Егэ. человек

Развитие способностей личности

Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии  индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые  обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.

Совершенно ни к чему не способных людей  не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.

Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.

Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.

Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.

Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.

Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.

Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.

Сверхспособности мозга

Мужчина со сверхчеловеческим умом

Дэниел Таммет является обладателем выдающегося мозга, который можно назвать мозгом сверхчеловека. Он в состоянии озвучить число Пи по памяти до 22514-го знака после запятой; он способен усваивать новые языки быстрее, чем некоторые люди усваивают приветствия на чужих языках.

К примеру, Дэниелу потребовалась всего одна неделя изучения языка, когда он уже мог разговаривать на нем почти безупречно. А ведь речь идет об ирландском языке. И все было бы прекрасно, если бы наша жизнь только и состояла из цитирования числа Пи и прочих логических вещей.

Безупречно логический ум Дэниела Таммета, который страдал от синдрома Аспергера, был просто совершенно неспособен понимать те элементарные для каждого из нас вещи, которые можно было бы охарактеризовать словом «нелогичные».

Сам Дэниел не раз заявлял, что его мозг постоянно упирается в точные понятия и реальные вещи. Большинство нематериальных вещей и понятий (вполне простых и понятных для нас), с трудом поддаются его пониманию.

Кроме того, такие простые действия, как вставить DVD диск в компьютер, вызвать такси или порешать простейшее алгебраическое уравнение – все это представляет определенные трудности для Таммета

Также его внимание очень легко отвлечь, что не позволяет Дэниелу водить машину.. Самым сложным для понимания Дэниела являются действия других людей, которые не направлены на самосовершенствование, а также действия, не имеющие научного смысла

К примеру, его очень смущают такие простые проявления человеческой природы, как эмоции.

Самым сложным для понимания Дэниела являются действия других людей, которые не направлены на самосовершенствование, а также действия, не имеющие научного смысла. К примеру, его очень смущают такие простые проявления человеческой природы, как эмоции.

Таммет поведал как-то, что использовал свои способности в казино, как герой Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». И ему пришлось изображать притворную радость. На самом деле, Дэниел не чувствовал ничего подобного. Однако все смотрели на него, и он сделал так, потому что знал, что от него ждут именно такой реакции. Логика…

Человек, который вообще ничего не боится

Джорди Серник не боится ничего на свете. У него даже отсутствует такая опция – опция страха. Дело в том, что он прошел через две операции, которые ему пришлось перенести из-за синдрома Иценко-Кушинга.

Суть этого синдрома заключается в том, что на организм происходит негативное влияние избыточного количества гормонов, вырабатываемых корой надпочечников. В результате железы, которые отвечают за выработку адреналина, были попросту удалены.

Теперь Джорди физически не может бояться. Однако, как и в десяти предыдущих случаях, эта «суперспособность» привела к весьма ярко выраженным побочным эффектам. К примеру, Серник может прыгать с парашютом с самолета безо всякого страха.

Единственное, что Джорди может ощущать – легкую нервозность. И он очень часто прыгает. Он начал использовать свою силу для выполнения трюков в воздухе. Это позволяет мужчине зарабатывать деньги. И цель этого заработка благородная – деньги идут на благотворительность.

Однако прыжки с парашютом не вызывают у Серника того же взрыва эмоций, какой они обычно вызывают у среднестатистического человека. Джорди признается также, что когда он катается на самых крутых аттракционах «американских горок», то чувствует примерно те же эмоции, что и находясь дома за обеденным столом.

Иными словами, он не чувствует ровным счетом ничего. Однако Серник определенно чувствует кое-что: постоянную и бесконечную боль. Он все еще продолжает страдать от последствий синдрома Иценко-Кушинга.

Из-за этой патологии кости Джорди очень хрупкие, так как поражены артритом. И поскольку его организм теперь не в состоянии вырабатывать адреналин, он не только не чувствует страха. Теперь у него нет его самого мощного природного обезболивающего. Любую боль Серник чувствует намного более острее, чем раньше.

Основные виды направленности личности

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и служит как бы ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Целенаправленность поведения особенно очевидна, когда человек пытается достичь одну цель различными способами.

Если первая попытка наталкивается на преграду, избирается другой путь, иногда обходной. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку в течение жизни приходится выполнять множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любого отдельного вида деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Жизненная цель как бы объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из них — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Уровень достижений личности связан с жизненными целями, в которых заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих, игнорирует интересы коллег или работу, которую должен выполнять, а в работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия проявляется тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстным стремлением к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, членом которой он является, вносит свои предложения, полезные для выполнения поставленной задачи.

Совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности, присуща каждому человеку. Приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, обусловливают характер человека. Черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к явлениям действительности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

Способности и задатки

Общая одаренность человека выражается в способности к различным видам деятельности и общения. Это значит, что человек имеет единство общих способностей. Оно обуславливает диапазон интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения личности.

Таким образом можно заключить, что способностями являются индивидуально психологические особенности человека. Они проявляются в деятельности, и считаются критерием успешности выполнения деятельности. 

Хотя способности не сводятся к умениям или знаниям, от них зависят многие критерии успешного овладения умениями, знаниями и навыками. 

Согласно исследованиям, способности являются пожизненными образованиями. Процесс индивидуальной жизни обуславливает развитие пожизненных образований, а среда и воспитание формируют их. 

Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов произвел глубокий анализ проблемы способностей. Он развивал концепцию, в которой говорилось о анатомо-физиологических и функциональных особенностях человека. 

Они могут считаться врожденными в том случае, если создают определенные предпосылки для развития способностей. Эти способности называются задатками.

Задатками называют некоторые врожденные генетически анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки образуют индивидуально-природные предпосылки к формированию и развитию способностей.

Способности отличаются динамичностью образования. В процессе они могут формироваться и развиваться определенным образом организованной деятельности и общения. Способности развиваются постепенно. 

Задатки характеризуются многозначностью. Они являются всего лишь предпосылками развития способностей. 

Те способности, которые развиваются на основе задатков, могут быть обусловлены ими, но никак не предопределяться.

Задатки сами по себе не направлены. Хотя они способны влиять на процесс формирования и развития способностей, но не решающим образом. 

Сформированные способности в свою очередь остаются навсегда, их образование происходит в процессе деятельности и воспитания. Разные пути формирования способностей обуславливаются задатками. 

Некоторые задатки человек так и не реализовывает, они не превращаются в реальные способности и достижения человека.

Реализация перехода задатков в способности происходит при усилии человека или же благодаря каким-либо обстоятельствам. Человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.

Каждая способность обладает структурой. В структуре есть ведущие и вспомогательные свойства. 

Например, ведущие свойства, которые характерны для людей с литературными способностями, включают особенности творческого воображения и мышления, яркие образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. 

Для ведущих математических способностей характерно умение обобщать. Люди с математическими способностями имеют гибкие мыслительные процессы, они могут легко переходить от прямого к обратному ходу мысли. 

Внушение

Искусство внушения – это способность контролировать разум других людей. Это очень опасная сила, потому как люди, обладающие ею, в состоянии воздействовать силой мысли на действия окружающих.

Вольф Мессинг

Для того чтобы внушить человеку определенную мысль, словесный контакт не обязателен, поскольку воздействовать на мысли человека на расстоянии. Такой техникой владел гипнотизер Вольф Мессинг.

Он мог держать под гипнозом человека, находясь на больших расстояниях от него, исчисляемых сотнями километров.

Благодаря своим неординарным способностям Мессинг снискал славу мага и волшебника. Его талантом стремились пользоваться сильные мира сего в своих целях.

Именно из-за своих гипнотических сеансов он умудрился разозлить Гитлера да еще так сильно, что тот пообещал огромные деньги за поимку мага.

Вольф Мессинг говорил, что способность гипноза он приобрел благодаря длительным тренировкам. Гипнотизер был уверен, что способностью внушать мысли обладают все люди, просто в себе следует развивать такие способности.

Типология людей, в зависимости от способностей

Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.

Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.

Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть творческие способности. Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.

Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое – образно.

Реальные возможности и способности человека

Наверняка вы не раз задумывались над вопросом, каковы на самом деле реальные возможности человека. Что вообще за существо такое этот человек, обычное животное, которое совсем немного эволюционировало от обезьяны в плане интеллекта по теории Дарвина, но в целом осталось примерно на том же животном уровне.

Или все-таки человек совершенное и идеальное создание вселенной. Прямое подобие Бога, которому еще только предстоит отрыть всю безграничность своих потенциальных способностей и возможностей которыми он на самом деле уже обладает, но по какой-то причине пока они для него скрыты.

Что реально доступно для  человека: сознательное управление всеми функциями организма, как утверждают некоторые йоги, или только то, что открыто сейчас для нас современными медиками и учеными.

люди умеют вообще все на светеот полетов, врачеванияили превращения в животныхидение сквозь стены и даже времяили даже настоящая материализация предметов из воздуха

Ну или же по настоящему правы только те, кто говорит что максимум реальных возможностей человека, человека это простое лежание на диване и просматривание футбола с баночкой холодного пива. И на все эти вопросы сегодня мы попробуем дать ответ с помощью современной науки, ведь наука на сегодня является главным критерием правдоподобности любого знания и достижений.

Наука и возможности человека

Поэтому попробуем сегодня отбросить все домыслы и суеверия, и погрузиться в мир настоящего научного познания. Хотя по правде говоря, даже всемогущая наука в последнее время себя немного дискредитировала в области изучения возможностей человека, начиная от очень ленивого и некачественного изучения возможностей и способностей человеческого мозга, которые мы начали рассматривать в прошлом рассказе.

Да ладно что там говорить о сложном, о мозге и интеллекте. Чаще всего, все передовые научные знания о возможностях человека еще совсем недалекого прошлого, в своей непроходимой тупости доходили просто до комичности или абсурда.

Ведь еще каких-то пару десятков лет назад, половина Американских докторов и академиков в области медицины, могли спокойно сдать вас в психушку на уколы, если бы вы сказали, что человек может обходиться без еды больше недели и не умереть.

по версии знаменитой Британской энциклопедии, человек должен был умереть от голодания максимум за 10-14 дней

Потенциальные возможности человека

И заметьте, это в то же самое время, как у них под боком  давно проводили множество экспериментаторов с голоданием, чуть ли не в сто дней. И это даже не учитывая того, что Христос и Будда голодали довольно долго. Неужели эти профессора медицины совсем не читают никаких книжек и не смотрят по сторонам?

И голодание тут совсем не причем, если вы думаете что ученые бояться изучать именно его. Кстати еще один факт, до сих пор считается что человек без воды может прожить 5-7 дней. Хотя по всему миру проводят лечебные туры голодания без употребления даже воды под присмотром по 7-8 дней с выездом на природу.

И некоторые люди с удовольствием платят за это приличные деньги, и довольны результатом, хотя по науке они все должны были бы умереть. О пользе голодания и лечебном эффекте длительных голоданий и практике сухих голоданий без воды, читайте от дельно.

Но, как я уже сказал и голодания ту не причем, никакая современная наука вам не объяснит и другие потенциальные возможности человека. Ну к примеру, как Порфирий Иванов почти пол века бегал годами в одних трусах, купался в проруби и даже спал на снегу, в любые даже 40 градусные морозы. Невероятно?

Но это очень даже доказанный научный факт, как минимум способности того же самого Иванова проверялись не раз, как немецкими спец службами, так и Русским КГБ и полностью подтвердились, а эти организации обычно шутить не очень любят.

последователей идеи закаливания только

Возможности и способности человека

Да и больше, до сих пор проводятся чуть ли не публичные демонстрации возможностей и способностей человека в холоде, например соревнования среди последователей «Тумо», по высушиванию мокрых простыней на голом теле в мороз.

В которых победители высушивают до нескольких десятков простыней сидя на снегу в шортах, естественно не болея при этом никаким гриппом. И это в горах, где даже дышать, и то не просто. И это в то время, как другие люди умирают от простуды, просто забыв сегодня дома теплый шарф. Но куда делись их потенциальные человеческие возможности и способности?

А ведь человек способен на многое и кроме этого, так например в некоторых странах уже не раз официально в больницах проводили операции без наркоза. И просто обычные люди сами, и под надзором психологов учились буквально за пару дней тому, как им перестать чувствовать боль во время операции.

Способности

Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

Диагностика

Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.

Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:

  • стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
  • надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
  • непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.

Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.

При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:

  • смысловую гибкость;
  • образное мышление;
  • оригинальность ассоциаций.

Направления

В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).

Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.

Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».

Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.

Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector