Социальное поведение: 11 основных видов проявления

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком

Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям

Причины асоциального поведения

Причины асоциального поведения идут из детства. Если ребенок жил в неблагополучной семье, то, вероятнее всего, он будет обладать асоциальным поведением, что крайне не желательно, а иногда даже опасно для общества. Исходя из этого, выделяют следующие причины отклоняющегося поведения:

  • Микросреда. Семья — основополагающий фактор формирования поведения. Если в семье считается нормой насилие, пьянство, тунеядство, алкоголизм, наркомания, аморальное поведение, то это является причиной асоциального поведения человека.
  • Подростковые субкультуры. В большинстве субкультуры оказывают негативное влияние на подростков. Они несут идеи, идеалы, ценности, при которых общество не способно нормально функционировать, но в силу своего возраста, особенно в период полового созревания, подросток не желает принимать жизненные установки взрослых.
  • Стремление подражать взрослым. Из-за этого стремления подростки или даже дети начинают курить, пить, употреблять в своей речи слова ненормативной лексики. В совсем юном возрасте у ребенка складывается образ взрослого человека, которому он будет подражать.
  • Неудовлетворенность. Зачастую мужчины в возрасте от 30 до 50 начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками, так как они не могут получить желаемого, так же причиной этого могут быть ссоры в семье, насмешки коллег, комплексы и т. д.

Лев

Большая кошка. Гордая и величественная. Физическая форма у Льва всегда отличная, самцы всегда крупные и сильные.  Львы круглосуточно готовы к подвигам. Они рвутся в бой для того, чтобы вечно быть на вершине. Они не умеют проигрывать, львы – вечные победители. Это животное – прирожденный лидер и руководитель.  Лев знает, что он силен, и поэтому не понимает смысл слов «проигрыш», «усталость», «уступки», «компромисс». Львы не делают ничего просто ради прихоти или утехи, они живут ради «утоления голода», не обижая никого ради обычного самоудовлетворения.  Львы любят роскошь и богатство. Они привыкли получать эстетическое удовольствие от всего, что их окружает. Цари всегда благосклонны к своим рабам. А лев – всегда был и будет царем.

Львами чаще всего являются: Львы (простите за тавтологию), Скорпионы, Козероги.

Язык как знаковая система

Общее между всеми знаковыми системами то, что они являются выражением абстрактного моделирования мира, который нас окружает. Таким образом, знаковая система – неотъемлемый элемент определения понятия интеллекта. Что же можно сказать на эту тему применительно к высшим представителям животного мира? Существует ли язык животных?

Если говорить о шимпанзе, то у них отсутствует даже речь как звуковая знаковая система. Обезьяны издают звуки, каждый из которых – отдельный сигнал без взаимосвязи с предыдущими. Грамматических предложений такая речь не содержит. Взаимодействие сводится к сигналу, крику об опасности или угрозе сопернику в виде рычания либо рева. Те, кто работает с дельфинами, утверждают о существовании особого дельфиньего языка в ультразвуковом диапазоне акустических волн. Но даже при наличии подобного данная система звуков не позволяет осуществлять накопление информации.

Из поколения в поколение дельфины передают друг другу одни и те же сигналы без каких-то изменений, что не дает им никаких возможностей дальнейшего развития. Именно наличие или отсутствие знаковой системы на материальном носителе с возможностью накопления знаний и передачи их последующим поколениям принципиально отличает так называемый язык животных от человеческого.

Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

www.demenglog.com

В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней — животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами. Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни — он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с целеполаганием и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации). Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

  • уровнем активности (инициативность и энергичность);
  • эмоциональной выразительностью и интенсивность проявляемых аффектов);
  • темпом или динамичностью;
  • стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;
  • осознанностью, основанной на понимании своего поведения;
  • произвольностью (самоконтроль);
  • гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. К примеру, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -϶ᴛᴏ форма и способ проявления социальными акторами ϲʙᴏих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. По϶ᴛᴏму социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям ϲʙᴏего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между кᴏᴛᴏᴩыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно данным целям. По϶ᴛᴏму перед индивидом не стоит вопрос о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, по϶ᴛᴏму онотрадиционно аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», по϶ᴛᴏму оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от данныекета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение будет средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости ϲʙᴏего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, ɥᴛᴏбы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, кᴏᴛᴏᴩое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. По϶ᴛᴏму общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в т.ч. через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех ϲʙᴏих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Принцип взаимодействия в социуме

Постоянное взаимодействие людей друг с другом сильно влияет на личность любого человека. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия, которые рано или поздно приведут к выбору между помочь или отказать. Выбор человека будет зависеть от его внутренних установок. Последние формируются в процессе социализации. От того, как они были сформированы, зависит будущий выбор человека.

Но по-настоящему определяющим фактором в выборе помочь или отказать является способность к сопереживанию. Просоциальное поведение личности у каждого выражается по-разному, поэтому чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае.

Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»

Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.

По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.

Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.

Способы получения этой нормы называются критериями.

Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.

В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.

Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.

Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.

Замечание 2

Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.

Особенности отклоняющегося поведения:

  • Это поведение не соответствует общепринятым социальным нормам, но поскольку социальные нормы изменяются, то девиантное поведение является нарушением не всех, а наиболее важных социальных норм в данное время для данного общества.
  • Лица с девиантным поведением со стороны других членов общества вызывают негативную оценку – это может быть общественное осуждение, уголовное наказание. Здесь может возникнуть такое негативное явление, как стигматизация личности, т.е. навешивание ярлыка – наркоман, преступник, убийца и др.
  • Девиантное поведение наносит ущерб не только самой личности, но и окружающим людям – моральный и материальный ущерб, физическое насилие и причинение боли, угроза жизни снижают качество самой жизни.
  • Прежде чем классифицировать поведение как отклоняющееся, его надо согласовать с общей направленностью личности. Нестандартные ситуации – потеря близкого человека, самооборона, не являются основными при классификации поведения.
  • Девиантное поведение имеет особенность, оно не рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями. Некоторые условия могут способствовать переходу отклоняющегося поведения в патологическое состояние, и зависимое поведение переходит в системное заболевание – алкоголизм, наркомания.
  • Девиантное поведение может сопровождаться проявлениями социальной дезадаптации.
  • Девиантное поведение имеет индивидуальное и возрастное половое своеобразие, следовательно, это устойчивое поведение личности.

Социальное поведение личности и его регуляция

Поведение –

это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:

1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;

2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;

3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;

4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности

1) по системе общественных отношений:

а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);

б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);

в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);

г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);

д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);

е) религиозное поведение;

2) по времени осуществления:

› импульсивное;

› вариабельное;

› длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:

1) внешние факторы:

а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);

б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);

в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);

г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);

д) правовые факторы (право, закон);

е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));

2) внутренние регуляторы поведения:

а) когнитивные процессы;

б) устная и письменная речь;

в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);

г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);

Психология bookap

д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).

Зарубежный опыт

Программы, аналогичные «Социальному мониторингу», широко применяются и в других странах. Например, в Китае существует специальное приложение, с помощью которого пользователь может проверить, не контактировал ли он с зараженным человеком, а также увидеть на карте каждый дом, в котором живет пациент с подтвержденным диагнозом.

Похожая система действует и в Израиле, где маршрут больных коронавирусом и попавших в группу риска людей отслеживали буквально пошагово, с вычислением всех, с кем они контактировали

Программисты из Южной Кореи могли еще дальше и сделали данные из аналогичной программы открытыми – каждый гражданин может проследить, соблюдает ли его сосед режим самоизоляции или на его поведение следует обратить внимание врачам и правоохранительным органам

В Польше людям из группы риска предлагается выбор – они могут или установить программу для дистанционного контроля за соблюдением режима самоизоляции, либо быть готовыми к внезапным визитам полиции. Все это показывает, что в России действует куда более гуманный и удобный для каждого конкретного человека подход.

Как ведут себя асоциальные люди?

Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.

Хикикомори (хикки) — люди, которые сознательно отказываются от общения и социализации, стремящиеся к крайней степени изоляции

Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.

Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.

Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.

Являются ли асоциальные люди психически нездоровыми?
Зачастую – да: многие психиатрические диагнозы включают постоянное асоциальное поведение или эпизоды асоциальных проявлений. Так, например, асоциальными становятся люди в сильной депрессии.

Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.

Социальное поведение и его виды

Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.

​​​​​​​К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.

Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих. Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта

Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта.

Ошибочное поведение — неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

Ось «адекватное — неадекватное» и «к желаемой человеком цели — в сторону» дает удобную типологию: «правильное — ошибочное — конформное — нестандартное» поведение.

Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.

В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности

Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем

Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector