, и диагностика затягивается, а к трем годам мы имеем явную психопатологию.

— Можно ли сказать, что в каком-то определенном возрасте поздно идти к психиатру?

— Получить врачебную помощь никогда не поздно, всегда есть надежда. Если мы находим взаимопонимание и сотрудничаем с пациентом, то можно ожидать хороших результатов. Не обязательно, что он вылечится, так как у каждого есть индивидуальные особенности. Но, во всяком случае, при грубых психических нарушениях можем контролировать проблему.

Мама с ребенком

СС0

В микроволновке

— Какие факторы влияют на развитие аутизма?

— Есть много разных причин. В том числе генетические. Речь здесь не обязательно идет о наследственности. Есть,например,небольшие структурные сбои при формировании генотипа нового человека. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут привести к аутизму. Этими обстоятельствами могут стать стрессы,инфекции,интоксикации.

Существуют биологические теории,согласно которым причиной заболевания могут стать нарушения в тонких структурах мозга — во взаимодействии нейронных клеток между собой и обмене информацией. Этого не видно на томограмме или рентген-снимке.

По мнению некоторых ученых,современная экология способствует развитию таких заболеваний. Некоторые считают,что причина в повышенном излучении. Компьютеры,телефоны,бытовая техника,радиация — на неокрепший детский мозг все время что-то воздействует,и он развивается как будто в микроволновке.

Конечно,здоровье родителей играет большую роль.

Ожидание ребенка.

СС0.

— Можно ли исключить развитие аутизма?

— Этого никто не может исключить. Никаких скринингов для выявления вероятности аутизма нет. Есть некоторые генетические исследования,которые определяют процент вероятности,но он не велик и не показателен.

Стигматизация и криминал

Очень ярко принцип сплачивания работает в преступном мире. Люди, оказавшиеся в данной среде, почти всегда становятся членами огромной группы, противопоставляющей себя остальному социуму.

Основываясь на данной закономерности, некоторые исследователи считают, что рост преступности отчасти происходит и потому что общество клеймит преступников, отторгает их в уголовную нишу и тем самым не дает попавшим в тюрьму в нормальную жизнь. Теория стигматизации в криминологии сегодня имеет множество сторонников. Интересно, что схожее правило приводит к появлению молодежных субкультур и контркультур.

Ссылки

  • Lipp W. Stigma und Charisma: über soziales Grenzverhalten. Würzburg: Ergon-Verl., 2010
  • George Ritzer (англ.)русск. (2006). Contemporary Social Theory and its Classical Roots: The Basics (Second Edition). McGraw-Hill.
  • Blaine, B. (2007). Understanding The Psychology of Diversity. SAGE Publications Ltd.
  • Smith, R. A. (2009). Stigma communication. In S. Littlejohn & K. Foss (Eds.), Encyclopedia of communication theory (pp 931–34). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Osborne, Jason W. (November 1993) Niagara county community college. «Academics, Self-Esteem, and Race: A look at the Underlying Assumptions of the Dissidentification Hypothesis»
  • Carol T. Miller, Ester D. Rothblum, Linda Barbour, Pamela A. Brand and Diane Felicio (September 1989). University of Vermont. «Social Interactions of Obese and Nonobese Women»
  • Kenneth Plummer (1975). Sexual stigma: an interactionist account. Routledge. ISBN 0-7100-8060-3.

Вторичная девиация

Навешивание большинством на человека ярлыка влечет для него заметные последствия. В ответ на реакцию общества возникает вторичное девиантное поведение. Человек, получивший ярлык, становится для окружающих наркоманом, преступником, бездельником и т. д. Этот статус подавляет любые другие индивидуальные свойства личности. Люди, долгое время прожившие в качестве заклейменных, начинают строить всю свою жизнь на основе этой характеристики.

Теория стигматизации также объясняет типичное поведение тех, кто оказался в девиантной группе. Каждый день чувствовать на себе критику остального общества – огромный стресс. От людей с негативным ярлыком часто отворачиваются друзья, знакомые и даже родные. Подобная критическая ситуация испытывает все социальные навыки личности. Что может сделать человек в таком положении? Как правило, он объединяется в девиантную группу с такими же людьми.

Примеры стигматизации

Чтобы создать социальную стигму, достаточно обладать всего лишь одним явным качеством, которое не вписывается в «нормы». Можно привести множество примеров стигматизации. Например, когда говорят о том, что женщины плохо водят автомобиль. В данном случае форма стигматизации напрямую связана с сексизмом. В действительности существуют женщины, которые управляют транспортным средством лучше, чем некоторые мужчины. Однако, такая стигма настолько устоялась, что женщинам просто не дают никаких шансов.

Еще одним ярким примером стигмы является мнение, что человек без высшего образования обладает низким интеллектом и уровнем культуры. Такое устоявшееся убеждение приводит к тому, что работодатели предвзято относятся к соискателям. Хотя на деле некоторые люди без высшего образования являются довольно изобретательными и очень умными.

Курс Викиум «Критическое мышление» поможет избавиться от стереотипов и научиться формировать собственное мнение.

Два слова и кубики

— Иногда приходят самостоятельно. Но чаще всего пациентов к нам направляют врачи-педиатры или специалисты сферы образования, когда встают проблемы с воспитанием, поведением, усваиванием школьной программы и пр. Вообще, существует приказ по профилактическим осмотрам для несовершеннолетних, в них должен принимать участие врач-психиатр. Первый осмотр необходимо пройти в два года. Врач заполняет опросник, на основании этой информации педиатр может принять решение о консультации с психиатром.

Затем психиатр должен осмотреть ребенка перед школой — в шесть лет. Начиная с 14-летнего возраста — каждый год.

К любому заболеванию важен комплексный подход. Так, проблемой детей с расстройствами аутистического спектра занимаются не только врачи, но и работники образования и социальная защита.

Цифра

Около 26 тыс. детей и 5, 5 тыс. подростков в Алтайском крае находятся под наблюдением психиатров, из них 20 тыс. детей и 3 тыс. подростков имеют так называемые пограничные расстройства, которые хорошо поддаются лечению.

Женщина и ребенок перед ноутбуком. Интернет.

СС0

— Представить какого-то усредненного ребенка с аутизмом невозможно, каждый случай индивидуален. Но есть три признака, общие для всех.

В первую очередь — нарушения социализации, а значит, уменьшение возможностей для образования и вообще нахождения в обществе.

Аутизм может быть и у взрослого человека, так же, как детский церебральный паралич, например. Он не проявляется внезапно, человек, возможно, не получил соответствующего качественного лечения в детстве или оно не имело эффекта.

Мать, что ты делаешь! Барнаульский психолог объяснила, почему дети не хотят ходить в школу

Жизнь

Нарушения коммуникации — еще один признак болезни: как ребенок пользуется разговорной речью, жестами, мимикой. Многие не могут на прощание помахать ручкой или на что-то указать пальцем.

Причем это не добровольный отказ от контактов. Они, может быть, и рады бы общаться, у них просто это не получается в силу болезни.

Третий признак — особое поведение со стереотипиями: например, бег по кругу со взмахами руками, употребление одной и той же еды, которая здоровому человеку давно бы надоела, постоянное стремление к упорядочиванию каких-то предметов, например, кубиков в игре.

Есть и другие пациенты, их больше, чем детей с конкретным диагнозом «аутизм». Например, диагноз звучит так: «задержка психического развития, аутистикоподобный синдром». То есть у ребенка просто есть поведенческие и эмоциональные особенности, которые тоже надо лечить, и они поддаются терапии.

Цифра

18% — настолько увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра за последние три года в Алтайском крае.

Малыш.

СС0.

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Всех залечат

— Что настораживает людей при обращении за помощью?

— Есть определенные барьеры,связанные со стигматизацией психиатрической помощи. Но проблемы,на мой взгляд,нет. Конечно,ни одно медицинское учреждение не предполагает какого-то приятного времяпровождения. Это в равной степени касается и хирургии,и стоматологии,и терапии,и психиатрии. Но это необходимо для здоровья и полноценной жизни.

Многих настораживает,что вместе с диагнозом они «приобретают» какие-то социальные ограничения,например взрослый человек не получит справку на вождение транспортного средства.

Но далеко не все болезни становятся препятствием для такой справки. А если и есть противопоказания,то они точно придуманы не зря и не назло,а для того,чтобы сделать жизнь безопаснее.

Что касается аутизма,есть обратная сторона вопроса: иногда родственники,наоборот,требуют поставить диагноз «аутизм». Это объясняется просто: есть социальные выгоды. Например,по закону такому ребенку полагается адаптивная программа и тьютор,который поможет в школьных занятиях. Плюс у детей с аутизмом есть все показания для получения инвалидности,а это дополнительный доход.

Школьник. Подросток.

СС0

Стигматизация в психиатрии

Стигма в психиатрии определяется в качестве признака презрения и недоверия, отделяющего индивида от остальных. Она всегда приводит к негативным волнениям и, прежде всего, провоцирует возникновение чувства стыда. Психические недуги до сих пор воспринимаются как попустительство собственным капризам и желаниям, как слабость. Стигматизация больных нередко распространяется на потомков, причиняя эмоциональную травму не только взрослым особам, но и их чадам, а также остальным членам семьи больного.

Всемирная психиатрическая ассоциация признала тот факт, что психиатрический диагноз представляет собой стигму, затрудняющую социальное приспособление и реализацию прав, предусмотренных законом.

В соответствии с информацией Всемирной организации здравоохранения, отказ в предоставлении индивидам, имеющим в анамнезе психические недуги, социально-культурных, экономических, гражданско-политических прав, нарушение элементарных свобод характерны большинству государств мира. Такие нарушения наблюдаются не только исключительно внутри врачебных учреждений, но и за их границами. Субъекты с психическими отклонениями подвергаются стигматизации, жестокому и пренебрежительному обращению. Кроме того, дискриминации могут подвергаться также индивиды, являющиеся психически здоровыми, когда их ошибочно принимают за лиц, страдающих психическими недугами или перенесшими такие заболевания в прошлом.

Социальная стигма всегда характеризуется эмоциональной окрашенностью и часто бывает совершенно не оправдана действительностью, что является ключевым отличием социальных стигм от придуманных стереотипов. Показательным примером стигматизации является мнение большинства, что алкоголики намного менее опасные, нежели шизофреники и гомосексуалисты.

Стигматизация больных психическими расстройствами и последующая за ней дискриминация являются наиболее серьезными проблемами здравоохранения.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Легкие медикаменты

— Давайте по порядку. Начнем с принудительного лечения.

— Нет никакого принудительного лечения. Вся медицинская помощь,в том числе психиатрическая,оказывается только на добровольной основе.

Закон предусматривает всего два момента,когда можно лечить принудительно — это когда человек из-за состояния своего здоровья может навредить сам себе или окружающим. Но и такое «принуждение» возможно лишь по решению судебных органов.

Более того,согласно закону «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее получении» никто не имеет права получить информацию о пациентах,кроме органов следствия и дознания,и то по официальному судебному запросу. То есть никто не узнает,переступал ли вообще человек порог психиатрического учреждения или нет,не говоря уже о диагнозе и способах лечения.

Больница.

Олег Богданов

— Кого ставят на учет?

— На диспансерном наблюдении находятся только те пациенты,которые имеют грубые нарушения психики. Но и это не означает,что что-то будет сделано принудительно. Учет нужен скорее для врача,чтобы он мог наблюдать пациента в динамике,вовремя корректировать лечение и вообще больше внимания уделять именно ему.

Для человека же жизнь на учете у психиатра,как правило,ничем не осложняется.

При этом на учет пациентов ставят не единоличным решением конкретного врача,а только через врачебную комиссию.

— Как изменились медикаменты в психиатрии?

— Все препараты,которыми мы пользуемся,современные и хорошо изученные. Их состав учитывает проблемы,которых остерегаются люди. Для детской практики специально подбирают препараты с минимумом побочных эффектов.

Современные медикаменты не нарушают развивающий и образовательный процесс: никакой заторможенности и сонливости.

Таблетки. Лекарство.

fb.ru

Кроме того,появились препараты,которые более прицельно действуют на конкретные нейромедиаторы в организме,а не целиком на центральную нервную систему. Это практически «микрохирургическая» точность.

Сегодня медикаментозное лечение — это не обязательно тяжелые психотропные вещества. Назначаются,например,курсы поддерживающей нейрометаболической терапии,куда входят ноотропы,витамины,сосудистые препараты,антиоксиданты,различные адаптогены. Все это помогает наладить обменные процессы в центральной нервной системе.

Принятая программа по дестигматизации психиатрической помощи призвана как раз развеять все мифы,чаще информировать население о том,где,как и в каком объеме можно получить эту помощь. Мы пригласили коллег из учреждений образования,правительства,социальной защиты,медицинского университета,чтобы сделать детскую и подростковую психиатрию более доступной и открытой.

* Стигматизация — клеймение,категоричная ассоциация человека или явления с чем-то непрестижным,позорным,отталкивающим,неподходящим,а также навешивание ярлыков,предвзятое отношение к чему-либо.

Причины возникновения стигматизации

Причинами возникновения стигматизации являются:

  1. Частое негативное восприятие психических заболеваний, при которых больным приписывают опасность и агрессивность.
  2. Восприятие психического заболевания в качестве наказания, посланного человеку высшими силами.
  3. Недостаточность знаний о психических проблемах.
  4. Негативная подача информации в СМИ о людях и их родственниках.
  5. Боязнь больных людей, к которой привели стереотипы.
  6. Устаревшие методики лечения, а также принудительное лечение.
  7. Плохие условия содержания в клиниках, ориентированных на проблемы из области психиатрии.
  8. Плохое финансирование больниц, занимающихся лечением психически больных людей.

Никто не застрахован от психического расстройства

Еще стоит раз напомнить, что стигматизация − это навешивание ярлыков типа «ненормальный», «бешенный». Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова «Палата номер 6», а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: «Записки сумасшедшего», «Записки из сумасшедшего дома». Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ и НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

Ниже приводятся некоторые советы о том, какие слова и формулировки являются желательными, а какие нежелательными при обсуждении новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
ЖЕЛАТЕЛЬНО: называть болезнь новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Нежелательно: употреблять указания на географическое или этническое
происхождение болезни, называя ее «уханьским», «китайским» или «азиатским» вирусом.
Официальное наименование болезни было специально выбрано с учетом необходимости избегать стигматизации: «co» означает «корона», «vi» — вирус,
а «d» — болезнь (disease), цифра 19 указывает на год появления болезни — 2019.
ЖЕЛАТЕЛЬНО: называть заболевших «людьми с COVID-19», которые «лечатся от COVID-19», «выздоравливают от COVID-19» или «умерли после заражения COVID-19».

Нежелательно: называть заболевших «больными COVID-19» или «жертвами коронавируса».

ЖЕЛАТЕЛЬНО: люди с «возможной» или «предполагаемой» COVID-19.
Нежелательно: «подозрительные» или «подозреваемые» на COVID-19 пациенты.
ЖЕЛАТЕЛЬНО: говорить о «заражении» или «инфицировании» COVID-19.

Нежелательно говорить, что люди «распространяют COVID-19», «заражают окружающих» или «разносят вирус», поскольку под этим подразумевается вина
этих людей в преднамеренной передаче инфекции.

Употребление терминов, которые характеризуют поведение заболевших как преступное или лишают их человеческих черт, создает впечатление, что они
сделали что-то дурное или являются людьми второго сорта по сравнению с остальными; это провоцирует стигматизацию, уменьшает сострадание к таким
людям и, возможно, лишает их желания обращаться за помощью, проходить скрининг, диагностику и карантин.
ЖЕЛАТЕЛЬНО: с осторожностью высказываться о рисках, связанных с COVID-19, опираться на научные данные и актуальные медицинские рекомендации
официальных органов.
2 Руководство ЮНЭЙДС по терминологии: не «жертвы СПИДа», а «люди, живущие с ВИЧ»; не «борьба со СПИДом», а «реагирование на проблему СПИДа».Нежелательно: подхватывать и распространять неподтвержденные слухи и пользоваться нагнетающими страх гиперболическими словами и выражениями,
такими как «чума», «конец света» и т.д.
ЖЕЛАТЕЛЬНО: сохранять позитивный тон и акцентировать внимание на эффективности профилактики и лечения. Большинство людей способны справиться с
болезнью

Существуют простые правила, соблюдая которые мы все можем обезопасить себя, своих близких и уязвимых к инфекции людей.Нежелательно: заострять внимание на негативной стороне или распространяться об угрозах

Мы все должны стремиться обезопасить тех, кто
может больше всего пострадать от инфекции.
ЖЕЛАТЕЛЬНО: обращать внимание на эффективность мер защиты, помогающих предотвратить заражение новым коронавирусом, а также важность своевременного скрининга, диагностики и лечения

Примеры

Для создания социальной стигмы необходимо, как правило, одно качество, которое считается показательным, и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого. Распространены, например, следующие утверждения:

«Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, в ряде случаев связанная с сексизмом

Важно, что на практике не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, но устоявшаяся стигма это подразумевает.
«Русские — алкоголики» — межнациональные стигмы основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация.
«Немцы — фашисты» — в данном случае коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц и государственной политикой в период мировых войн.
«Люди без высшего образования априори имеют низкий уровень культуры и интеллекта; а поэтому, в плане трудовой эффективности, не могут соперничать с дипломированными работниками» — распространённое предубеждение, приводящее к предвзятому отношению работодателей к соискателям: реальные знания и навыки соискателя часто интересуют руководство гораздо меньше, чем сам факт наличия диплома.
«Психические заболевания неизлечимы, и люди с психическими заболеваниями всегда общественно опасны» — на самом деле люди с психическими расстройствами в основном не агрессивны (случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов), и психические расстройства часто поддаются лечению (многие из пациентов с психическими расстройствами выходят в ремиссию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector