Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность

Структура сознания

К особенностям сознания следует отнести концептуальность и категориальность, самосознание, связь с общественностью, отражение отношений. Сознание в психологии делится на два слоя. Первый – это бытийный, который подразумевает опыт действий и самые чувственные образы. Второй – это рефлективный, он подразумевает осмысление действительности, значение и смысл происходящего. Подобная структура сознания в психологии показывает всю сложность решения различных задач.

Например, на бытийном уровне идет выбор на разрешение наиболее сложных жизненных ситуаций, сознание в этом случае помогает визуализировать в этот момент нужный образ и задействовать двигательную систему, которая зависит от ситуаций окружающего мира. На рефлекторном уровне сознания понятия, идеи, жизненные и научные знания соотносятся с их значением. Если вдруг появляются трудности при осмыслении значений, то наблюдается непонимание.

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие,
  • рефлексия,
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции:

  1. Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое &#171,Я&#187,.
  3. Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка. Сюда относятся эмоции.
  6. Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным отличием человека от животных.

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

Интеллектуальный. Объединяют способность, знание, умение, при помощи которых индивид решает умственные задачи. Знания выступают основой интеллекта. Но также значение имеют культурные ценности, традиции, которые созданы человеком

К способностям относятся: память, мышление, восприятие, внимательность, наблюдательность, способность воспроизвести информацию, переключать и концентрировать внимание и т. д.

Мотивационный

Источник мотивации , это потребности личности.
Мотивация , побуждение, которое определяет целенаправленность поведения индивида.

Эмоциональный. Это отношение человека к происходящему с ним. Этот компонент состоит из чувств, настроений, переживаний, стрессов и т. д.

Волевой. Человек способен действовать и контролировать свое поведение вопреки трудностям и своим желаниям.

Самосознательный. В нем отражается собственное «,Я», индивида. Благодаря этому компоненту человек способен к самопознанию и самовоспитанию.

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

  1. Общественное , это совокупность сознания общества и других индивидов, воспринимаемое через призму своего интеллекта. Формирование общественного происходит в несколько этапов:

Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа, в которой он находится.
Затем присоединяются нормы государства, культуры, этноса, их традиции и законы.
Также на личность воздействуют: религия, мифы, опыт предков, предрассудки и другой опыт, накопленный столетиями жизни человечества.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного:

  • религиозная,
  • морально-этическая,
  • правовая,
  • политическая,
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

Уровни формирования общественного сознания

Общественное сознание формируется на следующих уровнях.

Обыденное, или эмпирическое сознание, которое в качестве своего источника имеет непосредственный опыт повседневной жизни и является как процессом непрерывной социализации человека, так и осмыслением особенностей общественной жизни.

Вторым уровнем формирования общественного сознания является научно-теоретическое сознание, которое является более сложной формой общественного сознания, и не подчиняется повседневным задачам человеческой жизни. Данный уровень развития включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества человечества, которые проявляются в мировоззрении, естественнонаучных концепциях, идеях и устоях общества.

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Характеристики теории

Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.

По Фрейду

У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.

По Юнгу

Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.

Юнг разделил бессознательное на два слоя:

  1. Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
  2. Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.

Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.

По Лакану

Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.

Развитие сознания

В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.

В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.

Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.

Что такое сознание?

Под сознанием понимается субъективное переживание человеком внешних проявлений мира. В более широком смысле сознание подразумевает свойство психики, которое отображает внешний мир: чувственный, рациональный, общественный, биологический. В узком понимании слова под сознанием понимает свойство головного мозга, присущее только человеку, которое отображается в речи, обобщенном или целенаправленном отображении действительности, планировании и прогнозировании результатов, рациональности и контроле собственных действий.

Другими словами сознание можно назвать:

  1. Рассудком.
  2. Постижением.
  3. Мыслью.
  4. Осмыслением.
  5. Разумом.
  6. Уяснением.

Поскольку сознание отображается в мыслях, которые человек прокручивает в своей голове, здесь следует акцентировать внимание на их силе воздействия на самого человека. Хоть процесс сознательного мышления является понятным и заметным человеку, нередко даже данный процесс протекает автоматически. Человек привычным образом о чем-то думает

А мысли, как известно, влияют на ту жизнь, которую человек проживает благодаря тем действиям, которые он совершает под их влиянием

Человек привычным образом о чем-то думает. А мысли, как известно, влияют на ту жизнь, которую человек проживает благодаря тем действиям, которые он совершает под их влиянием.

Все люди сталкиваются с тем, что жизнь их не устраивает. Раньше люди боролись за земли, потом — за свободу, затем – за право голоса. Теперь люди борются за равноправие с богатыми людьми, мол, все хотят жить роскошно и без забот, ни в чем себе не отказывая. Каждое время славится своими войнами. То люди физически воюют за какую-то цель, проливая кровь и убивая себе подобных, то они просто устраивают революцию, пытаясь насильно заставить правительство пойти им навстречу и сделать их жизнь счастливой.

Но это все не приносит радости! Если первые несколько лет люди радуются своей свободе и победе, то потом они снова начинают за что-то бороться. Дело в том, что войной и требованиями можно достичь лишь временного результата. Чтобы жить счастливо, нужно не убивать и не «насиловать» никого своими нравоучениями, а сделать революцию в своем собственном сознании (голове).

Мир не изменится лишь потому, что вы критикуете, недовольствуете или с чем-то боритесь. Ваша жизнь подчинена лишь тому, что творится у вас в голове. Если вы видите вокруг лишь нищету и злых людей, то и не заметите, что среди всего этого есть довольно-таки обеспеченные и счастливые личности

Человеку свойственно обращать внимание лишь на то, какие мысли и желания крутятся в его голове. И все, что вас не устраивает, вы будете замечать в первую очередь, не обращая внимания на то, что одновременно с этим существует и нечто прекрасное для тех людей, которые готовы видеть именно это. Революцию нужно совершать не во внешнем мире, а в своих мыслях

Пока вы боритесь с тем, чтобы правительство, другие люди и прочие обстоятельства сделали вашу жизнь удобной и приятной, вы так и будете находить недостатки своего существования. Жизнь не будет укладываться в рамки, которые вы устанавливаете. Она действует по своим правилам, которые гласят, что каждый человек получает то, что заслуживает. А что заслужили вы? Как вы относитесь к окружающему миру? Если вы постоянно все критикуете и выражаете свое недовольство, мир вам дает то же самое

Революцию нужно совершать не во внешнем мире, а в своих мыслях. Пока вы боритесь с тем, чтобы правительство, другие люди и прочие обстоятельства сделали вашу жизнь удобной и приятной, вы так и будете находить недостатки своего существования. Жизнь не будет укладываться в рамки, которые вы устанавливаете. Она действует по своим правилам, которые гласят, что каждый человек получает то, что заслуживает. А что заслужили вы? Как вы относитесь к окружающему миру? Если вы постоянно все критикуете и выражаете свое недовольство, мир вам дает то же самое

Если вы постоянно обращаете внимание на нищету и только о ней и говорите, то жизнь вам это дает сполна

Нет смысла воевать. Лучше измените свой образ мышления

Как вы к миру относитесь, то он вам и будет давать в ответ! А что вы для себя желаете? Если хотите жить в здравии, любви, счастье, богатстве и среди хороших людей, тогда только на это и обращайте внимание, потому что вы достойны только самого лучшего!

перейти наверх

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Литература

  • Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) //Фрейд З . Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 25-38.
  • Фрейд З. Бессознательное (1915) //Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
  • Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / составители: И. Айзенбах-Штангль, М. Эртль; пер. с нем. А. В. Логинова; научн. ред. О. Б. Кетовой. — М.: Verte, 2009. — 232 с. — (Серия «Профессия: консультант»). — ISBN 978-5-903631-05-6.
  • Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
  • Кэррол Р. Т. Бессознательное //Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67-68. — ISBN 5-8459-0830-2..
  • Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности.
  • Щербатых Ю. В. Понятие о бессознательном //Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 19.1. — С. 191—197.
  • Савельев А. В. Аспекты возможности сознательного моделирования бессознательного в искусственных социумах // Журнал «Искусственные общества». — 2009. — Т. 4. — № 1-4. — М.: Лаборатория искусственных обществ.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.

Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученые относили к содержанию сознания, поскольку психика – это и есть, в сущности, сознание, и другой психики (несознаваемой) не существует.

Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, основанным на данном утверждении, психология надолго превратилась в науку сознания (хотя бессознательное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).

Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, которые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям. Сознание в этом определении – совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людьми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллективным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т. е. в сознание входит и может существовать в нем лишь то, что передается с помощью слов. Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.

Существует трактовка сознания как особого состояния психики человека, в котором он находится, когда правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезновение сознания у человека, а также переход его к бессознательному состоянию, т. е. возможность нахождения человека и психики вне сознания.

О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свидетельствующие о нахождении человека в данном состоянии. Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью определенных образов; возможность сообщить о собственных ощущениях и мыслях другим людям, возможность отграничения себя от происходящего вокруг и определения того, что происходит внутри.

В связи с тем, что – это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться. Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
    человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Проекция и рационализация

Для продолжения повествования мне придется снова пояснить некоторые термины. На progressman.ru есть давняя статья о неврозах, где я описывал защитные психические механизмы: проекцию и рационализацию. Здесь немного повторюсь.

Популярный пример рационализации можно найти в басне о лисице, которая потерпев неудачу в добыче винограда, рационализировала свое отступление низким качеством еще зеленой ягоды. То есть, чтобы не принимать ограниченность собственных возможностей, лиса обхитрила себя мнимым отсутствием интереса к желанному объекту. Реальный мотив, бьющий по лисьей самооценке, остался в бессознательном. На поверхности сознания его подменила лживая рационализация – удобное пояснительное оправдание своих действий. Рационализация в психоанализе – это бессознательная «самозащита» эго, ограничивающая восприятие и мышление до формы, где собственное поведение кажется хорошо контролируемым и оправданным.

Яркий пример проекции можно проследить в известном анекдоте, где Винни-Пух безосновательно воображает, что рядом идущий Пятачок думает про него разные нелицеприятные вещи, за что решается своего друга ударить. То есть, чтобы не принимать собственную беспочвенную злость, Винни-пух спроецировал ее на Пятачка. Таким образом, реальный мотив злости остался в бессознательном. А на поверхности сознания его подменила лживая проекция – выгодное списание собственных неугодных мыслей и чувств на чужой счет. Проекция в психоанализе – это «самозащита эго», которая позволяет собственные неприемлемые чувства бессознательно приписывать окружающим.

Так вот, к чему это все? Описание Зигмундом Фрейдом проекции и рационализации я лично считаю его гениальным открытием. Но сам при этом понимаю их по-своему. В моем субъективном и ненаучном взгляде эти защитные механизмы работают беспрерывно и затрагивают глубочайшие пласты личности. Можно даже сказать, что сама личность базируется на фундаменте этих защитных механизмов. Все наше мышление – это безостановочная рационализация необъяснимой, хаотичной реальности здесь и сейчас, которую мы знаем исключительно за счет личных проекций.

Продолжаем строить необоснованно смелые гипотезы.

Выше я уже говорил, что все шевеления личностной сферы управляются невидимым «кукловодом» бессознательного. Ощущение личной воли, возможно, главнейшая рационализация нашего реального безволия. Ум делает все, чтобы сохранить иллюзию контроля.

Ощущение внешней, отдельной от нас, реальности, вероятно, лишь проекция нашего внутреннего раскола, где маленькая сознательная часть отделяется от необъятной бессознательной. Нам мерещится, что мы отделены от внешнего мира. На деле – это отделение от своей же глубинной сущности. Ощущаемый внешний мир во всем своем многообразии и есть наши собственные бессознательные черты. Иных способов констатировать реальность для нас нет.

Многие члены общества полагают, что мысли и чувства формируются не изнутри, а «снаружи» – внешними событиями. Дескать, то не наша персона такая обидчивая, а там, снаружи, обижают и сердят. Все многообразие жизни – «где-то там». Вот так и формируется инфантильная безответственность за себя вкупе с хроническим чувством несправедливости жизни.

Детский подход – верить во внешнюю причину собственных мыслей и чувств. Зрелый – в личную. Следующая стадия – стирание рамок между внешним, отдельным и личным, внутренним. Есть просто жизнь, а все разделения – лишь реалистичные мысли, на которых формируется фундамент эго.

На словах все условно. Божья воля – это, условно говоря, неосознаваемая «воля» нашего бессознательного. Этот божественный кукловод не только управляет нашим умом, он же формирует ощущение внешней среды. Да, можно поспорить и сказать, что формирует он не внешнюю реальность, а лишь ее восприятие. Но никакой иной реальности, помимо возникающей в нашем восприятии, для нас и нет.

Я тоже свято верю в отдельный от меня внешний мир. Но обучился проекции «возвращать». То есть, я могу ясно ощутить, что «вот этот» живой человек рядом со мной – лишь мое восприятие, которое можно воспроизвести повторно в любое время. Пока получается только при намеренном сосредоточении. Ничего особенно сложного в этом не вижу. Уверен, при должной тренировке этот «трюк» может освоить почти каждый.

Если возникают вопросы о том, как быть, если от нашей личности, вроде как, «ничего не зависит», отсылаю к статье о выборе и спонтанности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector