Билеты с ответами по социальной психологии, экзамены гак — файл 8.doc
Содержание:
- Психология жизни человека Понятие ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву.
- Ведущая деятельность обуславливает:
- Структура деятельности:
- Примеры
- Происхождение потребностей
- Концепция самоактуализации (А.Маслоу): деритуализация и реритуализация.
- Случаи с отрицательным сдвигом
- ЗАЧЕМ НАМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ?
- Кто автор?
- А н леонтьева теория деятельности. Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
- Психология мотивации (Д.Леонтьев)
- Цель деятельности – ведущий мотиватор
- Сдвиг на примере разработки сайта
- Основные положения деятельностной теории мотивации
- Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации
Психология жизни человека Понятие ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву.
Здравствуйте уважаемые читатели. В прошлой статье рубрики «психология воспитания ребенка» мы выяснили Деятельность – это активность человека не только во внешнем мире, но и внутреннем (психологическом). Категория деятельности – фундаментальная категория в психологии. Наиболее конструктивно изложено понятие деятельности, в теории советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева (ученик Л.С. Выготского). Леонтьев включал в термин «деятельность» – те процессы, в которых осуществляется и выражается Алексей Николаевич Леонтьев ввел Ведущая деятельность обуславливает:1) Развитие отдельных психических процессов (память, мышление, эмоции и т.д. ) 2) Развитие личности ребенка в целом. 3) В рамках, которой зарождаются новые формы деятельности ребенка. Психология деятельности характеризуется тем, что предмет Пример. Ученик, готовясь к экзамену, читает литературу. Это деятельность? Чтобы ответить, нужно выяснить мотив. Допустим экзамен отменили и он бросает читать. Мотив – сдать экзамен, следует деятельность подготовка к экзамену. Деятельность не стоит путать с действием. Действие – это процесс, мотив которого, не совпадает предметов деятельности, куда включено действие. Из примера следует, что чтение книги – действие, потому что содержание книги не являлось мотивом, не побуждало действовать. Для возникновения действия, необходимо осознание предмета деятельности, Действие реализуется различными условиями и способами – операция, определяется задачей. Структура деятельности:деятельность – действие – операция, которым соответствует психологическая сторона: мотив – цель – задача. Однако по ходу деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего происходитразвитие Ученик узнал, что экзамен отменили, но продолжил Содержание литературы стало для ученика самостоятельным мотивом, следует превратилось в деятельность. Перед тем, как закончить, подчеркну, что такой «сдвиг мотива на цель» возможен при получении ярких эмоции, но об этом в следующий раз. |
Примеры
Первый
Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками, а побольше проводить времени с друзьями.
Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.
В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека.
Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны «,скучной», информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных.
Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.
Второй
Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более привлекательным для девушек.
Тщательное соблюдение рекомендаций тренера в фитнес-клубе, систематические упорные тренировки привели к блестящему результату , внешний вид мужчины претерпел кардинальные изменения.
Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений, возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.
Третий
Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.
Благодаря опыту из юношества и родителю с «,золотыми руками»,, имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.
При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.
В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.
После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег, но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.
Происхождение потребностей
К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, покое и тепле. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. Старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и так далее.
Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов Деятельности человека.
Концепция самоактуализации (А.Маслоу): деритуализация и реритуализация.
Деритуализация – это отказ от символичного и поэтичного восприятия всего, что так или иначе связано с человеком. Это неприятие таинственности в том, перед чем раньше благоговели, например неприятие таинственности в личности или в Боге. Ритуализация как раз и предполагает оформленное годами, стереотипическое отношение к тем или иным человеческим атрибутам.
Считается, что деритуализация вносит дисгармонию в жизнь человека, поскольку лишает его веры в чудеса и т.д. Деритуализация не приводит к самоактуализации.
Реритуализация – это возврат к символическому и таинственному взгляду на человеческие атрибуты. Реритуализирующийся человек во всем видит чудо. Незначительная улыбка другого человека заставляет его переживать счастье. Такой человек смотрит на поступки других без тени иронии и сомнения, всюду незыблемо веря в честность и искренность окружающих. Он с уважением и благоговением относится к культурным традициям и к произведениям искусства. В общем, реритуализация способствует самоактуализации.
Количество показов: 12544
Случаи с отрицательным сдвигом
-
Пример 1. В прошлом человек увлекался музыкой и имел все шансы сделать блестящую карьеру в этом направлении. Но из-за проблем на фоне эпилепсии мечты не получили поддержки и сегодня мужчина зарабатывает на жизнь, переплетая книги. Процесс очень захватывает мастера. Трудится он очень медленно, но качественно, получая удовольствие от каждого действия над очередным заказом.
При этом содержание книг, которые мастер обновляет, последнего абсолютно не интересует.
- Пример 2. Борясь за чистоту помещения в котором он проживает, больной может много часов подряд высматривать разный мусор вокруг себя и тщательно собирать увиденное. Однако все подобранное человек раскладывает на своей кровати, добиваясь, чтобы собранные элементы располагались на поверхности ровными и аккуратными рядами.
ЗАЧЕМ НАМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ?
Пока мы «живем» в теле, которое проявляет мысли и чувства в окружающем мире, есть и физиологические потребности, побуждающие к деятельности по обеспечению безопасности и материального благополучия в реальном пространстве и настоящем времени.
Физиологические потребности – это:
- первичные потребности: насущные нужды, заложенные природой (в кислороде, пище, воде, сне и т.д.),
- стремление к личной и общественной безопасности;
- овеществленные потребности: в средствах гигиены и ухода за собой, одежде и обуви, жилье и другое.
Отсутствие первичных потребностей ведет к смерти, поэтому природой предусмотрен и инстинкт самосохранения: чем опасней ситуация, тем больший физический дискомфорт мы ощущаем, чтобы обратить внимание и сконцентрировать силы для выживания. Если ощущаем жажду, то внимание и энергия сконцентрированы на потребности в воде и поиске источника для ее удовлетворения, если ощущаем голод – на поиске еды
Когда первичные потребности не удовлетворены, их сила возрастает.
Удовлетворение физиологических потребностей на базовом уровне – основа для:
- существования в материальном мире,
- формирования интеллектуальных и духовных потребностей.
Кто автор?
Рассматриваемую способность человеческой психики детально изучал Алексей Николаевич Леоньтев , советский психолог, ученик и последователь Льва Выготского, еще одного известного ученого, посвятившего жизнь психологии.
Леонтьев понимал термин «,мотив», как объективное нечто, собравшее в себе как текущую потребность человека, так и то, что способствует ее возникновению. При этом смысл и значение одного и того же явления ученый видел различным для отдельно изучаемых субъектов.
Ведь, например, историческая дата военного события видится учеником и участником рассматриваемого сражения с разных ракурсов.
Поэтому прослеживая цикл превращения мотива в цель, необходимо учитывать личностный смысл, вкладываемый отдельным индивидом в конечную задачу.
Проводимая деятельность и мотивы оказывают расширяющее воздействие на отдел психики, ответственной за способность к осознанию.
Без этой особенности человеку не был бы в состоянии выполнять действия ради цели и по иному начинать относиться к мотивам, за счет изменения их статуса с движущих сил на желаемые и целеполагающие.
Понимание природы перерождения мотивов в цели, упрощает восприятие сути механизма возникновения новых потребностей.
А н леонтьева теория деятельности. Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения
Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века
В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека
Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:
- изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
- управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.
Основные положения теории Леонтьева:
- Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
- Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
- В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
- Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
- Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
- Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
- Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
Психология мотивации (Д.Леонтьев)
Психология мотивации отвечает на вопрос почему люди делают то, что они делают. Получить ответ сложно, потому что мы сами плохо понимаем причины того, что мы делаем, а если даже понимаем, то часто не готовы раскрыть их другим. Так, психоанализ абсолютизировал идею того, что человек никогда не сможет знать мотивацию, объяснив это бессознательными неконтролируемыми нами силами. В чем есть только доля истины.
В шестидесятые годы произошел прорыв, когда мотивацию начали изучать в рамках познавательной деятельности. От абстрактного вопроса почему люди вообще что-то делают (движущих человеком сил вроде смысла, сексуальности и т.д. ) психологи перешли к более конкретным: почему в данный момент человек делает именно это; почему начав что-то делать, доводит до конца.
Длительное время мотивацию изучали количественно, что наглядно демонстрирует закон оптимума Йеркса-Додсона. Позже занялись качественным изучением мотивации и на сегодняшний день хорошо проработана теория самодетерминации.
Количественное изучение мотивации – закон оптимума мотивации
R. Yerkes и J. Dodson в 1908 провели исследования о связи силы мотивации со сложностью задачи и эффективностью ее выполнения, которые подтвердились, как на животных, так и на людях. Невозможно благодаря мотивации бесконечно наращивать эффективность деятельности.
Качественное изучение мотивации – теория самодетерминации
Изучение направлено на познавательные способности человека, восприятие действительности, регуляции наших действий. Прорывной на тот момент оказалась теория самодетерминации. На ней строятся многие современные подходы к управлению организациями, например, фастфуд-мотивация.
Эдвард Л. Деси предложил разделить мотивацию на внешнюю и внутреннюю, которые имеют разные последствия для людей.
В том случае, когда есть внутренняя мотивация, но к ней примешивается внешняя, со временем интерес падает – происходит подрыв внутренней мотивации.
Исследования показывают, что мотивирование людей с помощью кнута и пряника является наименее эффективным и даже оказывается вредным. Популярностью такая стратегия мотивации пользуется из-за простоты, а не потому что она лучшая.
Внешняя мотивация помогает при решению текущих задач. Для стратегических потребуются внутренние мотивы.
Дальнейшее изучении мотивации показало, что иногда мы совершаем действия без особых на то причин, во всяком случае неявных.
Для успеха человека в реальной жизни нужно не только опираться на внутреннюю мотивацию, но и уметь делать то, что не хочется, а надо
Это важно, как при обучении так и на работе
Большую часть того, что люди делают вызвано внешними стимулами. Но мы наблюдаем тенденцию, когда люди в современном мире все больше занимаются тем, что им нравится, переходят во фриланс и т.д. В связи с этим растет интерес к управлению силой воли (в контексте управления изменениями полезно рассмотреть положительную и отрицательную силу воли).
Сохранить
Сохранить
Цель деятельности – ведущий мотиватор
Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.
Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.
Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.
Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?
Сдвиг на примере разработки сайта
Клиент задумывается о том, что хочет увеличить продажи, и понимает, что для этого ему нужно сделать сайт, потому что конкуренты уже преуспели в интернет-продажах. Клиент начинает осуществлять действия к достижению своей цели «увеличение продаж с помощью сайта»: изучает сайты конкурентов, ищет подрядчика, смотрит лучшие решения и тренды. Увлекается этим процессом, и вот уже его цель не «увеличение продаж с помощью сайта», а «сайт на Битриксе, с платёжными системами, интеграцией с CRM и обязательно с английским языком». В результате он получит сайт на Битриксе со всеми атрибутами, но будет ли при этом достигнут рост продаж?
Часто такой сдвиг происходит при обнаружении обилия инструментов аналитики. Как это выглядит:
— Скажите, а можно узнать фамилию юзера, который зашел из вконтакта и не купил? — Можно, а зачем? — …
или так:
— Скажите, какой показатель отказов на нашем сайте? — 10% — …
Основные положения деятельностной теории мотивации
Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».
Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область. Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.
Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.
- Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
- Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
- Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).
4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).
5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).
Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации
В данной статье прослеживается линия развития в теории деятельности представлений о качественной дифференциации форм мотивации деятельности в зависимости от того, в какой мере эта мотивация согласуется с глубинными потребностями и с личностью в целом. Истоки этой дифференциации обнаруживаются в некоторых работах К. Левина и в работах А.Н. Леонтьева 1930-х гг. Полный ее вариант представлен в поздних идеях А.Н. Леонтьева о видах и функциях мотивов.
Другое теоретическое осмысление качественных различий мотивации представлено в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в терминах интернализации мотивационной регуляции и мотивационного континуума, в которых прослеживается динамика «вращивания» внутрь мотивов, изначально коренящихся во внешних требованиях, иррелевантных потребностям субъекта. В теории самодетерминации предложено гораздо более четкое описание качественного континуума форм мотивации, а в теории деятельности лучше проработано теоретическое объяснение мотивационной динамики. Ключевым выступает понятие личностного смысла, связывающего цели с мотивами и мотивы с потребностями и личностными ценностями. Качество мотивации представляется актуальной научной и прикладной проблемой, в отношении которой возможно продуктивное взаимодействие между теорией деятельности и ведущими зарубежными подходами.