Стадии, механизмы и методы социальной адаптации

Адаптивность — что это такое?

Адаптивность личности — что это значит?

Адаптивность — это свойство личности, выражающееся в способности меняться, подстраиваться под предлагаемые обстоятельства.

То есть, если адаптация — это процесс, то адаптивность — это качество конкретного индивида.

Она присуща любому из нас, но может быть выражена в разной степени.

Чем быстрее человек перестраивается и начинает эффективно осуществлять деятельность в предлагаемых обстоятельствах, тем выше уровень его адаптивности.

Пинеобластома головного мозга — симптомы и лечение

В процессе своей жизни каждый индивид сталкивается с чередой изменений: первый поход в детский сад или школу, смена места жительства, устройство на новую работу, переезд в другую страну и т.д.

Чем быстрее человек усваивает правила поведения в той среде обитания, в которую он попал, тем выше его шансы на успешную социализацию.

Он получает возможность удовлетворять свои потребности и наслаждаться жизнью даже в новых обстоятельствах, которые еще недавно были для него непривычны.

Нежелание или неспособность менять свое мировоззрение в отчет на изменения в жизни свидетельствует о низком уровне развития, о лени или недостатке воли.

Адаптивность — это осознанное качество, которое можно в себе развивать.

Соответственно, наличие проблем в этой области свидетельствует об отсутствии интеллектуальной гибкости.

Адаптивность проявляется в четырех сферах:

  • социальной (нравственные, политические, правовые отношения и др.);
  • социально-психологической (система связей и отношений);
  • профессиональной или познавательной (приобретение знаний и навыков);
  • экологической (взаимодействие с окружающей средой).

Определение социальной адаптации

Определение 1

Социальная адаптация играет для социологии одну из значимых ролей за счёт её значения для каждого члена общества. Она представляет собой способность индивида приспосабливаться к происходящим изменениям и корректировать свои представления, взгляды, способы взаимодействия и так далее. Наличие такого навыка позволяет человеку даже при изменении среды обитания, условий и окружения оставаться собой, не испытывая стресса при перестройке на новый уклад. Современный мир – это постоянная, динамичная смена обстоятельств и ролей, с чем и связано особое значение такого навыка. Проще говоря, социальная адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям для гармоничного функционирования в обществе.

Если адаптация проходит успешно, то человек может с лёгкостью найти своё место как в межличностном, так и в профессиональном плане, раскрыть свой потенциал и гармонично сосуществовать. Навыки коммуникации в этом случае также получают развитие, такой человек быстро реализовывается и добивается целей, несмотря на то, что попадает в новую, незнакомую среду. Он имеет возможность выстраивать крепкие связи, умеет находить выгодные предложения и заинтересовывать других людей во взаимодействии. Такой человек очень быстро понимает какова структура системы, как она работает и что нужно для поддержания баланса.

Новые условия могут подразумевать не только смену окружения или ролей, но и смену институциональных основ – там могут работать другие законы, а институты функционируют на основе других принципов. Неведение не избавляет индивида от необходимости соблюдать новые нормы и законы, тем более что для него самого их незнание будет служить препятствием. Усвоение новых стратегий позволяет пересмотреть свои взгляды, сформировать лояльность к системе и понимание её алгоритмов, уйти от дихотомии «свой-чужой». Предполагается, что если человек хочет стать частью какой-либо общности, то он должен быть готов к исполнению новых обязательств.

Примечание

Адаптация – это не единовременный процесс, он является продолжительным и имеет свои особенности, в том числе временные. Даже если человек не осознаёт потребности к солидаризации с обществом и принятыми нормами, он всё равно, будучи его частью, перенимает правила взаимодействия. Это связано с быстрой сменой окружения, условий существования, собственных представлений. Чтобы иметь вес в обществе, адаптацию невозможно игнорировать и пресекать. Но нельзя сказать, что она самостоятельна, ведь человеку всё же придётся узнавать что-то о новом укладе, наблюдать, перестраивать свои представления. В этой связи возникает несколько вопросов: как найти своё место в новых условиях? Как найти смысл жизни в новой реальности?

Диагностика

Проблемы с адаптацией у ребенка родители могут заметить уже в раннем возрасте. В норме дети заинтересованы во взаимодействии со взрослыми. Их уровень развития психики еще не позволяет воспринимать себя и других людей как отдельных равноценных личностей. Потребность регулярного взаимодействия продиктована тем, что младенцы не могут выжить без помощи взрослых. Дети в возрасте 5–6 месяцев могут манипулировать родителями с помощью плача.

Если проблема не была диагностирована в раннем возрасте, она проявится еще острее, когда ребенок войдет в детский коллектив. Дети с проблемами адаптации не общаются с окружающими. Они играют сами, не отвечают на попытки вовлечь их в общую игру. Реакция на окружение у детей с дезадаптацией проявляется либо боязнью общества, либо агрессией и негативизмом. Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются симптомы. В возрасте 10–12 лет ребенок, не способный взаимодействовать с коллективом, может полностью замкнуться в себе.

У взрослых проблемы дезадаптации проявляются теми же симптомами: боязнью людей и общим негативизмом. Чтобы защитить психику от разрушающего осознания действительности, индивид может бессознательно противопоставить себя социуму. При этом он ведет себя так, словно это он сам отказался от вхождения в общество, а не требования коллектива оказались невыполнимыми для него.

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности

Методы

Если у человека диагностированы проблемы с адаптацией, их можно попытаться компенсировать. Методы повышения социально-психологических навыков можно использовать в любом возрасте и при разных возможностях.

Для детей

В младшем школьном возрасте у детей наблюдаются проблемы с привыканием к новому режиму жизни. У первоклассников наблюдаются типичные симптомы дезадаптации: расстройство сна, пищеварения, истеричное поведение. Помочь ребенку справиться с усвоением новых норм поведения должны родители. Они должны выступать инициаторами сближения ребенка со сверстниками, помогать наладить отношения.

Если ребенку мешает стеснение, необходимо подбирать для него такие виды активности, для которых нужна командная работа. Подвижные игры, в которых у каждого малыша будет своя роль, помогут принять необходимость взаимодействия. В подростковом возрасте адаптироваться к социуму поможет внеклассная деятельность. Участие в кружках и секциях повысит уверенность подростка в себе, он будет свободнее чувствовать себя в коллективе.

Для взрослых

Для людей старше 25 лет проблема дезадаптации стоит острее. Не имея возможности формировать нормальные отношения с рабочим коллективом, человек лишается возможности выстраивать карьеру. Основной способ исправления проблемы — психотерапевтическое воздействие. Для освоения навыков взаимодействия необходима консультация психолога. Вместе со специалистом индивид сможет изучить и применить сценарии позитивного взаимодействия с окружающими.

Терапия направлена на снижение тревожности и повышение самооценки. Задача врача — показать возможности нормальной самоактуализации.

Инвалидов

Наличие инвалидности у индивида становится серьезным препятствием для установления контактов с окружающими. Даже если сам инвалид заинтересован во вхождении в социум, в его окружении может не оказаться подходящих для этого условий. В этом случае потребуется помощь окружающих, которые смогут эти условия создать.

Лучше начинать вхождение в общество в компании людей с аналогичными проблемами со здоровьем. Оказавшись в комфортной среде, человек раскрепощается, чувствует себя свободно. Получая моральную и психологическую поддержку, он учится выстраивать сложные виды групповых взаимоотношений. Он сможет успешно применять эти сценарии при взаимодействии с людьми без инвалидности.

Понятие и определение в психологии

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.


Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Классификация

В процессе социализации человек использует один из двух видов адаптации: прогрессивную или регрессивную. В первом случае личность успешно занимает место в коллективе, во втором — адаптация становится формальной, неполной.

Если встраивание в общество идет по регрессивному пути, личность не принимает социальные нормы и требования общества. Индивид может выполнять их, но делает это вынужденно. Противоречие, неизбежно возникающее в такой ситуации, вызывает сильное напряжение. Если индивид не имеет возможности изменять требования общества, напряжение провоцирует развитие психологических расстройств. Это приводит к невозможности реализовать свой потенциал.

Полноценной социализации личность может достичь только при прогрессивном варианте адаптации. Человек принимает нормы группы, соглашается с ними и реализует себя в обучении, труде, творчестве и других сферах.

Определение социальной адаптации

Определение 1 Социальная адаптация играет для социологии одну из значимых ролей за счёт её значения для каждого члена общества. Она представляет собой способность индивида приспосабливаться к происходящим изменениям и корректировать свои представления, взгляды, способы взаимодействия и так далее. Наличие такого навыка позволяет человеку даже при изменении среды обитания, условий и окружения оставаться собой, не испытывая стресса при перестройке на новый уклад. Современный мир – это постоянная, динамичная смена обстоятельств и ролей, с чем и связано особое значение такого навыка. Проще говоря, социальная адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям для гармоничного функционирования в обществе.

Если адаптация проходит успешно, то человек может с лёгкостью найти своё место как в межличностном, так и в профессиональном плане, раскрыть свой потенциал и гармонично сосуществовать. Навыки коммуникации в этом случае также получают развитие, такой человек быстро реализовывается и добивается целей, несмотря на то, что попадает в новую, незнакомую среду. Он имеет возможность выстраивать крепкие связи, умеет находить выгодные предложения и заинтересовывать других людей во взаимодействии. Такой человек очень быстро понимает какова структура системы, как она работает и что нужно для поддержания баланса.

Новые условия могут подразумевать не только смену окружения или ролей, но и смену институциональных основ – там могут работать другие законы, а институты функционируют на основе других принципов. Неведение не избавляет индивида от необходимости соблюдать новые нормы и законы, тем более что для него самого их незнание будет служить препятствием. Усвоение новых стратегий позволяет пересмотреть свои взгляды, сформировать лояльность к системе и понимание её алгоритмов, уйти от дихотомии «свой-чужой». Предполагается, что если человек хочет стать частью какой-либо общности, то он должен быть готов к исполнению новых обязательств.

Примечание Адаптация – это не единовременный процесс, он является продолжительным и имеет свои особенности, в том числе временные. Даже если человек не осознаёт потребности к солидаризации с обществом и принятыми нормами, он всё равно, будучи его частью, перенимает правила взаимодействия. Это связано с быстрой сменой окружения, условий существования, собственных представлений. Чтобы иметь вес в обществе, адаптацию невозможно игнорировать и пресекать. Но нельзя сказать, что она самостоятельна, ведь человеку всё же придётся узнавать что-то о новом укладе, наблюдать, перестраивать свои представления. В этой связи возникает несколько вопросов: как найти своё место в новых условиях? Как найти смысл жизни в новой реальности?

Как адаптироваться?

Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.

А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.

У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.

Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.

Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное — не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.

Психотерапия при расстройстве адаптации

Приемы психотерапии играют ведущую роль при лечении многих пограничных расстройств психики, не является исключением и нарушение приспособительных механизмов. Самыми эффективными способами оказания помощи при данном отклонении считаются:

  • бихевиоральная терапия;
  • коннитивно-поведенческая;
  • экзистенциальная;
  • методы релаксации;
  • групповая терапия;
  • семейная психотерапия.

Бихевиоральная психотерапия помогает больному выявить, в какой период детства у него появилась дезадаптивная модель поведения. В то время она была необходимой как условие выживания в определенных обстоятельствах, но в дальнейшем она стала играть негативную роль. Человек вызывает в памяти свои страхи и переживания, связанные со значимыми людьми, ведет с ними мысленный диалог, начинает понимать свои чаяния и желания по отношению к близким. В конце пациент осознает, что существующие в настоящем времени ситуации вызывают аналогичные эмоции. Понимание этого процесса позволяет корректировать стереотипы поведения и сформировать более эффективные способы реагирования, не приводящие к расстройству адаптации.

Хорошо помогает устранить проблему когнитивно-поведенческая терапия. В ходе работы с психотерапевтом больной обнаруживает у себя деструктивные установки и негативные мысли, а затем они корректируются или полностью заменяются конструктивными. Что в цело меняет отношение к стрессовым ситуациям и позволяет находить способы для их преодоления без вреда для нервной системы.

Многим пациентам помогает экзистенциальная психотерапия, которая направлена на осмысление человеком своей жизни, ценностей и пути, принятия ответственности за свои действия и поступки. Внутренние конфликты с помощью этого метода рассматриваются как необходимые моменты переосмысления бытия, и способы обнаружения новых возможностей человека. Депрессия, согласно этому виду психотерапии, считается симптомом потери старых ценностей, но при этом дающая возможность найти новые. Тревога является знаком необходимости совершения выбора, и она пройдет, как только человек сделает его. Психотерапевт нашей психиатрической клиники помогает не застревать на негативных переживаниях и подталкивает пациента к действию. Положительный результат такой работы возможен только при создании между больным и специалистом доверительной и дружелюбной атмосферы.

Большую пользу приносят для восстановления психической адаптации обучение пациента методам релаксации. Они помогают снять спазм с мышц, устранить хроническую нагрузку. А это, в свою очередь, позволяет убрать и нервное напряжение, подарить своему организму запас энергии для противостояния настоящим и будущим стрессам. Данные практики помогают и в лечении соматических заболеваний, возникающих в период длительной дезадаптации – аритмии, гипертонии, астении, головной боли, нарушению сна. Для релаксации используются различные способы – дыхательные упражнения, повторение определенной последовательности успокаивающих фраз, аутогенные тренировки, медитации. Если проводить их регулярно и сочетать между собой можно эффективно устранить напряжение, улучшить настроение, повысить адаптационные и иммунные силы организма.

Для лечения расстройств адаптации применяется семейная психотерапия. Негативная обстановка и деструктивные отношения между близкими людьми являются сильной и хронической психической нагрузкой, усугубляющей положение больного. Работа психотерапевта позволяет изменить напряженную атмосферу на благоприятную, направить коммуникацию родственников в позитивное русло, избавить всех от перенапряжения и вероятного развития невротических отклонений.

Для улучшения состояния человека также помогают занятия в группах, в ней активно участвую все собравшиеся под руководством специалиста. При этом он использует личностно-ориентированную, когнитивную, психодинамическую методику. Такая терапия благотворно действует на когнитивные, поведенческие и аффективные стороны личности каждого больного, помогает отработать негатив и установить новые паттерны поведение в рамках микросоциума.

После правильно проведенного лечения у человека наблюдается:

  • полное восстановление социального статуса;
  • улучшения семейных отношений;
  • возвращение к прежним планам и задачам;
  • нормализация общего состояния;
  • отсутствие жалоб;
  • стабильно хорошее настроение;
  • отсутствие аффективной лабильности;
  • высокая трудоспособность.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.


Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.


Успешная адаптация к социуму

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector