Социально-психологическая характеристика

Как работать?

Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» — внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» — тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» — отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» — бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» — трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» — лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

Учение Эриха Фромма

Эрих Фромм – немецкий социолог и философ – утверждал, что вид деятельности человека обусловлен его соображениями и условиями жизни, соображения, в свою очередь, определяются структурой личности. Согласно его учению, можно выделить несколько типов социального характера.

Рецептивный (пассивный или мазохистский)

Убеждения: источник всех благ находится вовне, создать что-либо самостоятельно невозможно, единственный способ достигнуть желаемого – прибегнуть к помощи извне.

Характеристика: стараются прибегнуть к помощи других, крайне безответственны, в случае неудач перекладывают вину на другого, сильно зависимы от авторитетных в их круге общения лиц, никогда не занимают лидирующие позиции.

Социальные взаимоотношения: хотят быть любимыми, но не хотят любить сами, не инициативны, зависимы.

Эксплуататорский (садистский)

Убеждения: источник всех благ находится во внешней среде, достичь желаемого самостоятельно невозможно, создать что-либо самостоятельно также нельзя, но можно украсть и переработать чужое.

Характеристика: желаемого достигают путем манипуляций и хитрости, навязывают окружающим свои жизненные убеждения, не терпят инакомыслия, легко настраиваются на работу и очень продуктивны в своей сфере деятельности.

Социальные взаимоотношения: заинтересованы только теми, кого нужно завоевать или «отбить», стремятся занять лидирующую позицию, крайне коммуникабельны, но часто враждебны; окружающих оценивают по степени полезности, циники, к новым знакомым относятся подозрительно, завистливы к успехам других и очень ревнивы.

Накопительский (стяжательский, деструктивный)

Убеждения: создать невозможно – нужно беречь и экономить уже имеющееся, стремятся ка можно больше получить и как можно меньше отдать.

Характеристика: их дом – их главная крепость, которую они стремятся сделать максимально комфортной путем размещения там огромного количества вещей, стараются везде навести порядок, не любят перемены.

Социальные взаимоотношения: всегда находятся под чьим-либо контролем, редко проявляют инициативу, много молчат и думают, структурируя и анализируя мысли, они скупы на эмоции не любят конфликты.

Рыночный (конформистский)

Убеждения: успех зависит от умения правильно себя преподносить, все, включая их самих, – товар, с которым необходимо конкурировать.

Характеристика: следят за «спросом» и быстро адаптируются к последним тенденциям, теряя в процессе свою индивидуальность, часто перенимают образы, которые транслируют масс-медиа, нередко жертвуют чувством собственного достоинства.

Социальные взаимоотношения: прицениваются к окружающим, стремятся заводить полезные знакомства, не терпят критики и прочих угроз самооценке, часто не уверены в себе, редко испытывают настоящие чувства – они не любят и не ненавидят, ни к кому не привязываются и никем не дорожат, легко разрывают связи.

Воспринимающий

Убеждения: создать самостоятельно невозможно, но возможно помочь в создании другим.

Характеристика: зависят от других, не имеют индивидуальности, часто живут чужой жизнью.

Социальные взаимоотношения: коммуникабельны, искренне радуются успехам других, много говорят и громко смеются, всегда имеют большой круг общения.

Некрофилический

Убеждения: не задумываются о создании, жизнь – трагедия.

Характеристика: крайне деструктивны, подвержены депрессиям, обладают подвижной психикой, часто являются религиозными фанатиками или ярыми приверженцами радикальных течений.

Социальные взаимоотношения: зависимы от других людей, внушаемы.

Социальный (социофилический)

Убеждения: развитие – главная задача жизни, могут как создавать самостоятельно, так и помогать в этом другим.

Характеристика: зрелые гармоничные личности, внимательны к деталям, стремятся изучить окружающий мир, не противопоставляют себя обществу, но и не стремятся соответствовать его требованиям, осознают свои сильные стороны.

Социальные взаимоотношения: любят людей, терпеливы, стремятся окружить заботой близких, в процессе своего развития стараются привлечь к развитию окружающих.

Социальная характеристика семьи

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть оказана ребенку. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Такое заключение пишется в свободной форме, но тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакция на поощрение, неуспех, замечание

Особое внимание следует обратить на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях. 06 Июл 2018     
piterurist    
   
4752      

06 Июл 2018     
piterurist    
   
4752      

Влияние на развитие личности

Освоение нового положения в обществе кардинально воздействует на индивида. Чем больше позиций он выполняет, тем сильнее он приспосабливается к жизни в социуме. Выделяют два фактора обучения новой «должности»: технический и смысловой. Первый включает в себя то, как человек воспринимает свои обязанности и овладевает ими. Второй – его отношение к надеждам, возложенным на него.

В любом случае на протяжении всей жизнедеятельности индивидуум принимает на себя новые роли, связанные с возрастом, профессией, межличностными взаимоотношениями. И от степени погружения в амплуа зависит личностный рост или деградация.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Развитие личностных качеств

Качества личности проявляются даже в обычной жизни. Проанализируйте свое ежедневное поведение, вспомните, как разговариваете с друзьями или близкими, задумайтесь над внешним видом. Если чувствуете, что каких-то качеств вам не хватает, то их нужно развивать. Это довольно просто. На помощь придут магазин со стиральной машинкой или салон красоты, если недостатки замечены в социальной части. Великие писатели, психологические тренинги, курсы этикета помогут в ситуации с волевыми показателями. Главное в самосовершенствовании – желание, тогда все получится! Качества личности was last modified: 13 декабря, 2020 by Елена Погодаева

Социально-психологическая характеристика ребенка

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет

В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи

Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям

Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.

Виды социальной роли

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);
  • и так далее.

В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Социальная роль и ее отличие от статуса

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью , хотя эти понятия разные. Объясню на примере портного.

То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.

Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.

И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.

https://youtube.com/watch?v=dcz97eGGLWI

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок. Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Как определить свою позициюp

Сделать это довольно просто. Достаточно постараться «вписать» себя в систему отношений с обществом. Помните, что понятие начинается там, где присутствуют конкретные обязанности:

  • От ребенка требуют слушаться родителей, а от взрослых – помогать детям.
  • Пешеходу следует учитывать сигналы светофора, ходить по пешеходной части, а водителю – соблюдать правила дорожного движения, выдвигаемые законодательством.
  • Учащийся обязан посещать лекции, сдавать сессии и правильно себя вести на занятиях.
  • От друга ожидают поддержку, разделение увлечений и интересов.

Из-за разнообразия амплуа индивиду постоянно следует менять модель собственного поведения. Так, профессор в университете должен быть строгим и всезнающим, а приходя домой и превращаясь в супруга и отца, он проявляет заботу и любовь. Эти требования противоречивы и зачастую многим сложно на 100% соответствовать занимаемым им положениям.

И это все?

Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.

Характеристика понятия

Личностные качества человека — это набор особенностей человека, который формируется под воздействием наследственных или приобретённых факторов. Свойства личности в процессе жизни могут трансформироваться и изменяться. Качества как комплекс характеристик человека определяют:

  • положение в социуме,
  • особенности поведения,
  • успешность,
  • отношение окружающих,
  • предрасположенность к конкретной деятельности.

Существует точка зрения, что ключевые качества личности формируются в течение первых 5 лет жизни. Этот процесс происходит под воздействием генетики и воспитания. Врождённые, переданные от родителей, психологические и эмоциональные склонности под воздействием внешних факторов (особенностей окружающего ребёнка социума, воспитания родителей и др.) формируют основные личностные характеристики. В последующем они подвергаются лишь корректировке.

Ряд психологов несогласны с такой трактовкой формирования личностных качеств, т. к. установлено, что особенности личности в детстве, юношестве, зрелости и особенно старости могут существенно и кардинально трансформироваться.

С точки зрения эффекта, качества личности делятся на две группы:

  1. Отрицательные. Свойства, которые оказывают негативное влияние на жизнь человека. Они мешают человеку жить в социуме.
  2. Положительные. Характеристики, которые помогают человеку добиваться поставленных целей, являются признанными в социуме.

Стоить отметить, что негатив или позитив носит условный характер. Всё зависит от конкретного социума, где живёт человек. В каждой общественной группе существуют свои представления о положительном и отрицательном.

Знания о качественных категориях своей личности позволяют повысить осознанность, понять свои плюсы и минусы. Информация даёт возможность направлять своё развитие, определять аспекты, которые нужно устранить или усилить для достижения жизненных целей.

Знание особенностей личности помогает грамотно выстраивать отношения с другими людьми. Такие возможности полезны во всех сферах жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector