Консультация » особенности самоанализа, или сам себе психолог»

Постановка целей: при чем тут самообман?

Самообман — одна из форм психологической защиты личности. Американский психоаналитик и психотерапевт Рой Шефер в своем труде «Новый язык для психоанализа» описывает самообман как способ «неосознанной защиты» от неприятных или вызывающих стыд переживаний (открытий). Посредством самообмана человек стремится выглядеть лучше и в своих глазах, и в глазах общества. Именно это мешает ему впоследствии грамотно ставить цели. Иногда, чтобы соответствовать собственным ожиданиям и взглядам общества, человек занимает абсолютно невыгодную для себя позицию: начинает заниматься тем, что не нравится, берет на себя слишком сложные задачи, не дает себе остановиться и отдохнуть. Сам по себе «самообман» — выражение ненаучное, примерно как «токсичность». Под ярлыком самообмана скрывается несколько разных стратегий действия.

Синдром постоянной занятости

Когда человек с головой погружается в работу, а если у него нет возможности работать — он прокрастинирует. Такой трудоголизм помогает отвлечься от сильных потрясений (например, от разлуки, болезни и потери близких). «Работа не оставляет времени на депрессию», при этом она, возможно, не будет приносить удовольствия, а просто станет поедать время жизни, которое иначе было бы наполнено болью или тревогой. Как справиться? Признать источник настоящей тревоги и встретиться с ним лицом к лицу. Если причина такого состояния — стресс, то вам нужно завершить цикл стресса, пройти через него, как через туннель. Возможно, вам понадобится помощь специалиста.

Отрицание действительности

«Я хороший специалист, мне не нужно дополнительное образование, и вовсе не важно, что моя индустрия постоянно развивается» — это пример отрицания действительности. Некоторые люди считают, что признание собственных недостатков или запрос на получение новых навыков сделает их менее уважаемыми, понизит градус профессионализма

Однако это не так. Помните: обращаясь за помощью и признавая собственные недочеты, вы открываете новые точки роста для себя как для личности и профессионала.

Рационализация

«Если бы мне нравилась эта работа, результаты были бы лучше, но я пока просто набираю опыт, и лучше предложения я не найду» — попахивает отчаянием, с которым может столкнуться любой человек. Кто-то уверенно шагнет в неизвестность и отправится на поиски новой работы, а кто-то менее решительный (что тоже нормально!) станет объяснять свое присутствие на нелюбимой работе. Рационализация, как пупырчатая пленка, обматывает неприятные факты так, чтобы они не слишком выпирали и травмировали нас в очередной раз.

Проекция

Когда человек винит в неприятных обстоятельствах не себя и внешние обстоятельства, а окружающих людей. «Родители сказали мне пойти учиться на врача, а я хотел стать иллюстратором детских книг» — примерно так звучит проекция. Но ответственность за решения человека всегда будет лежать на нем, и зачастую на дне такого самообмана лежит неготовность брать ее на себя.

Нарушение обязательств «в кредит»

Например, человек решает бегать каждое утро, но пропускает тренировки, обещая наверстать в следующий раз. Пробежать в два раза больше, отказаться от сладкого «в наказание». Если ему не удается выполнить новое обязательство, он испытывает фрустрацию. Часто это состояние возникает из-за изначально завышенной планки

Важно ставить себе цели и задачи, ориентируясь только на свое состояние, не оглядываясь на чужие установки

Воодушевляясь самой целью, человек начинает жить в идеальной картинке и забывает о реальных действиях. Профессор маркетинга из Школы бизнеса при Висконсинском университете Робин Таннер говорил, что люди представляют свое будущее идеальным и полагают, что когда-нибудь у них будет гораздо больше времени и сил, чтобы выполнить все задуманное. Они ждут подходящего момента, но он может не наступить, потому что сам человек не сделал ни одного шага навстречу ему.

В процессе самообмана человек не просто попадает в иллюзорный мир, но и создает воображаемую лучшую версию себя. Как следствие, он не принимает себя настоящего, не прислушивается к себе, ставит ложные цели, не получает удовольствия от работы и не стремится реализовать себя.

Качественный анализ себя начинается с признания своих истинных желаний, а не навязанных со стороны или построенных в соответствии с идеальной картинкой. Для достижения своих целей необходимо отбросить иллюзии и работать с собой настоящим. Поэтому в первую очередь нужно научиться не обманывать себя.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле

Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Самоанализ урока

Рисунок 1. Значение самоанализа урока для учителя

Самоанализ урока представляет собой обязательный элемент педагогической деятельности. Он направлен на профессиональное совершенствование педагогических умений и навыков.

Обязательный характер самоанализа урока закреплен во ФГОС

В соответствии со стандартами современного педагогического образования студенты, проходящие практику в школах, обязаны проводить самоанализ урока после каждого проведенного занятия. Составление самоанализа урока является сложным и ответственным моментов в процессе прохождения педагогической практики.

Для чего ломаются копья

Предугадать собственные успехи в каком-то деле, не приступив к нему – сложно. Способности – это те качества, которые проявляется исключительно в процессе определенного занятия. Но сопоставив свои склонности, желания, физические возможности, есть возможность предвосхитить эффективное применение своих данных. В этом случае самоанализ выступает в роли стимулятора реализации скрытых возможностей.

У всех у нас в наличии целый пакет вопросов к самим себе. Обычно, критичная требовательность к своим качествам приводит к некоторому занижению собственного потенциала. Это происходит от присутствия неопределенностей в отношении непростых материй морали, предубеждений, привычек. Стремление понять свои пробелы помогает в полезном структурировании их и отграничении нервирующих неопределенностей.

Привнесение объективности в свой внутренний мир благотворно влияет на выстраивание отношений с другими людьми. Понимая сложность отмежевания от склонности к некорректным поступкам, мы начинаем менее предвзято смотреть вокруг. Наши претензии к социуму становятся более деликатными.

Учась подавлять в себе негатив, мы приносим окружающим меньше неудобств. Более того, мы приобретаем умение положительно воздействовать на людей. Быть неконфликтным и терпимым – ценнейшее качество, которым обладают немногие. Это целая философия, приобщение к которой приходит с навыками умения управлять своим социальным настроем.

Неплохой наградой за работу над мыслями является подобающее нравственное раскрепощение. Мы становимся достаточно уверенными в своей внутренней морали, чтобы отбросить сомнения в ее относительности. Делая шаги в самопознании, мы обретаем праведный контроль в самих себе. И это происходит естественным образом. Благо диктатура совести заложена в нас глубже, чем мы подозреваем.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным

И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой

Актуальность самоанализа

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования

Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в  связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа

На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации

Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени

Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Задачи и цели

Основной задачей самоанализа является получение информации о причинах психологических проблем. Знание о том, что спровоцировало трудности, дает возможность направить усилия в нужную сторону и добиться положительных изменений. Простыми словами, человек, уверенно владеющий искусством самоанализа, может разобраться в причинах трудностей, с которыми он сталкивается, найти собственный путь, раскрыть заложенный потенциал.

Самоанализ выполняет несколько задач, давая возможность:

  • выразиться максимально честно, открыто, полно;
  • выявить скрытые причины поступков, связи между совершенными действиями и их последствиями;
  • определить негативные установки, поведенческие шаблоны, отказаться от их использования и заменить другими, более эффективными моделями мышления и поведения.

Самоанализ не-психологи часто ошибочно путают с самобичеванием, которое носит деструктивный характер. Самоанализ представляет собой спокойный и безоценочный поиск ответов на поставленные вопросы. В процессе самоанализа человек не характеризует свои мысли, желания или действия, как положительные или негативные. Он разбирается, но не копается в прошлом.

Что делать дальше?

После того как вы провели самоанализ, вы сами поймете что нужно делать. Если есть понимание, то приступайте к расстановке жизненных приоритетов, и внедряйте в свою жизнь новые необходимые привычки, которые соответствуют вашим приоритетам и желаниям.

В случае если вы ощущаете нехватку сил, то нужно заниматься сначала ментальным очищением, и восстанавливать жизненную энергию.

Напоследок добавлю, что не смотря на название, для качественного самоанализа необходимо уметь не только анализировать, но и чувствовать. Как этому научиться? Вы уже это умеете, но качество этих навыков развито у всех по разному. Как развивать эти навыки? Очень просто, практикуйте. Делая это постоянно, вы получаете опыт, вы учитесь жить в гармонии с собой и окружающим миром, так как вы начинаете понимать себя и понимать этот мир.

Именно поэтому, я поставил самоанализ личности на первое место, так как от его качества и глубины, будет зависеть направление вашего движения.

Метод интродукции Вундта

В целом метод Вундта заключался в следующем. Во-первых, ряд наблюдателей был подготовлен с высокими требованиями, а затем представлен набор контролируемых сенсорных событий. Впоследствии их попросили описать их умственные переживания в связи с представленными событиями. Вундт считал, что наблюдателям необходимо поддерживать высокий уровень внимания к стимулам и контролю ситуации во время сессий. Кроме того, эти наблюдения также повторялись определенное количество раз.

¿Какова была цель этих наблюдений?

Вундт полагал, что существует два ключевых компонента, составляющих содержание человеческого разума: ощущения и чувства. Чтобы понять ум, Вундт подумал, что исследователям нужно сделать больше, чем просто определить структуру или элементы разума, но что-то фундаментальное, чтобы можно было пойти дальше, — это наблюдать за процессами и действиями, которые происходят с людьми. мир вокруг них.

Вундт сосредоточился на том, чтобы сделать процесс интроспекции максимально структурированным и точным. Во многих случаях респондентов просили ответить просто “да” или “нет”. В некоторых случаях наблюдатели давали свои ответы, нажимая клавишу телеграфа. Цель состояла в том, чтобы сделать самоанализ максимально научным.

Студент Вундта также использовал эту технику, но его обвинили в искажении некоторых оригинальных идей Вундта. Вундт понимал сознательный опыт в целом, в то время как Титченер (студент) сосредоточился на делении умственного опыта на отдельные компоненты.

Самоизучение и его методики

Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.

Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Задачи и цели

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки

В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Определение

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Пунктуальный настрой на беспредельность

Можно долго размышлять о сути самоанализа, пытаться дробить это понятие, дегустировать по составляющим и моделировать на отвлеченных примерах. Но, чтобы дело действительно сдвинулось с места, потребуется определенная «система запуска». Таким дисциплинирующим механизмом служит, обычно, перечисление заветных пунктов для посильного выполнения.

Разумеется, такой синопсис составляется нестрого и предусматривает варианты претворения в жизнь отдельных положений. В отсутствие пунктуальной неукоснительности закладывается еще и принцип абсолютной личной конфиденции. То есть нарочито безграничного доверия самому себе. Это необходимо для проявления свободы воли, без которой разрушается тонкая архитектура самоанализа.

Итак, чтобы войти в колею режима приобретения и отработки навыков полезного осмысления своего бытия, понадобится:

проводить наблюдения за своим состоянием. Особенно в моменты повышенного эмоционального возбуждения и, наоборот, в период моральной подавленности. Решительность в возбуждении внутренних претензий при этом не помешает. Ведь осуществлять психологический контроль в такие минуты неимоверно сложно.

Для максимального упрощения техники построения вопросов, можно руководствоваться лишь тремя емкими составляющими. А именно, выяснять – каковы чувства, ощущения и мысли;

записывать свои рефлекторные результаты по свежим впечатлениям. Такая фиксация необходима для подтверждения вашей педантичности в желании двигаться вперед. Потом не потребуется копаться в воспоминаниях, и можно будет практично структурировать результаты.

Годятся зарисовки, схемы, обозначение знаками. В продвинутом исполнении нелишне воспользоваться и аудио фиксацией. Кстати, не обязательно иметь для этого брендовый диктофон. Нам не выйти из реальности, в которой управление всей организацией бытия мы возложили на смартфон.

Хорошо, когда под рукой вовремя оказывается надежный и функциональный помощник. Но для этого вовсе не стоит гнаться за исключительными новшествами. Лучше подобрать практичный аппарат из разряда правильных реплик. Таких, например, как Samsung Galaxy Note8 на сайте https://kshop5.pro/2iV67J/

Любое понятное опосредование самоанализа служит повышению заинтересованности в его осуществлении. Появляется возможность сопоставлений своих видений на разных этапах, отслеживание прогрессирования или, наоборот, непродуктивности его элементов;

привлекать справочный массив. Интернет позволяет это делать оперативно и целенаправленно. Наглядно и без лишних ходов можно обеспечить качественное и компетентное сопровождение своим домыслам. Информационное подкрепление предполагает и поиск единомышленников, обмен достижениями. Скажем, на сетевых страницах, в форумных дебатах, на вебинарах.

Девизом в таком подборе данных должен стать «Sapienti non sat», то есть «умному – недостаточно». Лучше уж иметь про запас возможность модификаций с избытком материала, чем довольствоваться скудными заблуждениями;

не бояться вдумчиво возвращаться к любым пунктам записей. Нужно понимать, что выкладки самоанализа относятся к философским категориям. А в этой области ограничения, связанные со спешкой, отсутствуют напрочь. Ведь стремление к истине – одна и особенностей бесконечного познания. Поэтому действуйте так, будто времени не существует.

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие «придираются», выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти «ляп» или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Самоанализ урока по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector