Теория пиаже: ключевые понятия, основные направления, методы применения

Пиаже стадии развития

Подростки постарше способны к индуктивному И дедуктивному мышлению, они разбираются в математике, физике, философии, психологии и других абстрактных пауках. Они могут научиться проверять гипотезы научным способом. Разумеется, не каждый достигает этого уровня мышления. Многие взрослые также могут формально думать на некоторые темы, но их мышление становится конкретным, если тема им незнакома. Это подразумевает, что формальное мышление может быть скорее результатом культуры и обучения, чем созревания. В любом случае в конце подросткового периода усовершенствования в интеллекте основываются на приобретении знания, опыта и мудрости, а не на неожиданном качественном изменении мышления.

Операции не совершаются изолированно: будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.

Стадийное развитие системы психических действий — такой представил Пиаже картину сознания.

При этом вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом-стремлением к удовольствию, — и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).



Упражнения для развития когнитивного мышления

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Некоторые простые упражнения помогут развить когнитивные способности не только детям, но и взрослым:

  • произносить услышанные слова наоборот;
  • пользоваться устным счетом;
  • вспоминать о произошедших за день событиях или возвращаться в памяти к давнему прошлому, сохраняя хронологию;
  • пытаться искать новый маршрут, добираясь до привычного места;
  • использовать слабую руку при выполнении ежедневных действий, например, писать или чистить зубы левой рукой (для правшей);
  • визуализировать информацию, которую нужно удержать в памяти;
  • рисовать двумя руками одновременно.


Пример упражнения

Важно! Следование упражнениям поможет достичь временного эффекта. Для развития, повышения эффективности когнитивных способностей необходимы регулярные тренировки

Философские и теоретические основы

Теория Пиаже отмечает, что реальность – это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.

Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.

Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.

Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.

Критика

Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.

Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже – в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов – пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.

Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.

Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).

Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.

Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.

Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.

Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.

Мозг

Активно развивается область, отвечающая за мелкую моторику — детям становится легче писать, повышается аккуратность. Область мозга, отвечающая за речь, заканчивает развитие к 10 годам. К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга, позволяющие овладевать навыками математики и геометрии.

Но в этом возрасте пока еще медленно формируются лобные доли — области мозга, ответственные за абстрактное мышление, логику, за саморегуляцию и контроль. Важным моментом является то, что в мозге начинается процесс удаления излишних нейронных связей, в последующие годы этот процесс усилится. Но пока у ребенка все еще очень высокие возможности для обучения новым знаниям и языкам.


Зрелость отделов мозга ребенка в 9 лет

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и изучением. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Согласно периодизации психического развития Пиаже, схема включает как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере того, как это происходит, эта новая информация используется для изменения, добавления или корректировки ранее существующих схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка был во взаимодействии исключительно с маленькими собаками, он может поверить, что все собаки маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Стадии развития интеллекта ребёнка по Ж. Пиаже

Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших стадий, в течение которых происходит формирование трёх основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно выполняемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций (системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние наглядные данные), позже происходит становление формально-логических операций (высшая ступень в развитии интеллекта).

Интеллектуальное развитие по Ж. Пиаже – это переход от низших стадий к высшим, причём каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

Сенсомотроная стадия

Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. У малыша речь ещё не развита, представления отсутствуют, поведение строится на основе координации движения и восприятия (поэтому она называется сесомоторная стадия). Появившись на свет, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Например, рефлекс сосания может со временем изменяться: с каждым днём малыш сосёт всё лучше и не только во время еды, но и после он может сосать пальцы или предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов (0 – 1 месяц). Вследствие этого формируются и первые навыки (1 – 4 м.).

Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может проследить глазами движение предмета и попытаться его схватить рукой. Это первичные круговые реакции (1 – 4 м.) или повторяющиеся действия, которые подкрепляются собственной активностью ребёнка. Вторичные круговые реакции (4 – 8м.) появляются, когда малыш сосредоточен не на своей активности, а на изменениях, вызванных действиями. Например, ребёнок может долго трясти погремушку, ради продления звука, который его заинтересовал. Позднее, когда действия дают неожиданный эффект (новое впечатление), малыш его повторяет и закрепляет новую схему – это начало практического интеллекта (8 – 12 м.). Когда ребёнок намеренно изменяет свои действия, активно экспериментирует, чтобы посмотреть на результат, появляются третичные круговые реакции (12 – 18 месяцев).

Далее малыш уже способен комбинировать свои действия в уме и приходить к правильному решению – происходит интериоризация действий (18 – 24 месяца). Около двух лет формируется внутренний план действий. Например, у ребёнка в обеих руках игрушки и ему нужно открыть дверь. Он кладёт их на пол, при этом замечая, что открывающаяся дверь может их задеть. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.

На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия и ребёнок переходит в другую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.

Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Это период мышления с помощью представлений. Недостаток развития словесного мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Малыш ещё не способен к доказательству и рассуждениям на этапе дооперациональных представлений (2 – 7 лет). Он ориентируется на внешние признаки предметов. Он считает вещи такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Например, дети думают, что ветер дует, потому что раскачиваются деревья. Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Детям, имеющим дооперациональные представления, характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, тенденция связывать всё со всем, переход от частного к частному, минуя общее, и др.

Такая особенность детской логики обусловлена спецификой мышления – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребёнка. Дети воспринимают окружающий мир только с собственной точки зрения, не понимая и не принимая другие. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентризм мышления характерен каждому периоду детского развития.

К 7 – 8 годам этап дооперациональных представлений заканчивается. У детей появляется понимание сохранения количества вещества, а также того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются, а другие меняются. Начинается этап конкретных операций (7 – 11 лет). На этом этапе дети способны рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима наглядность, они не могут производиться в гипотетическом плане, поэтому и конкретны. К 11 годам начинается подготовка к формированию научных понятий.

Полезные наблюдения

Вместо этого он предложил, что интеллект — это то, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют и качественные, и количественные различия между мышлением маленьких детей и лиц более старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

Научная теория Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает в себя изменения в самом процессе и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем прогрессирует к изменениям в психических операциях.

Различие взглядов Пиаже и советских психологов

Советские психологи были хорошо знакомы с трудами Жана Пиаже. Однако они указали на те их моменты, которые, по их мнению, были ошибочны. Пиаже считал, что развитие интеллекта представляет собой спонтанный процесс, независимый от внешних условий, в том числе среды и обучения

Советские психологи были с этим не согласны: отечественная психология, подкреплённая марксизмом, считала именно среду движущей силой развития интеллекта, и в первую очередь она уделяла внимание общественно-исторической части среды. Лев Выготский в своих работах вступил с Пиаже в заочную полемику, однако ответ швейцарского психолога получить не успел, поскольку рано умер

Эксперименты, проведённые позднее советскими психологами, показали, что первоочередное значение для развития интеллекта имеет всё-таки умение ориентироваться в среде, а не способность к абстрактным логическим операциям, как это представлял Пиаже.

Для примера можно вспомнить взрослых людей, страдающих аутизмом. Чаще всего у таких людей интеллект в целом развит недостаточно – вплоть до того, что они не приспособлены к самостоятельной жизни; между тем с «логической» частью мышления у них всё в полном порядке. Постепенно у тех аутистов, которые не были социализованы, развивается слабоумие. Аутисты с трудом могут совершать операции, выходящие за рамки простейших логических операций и прямого представления данных: например, они часто не могут понять слово в переносном смысле, не понимают пословиц, поговорок, шуток.

Однако радикальных расхождений концепции Пиаже с советскими учёными не было. Больше того, в нашей стране ценили его вклад в психологию. Ряд выводов Пиаже всё-таки оказался верен. Это используется на практике; так, ещё с советских времён мы отдаём детей в школу приблизительно в семь лет – именно в том возрасте, когда, согласно выводам Пиаже, у ребёнка начинает преодолеваться эгоцентризм мышления и он способен воспринимать школьное обучение.

Значение работ Пиаже не только в том, что он исследовал детскую психологию. Отмечая, что черты детского мышления не у всех людей исчезают бесследно, он предостерегает нас от проявления этих черт. Так, эгоцентрическое мышление проявляется у взрослых людей, когда они пытаются рассуждать о вещах, о которых мало знают. Недостаток информации создаёт у человека иллюзию того, что он знает всё.

Биография

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете, а мать, Ребекка Джексон, была родом из Франции. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Когда Жану Пиаже было 15, его бывшая няня написала письмо к его родителям, в котором приносила извинения за свою ложь о спасении их ребёнка от похищения. После Пиаже был удивлен и восхищен тем, как его сознание спроектировало воспоминание о событии, которого на самом деле не было.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, считая лишь мыслями подростка. Так же в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

С 1955 по 1980 он был директором Международного центра генетической эпистемологии. В 1964 году Пиаже пригласили выступить в качестве главного консультанта на двух конференциях Корнельском университете и Калифорнийском университете в Беркли. На конференциях обсуждалась взаимосвязь когнитивных исследований и разработки учебных программ.

В 1979 году ученому присудили премию Бальцана по общественным и политическим наукам.

Жан Пиаже умер в 1980 году и был похоронен, в соответствии с его просьбой, вместе со своей семьей в Женеве.

Сенсормоторный этап

Возраст: от рождения до 2 лет.

Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они — отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Плюсы и минусы когнитивной теории Пиаже

Достоинства и недостатки теории Пиаже хорошо сформулировал советский психолог Л.С. Выготский. Он отметил, что на фоне традиционных теорий детской психологии, концепции Пиаже являются весьма передовыми, поскольку изучают высшие формы поведения. Но, вместе с тем, Пиаже применил устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это должно искажать их корректное понимание.

Психолог отметил, что Пиаже занимался развитием ребенка как индивидуальный процесс, контролируемый внутренними ресурсами, вне его среды существования и исторического и культурного развития. Ряд других советских психологов упрекнули Пиаже в игнорировании того факта, что уже первые шаги на пути к своему развитию ребенок осуществляет общаясь с окружающими его взрослыми, которые корректируют поведение ребенка по своему усмотрению. А это значит что социум существенно влияет на отношения ребенка с внешним миром. На смену формулы Пиаже «ребенок — предмет», его последователи вывели формулу «Ребенок — взрослый — предмет».

Период от 2 до 7 лет: дооперационные представления

В этот период когнитивного развития на место сенсомоторных функций приходит работа с представлениями. Малыш начинает отличать обозначение от обозначаемого и использует это. Кроме того, дети в этом возрасте могут сосредотачиваться на чем-то одном, на том, что бросается им в глаза. При этом они игнорируют другие предметы.

А еще у детей наблюдается развитый эгоцентризм. Они не могут рассматривать свою точку зрения с разных сторон и даже не пытаются обосновывать свои суждения, искать противоречия и избавляться от них. В этом возрасте малыши не думают о своих мыслях. К тому же, в этот период дети познают объекты и явления через игру.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

  • дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
  • дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
  • у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

  • сенсомоторная;
  • предоперационная;
  • операционная;
  • стадия конкретных операций.

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

  • игры, развивающие мелкую моторику;
  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • рисование, аппликации и другие виды творчества;
  • речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

  • произношение услышанных слов наоборот;
  • устный счет;
  • воспроизведение событий, например, произошедших за день;
  • поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
  • визуализация информации, которую нужно запомнить;
  • выполнение действий двумя руками одновременно.

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.

Оценка теории Пиаже

Сильные

  • Влияние идей Пиаже в области психологии развития был огромен. Он изменил то, как люди просматриваемые мира ребенка и их методов изучения детей. Он был источником вдохновения для многих, кто пришел после и взял его идеи. Идеи Пиаже породили огромное количество исследований, которые увеличили наше понимание когнитивного развития.
  • Его идеи были практического использования в понимании и общении с детьми, в частности, в области образования (RE: Discovery обучение).

Слабые стороны

  • Этапы реально? Выготского и Брунер не хотел бы говорить об этапах вообще, предпочитая рассматривать как непрерывное развитие. Другие запросы возрастные диапазоны из этапов. Некоторые исследования показали, что прогресс в формальном этапе эксплуатации не гарантируется. Например, Keating (1979) сообщили, что 40-60% студентов неудачу в формальной задачи эксплуатации и Dasen (1994) утверждает, что только одна треть взрослых попадут в формальной стадии эксплуатации.
  • Поскольку Пиаже сосредоточился на универсальных стадий когнитивного развития и биологического созревания, он не смог рассмотреть вопрос о том, что социальное окружение и культуры может иметь на когнитивное развитие (RE: Выготский).
  • Пиаже методы (наблюдение и клиническое интервью) более открыты для тенденциозного толкования, чем другие методы. Поскольку Пиаже провел наблюдения только собирать данные основаны на его собственные субъективные интерпретации событий. Это было бы более надежным, если Пиаже проводил наблюдения с другой исследователь может сравнили результаты впоследствии, чтобы проверить, если они похожи.
  • Как несколько исследований показали, Пиаже недооценивал способности детей, потому что его тесты были иногда запутанной или трудно понять (например, Мартин Хьюз, 1975).
  • Понятие схемы несовместима с теориями Брунер и Л. С. Выготский. Бихевиоризм бы также опровергнуть теорию схем Пиаже, потому что не может быть непосредственно наблюдать, как это внутренний процесс.Таким образом, они утверждают, что это не может быть объективно измерена.
  • Пиаже проводил свои исследования с горсткой участников (т.е. небольшого размера выборки) — и в ранних работах он вообще использовал свои собственные дети (из Швейцарии). Эта выборка смещена, и, соответственно, результаты этих исследований не могут быть обобщены на детей из разных культур.
от Саула Маклеод  Опубликовано 2009 , обновленный 2012

Основы когнитивной психологии

Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше

Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы  увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни

Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов

Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их

Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector