6 мощных техник психической саморегуляции

Содержание:

Естественная регуляция

Каждый человек индивидуален. Но нервная система устроена у всех одинаково. Поэтому естественная, не придуманная или созданная вручную регуляция на всех оказывает положительное влияние.

Известно, что эмоциональная нагрузка должна быть умеренной и сбалансированной в любой день. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Никто не застрахован от авралов на работе, перепалок в семье, грубых высказываний в свой адрес

Иногда мы не обращаем на это внимание, но чаще всего подобные вещи «выбивают из колеи». Помочь в такие моменты могут:

  • прогулки в парке или в лесу на свежем воздухе;
  • уединенное прослушивание классической музыки в уютной обстановке;
  • посещение культурных мест и мероприятий, таких как филармония, театр, всевозможные выставки и т.п.;
  • ведение дневника, в который вы с помощью слов можете вылить всю скопившуюся негативную энергию, давая тем самым возможность разгрузиться самому себе, освобождая место для новых более приятных эмоций;
  • общение с интересными людьми;
  • путешествия в новые уголки города, страны, планеты.

Если задуматься и проанализировать прошедшие дни, мы увидим, что каждый из нас снимает психологическую нагрузку своим личным, много раз проверенным способом. Но иногда полезно попробовать и новые методы. Они могут хорошо помочь нам как по отдельности, так и в комплексе.

Виды

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

  1. аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

  2. самовоспитание с помощью определенных упражнений;

  3. биологическая обратная связь;

  4. медитация;

  5. визуализация.

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

В 3-4 года преобладающими являются непроизвольные двигательные и речевые способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока лишь одна произвольная.
Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроизвольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и теперь дети активно пользуются воображением, памятью, мышлением и речью.
С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самокоррекции и самоконтроле. Пропорции резко изменились: на 3-4 произвольных метода саморегуляции выпадает лишь один непроизвольный.
С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимая их от окружающих.
В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека

В основном применяются сознательные волевые методы.
Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, однако постепенно они вытесняются пассивным отдыхом, библиотерапией.
После 60 лет преобладающей является пассивная разрядка, общение, размышление-осмысление.

Психотехники по задачам коррекции поведения

Снижение возбуждения

Эффективно использовать:

  • отвлечение и переключение внимания;
  • целеполагание (рассматривать разные варианты);
  • физическую релаксацию;
  • психомышечную и аутогенную тренировку;
  • дыхательную гимнастику на расслабление.

Активизация ресурсов

Эффективно использовать:

  • аутогенную тренировку на мобилизацию;
  • повышение мотивации;
  • дыхательную гимнастику на активность;
  • сюжетные представления;
  • воспоминания об активных эмоциональных состояниях и вызвавших их ситуациях;
  • мыслительную и сенсорную стимуляцию;
  • гетеросуггестию.

Психическая десенсибилизация

Эффективно:

  • представление успешного поведения;
  • самовнушение уверенности и нейтрального отношения к вредным факторам;
  • намеренное пассивное отношение.

Эффективно:

  • прослушивание музыки;
  • релаксация;
  • замещение;
  • рационализация;
  • фантазия.

Эффективно:

  • медитация;
  • внушенный сон;
  • самовнушение на быстрое восстановление.

Механика процесса, от чего он зависит?

Реабсорбция в почках – это совокупность механизмов, подобных перемещению молекул сквозь эластичную молекулярную структуру (активное и пассивное транспортирование, диффузия, эндоцитоз и прочее).

Самыми важными считаются пассивное и активное перемещение. Активный механизм производится против электрохимического градиента, где обязательным условием является затраты энергии и наличие определенной системы перемещения.

Активный транспорт разделяется на 2 вида:

  • Первично-активный. Осуществляется за счет энергии, которая образуется за счет распада аденозинтрифосфата. При данном механизме транспортируются ионы калия, водорода, натрия, кальция, аминокислот и глюкозы.
  • Вторично-активный. Для осуществления этого механизма энергия не нужна, его активация происходит за счет разницы концентрации ионов натрия в цитоплазме и полости канальцев, где они связываются с клетками-проводниками. Через мембранную ткань поступают глюкоза и аминокислоты. Низкая концентрация натрия обусловлена тем, что он выводится в межклеточную жидкость при воздействии АТФ. За границами мембраны состав жидкости распадается на составляющие (глюкоза, ионы натрия, белок-переносчик). Белки проникают в клетки, где начинают следующий этап транспортировки. Глюкоза, в свою очередь, проникает в капилляр, откуда дальше разносится по кровотоку, а реабсорбция осуществляется в проксимальном участке.

Отличительной особенностью пассивного транспорта является поглощение по электрохимичесому градиенту. Выполняется без задействования энергии. Например, хлор поглощается в дистальной зоне канальца.

Реабсорбция включает в себя различные методы транспортировки, ее механизм зависит от участка нефрона, где выполняется процесс поглощения.

Пример реабсорбции воды:

  • в проксимальных зонах поглощается больший объем (40-45%), при этом используется осмотический механизм;
  • в петле Генле с использованием поворотно-противоточному механизму происходит поглощение 25-28% жидкости;
  • оставшаяся часть (25%) всасывается в дистальных извитых канальцах.

Конечный выход жидкости составляет лишь сотую часть общего объема.

Определение саморегуляции

В широком смысле психическая саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Таким образом психическая саморегуляция включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния  Существуют и более узкие трактовки данного явления:

  • «Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов»
  • «Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний»

Согласно В. И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека».

Общим всех определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь – приемов психологического самовоздействия.

Свойства личности, влияющие на эффективность общения

На процесс коммуникации влияют не только общие факторы, касающиеся всех участников, но и индивидуальные личностные характеристики отдельного человека:

  1. Экстраверсия-интроверсия. Экстраверты более активны, открыты окружающим, быстро идут на контакт, что обусловливает их большую успешность в коммуникации в сравнении с интровертами, которые склонны к уединению, сдержанны, стараются не выражать своих эмоций на людях.
  2. Эмпатийность. Высокая способность человека сопереживать окружающим способствует лучшему восприятию эмоций собеседника, что положительно отражается на коммуникации. Личности же, не склонные к эмпатии, часто вызывают ответное равнодушие, что усложняет возможность эффективного общения с ними.
  3. Агрессивность. Такая черта характера, как агрессивность, говорит о склонности личности к агрессивному поведению в различных ситуациях. Данная особенность поведения затрудняет коммуникацию, часто вызывает отторжение у собеседника и ответную негативную реакцию, снижает вероятность продления доверительного контакта.
  4. Толерантность. Терпимость к собеседнику помогает избежать конфликтных ситуаций, принять его точку зрению, что создает благоприятную почву для создания компромиссных решений, несмотря на разницу во взглядах.

Саморегуляция деятельности

В современном воспитании и обучения развитие саморегуляции личности является одной из самых сложных задач. Саморегуляция, которая реализуется индивидом в процессах деятельности и направлена на приведение потенциалов субъекта согласно требованием такой деятельности, носит название саморегуляция деятельности.

Функциональными частями, которые осуществляют полноценный процесс саморегулирования деятельности, являются следующие звенья.

Целеполагание или принятая индивидом направленность деятельности заключается в выполнении общей системообразующей функции. В этом звене вся процедура саморегулирования образуется с целью достижения поставленной цели именно в том виде, в котором она осознается субъектом.

Следующим звеном является индивидуальная модель значимых обстоятельств. Данная модель отображает комплекс определенных внутренних и внешних обстоятельств активности, учитывать которые сам индивид считает важным для успешного выполнения деятельности. Она несет в себе функцию своеобразного источника сведений, на основании которых субъект может осуществлять программирование персональных исполнительских поступков и действий. Она также включает в себя и сведения о динамике обстоятельств в процессах деятельности.

Субъект реализует регуляторный аспект построения, сотворения определенной программы исполнительских деяний для осуществления такого звена саморегуляции, как программа исполнительских деяний. Данная программа – это информационное образование, которое определяет характер, порядок, методы и другие характеристики деяний, устремленных на достижение поставленной цели в конкретных условиях, выделенных самим индивидом, как значимые, как основание для программы действий, которая принимается.

Система персональных параметров достижения цели является функциональным специфическим звеном для регуляции психики. Данная система несет в себе функции уточнения и конкретизации начальных форм и содержания цели. Формулировка цели в общем виде часто бывает недостаточна для точного, направленного регулирования. Поэтому индивид стремится преодолеть начальную информационную расплывчатость цели, при этом формулируя параметры оценивания результатов, которые соответствуют его индивидуальному пониманию поставленной цели.

Следующее регуляторное звено – это контроль и оценивание реальных итогов. Оно несет функцию оценивание текущих и окончательных результатов касательно системы принятых индивидом параметров успешности. Данное звено снабжает сведениями об уровне соответствия или несоответствия между запрограммированной направленностью деятельности, ее промежуточными и итоговыми результатами и их настоящим (реальным) ходом достижения.

Последнее звено в саморегуляции деятельности – это решение о коррекционных действиях в системе регулирования.

Виды саморегуляции

Для того чтобы привести в норму физическое и психическое состояние, избавиться от эмоциональных перенапряжений и негативных мыслей, люди: спят, занимаются физкультурой и спортом, стараются сменить окружающую обстановку, ходят по магазинам (шоппинг), заводят хобби и домашних животных, принимают водные процедуры — от горячего душа до морских путешествий.

Неосознаваемая техника саморегуляции может приобрести форму любительского рыболовства и охоты. Желание включить ненавязчивый сериал или фоновую музыку, расслабиться с помощью глотка спиртного, почитать ни к чему не обязывающий детектив — все это способы создания комфортного психологического состояния.

Приемы саморегуляции, которые обоснованы научно:

  1. Самогипноз.
  2. Аутогенная тренировка.
  3. Идеомоторные тренировки.
  4. Личностные методики НЛП.
  5. Медитация.
  6. Сенсорная репродукция образов и др.

Существует также классификация регуляции по уровням воздействия:

  • эмоционально-волевой;
  • информационно-энергетический;
  • личностный;
  • мотивационный.

Функция саморегуляции у человека

Управление эмоциями и поведением невозможно без самооценки, ЭГО-концепции, жизненных приоритетов и уровня притязаний. Здесь имеют значение характер, темперамент, психические особенности и половая принадлежность.

Саморегуляция у мужчин и женщин

Даже тот, кто не изучал физиологию, знает, что женщины в эмоциональном плане – более хрупкие создания. Они по-другому воспринимают ситуации и реагируют на них.

Особенности саморегуляции

У мужчин У женщин
• Меньше подвержены страхам, волнениям, раздражениям, утомляемости;
• Зато чаще впадают в депрессию, апатию и им свойственно одиночество;
• Благодаря биологической основе саморегуляции, у мужчин больше методов для ее проявления
• Психоэмоциональный аспект проявляется в большей мере, чем у мужчин;
• Именно одиночество может ввергнуть в депрессивное состояние;
• Способы управления носят социальный характер

Отличие прослеживается и в направленности саморегуляции. У мужчин она носит внутренний характер, у женщин – внешний.

Особенности гентерного реагирования

Основной фактор, влияющий на особенности управления, – психофизиологическая разница полов. Процесс обусловлен и такими аспектами:

  • гендерными культурными стереотипами;
  • различием воспитания мальчиков и девочек;
  • спецификой деятельности;
  • дифференцированием социальных ролей.

Влиять могут также уровни развития личности, состояние психики, возрастные особенности.

Особенности способности зависимо от пола и возраста

Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.

В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:

  • спецификой труда;
  • гендерными, культурными стереотипами;
  • различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
  • исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.

Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.

Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.

Впервые методики контроля психического состояния проявляются в 3 года. Начиная с этого момента, ребенок осознает свое Я.

Возрастные проявления регуляции:

  1. С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
  2. С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
  3. С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
  4. С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
  5. До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
  6. В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
  7. 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
  8. 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.

Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.

Что такое саморегуляция

Психическая саморегуляция в психологии — это способность индивида анализировать, оценивать, а потом корректировать как саму свою деятельность, так и ее результаты. По сути, это слово означает «наводить» порядок. В этом контексте можно сказать, что саморегуляция личности — осознанное и организованное воздействие человека на его собственную психику, основное предназначение которого в изменении ее свойств и особенностей в нужном направлении.

Саморегуляция организма основывается на закономерностях и их следствиях, носящих название психологических эффектов:

  • мотивирующие факторы, побуждающие человека активно действовать, направляя при этом свои усилия на изменение личностных характеристик;
  • результат управления произвольными или непроизвольными образами, возникающими в подсознании;
  • целостность и единство когнитивных процессов, обеспечивающих способность индивида влиять на собственную психику;
  • целостность частей сознания и областей бессознательного, с помощью которых человек осуществляет саморегуляцию;
  • функциональная связь эмоционально-волевой части личности и телесного опыта, мышления.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше. Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса

Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения. Накапливание сил

Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим. Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Почему саморегуляция важна

Саморегуляция заключается в том, чтобы делать более осознанный выбор и достигать необходимого баланса. Многие проблемы, с которыми борются современные люди, связаны с неспособностью держать себя в руках: злоупотребление алкоголем, расстройства пищевого поведения, агрессия. 

Повышая уровень самоконтроля, ты улучшаешь качество своей жизни. Недостаток саморегуляции влияет на уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Если ты не умеешь контролировать свои чувства и реагируешь на каждый раздражитель, тебе будет трудно справиться со стрессом и избежать разочарования.

Сила воли позволяет действовать в соответствии с внутренними ценностями и правильно расставлять приоритеты. Например, если ты настроена получить красный диплом, то накануне экзамена вряд ли будешь лихо отплясывать в клубе. Самоконтроль не даст тебе расслабиться.

Он особенно полезен в профессиональной сфере. Способность сохранять спокойствие, независимо от того, кто сводит тебя с ума — начальник или клиент, работает как экстренный тормоз, который не позволяет разогнаться до опасной скорости и превратить раздражение в открытое столкновение.

Достижение большинства целей, таких как получение образования или желаемой, занимают длительное время. Именно саморегуляция не позволяет тебе бросить дело до его завершения и напоминает о выгоде, которую ты приобретёшь, трансформируя недовольство в мотивацию.

И что самое важное, саморегуляция помогает оправиться от неудач и сохранить спокойствие, когда рушатся воздушные замки твоих ожиданий. Фото автора Liza Summer: Pexels


Фото автора Liza Summer: Pexels

Саморегуляция включает 3 главных этапа

Саморегуляция содержит 3 главных этапа:

Осознанность. Умение осознавать свое тело.

Концентрация

Концентрировать внимание (обладать навыком переключения своего внимания с одного процесса на другой).

Шестое чувство. Следовать «здоровым», душевным импульсам (интуиция).

Освоив эти этапы, саморегуляция повысит ваши интеллектуальные возможности, укрепит психологическую устойчивость и даст возможность быстро лавировать между эмоциями.

Как происходит восстановление нервной системы? К счастью, природа наделила нашу нервную систему способностью избавляться от всего чужеродного. Стресс, в виде накопленного напряжения, является неестественным для психики.

Поэтому наша нервная система всегда стремится от него избавиться. Правда, для запуска процесса самоочищения, ей необходимо создать определенные условия.

Общие принципы

Ряд психических состояний приводит к дезорганизации, поэтому их нужно регулировать. Существует два способа:

  1. Использование воздействия на психику извне.
  2. Самовнушение.

Понятие саморегуляции относится ко второму пункту, то есть человек помогает себе самостоятельно справиться с напряженной ситуацией. Приемы психологической саморегуляции предполагают волевое участие, имеет значение личность человека.

Психологическая саморегуляция позволяет устранить эмоциональный стресс, ослабить признаки утомления, повысить психофизиологическую реактивность.

Современное самоуправление состоянием является своеобразным психогигиеническим методом, повышающим ресурсы организма.

Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)

Человек нервничает, когда ощущает угрозу существованию. Физиологические реакции при сильном волнении призваны активировать скрытые резервы организма для борьбы с неприятностями. Сердце начинает биться быстрее, чтобы мышцы пришли в тонус, а кровь лучше циркулировала, снабжая мозг кислородом.

Когда человек сильно волнуется и не знает как себя успокоить, он либо ведет себя пассивно, растерянно и испуганно, либо агрессивно и несдержанно.

Эти стратегии являются неэффективными. Наиболее выгодная стратегия выживания в социуме – умение поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет собственное мнение, независимый взгляд на ситуацию, спокойное восприятие действительности.

  • Человек в ассертивном состоянии смотрит на жизнь спокойно, анализирует и принимает взвешенные решения, не поддается на манипуляции, использует приемы саморегуляции. Внутренняя позиция человека устойчива, он уверен в себе, уравновешен, сложная ситуация воспринимается им как подконтрольная.
  • Ассертивность предполагает умение быстро отстраниться от проблемы, легкость восприятия и малую степень безразличия. Нужно стать сторонним наблюдателем происходящего события, заинтересованным, но не вовлеченным.
  • Такое поведение может быть воспринято окружающими как бездушное и безразличное, но оно позволяет человеку сохранить внутреннее спокойствие и гармонию. Советы смотреть на жизнь проще и не принимать все близко к сердцу подразумевают развитие ассертивности.
  • Методы саморегуляции имеют целью развитие ассертивности как умения быстро пресечь волнения, взглянуть на себя со стороны, дать объективную оценку происходящему и принять разумное решение.

Качество жизниСаморазвитие

«Пятерка», «мысли на бумаге», «растяжка» мышления и другие

«Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник психической саморегуляции. А еще саморегуляция помогает сэкономить: и на услугах психолога, и на лекарствах. Ведь наше соматическое здоровье очень тесно связано с психическим состоянием.

Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций.

Появление саморегуляции и её развитие

Осознанно методы саморегуляции ребенок начинает использовать, когда приходит понимание собственного «Я». Определяется это в период 3-х летнего возраста. С данного момента идет непрерывное становление саморегуляции по определенной динамике. Ее активно используют в педагогике для воспитания детей.

Этапы развития саморегуляции

Возраст
Особенности
3-4 года
Проявляется речевыми и двигательными способами непроизвольного характера, но возможны и произвольные в соотношении 1:7
4-5 лет
Эмоциональному контролю учат игры. Здесь уже можно наблюдать произвольные методы (1 на 4 непроизвольных)
5-6 лет
Оба вида саморегуляции находятся в одинаковой пропорции. В ход активно идут мышление, воображение, использование памяти и речи
6-7 лет
У нормально развивающегося ребенка проявляются признаки самокоррекции и самоконтроля. Соотношение видов снова меняется в пользу произвольных методов (3:1)
далее до 20 лет
Дети продолжают усваивать у взрослых методы управления и совершенствуют их под свои личностные особенности
20-40 лет
На саморегуляцию влияет деятельность человека

На данном этапе чаще проявляются волевые способы (переключение внимания, самоприказ) с использованием общения
40-60 лет
Постепенно манипуляции со вниманием заменяются пассивным отдыхом, библиотерапией и размышлениями
старше 60 лет
Выход из дискомфорта осуществляется пассивными разрядками, общением, осмыслением ситуации

Вид детской саморегуляции

На становление управления оказывают влияние социальные аспекты, деятельность, соответствующая возрасту, и даже экология. Основным стимулом развития можно назвать мотивацию. Чем она выше, тем совершеннее система регуляции.

Тест на твои способности к саморегуляции

Поставь себе плюс напротив каждого подходящего утверждения. Чем их больше, тем лучше ты умеешь держать себя в руках.

  • Ты придерживаешься собственных ценностей и не поддаёшься на провокации;
  • Можешь самостоятельно привести себя в чувства, когда расстроена или подавлена;
  • Не теряешься в сложных ситуациях и привыкла полагаться на себя;
  • Умеешь приспосабливаться к обстоятельствам;
  • Когда всё идёт не по плану, не опускаешь руки и продолжаешь двигаться к цели;
  • Видишь хорошее в других, не судишь по первому впечатлению;
  • Предпочитаешь открытое общение, без «подводных камней»;
  • Внимательна и терпелива к собеседнику;
  • Легко сдерживаешь вспышки гнева и раздражения;
  • Думаешь о проблемах как о возможностях;
  • Стремишься завершить начатое;
  • Не избегаешь ответственности;
  • При необходимости готова взять ситуацию под свой личный контроль.

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

  • внешние условия среды;
  • особенности личности;
  • особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
  • цели деятельности.

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим

Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации

Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

Как овладеть аутотренингом?

научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);

визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);

периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.. Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками

Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения

Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Техники саморегуляции

В первую очередь стоит сказать, что существуют естественные способы саморегуляции. К ним относятся:

  • прослушивание классических музыкальных произведений;
  • прогулки на свежем воздухе, например, в парке неподалеку;
  • достаточный отдых и сон;
  • улыбки, юмор;
  • чтение любимых книг;
  • рисование, вышивка;
  • размышление о чем-то хорошем;
  • пение, танцы;
  • наблюдение за красивым пейзажем;
  • приятные воспоминания, просмотр фотографий;
  • прием солнечных ванн;
  • общение с людьми, вызывающими исключительно положительные эмоции.

Есть и другие методы и приемы саморегуляции:

Релаксация. Способ расслабления каждый выбирает себе сам. Главное, чтобы он достигал своей цели: добиться внутренней гармонии, снять мышечное напряжение, вернуть контроль над чувствами и эмоциями.

Медитация

Помогает научиться концентрировать внимание, расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение и отвлекаться от плохих мыслей. Чаще всего в процессе медитации используют дыхательные техники. Самый простой вариант — подумать о чем угодно, только не о том, что вас раздражает

Самый простой вариант — подумать о чем угодно, только не о том, что вас раздражает.

Десенсибилизация. Предполагает сознательную пассивность, четкое представление о том, как выглядит успешное поведение или деятельность, нейтралитет по отношению к раздражителям. Все это достигается за счет самовнушения.
Аутогенные тренировки. Основаны на методах релаксации. Представляют собой упражнения для расслабления мышц, развитие умения в точности отслеживать состояние тела, повышение волевых установок. Главная задача этого метода саморегуляции — снять любое напряжение, достичь абсолютной расслабленности ума и тела.

Не стоит забывать и о визуализации — создании мысленного образа того, что вы желаете, вашей цели. Нужно представить конечный результат и то, каким образом вы будете к нему идти.

Теории саморегуляции

Системно-деятельностная теория

Автор Л. Г. Дикая. В рамках данной концепции саморегуляция рассматривается одновременно как деятельность и как система. Саморегуляция функциональных состояний – деятельность, которая связана с адаптацией и профессиональной сферой человека.

Как система саморегуляция рассматривается в контексте перехода человека от бессознательных к осознанным, а позже доведенным до автоматизма формам. Дикая выделила 4 уровня саморегуляции.

Непроизвольный уровень

Регуляция основана на неспецифической активности, процессах возбуждения и торможения в психике. Человек не контролирует эти реакции. Их продолжительность не велика.

Произвольный уровень

Подключаются эмоции, необходимость саморегуляции возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса. Это полуосознаваемые способы:

  • задержка дыхания;
  • повышение двигательной и речевой активности;
  • напряжение мышц;
  • неконтролируемые эмоции и жесты.

Человек пытается пробудить себя, как правило, автоматически, многие изменения он даже не замечает.

Сознательная регуляция

Человек осознает не только сам дискомфорт, усталость, напряжение, но и может обозначить уровень нежелательного состояния. Тогда человек и решает, что с помощью каких-то методов влияния на эмоциональную и когнитивную сферу ему нужно изменить свое состояние. Речь идет:

  • о воле,
  • самоконтроле,
  • аутотренинге,
  • психофизических упражнениях.

То есть всем том, что представляет для нас с вами интерес в рамках данной статьи.

Осознаваемый и целенаправленный уровень

Человек понимает, что дальше так продолжаться не может и нужно выбирать между деятельностью и саморегуляцией, то есть устранением дискомфорта. Происходит расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей. В итоге личность принимает решение временно приостановить деятельность и наладить свое состояние, а если это невозможно, продолжить деятельность в дискомфорте, или совместить саморегуляцию и деятельность. В работу включается:

  • самовнушение,
  • самоприказ,
  • самоубеждение,
  • самоанализ,
  • самопрограммирование.

Происходят не только когнитивные, но и личностные изменения.

Системно-функциональная теория

Автор А. О. Прохоров. Саморегуляция рассматривается как переход от одного психического состояния к другому, который связан с рефлексией имеющегося состояние и представлениями о новом, желаемом состоянии. В результате осознанного образа активизируются соответствующие мотивы, личностные смыслы и самоконтроль.

  • Человек использует сознательные методы саморегуляции для достижения представляемого образа состояний. Как правило, используется несколько приемов и средств. Для достижения главной цели (состояния) человек проходит несколько промежуточных переходных состояний.
  • Постепенно складывается функциональная структура саморегуляции личности, то есть привычные осознанные способы реагирования на проблемные ситуации для поддержания максимального уровня жизнедеятельности.

Саморегуляция – переход от одного состояния к другому за счет внутреннего переключения работы и связи психических свойств.

На успешность саморегуляции влияет степень осознанности состояния, сформированность и адекватность желаемого образа, реалистичность ощущений и восприятий в отношении деятельности. Описать и понять актуальное состояние позволяют:

  • телесные ощущения;
  • дыхание;
  • восприятие пространства и времени;
  • воспоминания;
  • воображение;
  • чувства;
  • мысли.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector