Основные периоды (этапы) развития конфликта

Что такое урегулирование и разрешение конфликтов?

Под урегулированием и разрешением конфликтов принято понимать систему мер, направленных на предотвращение конфликтов и поиск оптимальных путей выхода из них. На протяжении многих лет этой проблеме не было уделено должного внимания ни в теории социальной психологии, ни в её практике.

Только в последние годы начали формироваться сообщества конфликтологов и различные организации, занимающиеся прикладной конфликтологией, а также начала выпускаться тематическая литература. Однако даже сейчас вести речь о том, что в сфере урегулирования конфликтов имеется какая-то эффективная система, не приходится.

Можно с уверенность говорить даже о противоположном положении дел, ведь при урегулировании конфликтов зачастую допускается ряд ошибок.

Стадии развития социального конфликта

Возможные сценарии развития конфликта

Ученые выделяют четыре стадии социального конфликта:

  1. Предконфликтная стадия проходит в две фазы:

— скрытая фаза, в период которой недовольство сторон друг-другом только начинает созревать и еще не высказано;

— инцидент, то есть внешнее событие, которое провоцирует конфликт, становится причиной действия конфликтующих сторон.

  1. Конфликтная – основная стадия. Для сторон в этот период характерно конфликтное поведение, то есть стремление блокировать достижение целей, намерений или интересов противостоящей стороны с помощью прямых или косвенных методов.
  2. Стадия разрешения конфликта может осуществляться через объективное изменение ситуации или через изменение субъективного восприятия ситуации участниками конфликта.
  3. Послеконфликтная стадия может протекать по-разному. В этот период между сторонами, которые ранее конфликтовали, могут сложиться как дружеские, так и неприязненные отношения. От того, как протекает эта стадия, зависит, появятся ли между враждовавшими сторонами новые конфликты.

Для примера постараемся отследить стадии конфликта между двумя друзьями, которые, посмотрев один и тот же фильм, по-разному оценили поступки его героев. Обсуждая увиденное, друзья заспорили, и оба настолько увлеклись, что не заметили, как шутливое обсуждение перешло в настоящую ссору. Разгоряченные спором, друзья решили больше не общаться, но через некоторое время оба успокоились и поняли, что такая мелочь, как разные взгляды на кинокартину, не должна разрушить их дружбу.

В некоторых конфликтах первая стадия протекает очень быстро или ее нет совсем. Конкретно в этом примере на предконфликтной стадии будущие оппоненты формулируют мнение о фильме. Инцидентом, спровоцировавшим конфликт, стало желание обсудить увиденное.

На стадии конфликта оппоненты спорили, каждый пытался навязать другому свою точку зрения, но ни один не преуспел.

Конфликт завершился не в тот момент, когда друзья перестали разговаривать друг с другом, а только после того, как оба осознали незначительность причины спора, то есть, изменилось субъективное восприятие ситуации сторонами конфликта.

Послеконфликтной стадии как таковой в этом примере нет, однако сильная ссора может навсегда разрушить дружбу или товарищеские отношения, а если одна из сторон останется недовольна разрешением конфликта, то есть риск его повторения в ближайшем будущем.

Функции конфликта

В современном обществе процесс конфликта важно уметь сдержать в рамках кооперации и здоровой конкуренции. Открытое противоборство означает переход ситуации за цивилизованные границы

Именно по этой причине функции конфликта в психологии принято разграничивать на конструктивные и деструктивные. Конструктивные функции имеют позитивный результат. Ход их протекания, обычно, следует такой модели:

  • выплеск напряженности между субъектами конфликтной ситуации;
  • согласование интересов сторон и объединение общей целью для решения задач;
  • активизация и реформирование совместной деятельности;
  • реализация потребностей и интересов;
  • выявление недостатков, противоречий и стимулирование к их устранению;
  • ослабление конфронтации в социально-психологическом аспекте взаимоотношений;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм.

Если функция конфликта имеет резко деструктивный характер, алгоритм его протекания будет таким:

  • ослабление единства группы;
  • разрозненность интересов, целей и действий людей;
  • нарастание напряженности и недовольства;
  • создание препятствий для достижения общего результата;
  • акцент на «победу любой ценой»;
  • нарушение системы коммуникаций и уклонение от сотрудничества;
  • представление об оппоненте как о враге, восприятие его целей в отрицательном ключе.

Необходимо отметить, что любой конфликт несет в себе как негативные, так и положительные моменты. В реальной жизни бывает непросто установить черту между конструктивностью и деструктивностью сложившегося противостояния.

1.2 Психологические компоненты конфликта

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно, выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов (рис. 2).

Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности.
Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности
.

Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т.п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам. По мнению Д. Бертона,…только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта.

Рис. 2. Система устремлений оппонентов в конфликте

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.
Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения.

Близки к интересам оппонентов и ценности,
которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).

Созданная с целью улучшения управления делами на производстве и в бизнесе «решетка менеджмента» была удачно интерпретирована для различения стратегий поведения в конфликте (рис. 3).

Рис. 3. Типология поведения оппонентов в конфликте

Соперничество
(конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество
(проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны

Компромисс
предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление
(уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании
(бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению

При избегании
(бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители — 71% и 46% соответственно. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче вход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта.

Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. Это и понятно. Собственно конфликт и заключается в противоборстве, подавлении оппонента. Поэтому личность или группа идут на конфликт, так как другими способами договориться с оппонентом не удается.

По этой причине тактические приемы соперничества более разнообразны, чем те, которые позволяют реализовать другие стратегии. Исторически сложилось так, что именно данные средства воздействия совершенствовались в большей мере, чем миротворческие. Обычно задача определялась таким образом — оппонент должен быть использован или нейтрализован (Макиавелли, Катарбинский и др.).

Почему возникают конфликты?

Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств:

2. Неправильное понимание ситуации. Заблуждение – одна из главных причин споров, перерастающих в конфликты. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.

3. Несовместимость понимания о социальной роли. Это основная причина «конфликта поколений». К примеру, подросток в 14 лет обретает уверенность в том, что он уже взрослый, тогда как родители будут считать его ребёнком ещё лет 10. Также данный фактор часто становится причиной рабочих конфликтов между начальством и подчиненными.

5. Конкуренция. В нашей природе заложена борьба за ресурсы, социальное положение и возможность произвести потомство. И эта конкуренция может провоцировать конфликты не только между чужими людьми, но даже между близкими друзьями.

Любой из перечисленных факторов может стать причиной конфликта, если кто-то посчитает, что его интересы серьезно задеты. Довольно часто кажется, что конфликт возник неожиданно и на ровном месте, однако он всегда нарастает постепенно. И если уметь вовремя замечать нежелательные предпосылки, конфликта практически всегда можно избежать.

↑ Последствия и функции социальных конфликтов:

Функции социальных конфликтов выполняет информационно-познавательную, интегративную, дифференцирующую, адаптивную, разрушительную функции.

  • информационно-познавательная ( помогает узнать о наличии социальной проблемы, которая нуждается в решении)
  • интегративная (Чаще когда конфликт носит не внутренний, а внешний характер. Так, экономические (торговые войны и т.п.), политические, идеологические или военные конфликты с другими государствами, как правило, способствуют интеграции общества в единое целое);
  • дифференцирующая (происходит раскол общества или социальных групп на противоборствующие группировки, порой возникают новые социальные группы)
  • адаптивная (формируются новые условия социальной жизни, иная расстановка социальных сил, преобразование форм и методов деятельности и отношений, происходит переоценка ценностей и др.)
  • разрушительная (при наличии ряда условий (прежде всего при применении насилия) на первый план выходят отрицательные последствия конфликта — дезорганизация общества, препятствия на пути его объединения)

Конфликты имеют не только негативные последствия, но и позитивные. Позитивные последствия:

  • происходит полное или частичное устранение противоречия;
  • конфликты стимулируют социальные изменения
  • конфликты позволяют более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей;
  • конфликты ослабляют психическую напряженность;
  • конфликты служат источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.

К негативным последствиям относятся: 1) возникновение стрессовых ситуаций, негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта; 2) разрушение традиций общения; 3) ухудшение качества совместной деятельности. Таким образом, социальные конфликты неизбежны (и даже в ряде случаев необходимы), и задача общества состоит не в идеалистическом стремлении устранить конфликты, а в уменьшении их разрушительного действия и в использовании их позитивных возможностей.

Характеристика стилей поведения в межличностных конфликтах

Соперничество – это отстаивание своих интересов, характеризующееся настойчивостью, бескомпромиссностью, отвержением любого вида сотрудничества. При соперничестве используются все доступные субъекту средства. Такой способ взаимодействия друг с другом зачастую используют люди, которые имеют равные ресурсы. С одной стороны, они стремятся удовлетворить свои интересы, а с другой стороны – не хотят проигрывать. Если данный стиль используется двумя субъектами, цель разрешить конфликт превращается в самоцель, все остальные цели уходят на второй план. Нередко при таком развитии событий утрачивается контроль над ситуацией.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Поведение в межличностном конфликте 440 руб.
  • Реферат Поведение в межличностном конфликте 230 руб.
  • Контрольная работа Поведение в межличностном конфликте 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Уклонение – это попытка уйти от конфликта. Один из оппонентов или группа отказывается в дальнейшем от непосредственного участия в конфликте, таким образом уклоняясь от решения назревшей проблемы. Формы проявления данного конфликта могут быть следующими:

  • игнорирование;
  • демонстративное удаление;
  • бойкот.

С одной стороны, это весьма удобный способ для субъектов, которые не желают вступать в прямой конфликт, особенно если не располагают достаточными ресурсами для его разрешения. Однако данная модель имеет и негативные моменты, так как уклонение провоцирует завышенные требования к одному из оппонентов, что в результате может привести к проигрышу в конфликте.

Приспособление – это особая форма взаимоотношений, при которой цель оппонента ставится выше своей собственной цели. То есть субъект готов пренебречь своими интересами ради разрешения конфликта. Иногда появляется солидарность, зачастую ложная, имеют место жертвы и уступки. Так, руководитель может придерживаться подобной тактики по отношению к подчиненным или к одному из них для того, чтобы сохранить свой авторитет. Однако если одна из сторон постоянно уступает, это в итоге ведет к накоплению негативных эмоций и повторяющимся, нередко вынужденным уступкам.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Компромисс выступает в качестве наиболее конструктивного способа разрешения конфликта. При компромиссе находится приемлемое решение для обеих сторон, которое устраивает обоих. То есть точка зрения оппонента принимается только в том случае, если это устраивает другую сторону. Однако нередко обе стороны не могут быть удовлетворены в полном объеме, что может стать основанием для возникновения нового конфликта. Компромисс предполагает, что спор можно уладить каким-либо способом. Однако это далеко не всегда так. Например, два ребёнка спорят из-за шоколадки, в данном случае компромисс возможен в том случае, если они поделят шоколадку пополам. Однако если объектом конфликта является игрушка, которую нельзя разделить пополам, разрешение конфликта путем компромисса невозможно. Компромисс предполагает хотя бы частичное удовлетворение потребностей субъектов.

Подавление – это стиль развития конфликта, который заключается в том, что один из оппонентов заставляет другого оппонента принять свою точку зрения любой ценой. В том числе может использоваться власть, агрессия и принуждение. Нередко при этом один из компонентов обладает более высоким рангом, занимает более высокую должность, имеет большие ресурсы, которые ему доступны. Например, такой способ развития конфликта характерен для родителей и ребёнка. Более слабый здесь вынужден подчиниться, однако конфликт загоняется внутрь и через некоторое время неизбежно будет возобновлен.

Ассертивное поведение – это такая модель поведения, которая предполагает возможность и способность человека отстаивать свои интересы и добиваться поставленных перед ним целей, при этом не ущемляя других людей. Данная позиция характеризует внимательное отношение как к себе, так и к оппоненту. На указанной стадии конфликтов не возникает, так как субъекты могут найти верный путь для их разрешения. Кроме того, на данной стадии люди наиболее эффективно взаимодействуют друг с другом.

↑ Причины социальных конфликтов:

Социальные конфликты могут быть вызваны не только политическими и культурными, но и социальными и экономическими причинами. Социальные конфликты бывают в любом обществе и происходят в различных сферах общества.

  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных позиций;
  • различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации;
  • различия в целях, представлениях и ценностях;
  • религиозные различия;
  • территориальные споры
  • психологическая несовместимость;
  • поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.);
  • неумение общаться и договариваться;
  • и многие другие

Основные причины

Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения

Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:

  • Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
  • Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
  • Вечным противостоянием отцов и детей;
  • Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
  • Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.

Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.


Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Межличностные конфликты

Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).

Профессиональные

Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.

Между детьми в школе

О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).

Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане

В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.

↑ Структура социального конфликта

Субъектами социального конфликта могут выступать отдельные индивиды, различные социальные общности (группы, классы, нации, партии и т.д.) и международные сообщества.

Предмет (объект) конфликта

Предметом конфликта могут являться экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое…

Конфликтное взаимодействие.

Проявляется в таких формах, как спор, ультиматум, угрозы, демонстрация силы, вооруженное столкновение и т.п. Если участники не взаимодействуют (например, разъединены пространственно), то имеет место не конфликт, а конфликтная ситуация, то есть такое состояние отношений между социальными группами, когда конфликт возможен, но отнюдь не обязателен.

Социально-психологические свойства субъектов конфликта.

Сознание участников противоборства, их конфликтные замыслы и планы, наличие или отсутствие опыта конфликтных противоборств, установки на непримиримость или компромисс и т.д.

Результат — чем все закончилось, итог конфликта.

Причины возникновения конфликтов

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:

  1. Личностные. Зависят от реакции человека на изменения, происходящие вокруг, способности общаться, вести диалог. Обычно конфликт склонны провоцировать эмоционально неустойчивые люди, не подготовленные к работе в коллективе. Когда не знают способов разрешения разногласий мирным путем, не могут расположить к себе, для них невозможно отражение эмоций собеседника;
  2. Социальные. Связаны с особенностями поведения, устоявшимися стандартами, принятыми нормами. Разногласия возникают при конфликте людей, принадлежащих к разным поколениям, несовместимости собеседников по характеру, темпераменту, следовании разным ценностям. Наличие лидера, который создает собственные задачи, противоречащие общим целям организации, может привести к негативным последствиям. Разлад в коллективе происходит даже при появлении нового сотрудника, если адаптация его затягивается;
  3. Объективные. Возникают, когда сталкиваются ценности людей, интересы. Проблемы могут быть реальными или выдуманными, существующими только в воображении. То есть человек предполагает наличие затруднения, накручивает себя на пустом месте, что бывает при отсутствии общения и нехватки информации;
  4. Организационные. Случаются в процессе профессиональной деятельности. Связаны с несоответствием сотрудника занимаемой должности, когда он не в состоянии справиться с обязанностями. Примером являются ситуации, провоцируемые руководителями, если они некорректно распределяют работу между подчиненными, не могут наладить между ними взаимосвязь, неправильно формируют задачи.

Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него

Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта

лагоприятное завершение конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде

Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме

Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным

Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта

Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций

Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Причины возникновения конфликта

Причины конфликта могут быть личностными. Они связаны с индивидуальными психологическими особенностями спорящих сторон. В основе таких конфликтов лежит специфика процессов, происходящих в психике личности в ходе ее взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основные причины возникновения конфликтов представлены низким уровнем социально-психологической компетентности, проявлением акцентуаций характера и типа темперамента, оценкой поведения другими людьми в качестве недопустимого, недостаточная степень психологической устойчивости, низкий или высокий уровень притязаний.

Как правило, в конфликты вступают люди с низкой способностью к эмпатии. В качестве объективных причин конфликтов могут выступать обстоятельства социального взаимодействия, приводящие к столкновению установок, мнений и интересов таких людей.

Объективные причины способны стать отправным моментом в создании предконфликтных ситуаций. Эти причины настолько разные, что их невозможно точно классифицировать.

Психологи выделяют несколько основных причин конфликтов:

  • Образ жизни, связанный с радикальными и быстрыми переменами большого масштаба и материальной неустроенностью;
  • Естественные столкновения интересов людей в ходе их жизнедеятельности;
  • Слабая разработка правовых и нормативных процедур решения социальных противоречий, возникающих в процессе личностного взаимодействия;
  • Проявление стереотипов конфликтного разрешения противоречий;
  • Недостаток важнейших духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни.

Есть и организационно-управленческие причины конфликтов, в качестве которых выступают обстоятельства, связанные с формирование, действием и развитием групп, коллективов, организаций.

В основе социально-психологических причин лежит непосредственное воздействие личностей, причины их включенности в различные социальные группы. Такие причины включают разницу в подходах к оценке результатов деятельности друг друга, непонимание сторонами расхождения во взглядах при обсуждении проблем, потерю и искажение информации при межгрупповой и межличностной коммуникации.

Причины конфликтов также представлены разбалансированным ролевым взаимодействием личностей, проблемами в межличностных отношениях, проявлением фаворитизма внутри группы (так называемое предпочтение членов группы членам других социальных групп).

Предотвращение конфликта

Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме

Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным

Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта

Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций

Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Рациональный подход к проблеме

Пожалуй, лучшая система решения межличностных противоречий принадлежит американскому психологу Томасу Гордону. Он на протяжение долгого времени изучал основные этапы конфликта и в итоге разработал несколько ступеней конструктивного решения спорных ситуаций.

В первую очередь оппоненты должны выявить проблему. Надо конкретизировать её, назвать, дать точную формулировку. Затем необходимо поговорить о взаимных чувствах, ожиданиях и потребностях. Участники конфликта должны услышать и понять друг друга. А потом – вместе придумать способы решения ситуации. Чем их будет больше, тем лучше. Всё равно на следующем этапе каждый вариант придется рассмотреть с логической точки зрения и неподходящие отбросить в сторону. А из оставшихся выбрать такой, который устроил бы каждую сторону. И воплотить его в действительность.

Удивительно, но многие конфликты в отношениях именно так и решаются. Экспрессивные споры ничем не помогут. То ли дело взаимное уважение и практичный подход к ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector