Методы эффективной самоорганизации

Содержание:

План морфологического разбора существительного

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

“Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).”

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Самоорганизация Scrum-команды

В статье показан путь от общих теоретических основ, через постепенную конкретизацию понятий ко вполне формальным и практическим вещам.

Если подвести итог, собрав все воедино, то самоорганизованные команды — это команды, которые:

  • Берут задачи в работу самостоятельно, не ждут, что задачи назначит кто-то сверху
  • Сами управляют своей работой: распределением работы, оценкой, поставкой, реворками
  • Нуждаются в наставничестве и коучинге, но не нуждаются в управлении и контроле.
  • Много взаимодействуют друг с другом и их обещания — это обещания перед командой, а не перед Scrum-мастером
  • Они понимают требования и не боятся спрашивать
  • Они постоянно развивают свои навыки и выдвигают инновационные идеи и улучшения

Условия появления самоорганизации в Scrum-команде:

  • Достаточный уровень компетенции, что устраняет необходимость в направлении действий сверху
  • Работает как команда, а не как группа
  • Интерес в выполняемой работе
  • Доверие и уважение, взаимопомщь в решении проблем, фиксе багов и т.д.
  • Достаточно длительная продолжительность совместной работы

План действий

План простой только на первый взгляд. Каждый пункт — это долгая и кропотливая работа:

  1. Обозначить общую цель
  2. Обозначить срок выполнения
  3. Вовлечь команду в уточнение цели
  4. Вовлечь команду в проработку путей достижения цели
  5. Добиться осознания, что победа или поражение (результат) будут общими
  6. Регулярные ретроспективы
  7. Развитие комады через открытые вопросы
  8. Помощь команде в эффективном проведении встречь (навыки фасилитации)
  9. Отмечать небольшие шаги в верном направлении
  10. Обратная связь от заказчика/пользователя

Надеюсь, что статья будет полезна всем, кто так или иначе сталкивается с командной работой, а если после прочтения у вас появились вопросы или комментарии, вы можете отправить их на адрес sb@agilemindset.ru

Самоорганизация в социальных системах

Известно, что чем более жесткой является система управления, тем остается меньше простора для самоорганизации и творчества. Но, отпустив в свободное плавание элементы системы, мы не сможем достигнуть намеченной нами цели. Самоорганизация общества, с одной стороны, достигается путем несанкционированной деятельности, неформального сотрудничества. Но с другой — благодаря четко организованным, целеустремленным действиям управляющих, с помощью обозначенной четко цели.

Итак, что такое самоорганизация в социуме? В социальных системах эволюция предполагает следующее:

— Наличие определенной заранее цели, к которой самостоятельно стремится система, самоорганизуясь вокруг данной задачи. Играют большую роль приоритеты инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, а также повышения престижа соответствующей трудовой деятельности.

— Адаптивность, изменчивость и гибкость структур управления. Вытесняются административные методы социально-психологическими. Современные сетевые гибкие структуры усиливают имеющиеся синергетические связи, обеспечивающие тем самым увеличение суммарного эффекта. Иерархические жесткие оставляют для самоорганизации малые возможности. Она проявляется в том, что небольшие самостоятельные подразделения не связаны в повседневной деятельности бюрократическими структурами, препятствующими согласованию решений по вертикали и горизонтали.

— Децентрализация, диверсификация, повышение производительности отдельного участника, сопричастность каждого к принятию решений по управлению, а также трудовая мотивация.

— Использование в различных целях передачи информации, производственных мощностей, ноу-хау, знаний и т.д.

— Самоконтроль, самовоспитание, самообразование. На фирме для этого следует создать определенные условия.

— Саморазвитие, необходимое для перехода организации на новый уровень (смена структуры, разработка новой цели, накопление информации о структуре).

Мы рассмотрели, что такое самоорганизация, ее определение, специфику и виды. Как вы видите, этим общим термином сегодня обозначаются явления в живых и неживых системах. То есть самоорганизация материи и общества во многом схожи. Этот процесс очень интересен как универсальное свойство систем.

Самоорганизация личности с научной точки зрения

Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности, студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания добиться успеха.

Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.

Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:

Личностный

Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От результатов самооценки зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.

Деятельностный

В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование  — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.

В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью перемены стереотипов, построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.

Интегрированный

В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.

Технический

Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как тайм-менеджмент (управление временем), самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.

Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.

Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Самосборка в макроскопическом масштабе

Наиболее распространенные примеры самосборки в макроскопическом масштабе можно увидеть на границах раздела между газами и жидкостями, где молекулы могут удерживаться в наномасштабе в вертикальном направлении и распространяться на большие расстояния в поперечном направлении. Примеры самосборки на границах раздела газ-жидкость включают фигуры дыхания , самоорганизующиеся монослои и пленки Ленгмюра-Блоджетт , в то время как кристаллизация усов фуллерена является примером макроскопической самосборки между двумя жидкостями. Другой замечательный пример макроскопической самосборки — образование тонких квазикристаллов на границе раздела воздух-жидкость, которые могут быть образованы не только неорганическими, но и органическими молекулярными единицами.

Процессы самосборки также можно наблюдать в системах макроскопических строительных блоков. Эти строительные блоки могут быть самоходными или автономными. С 1950-х годов ученые создали системы самосборки, в которых представлены компоненты сантиметрового размера, начиная от пассивных механических деталей и заканчивая мобильными роботами. Для систем такого масштаба можно точно контролировать конструкцию компонентов. Для некоторых систем параметры взаимодействия компонентов являются программируемыми. Процессы самосборки могут быть легко отслежены и проанализированы самими компонентами или внешними наблюдателями.

В апреле 2014 года пластик, напечатанный на 3D-принтере, был объединен с «умным материалом», который самособирается в воде, что привело к « 4D-печати ».

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача – стать организованным – должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения

О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса

Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?  

По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?  

Анализ ситуации

Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д

является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.  

Самоконтроль

Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.  

Устранение трудностей

Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим. 

Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.  

Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин. 

Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа. 

Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.

Виды самоорганизации

Иногда ученые выделяют социальную, биологическую и техническую разновидности самоорганизации, считая, что механизмы их основываются на различных принципах:

— социальная (самоорганизация общества) основана на определенной общественной программе гармонизации отношений, включающей законы, ценности и приоритеты, которые меняются во времени;

— биологическая базируется на программе сохранения вида (генетической), а также на отборе, наследственности и изменчивости (дарвиновской триаде);

— техническая опирается на программу, осуществляющую автоматическую смену определенного алгоритма действий при изменяющихся условиях (автопилот, самонаведение ракет и т.п.).

Выяснение того, что такое самоорганизация, познание существующих взаимоотношений между ней и организацией в социальных системах, — важнейшая задача науки. В любой фирме, компании вместе с целенаправленным управлением, осуществляющимся с помощью планов, документов, указаний, инструкций, нормативных актов, всегда имеются процессы самоорганизации, которые связаны со свойствами системы как целого, с определенными синергетическими эффектами. Так сколько этой самоорганизации должно быть? Есть ли какие-то общие принципы, существует ли возможность с помощью практических знаний и современного языка разработать на этот счет рекомендации?

Ведите список задач (рабочих и личных)

Нет никакой необходимости вести список дел в мозге. «To do-лист» любых личных и рабочих задач лучше всего вести на бумаге или в мобильных приложениях. Причем рекомендуется вести один список и для рабочих, и нерабочих дел.

Из всего списка выделите самые важные, поставьте напротив них восклицательные знаки. Менее важные в порядке приоритетности будут выполняться по мере выполнения важных. Или не будут выполняться вообще, но это лишь значит, что они не так важны, как казалось ранее.

В конце дня список можно подчистить, удалив достигнутые или неважные цели.

Потратив в день 10-15 минут на планирование, можно сильно сэкономить и время, и нервы.

Самоорганизация в природе

Как это происходит на биологическом уровне? Самоорганизация — это то, что сохраняет вид, приспосабливает его к разным условиям существования, сохраняет гармонию в живой среде. Поэтому она тесно связана с мутационной изменчивостью. Синергетика объединяет в себе все естественные и технические науки, так как её принципы работают в системах любой природы (электроны, атомы, молекулы, механические системы, термоядерные реакции, транспортные системы и так далее).

Природа заключает в себе неожиданные динамические явления, которые создаются по «эффекту бабочки» — изменение работы одного незначительного механизма повлечет за собой перемену организации всей системы. Поэтому, чтобы рассмотреть природные процессы в совокупности, необходима дисциплина, объединяющая несколько наук в одно направление.

Проблемы самоорганизованных команд

Вам может показаться, будто я думаю, что такого рода самоорганизация, — это “серебряная пуля”, решение всех проблем. Нет, это не так. Прежде, чем мы пойдем дальше, я хочу рассказать вам про ряд рисков, связанных с самоорганизующимися командами, чтобы вы их держали в голове, прежде чем пробовать. 

Риск №1 — групповая динамика

Она становится понятна, если посмотреть на модель Брюса Такмана.

Такман описал этапы, которые проходит группа,  прежде чем стать командой. Самый страшный этап — это этап «шторминга» (Storming), когда команда только сформирована и начинает делать общее дело. На этом этапе её начинает “штормить”, то есть участники начинают ругаться между собой, например: «Нет, надо делать так!», «Нет — этак!», «Ты не понимаешь! Где тебя учили?» и так далее. На этом этапе команда даже может развалиться, но если она этот этап преодолевает, то дальше начинается этап набора взаимного опыта работы, так называемый «норминг», и они в итоге команда выходит на максимальную эффективность. 

Как можно этап шторминга нивелировать и преодолеть? Нужно хорошо поработать на первом этапе модели Брюса Такмана — форминге (Forming). Это когда люди только-только встретились, только познакомились, и начали вообще что-то делать вместе

Очень важно на этом этапе проработать совсместно с командой общее понимание цели, общее понимание норм поведения в команде (что мы считаем хорошим, что мы считаем плохим), выработать совместные правила работы

Например, программисты знают такую примету: “в пятницу вечером делать релиз — плохо”. Ну, потому что выходных может не быть в итоге, правильно? Это пример нормы. И мы, как команда, об этой норме тоже должны договориться. Если на старте работы команды проговорить и выработать общие цели и нормы, то шторминг можно пройти достаточно безболезненно. 

Еще есть момент, связанный с ролями в группе. Кто у нас эксперт, кто у нас массовик-затейник, на кого какие задачи лучше возлагать и так далее. Если мы все это на старте обговорили, и все с этим согласились, то шторминг можно пройти безболезненно и очень быстро. Соответственно, все это надо в начале обсудить, и должен быть какой-то лидер, которому не всё равно, и который обязательно организует это обсуждение. 

Риск №2 — выйти за рамки допустимого

Если у нас команда самоорганизована, то она, как правило, очень уверена в себе, и она может уйти куда-то не туда в плане реализации своих задач. 

Да, они могут реализовать продукт, но какой из способов реализации они выберут? Они могут придумать такую реализацию, в которой не будет ценности для заказчика. Или могут выбрать какой-то путь, который не одобрит регулятор, и компания попадет на штрафы. В общем, нужны границы. 

Поэтому на старте очень важно обговорить рамки того,  что мы считаем для нас допустимым в плане реализации продукта, а что — уже выход за рамки допустимого. Здесь мы не ходим, а здесь на нас наложат санкции

Коридор возможностей. Вот если мы заранее это не прояснили, то будет очень большая беда.

Риск №3 — команда-банда

Когда команда становится очень уверенной в себе, зрелой, она может начать «звездить». То есть, начинает думать про себя и демонстрировать всем: “мы крутые, а все остальные нет”. Начинается отъедание чужих ресурсов, борьба с другими подразделениями, конфликты и прочие неприятные для организации вещи. Это очень опасная вещь. Чтобы этого избежать, стоит заранее обговорить с командой: «Ребята, хоть вы и работаете в команде, но при этом находитесь в рамках организации. И в этой организации, помимо вас, есть другие отделы, которым тоже надо дать возможность работать. И если вы это не будете учитывать, то как бы вы ни делали хорошо свою работу, нашей компании станет хуже, а не лучше. Поэтому учитесь договариваться». Если этот контекст будет в голове с самого начала, то этот риск можно легко пройти.

Риск №4 — расхождения в видении конечного результата

Для очень зрелых команд может получиться так, что видение команды на будущее продукта отличается от видения организации. Команда уже настолько уверена в себе, что начинают спорить с бизнесом: «Видение бизнеса неправильное, на самом деле должно быть вот так, поэтому пойдем туда». Это хороший, с одной стороны кейс, если компания заинтересована в дочерних компаниях, чтоб организовать внутренний корпоративный стартап, например. Но если таких планов у компании нет, то такое поведение наносит вред. Надо заранее про это проговорить и сказать: «Ребята, туда мы не ходим. Принятия решения о бизнес-целях в другом месте принимаются, а мы просто эти цели реализуем наилучшим образом». 

Эффективность и результат самоорганизации

Теперь ясно, почему самоорганизация — это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.

Интерфейсы из наноматериалов

Применение нанотехнологии часто зависит от боковой сборки и пространственного расположения наночастиц на границах раздела. Химические реакции могут быть вызваны на границах раздела твердое тело / жидкость, манипулируя расположением и ориентацией функциональных групп наночастиц. Этого можно добиться с помощью внешних раздражителей или прямых манипуляций. Изменение параметров внешних стимулов, таких как световые и электрические поля, оказывает прямое влияние на собранные наноструктуры. Точно так же прямая манипуляция использует преимущества методов фотолитографии, наряду со сканирующей зондовой микроскопией (СЗМ) и сканирующей туннельной микроскопией (СТМ), и это лишь некоторые из них.

Прочные интерфейсы

Наночастицы могут самоорганизовываться на твердых поверхностях после приложения внешних сил (таких как магнитные и электрические). Шаблоны, сделанные из микроструктур, таких как углеродные нанотрубки или блок-полимеры, также могут использоваться для самосборки. Они вызывают направленную самосборку (DSA), в которую встроены активные центры, чтобы избирательно индуцировать осаждение наночастиц. Такие шаблоны представляют собой объекты, на которых можно расположить различные частицы в структуру с морфологией, аналогичной структуре шаблона. Углеродные нанотрубки (микроструктуры), одиночные молекулы или блок-сополимеры являются обычными шаблонами. Часто показано, что наночастицы самоорганизуются на расстояниях нанометров и микрометров, но шаблоны блок-сополимеров можно использовать для формирования четко определенных самосборок на макроскопических расстояниях. За счет включения активных центров на поверхности нанотрубок и полимеров функционализация этих шаблонов может быть изменена, чтобы способствовать самосборке определенных наночастиц.

Жидкие интерфейсы

Понимание поведения наночастиц на границе раздела жидкостей важно для их интеграции в электронику, оптику, сенсорные устройства и устройства для катализа. Молекулярные структуры на границах раздела жидкость / жидкость однородны

Часто они также обеспечивают платформу для исправления дефектов, и поэтому границы раздела жидкость / жидкость идеально подходят для самостоятельной сборки. После самосборки структурное и пространственное расположение можно определить с помощью дифракции рентгеновских лучей и оптического отражения. Количество наночастиц, участвующих в самосборке, можно контролировать, манипулируя концентрацией электролита, который может находиться в водной или органической фазе. Более высокие концентрации электролита соответствуют уменьшенному расстоянию между наночастицами. Пикеринг и Рамсден работали с интерфейсами масло / вода (O / W), чтобы описать эту идею. Пикеринг и Рамсден объяснили идею пикеринга эмульсий, экспериментируя с эмульсиями парафин-вода с твердыми частицами, такими как оксид железа и диоксид кремния. Они заметили, что коллоиды микронного размера образовывали стойкую пленку на границе раздела между двумя несмешивающимися фазами, препятствуя слипанию капель эмульсии. Эти эмульсии Пикеринга образуются в результате самосборки коллоидных частиц в двухкомпонентных жидких системах, таких как системы масло-вода. Энергия десорбции, которая напрямую связана со стабильностью эмульсий, зависит от размера частиц, частиц, взаимодействующих друг с другом, и частиц, взаимодействующих с молекулами масла и воды.

Самосборка твердых наночастиц на границе раздела нефть-вода.

Наблюдалось уменьшение полной свободной энергии в результате сборки наночастиц на границе раздела масло / вода. При перемещении к границе раздела частицы уменьшают неблагоприятный контакт между несмешивающимися жидкостями и уменьшают межфазную энергию. Уменьшение полной свободной энергии микроскопических частиц намного больше, чем уменьшение тепловой энергии, что приводит к эффективному удержанию больших коллоидов на границе раздела. Наночастицы ограничены границей раздела из-за снижения энергии, сравнимого с тепловой энергией. Таким образом, наночастицы легко вытесняются с поверхности раздела. Затем на границе раздела происходит постоянный обмен частицами со скоростью, зависящей от размера частиц. Для равновесного состояния сборки общий выигрыш свободной энергии меньше для более мелких частиц. Таким образом, большие сборки наночастиц более стабильны. Зависимость от размера позволяет наночастицам самоорганизовываться на границе раздела, чтобы достичь своей равновесной структуры. С другой стороны, коллоиды микрометровых размеров могут находиться в неравновесном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector