Что такое сенситивный тип характера и основные черты этой акцентуации

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме. Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием)

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Лабильная акцентуация

Во многом личности лабильного типа похожи на циклоидов, вот только настроение у первых меняется непредсказуемо. Зависит оно преимущественно от внешних факторов: похвалили — расцвёл, обругали — сник. Эти люди очень чувствительные, эмоциональные, легковозбудимые. Они глубоко переживают потери и неудачи, с трудом контролируют эмоции и перепады настроения.

Возникает вопрос: как им выжить в жёстком мире трейдинга? Может, вообще не браться за это дело? Есть альтернатива: включить защитно-компенсаторные механизмы:

  • Поощрение вызывает у таких личностей искреннюю радость. Трейдерам лабильного типа следует помнить о награде за свои достижения, чтобы стимулировать дофаминово-серотониновый механизм мотивации.
  • На неудачи нужно реагировать как можно спокойнее. В каждом провале надо учиться видеть плюсы. Стукнуло током? Ну вот, теперь-то точно ясно — в розетку пальцы совать не стоит!

Как принимать близкого человека с чувствительной нервной системой

Если вы считаете (или знаете), что близкий вам человек сверхчувствительный, но у вас такой особенности нет, вот что вам стоит знать.

Не вините. Не стоит упрекать сверхчувствительного человека в том, что его легко задеть или обидеть. Поверьте, он и сам это знает и очень некомфортно себя чувствует. Чувствительность не выбирают, она просто есть.

Давайте пространство. Наверняка вы цените многие качества своего сверхчувствительного друга, партнера или родственника: эмпатичность, разговоры на интересные глубокие темы или та помощь, которую он почти всегда готов предложить

Но ему необходимо проводить какое-то время наедине с собой, для него это очень важно. Такая необходимость никак не связана с вами и не означает, что с вашими отношениями что-то не так

Его нервной системе нужно время, чтобы успокоиться. Постарайтесь относиться к этой потребности с пониманием.

Позвольте уходить из шумных мест. Чувствительный человек устает даже от простого шума. Поэтому если вы собираетесь в бар, на день рождения к друзьям или на другой праздник, договоритесь о том, как вы будете возвращаться. При необходимости это можно сделать по отдельности.

Говорите. Когда мы связываем свою жизнь с другим человеком, нам приходится подстраиваться под него (а ему — под нас). Самый лучший способ понять друг друга — поговорить о ваших особенностях. Главное — решить, на какие компромиссы вы готовы пойти ради отношений с не похожим на вас человеком, а что изменить вам действительно не под силу.

Процесс принятия себя и раскрытия своих сильных чувствительных сторон может оказаться непростым. Но он того стоит!

Поведение в обществе

Самооценка сенситивных людей часто неадекватна. Они обидчивы и очень чувствительны, что мешает им становиться вожаками, лидерами в обществе. Их восприятие реальности не подразумевает авантюр и смелости, острых ощущений, почти всегда они не любят алкоголь, а также довольно робки с противоположным полом. Довольно часто такие люди не могут сами определиться с собственным отношением к тому или иному человеку, поскольку имеют массу собственных затаенных переживаний, которые занимают все его мысли. Им не нравится притворство и ложь, поэтому им бывает проще держаться в стороне от больших компаний, чем подстраиваться под правила коллектива, льстить, угождать и стараться казаться «душечкой».

Однако выяснять отношения с обидчиком они не пойдут, предпочтут обиженно «забиться» в дальний угол собственной квартиры, чтобы «хорошо все обдумать». При этом они склонны впадать в депрессию. Для них невыносима одна мысль о том, что кто-то что-то мог о них плохо подумать. Не стоит полагать, что можно легко развеселить сенситивного человека. Он может вам вежливо улыбнуться, но на искреннюю радость он не решится, точнее, будет стесняться ее проявлений.

Сензитивные периоды развития личности

Факторы развития личности человека — что к ним относится

В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.

Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.

Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:

  1. С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
  2. От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
  3. От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
  4. От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
  5. От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
  6. От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
  7. От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
  8. От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
  9. От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
  10. От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
  11. От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.

Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.

На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.


Этапы сензитивного развития

Сензитивные периоды психического развития

Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.

Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.

Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:

Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет

В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.

Сензитивный период развития речи

Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.


Развитие речи

В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:

От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке

Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами

В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.

При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго

В особых случаях их вовсе не будет.

Классификация смежных типов личности

Наиболее близкий тип личности — это шизоиды. Есть смешанные акцентуанты, так называемые сенситивные шизоиды. Они обладают почти всеми личностными качествами описанными выше. При этом напрочь отсутствует эмпатия. Пациент не способен переживать эмоции других, плохо понимает даже собственные чувства. Не умеет выражать эмоции. Склонен к замкнутости и социальной самоизоляции.

Шизоиды куда проще переживают обиды. Им в буквальном смысле плевать на чужое мнение, критику и похвалы. Они не столь тревожны. Во всем остальном можно говорить о схожих качествах личности.

Близко стоят эмотивный, застревающий типы, конформные личности.

Периоды развития

Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности , Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:

  1. Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами.

    В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.

    С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.

Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате , все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.

Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д.

Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.

Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Малыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка , продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.

Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения , бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.

Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям.

Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.

Сенситивность, как свойство личности

Под сенситивностью понимается уровень чувствительности человека, степень его реагирования на внешние раздражители.

Специалисты выделяют повышенную и пониженную чувствительность.

При повышенном показателе люди отличаются тревожностью, самокритичностью, низкой самооценкой. Они застенчивы и впечатлительны.

Любые негативные события или даже предпосылки для наступления таких событий воспринимаются ими предельно остро. Обычно повышенная чувствительность преобладает у индивидов с подобным характером в подростковом возрасте.

По мере взросления человек начинает овладевать навыками самоконтроля, самодисциплины. Он учится владеть своими эмоциями, не реагировать остро на любые неприятности.

При пониженном уровне чувствительности человек демонстрирует безразличие к большинству событий и явлений. Он редко проявляет заинтересованность в чем-то, не стремится дать оценку факту или деятельности.

Поступки других людей также редко находят у него эмоциональный отклик

В крайних случаях такой тип личности может демонстрировать полное безразличие и невнимание к другим людям и событиям, граничащее с бестактностью и отупением

Здоровье сверхчувствительных мужчин в опасности

Об уровне своей чувствительности нужно знать в первую очередь для того, чтобы оставаться здоровым. По статистике, мужчины умирают раньше женщин в среднем на 5–10 лет. Доктор Томас Перлс, профессор Медицинской школы Бостонского университета, считает, что средняя продолжительность жизни человека на 70% зависит от образа жизни, поведения и окружающих людей, и только на 30% — от генетической или биологической предрасположенности.

Проводивший исследование доктор Марк Луи приписывает это различие именно образу жизни: осознанно организованной ежедневной рутине, низкому уровню стресса и здоровым привычкам. Луи полагает, что причина повышенной мужской смертности не биологические особенности, а гендерные различия в предписанной «норме» образа жизни мужчин и женщин.

У мужчин, которые не знают об особенностях своей нервной системы, могут возникать специфические проблемы со здоровьем, если они принуждают себя следовать гендерным нормам и меньше заботиться о своем здоровье, чем это «прилично» для «настоящего мужчины».

Пубертатный период

Для родителей подростковый период их ребёнка проходит практически незаметно. Имеется в виду отсутствие конфликтов, побегов из дома и бунтов, капризов.

А всё потому, что проявляется совершенно не так, как у остальных. Сенситивы просто становятся ещё более впечатлительными и самокритичными, им кажется, что они буквально недоразвиты и не дотягивают до уровня обычных нормальных людей.

Отчего полностью погружаются в процесс самобичевания, размышления о своей нелегкой судьбе. Если взрослый попробует посягнуть на свободу или будет читать нотации – вместо взрыва эмоций, свойственного подросткам из-за гормональной перестройки, они попросту закроются ещё больше в себе, проведя весь вечер в слезах и испытывая отчаяние.

Мучаются угрызениями совести в тех делах, которые обычно не тревожат остальных детей в таком возрасте. К примеру, онанизм считают проявлением слабости духа, а не вполне естественную потребность растущего и меняющегося организма.

Прекратить попытки самоудовлетворения не в силах, отчего после каждого эпизода страдают, винят себя, а порой и наказывают, ограничивая в чём-то. В общем, все беды, которые потом происходят, считают возмездием за постыдное увлечение.

Их страшат сверстники, потому что кажутся жестокими, агрессивными, либо слишком успешными и идеальными. Чтобы оказаться рядом с ними, порой пытаются подстроиться, играя роль развязных и заносчивых личностей, порой не к месту весёлых и беззаботных.

Но когда окружающие, перед которыми они притворялись, становятся им ближе, они раскрывают истинный характер, чем неимоверно удивляют.

Допустим, если произошёл неприятный инцидент, и кто-то пожалел сенситива, несмотря на то, что он пытался показать, что совершенно не расстроен из-за такой мелочи, то начнёт рыдать во всю, мгновенно утратив напыщенный образ и став «настоящим».

Сензитивность: лечить или развивать?

Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.

А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.

Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.

человекачувствительноститревожностьюпереживаниюуровня притязанийвоспитаниятревогумозга

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

СЕНЗИТИВНОСТЬс.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Синонимы

Смотреть что такое «сензитивность» в других словарях:

  • сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Энциклопедия социологии

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Толковый словарь по социологии

  • Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям …   Педагогический словарь

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • сензитивность —    , социальная фобия    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • https://psychologist.tips/3825-senzitivnost-ponyatie-vidy-urovni.html
  • https://psychology.academic.ru/3882/сензитивность
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/сензитивный

Выраженность проявлений акцентуаций характера

Принято условно различать две формы выраженности таких проявлений:

  • скрытая, которая практически является вариантом общечеловеческой нормы и проявляется лишь под воздействием психотравмирующих обстоятельств;
  • явная, которая относится к крайнему варианту нормы, при которой акцентуация (наличие определенных черт) характера достаточно выражена, присутствует постоянно и накладывает отпечаток на любые виды жизнедеятельности и отношения к своему окружению, обстоятельствам и непосредственно к себе.

Однако, это деление условное и в течение жизни формы способны под воздействием внешних или внутренних факторов переходить из одной в другую. В целом, к нарушению адаптации (приспособления) личности в обществе акцентуированные черты не приводят, но изредка в период сложного или нестабильного этапа в жизни возможны непродолжительные периоды расстройства адаптации в социуме.

Интересный факт!

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Эпилептоидный

В качестве последнего типа классификация акцентуаций характера по Личко включает в себя эпилептоидов. Это одни из самых жестких людей. В описании определяются такие черты личности:

  • Агрессивность. Повышенная возбудимость. Такой человек стремится, чтобы его все и всегда слушали. Чтобы последнее слово осталось за ним.
  • Авторитарность. Неумение считаться с мнением других.
  • Стремление подчинить себе всех и вся.
  • Педантичность. Скрупулезность, вплоть до мелочности.
  • Неумение строить близкие отношения по причине агрессивности и авторитарности.
  • В особо сложных случаях речь идет о склонности к тирании. Типичный образ домашнего тирана — это эпилептоид.

Описать эпилептоида можно словом «солдафон». Это справедливо и для женщин, и для мужчин с подобной акцентуацией характера. Это отличные работники. Больше всего им подходит роль начальника, особенно при высоком интеллекте. Зачастую речь идет о природных лидерах, за которыми готовы следовать другие.

Классификация акцентуаций характера позволяет точнее определить тип личности конкретного пациента, проработать тактику коррекции черт личности. Таблица акцентуаций характера по Личко представлена ниже.

Как вписать сверхчувствительность в свою жизнь

Принять

Чтобы принять свою чувствительность, недостаточно просто согласиться со всем, что описано выше. Принятие может занимать много времени, необходимо как бы прожить свою прошлую жизнь с пониманием того, что ваша чувствительность влияла и влияет буквально на все ее области. Необходимо научиться говорить об этом — и не только семье и друзьям, но и самому себе: «Кажется, я немного более чувствительный, чем мне казалось».

Понять

Чтобы изменить свой взгляд на чувствительность, попробуйте переосмыслить свой прошлый опыт с учетом своей особенности. Да, мы многого лишены из-за того, что быстро утомляемся или чувствуем на себе слишком сильное воздействие всего, что нас окружает. Но зато мы можем научиться хорошо понимать, что нам нужно.

Например, вы упустили хорошую должность, которая требовала проводить много времени с большим количеством людей, в шумном месте или где были постоянные перелеты и переговоры. Но позвольте себе мысль о том, что для вашей сверхчувствительной нервной системы это было бы сложно — и хорошо, что вы не стали работать в таком месте, простите себя за это. А затем можно и поблагодарить себя за то, что вы не будете страдать от хронического перевозбуждения — а значит, усталости, тревожности и бессонницы.

Учитывать

Один из индикаторов высокой чувствительности — перевозбуждение. Пожалуй, это основное негативное побочное действие этой черты. Нам необходимо больше времени для отдыха, мы не можем быть очень быстрыми или реактивными, нам часто нужно время, чтобы подумать.

Да, из-за этого высокая чувствительность многого может лишить, но в то же время она делает нашу жизнь ярче. Например, чувствительные люди тонко чувствуют искусство и полнее ощущают чувства, будь то любовь или дружба. То, как вы будете пользоваться своей чувствительностью, зависит только от вас. Она может быть для вас как проклятием, так и благословением.

Том Фалкенштейн сравнивает высокую чувствительность со слишком белой кожей: если у вас мало меланина, это не значит, что вам нельзя быть на солнце — но вам нужно быть осторожнее с загаром и по-другому ухаживать за кожей. Это не лучше и не хуже, чем у людей с высоким количеством мелатонина. Просто по-другому.

Коммуницировать

Большим испытанием для сверхчувствительного человека может стать необходимость объяснить окружающим свои особенности. Не для всех очевидно, почему вам тяжело долго находиться в шумном помещении или что после дня прогулок по городу вам не хочется идти в бар (или хочется, но вы устали и бар не доставит вам удовольствия). А предложения «просто попробовать» или «остаться со всеми» могут восприниматься как давление.

Чувствительный человек в таких случаях ощущает вину: ему не хотелось бы, чтобы другие люди посчитали, что причина его поведения в них. На мой взгляд, ответственность за то, чтобы объяснить, в чем причина отказа, лежит на нас. Это необходимо, чтобы никто никого не винил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector