Лекция 6. основные элементы коммуникации. психология общения

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Невербальная коммуникация
  • 6 эффективных техник коммуникации
  • Как прокачать навыки слушателя
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Правила эффективных онлайн-коммуникаций
  • Цикл эффективной коммуникации
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Эффективная коммуникация
  • Методы ведения разговора

Ключевые слова:1Профайлинг

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.

Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Эксперимент М. И. Лисиной

Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.

Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.

Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.

После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше

Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.

Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.

И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.

Формы общения дошкольников со сверстниками

В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Общение младших дошкольником побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться

Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта

Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с прогрессом сюжетно-ролевой игры. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.

Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.

Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями

Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.

Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.

Ситуативно-личностное общение – это…

Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.

Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:

Говорить стоит всегда правду

внимание к индивидуальным особенностям малыша;
уважение его как личности;
внимание к его мнению.

Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.

Особенности общения детей дошкольного возраста

В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками. Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются.

Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников. Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом. Совсем не обязательно этот опыт будет положительным. У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников.

Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей. Ведь именно внутренние мотивы вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.

Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам. В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас. Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность. Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников.

Особенности общения детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам. В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел. В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам. К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.

Отношения родителей со взрослыми детьми – онлайн помощь психолога

взрослый ребенок живет совместно с родителями. Большинство его ровесников уже покинули отчий дом, устроились в жизни, нашли достойную работу, обзавелись семьями. Но, ваш ребенок не спешит делать это, или, наоборот, пытался жить самостоятельно, но что-то в его жизни пошло не так. Вы, откровенно говоря, устали от присутствия взрослого ребенка в своей повседневной жизни, однако любые намеки на необходимость жить отдельно вызывают бурю негодования, злости, обиды, в ваш адрес сыпется множество обвинений в нелюбви, отсутствии поддержки и понимания. В тоже время, взрослый ребенок ведет вполне закономерную взрослую жизнь:

  • приходит домой в желаемое для него время;
  • приводит в гости друзей, которых вы не одобряете;
  • имеет привычки, которые могут вас раздражать или беспокоить;
  • не желает брать на себя ответственность даже в мелочах, например, в уборке собственной комнаты;
  • не помогает материально;
  • игнорирует родительский авторитет;
  • не считается с вашими чувствами или правилами.

Причины произошедшего

Как это произошло? Почему он продолжает жить с родителями, демонстрируя им свое неуважение и протест? Ответ прост. Ему так удобно! В родительской семье созданы все условия для того, чтобы он смог жить так, как пожелает. Нет ни ответственности, ни правил (ведь он взрослый), ни запретов. Он всегда знает, что дома его ждет вкусная еда и теплая постель. Ему не нужно думать о том, хватит ли денег до зарплаты (если у него есть работа), причем, зачастую собственная зарплата воспринимается, как личные и неприкосновенные доходы, которые он может тратить только на себя, а зарплата родителей или их пенсия – это общий семейный бюджет.

Как изменить отношение взрослого ребенка к самому себе

Если данная ситуация до боли знакома вам, то, чтобы поменять отношение взрослого ребенка к самому себе, призвать его к ответственности за свою собственную жизнь, как ни странно, начать нужно с себя.

  • Измените модель поведения, он уже не ребенок-подросток, который не способен жить отдельно по ряду причин, он – взрослый человек.
  • Расставьте четкие границы дозволенного.
  • Распределите обязанности.
  • Создайте свод правил и законов, которые должны соблюдать все члены семьи беспрекословно.
  • Отделите свой бюджет от бюджета взрослого ребенка (в том числе, следует разделить плату за коммунальные услуги).
  • Обретите союзника для поддержания порядка в лице супруга, соседей, родственников.
  • Избавьтесь от чувства вины в отношении своего ребенка, так как оно мешает ему взрослеть по-настоящему.

Классификация видов: таблица

Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Механизм дальнейшего развития (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей — берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.

Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.

До 1 года

Маленькие дети очень серьезно настроены на общение. Словесное взаимодействие с мамой становится более гармоничным. По сути, на это уходит значительный ресурс их. Но пока это достаточно неуправляемое общение. Ребенок зеркалит нас

Он пытается повторять звуки и мимику, он активизируется, когда видит обращенное на него внимание

Именно в первый год формируется привязанность – эмоциональное общение, в котором ребенок получает удовлетворение своих потребностей в заботе, внимании, любви, безопасности. Привязанность – необходимое условие нормального развития ребенка.

В первой год жизни общение ребенка в основном ситуативно–личностное. То есть – конкретное взаимодействие ребенка с другим человеком. И самое главное в таком общении для малыша – эмоции. Может ли старший ребенок создать те самые положительные эмоции? Если да – то такое общение будет очень здорово и развивать малыша, и помогать детям начать выстраивать свои отношения.

Общая характеристика общения

Определение 1

Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.

Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа. Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека. Мезауровень рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени

Здесь внимание акцентируется на изучении общения, его целей, причин. Отслеживается динамика общения, анализируются средства, которые были использованы, этапы общения, где стороны обмениваются представлениями, идеями, переживаниями

Микроуровень касается элементарных единиц информации типа: «вопрос-ответ», «призыв к действию – действие».

С 2-х лет

Общение детей активизируется просто потому, что малыш уже набрал нужный опыт. Он уже умеет играть в разные сюжетные игры, у него уже развилась речь, потребность в общении, да и умение общаться потихоньку набирается.

Но главное ­ он отлично подражает другим. Это самое благоприятное время для выстраивания самостоятельных игр между детьми. Младший готов играть со старшим, повторять то, что ему показывают и т.п. Но, конечно, это не означает, что у них сразу все начнет получаться. Наоборот! Именно сейчас роль взрослого очень важна. Именно сейчас они особенно активно учатся взаимодействовать друг с другом. И этот процесс идет не один день, и даже не один год. Психологи выделяют период до 4 лет.

Что же самое сложное в это время, на что нам нужно обратить внимание, чему нужно научить
детей:

  • обращаться друг к другу по имени или по роли, которую играет ребенок;
  • разрешать конфликты, искать выход из сложных ситуаций;
  • действовать по очереди;
  • сочувствовать друг другу;
  • относиться друг к другу доброжелательно;
  • видеть достоинства партнера, его сильные стороны.

И еще один наиважнейший момент, про который мы не можем забывать Для детей до 5 лет в общении главная составляющая — это эмоции. Именно они важнее всего для ребенка. То есть, если общение вызывает сильные эмоциональные переживания, не обязательно положительные, ребенок будет стремиться к нему снова и снова. Если же общение безэмоционально, то оно малозначимо, малоинтересно для ребенка.

Но потребность в эмоциях не означает, что ребенок сам умеет управлять ими! Наоборот! До 5 лет дети преимущественно импульсивны, спонтанны, совершенно неустойчивы в эмоциях. И если это совместное веселье,­ то получится отличная игра. А вот если эмоции не совпали, если не удалось в игре соблюсти интересы всех игроков, расстройства и переживания могут быть очень бурными.

И вот тут без регулирующего взрослого хорошей игры не получится

Нам очень важно научиться вовремя вмешиваться в ситуацию, не допускать перехода в агрессию или драку, и учить детей справляться и с противоречиями в игре, и с собственными переживаниями

Особенности контакта со сверстниками

Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.

Вторая особенность  — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.

Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на  общие вопросы.  Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь,  выслушать друг друга.  Разговаривая  с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.

Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

Ситуативно-деловая форма общения взрослых и детей

При наступлении второго полугодия жизни в случае нормального развития ребенка внимания взрослого уже может быть недостаточно. Малыш тянется уже не столько к самому взрослому человеку, сколько к предметам, которые с ним связаны. В этом возрасте происходит формирование новой формы общения ребенка и взрослых — ситуативно-деловой формы.

Наряду с этим развивается и потребность в деловом сотрудничестве, связанная с ней. Данная форма общения отличается от ситуативно-личностной тем, что необходимость и интерес к взрослому проявляется не через получение внимания и доброжелательного отношения. На первый план здесь выходит то, что у взрослых людей есть разные предметы, при этом они могут с ними что-то делать. «Деловые» качества взрослых и, следовательно, деловые мотивы общения выступают здесь на первое место.

На этой стадии также можно говорить об обогащении средств общения. Ребенок уже самостоятельно ходит, манипулирует предметами, принимает различные позы. Все это способствует добавлению к экспрессивно-мимическим средствам предметно-действенных средств общения. Ребенок начинает активно пользоваться жестами, позами, выразительными движениями.

Для этого этапа характерны несколько особенностей:

  • Взрослый человек — центр предпочтений ребенка, по этой причине привлекательностью наделяются все предметы, к которым он прикасается (они нужны и предпочитаемы по той причине, что находятся в руках взрослого).
  • Взрослые люди показывают детям, каким образом можно играть в игрушки. Сам по себе любой предмет (игрушка) никогда не подскажет, как им можно играть или каким образом его использовать. Только взрослые люди имеют знания и могут показать.
  • Совместные игры с предметами — это деловое общение (сотрудничество) ребенка и взрослого человека. Потребность в нем представляет собой основу для ситуативно-делового общения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector