Сознание (философия)

Диалектика сознания и бытия

В классической и постклассической философии дуализм души и тела перерос в проблему диалектики сознания и бытия, их соотношения, взаимного положения и причинно-следственных отношений. Было сформировано два основных подхода к решению этой проблемы:

  • идеалистический,
  • материалистический.

Представители идеалистического подхода отстаивают существование сознания как самостоятельной субстанции, а также его первичность, либо равноправность по отношению к материи. Так у Канта сознание и материя существуют параллельно и независимо друг от друга, из чего делает вывод о том, что мир вещей, в принципе не познаваем для сознания, и потому тот образ мира, который выстраивает человек, всецело зависит от его сознания в первую очередь. В рамках концепций субъективного идеализма постулируется иллюзорность материального мира как таковая, утверждается реальность лишь человеческого сознания.

Материалистические учения, в частности марксизм, исходят из положения о том, что реальность есть материя. Материя может принимать различные формы, ей присуще движение и развитие, в ходе которого может возникать нематериальный продукт, как результат материальных функций. С этой позиции рассматривается и сознание – как продукт функционирования высоко организованной материи, который эволюционировал вместе с материей в ходе общественно-исторического развития.

Уточнение понятия майндсайт

Понятие сознания шире, чем понятие мозга. Однако субъективная сущность переживаемого опыта такова, что ее нельзя подержать в руках или сфотографировать даже самыми мощными машинами. Сознание легко потерять из виду, если концентрироваться только на физиологическом аспекте. Мы можем смахнуть слезу и тем самым не оставить и следа от сознания, наделившего происходящее значением, позволившим чувствовать себя живыми, испытывать боль или радость.

Думая о сознании, мы ощущаем нечто большее, чем свой или чужой внутренний мир. Мы уже доработали понятие майндсайта по сравнению с нашим первоначальным определением, согласно которому он представлял собой сочетание инсайта и эмпатии.* Эта важная и доступная отправная точка — всего лишь начало более полной истории.

Майндсайт позволяет нам чувствовать энергетический и информационный потоки и формировать их. Это наиболее простое, но емкое и широкое определение.

Благодаря майндсайту мы приобретаем знание об основе нашей жизни: о регулировании (то есть сознании), объединении (о взаимоотношениях) и промежуточных нейронных механизмах (о мозге).

Майндсайт позволяет понять, что каждый из нас является частью взаимосвязанного потока, более глобального целого.

Рассматривая сознание, мозг и взаимоотношения как три измерения одной реальности — как аспекты энергетического и информационного потоков, — мы совершенно по-новому изучаем человеческий опыт.

* Инсайт, или внелогическое прозрение, — способность личности менять мотивы собственного поведения. Прим. перев.

Структура

Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:

  1. Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
  2. Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.

В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.

Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.

На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.

7.4. Каждое существо (сущность) мыслит

МЫСЛЬ – восприятие, описанное существом (сущностью) с использованием присущих ему понятий.

МЫШЛЕНИЕ – процесс оперирования присущими существу (сущности) понятиями.

ПОНЯТИЕ – простейший объект процесса мышления.

У каждого существа (сущности) своё тело, свои рецепторы и свой мозг, обрабатывающий данные, поступающие от рецепторов. У каждого существа (сущности) свои понятия. Соответственно все они мыслят по-разному.

Кто-то мыслит электрическими импульсами, кто-то мыслит знаками, кто-то мыслит ощущениями, кто-то мыслит словами, кто-то мыслит информационно-энергетическими образами и т.д.

Так как организм человеческого существа можно представить, как состоящий из многих объектов — существ и сущностей, то можно предположить, что в процессе познания все они выступают в качестве отдельных субъектов и во время осуществления своего акта мышления они используют различные языки.

Субъект предварительно именует словами любые объекты, процессы и явления, с которыми он впервые сталкивается в процессе познания Мира (в наиболее широком смысле). Затем, в меру своих знаний, субъект связывает каждое слово со своим личным пониманием познанного, т.е. с личным понятием. Как субъект понял, так и описал то, что познал.

Вот и получается, что люди постоянно сталкиваются с тем, что слова выглядят одинаково, но представляют собой для разных субъектов совершенно разную информацию, так как они уже жёстко связаны с разным пониманием объектов познания, т.е. с разными понятиями.

Философия сознания

Добро пожаловать! > Философия сознания

Сознание — это высшая форма психической активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими субъективными жизненными целями».

Для того, чтобы выяснить сущность сознания, необходимо ответить на вопрос о том, как оно связано с человеком, какую роль играет в его жизнедеятельности. Поскольку сознание — это метафизический объект, его понятие является предельно общим, то есть не входит в состав более широкого понятия.

Психика человека имеет сложную структуру, включающую в себя эмоции, чувства, память, бессознательное.

Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации.

Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

Известно множество примеров, когда новорожденные дети, по тем или иным причинам, вскармливались животными и росли в их окружении. Обобщенным образом такого ребенка является Маугли из одноименной сказки Р.Киплинга. Несмотря на наличие у подобных детей высокоразвитого головного мозга, сознания у них нет.

Выделяют три вида объективаций сознания:
1. Сознание как знание.
2. Сознание как особая субъективная реальность (идеальное)
3. Сознание как воля.

Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено.

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар — разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку

Для того, чтобы общество существовало и развивалось устойчиво, без спонтанных потрясений, недостаточно надеяться на то, что все люди будут вести себя надлежащим, должным образом. В отношении этого должна существовать уверенность, которую создает право — система безусловно обязательных законов, норм и принципов, действующая в государственно оформленном обществе и регулирующая права и обязанности граждан.

Литература

  • Baars Bernard J. In the Theater of Consciousness. New York, NY: Oxford University Press, 1997

  • Owen A. Into the Gray Zone: A Neuroscientist Explores the Border Between Life and Death. Scribner, 2017

  • Деннет Д. Как исследовать человеческое сознание эмпирически / пер. с англ. Н.С. Юлиной // История философии. — М.: ИФ РАН, 2005. — Вып. 12.

  • Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / пер. с англ. А.Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / сост. А.Ф. Грязнов. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361–375.

  • Пенроуз Р. Тени разума: В поисках науки о сознании / Перевод с англ. А.Р. Логунова, Н.А. Зубченко. — М.: Ижевск: ИКИ, 2011

  • Хамфри Н. Сознание. Пыльца души. — М.: Карьера Пресс, 2014

  • Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. — М.: Либроком, 2013

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Понятие о сознании

Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

Отношение сознания к бытию человека

Вам будет интересно:Основной закон философии: трактовка и значение

Важнейшим в современной науке о происхождении и сущности сознания всегда был и остается вопрос об отношении сознания индивида к его бытию, о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, об ответственности, которую предполагает сознание по отношению к индивиду, о возможностях, которые предоставляются человеку со стороны сознания. Известно, что деятельность практически-преобразовательного характера как специфическая форма общественного отношения к миру подразумевает как свою предпосылку создание «идеального плана» конкретной реальной деятельности. Стоит заметить, что бытие человека так или иначе тесно связано с сознанием. Оно как бы «пронизано» им. Кратко говоря, не может существовать человеческого бытия отдельно от сознания, иными словами, вне зависимости от его форм. Совсем другое дело, что действительное бытие человека, его отношения с окружающей природной и социальной реальностью являются более широкой системой, внутри которой категория сознания считается специфическим условием, предпосылкой, средством, «механизмом» вписывания индивида в общую систему бытия.

В контексте общественной деятельности, которую следует трактовать как целостную систему, сознание выступает как ее необходимое условие, элемент, предпосылка. Так, если исходить из определения человеческой действительности как целого, то вторичность сознания индивида по отношению к общественному бытию считается вторичностью элемента относительно включающей его в себя и объемлющей его системы. Идеальные планы работы, которые разрабатывает сознание, актуальные проекты и программы предшествуют деятельности, однако их реализация обнажает новейшие «незапрограммированные» слои действительности, открывает принципиально новую фактуру бытия, выходящую за границы исходных сознательных установок. В этом смысле наше бытие постоянно уходит за пределы программ действия. Оно оказывается гораздо богаче содержания первоначальных представлений сознания.

Подобное расширение так называемого «бытийного горизонта» производится в деятельности, которая стимулируется и направляется сознанием и душой. Если исходить именно из органической включенности индивида в целостность живой и неживой природы, то рассматриваемая категория выступает в качестве свойства высокоорганизованной материи. Таким образом, отсюда становится актуальной необходимость проследить истоки сознания генетического плана в разновидностях организации материи, предшествующих индивиду в процессе эволюции.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Виды

Разновидности:

  1. Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
  2. Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
  3. Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
  4. Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.

Как работать над осознанностью

Для того чтобы развить у себя осознанность, не нужно каких-то особых тренировок, методик и средств. Приемы развития осознанности можно практиковать в любой момент. Давайте познакомимся с ними.

Осознайте рутину

Именно на рутинные, повседневные дела уходит больше всего и времени бодрствования, и времени «бессознательности». Особенно выделяются утренние часы: мы совершаем утренний туалет, собираемся на работу, завтракаем, не отдавая себе отчета. Помните поговорку «поднять-то подняли, а разбудить забыли»?

Попробуйте вдумчиво выполнять каждое действие. Например, чистя зубы, не просто водите щеткой по зубам, а ощущайте этот процесс; одеваясь, внимательно разглядите себя, почувствуйте прикосновение ткани к коже. Сначала все это покажется странным, но постепенно вы привыкнете к осознанности даже мельчайших действий. В итоге вы поймете их прелесть и откроете миллионы нюансов, которые принесут вам радость. Вот оно – наслаждение каждым мгновением!

Уходите в себя

Бывают ситуации, когда действительно лучше уйти в себя. Например, вы сидите в зубоврачебном кресле, а врач производит манипуляции у вас во рту. Согласитесь, что концентрироваться на происходящем, мягко говоря, неприятно.

Помните, что в таком случае «уход» должен быть вами осмыслен и иметь четкие временные рамки. Попутно проанализируйте свои чувства по отношению к происходящему, даже если они деструктивны, и постарайтесь спокойно дышать. Контроль за дыханием не позволит вам впасть в панику или гнев.

Наведите порядок в голове

Контроль своего сознания – очень трудоемкое занятие. Постоянно что-то мешает: посторонние мысли, воспоминания, образы. Почему так происходит? Потому что в голове кавардак, как в кладовой, куда годами сваливали хлам.

Прежде всего нужно отпустить прошлое (подробности в отдельной статье). Тогда сознание не станет постоянно нырять туда, и навязчивые мысли не будут красть у вас настоящее. Подумайте, что вас тревожит в будущем, почему вы постоянно пытаетесь его предугадать. Постарайтесь развеять тревогу, решите проблему, которая может возникнуть, еще в зачаточном виде.

Эти действия помогут расставить все по местам: прошлое окажется в прошлом, будущее перестанет вызывать тревогу и не будет нужды его ждать, а настоящее порадует каждым полноценно прожитым мгновением.

Вернитесь на землю

Чаще всего «полеты в космос» происходят за монотонной, однообразной работой. Куда вы уноситесь? Проигрываете несостоявшиеся разговоры, строите планы на будущее, витаете где-то в прошлом.

Постарайтесь одергивать себя в такие моменты, усилием воли возвращайте себя в текущую жизнь. Понятно, что отключаетесь вы, потому что вам скучно. Значит, придумайте, чем разнообразить деятельность, внесите творческие идеи.

Действуйте по таймеру

Этот метод очень хорошо подходит для контроля рутинных процессов. Во-первых, сконцентрироваться на монотонном деле в выбранный отрезок времени гораздо проще. Например, вы в течение 20 минут будете отвечать на рабочие письма, при этом не отвлекаясь на разговоры, гаджеты и посторонние мысли. Вы увидите, что действительно смогли уложиться в это время (хотя раньше делали это 2 часа) и что сделали все эффективно и без ошибок.

Во-вторых, благодаря такому тайм-менеджменту, вы прекратите нервничать из-за срыва графика сдачи работ. А то какое уж тут «наслаждение моментом», если вы постоянно на иголках из-за опозданий?

Называйте свои эмоции

Бывает, что осознанность трудно развить, так как вы очень эмоциональная натура и постоянно переключаетесь на переживания. Здесь поможет методика «дай имя». Отслеживайте свое эмоциональное состояние и называйте возникшее чувство своими словами. Если оно негативное, то его накал тут же снизится.

К тому же, используя данную методику, вы и себя лучше узнаете. Вам станут понятны источники раздражения, вы лучше сумеете контролировать свои действия даже в момент сильного возбуждения.

Медитируйте

Как мы уже говорили, осознанность очень ценят на Востоке, поэтому именно там была разработана целая система для ее развития. Это медитация, суть которой при помощи концентрации на дыхании обратиться внутрь себя.

Ошибочно думать, что во время медитации надо стараться ни о чем не думать. Это практически невозможно, да и бессмысленно. Ведь цель медитации – не борьба со своими мыслями, а желание отделить их от себя, очистить от эмоциональной окраски. Освоив медитацию, вы сможете осознанно выбирать, на какие свои мысли реагировать и как, а каким просто позволить исчезнуть.

Сознание — это поток энергии и информации

Энергия — это способность выполнять действие, например двигать конечностями или формировать мысли. Физика исследует ее различные виды. Мы чувствуем излучаемую энергию, сидя на солнце, кинетическую — гуляя по пляжу или плавая, и энергию мозга, когда думаем, разговариваем, слушаем или читаем.

Информация символизирует нечто отличное от нее самой. Слова, которые вы читаете или слышите, представляют собой единицы информации. Однако закорючки, которые вы видите на странице, не являются значением слов, а слова, которые вы слышите, — это просто звуковые волны, сотрясающие молекулы воздуха на определенных частотах. И наоборот: камень сам по себе не заключает в себе никакой информации. Но он имеет некие характеристики: мы можем взвесить его, определить его цвет, фактуру и химический состав. Мы способны предположить, в какую геологическую эпоху он сформировался и благодаря каким силам. Однако создает эту информацию наше сознание, и до тех пор, пока мы не задумаемся над историей камня или не заговорим о нем с другим человеком, камень останется просто камнем. С другой стороны, слово «камень» — это единица информации. Даже сама идея камня имеет значение, которое, однако, создается сознанием, а не самим камнем.

Энергия и информация идут рука об руку в в нашем сознании. Мы напрямую испытываем некое ощущение в определенный момент: например, пустоту в желудке, когда мы голодны, или прилив эмоций, если расстроены. Мозг создает схемы этих наполненных энергией чувств. Мы знаем: урчание в животе означает, что нам нужно поесть, но мы можем взглянуть на часы и убедить себя подождать еще полчаса до обеда. Мы в силах интерпретировать значение эмоции: понять внезапную грусть и одиночество как ответ на утрату любимого человека и затем мотивировать себя попросить поддержки у близких. Так наше сознание порождает информацию из потока энергии, а информация затем дает нам возможность использовать энергию новыми и наиболее подходящими для нас способами.

Я уже представлял термин репрезентация * для объяснения информации (см. главу 1). Репрезентации собственных эмоций помогают нам «вознестись» над происходящим, чтобы эффективнее отреагировать на определенную ситуацию.

Знание того, что наше сознание регулирует поток энергии и информации, позволяет чувствовать реальность этих форм ментального опыта, не поддаваться им, а действовать с их учетом.

Энергия и информация меняются во времени, и мы, наблюдая за их динамикой, можем повлиять на развертывание паттернов **. Регулирующие процессы мозга создают новые паттерны энергетического и информационного потока, которые мы затем продолжаем отслеживать и модифицировать — это является самой сутью субъективного ощущения жизни.

* Репрезентация — многозначное понятие из области психологии, философии, социологии, культурологии, связанное с представлением одного объекта посредством другого. Прим. ред.

* Паттерн — в психологии систематически повторяющийся, устойчивый элемент или последовательность элементов поведения. Прим. ред.

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Идеальные свойстваСознания

  • восприятие;

  • осмысление;

  • оценка;

  • воспоминание;

  • фантазирование;

  • жизненный
    опыт

  • противоположно
    материальному объекту, образом которого
    оно является (огонь – образ огня);

  • независимо
    от материи (в сознании возможно то, что
    невозможно в реальном мире);

  • в
    некоторых случаях первично по отношению
    к материи (при изготовлении любого
    предмета в сознании всегда имеется
    «образ» данного предмета);

  • не
    воспринимается органами чувств (не
    имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает
    протяжённостью и т.п.)

Сознание как
таковое структурно организовано,
представляет собой целостную органическую
систему, состоящую из многих компонентов,
которые находятся между собой в
многообразных связях.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением

Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

История изучения сознания

Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон – первый, кто поднял вопрос, что является сознанием. Являясь немецким физиологом, он утверждал, что организм работает по физико-химическим законам, а вопрос, что лежит в основе сознания, навсегда останется загадкой.

В 1906 году испанский врач Рамон-и-Кахаль вместе с ученым Гольджи сделали открытие в области информационной теории сознания, получив за нее нобелевскую премию. По их общему мнению, информация хранится посредством модификации связей между клетками, из которых образуется ассоциация.

В 1973 году советским психологом А. Р. Лурия были сделаны выводы, которые основывались на том, что восприятие является процессом, требующим поиска нужной информации на основании готовых кодов. То есть, мозг преобразует в код все, что получает.

В 1980 году американским философом Джоном Серлом было выяснено, что сознание рождает мозг. Работа мозга основывается на синтаксисе и семантике, а сознание оперирует семантикой и является продуктом системной работы мозга.

Американским нейрофизиологом и психиатром Джулио Тонони были выделены качества сознания: информативность и цельность. Вся информация, которая поступает в мозг формирует единое целое, которое нельзя разделить на части. Он определяет сознание как отдельный мир, который пока не поддается изучению.

Все научные работы с конца XIX века имеют одну мысль – мозг превращает в код всю полученную информацию. И именно это делает сознание. Воспоминания, основанные на опыте, полученные знания, которые проецируются на реальность – то, что относится к сознанию человека.

Предпосылка подхода

В процессе рассмотрения сущности сознания и его связи с бессознательным стоит заметить, что важнейшей предпосылкой подхода, указанного выше, считается анализ разновидностей отношения всего живого к среде, в пределах которых как их «обслуживающие механизмы» появляются соответствующие поведенческие регуляторы. Развитие последних в любом случае предполагает возникновение телесных органов. Благодаря им осуществляются процессы сознания и психики. Речь идет о нервной системе и ее наиболее высокоорганизованном отделе — головном мозге. Однако наиболее весомым фактором в развитии названных телесных органов считается та функция, необходимая для полноценной жизни человека, на которую работают приведенные выше органы. Индивид сознает посредством мозга, однако сознание не является само по себе функцией мозга. Скорее, оно относится к определенному, специфическому типу взаимоотношения развитого в общественном плане человека к миру.

Если учитывать данную предпосылку, то нельзя сказать, что сознание первично. Изначально оно выступает как общественный продукт. Категория появляется и развивается в совместной работе индивидов, в процессе их общения и труда. Вовлекаясь в такие процессы, люди способны вырабатывать соответствующие представления, нормы, установки, которые составляют вместе с их окраской в эмоциональном плане содержание сознания, рассматриваемого в качестве специфической формы отражения действительности. Это содержание и закреплено в индивидуальной психике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector